Тенденции развития современного мирового рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:51, реферат

Описание

История развития рынка ценных бумаг насчитывает несколько веков и началась с создания рынка государственных ценных бумаг, которые появились в XV - XVI вв. Необходимость появления таких бумаг была связана с высокими расходами государства, превышавшими доходы. Для привлечения дополнительных денежных средств государство выпустило ценные бумаги, которые были размещены на международном рынке, а затем и на внутреннем. Первые же корпоративные ценные бумаги появились в XVII в., однако широкое развитие они получили только в середине XIX в.

Содержание

Введение
1. Фондовые биржи России
2. Российский рынок государственных ценных бумаг
3. Российский рынок корпоративных ценных бумаг
4. Тенденции развития современного мирового рынка ценных бумаг
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Эволюция и тенденции развития российского и мирового рынка ценных бумаг.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

Открытие официальной фондовой биржи оттягивалось     Министерством  финансов в ожидании решения принципиальных вопросов   правительственной     политики    в   отношении    частных    эмиссий   и   стабилизации конъюнктуры   на   фондовом   рынке.   В январе   1917 г.  вновь   была   открыта   Санкт-Петербургская  фондовая    биржа.   Временным  правительством воспрещались      срочные   сделки,   объектом     сделок   могли   быть   только ценные   бумаги,     круг  участников    биржевых     собраний    ограничивался («гости»    не   допускались,  иностранные подданные – только с   разрешения     Министерства     финансов).   Для   упрощения     взаимных    расчетов акционерных      банков   по   покупкам   и   продажам  ценных   бумаг   при   Петербургской     конторе    Государственного     банка   был   утвержден   фондовый    расчетный    отдел.   При   этом  имелось   в  виду,  что  все   биржевые сделки    без  исключения    будут   подлежать    регистрации    и   контролю   со стороны     представителей    Министерства     финансов.   Нестабильная     политическая    ситуация   привела   к   тому,   что   биржа  просуществовала   всего один   месяц.

После   революции   рынок   ценных   бумаг  фактически   прекратил   свое существование.

Декретом   советского   правительства   23 декабря      1917  г.  были   запрещены  все операции   с ценными   бумагами,  и в начале   1918 г. были  аннулированы   государственные   займы.

С  переходом   к нэпу были сняты  ограничения   на  частную предпринимательскую   деятельность,   появились   государственные   и   смешанные акционерные  общества.  Государство  прибегало  к акционированию предприятий   для   привлечения   частного   капитала.   В период   нэпа   товарные   биржи   и фондовые   отделы   при   биржах существовали  с   1921 по   1930 г. Организация   фондовых бирж в СССР была предусмотрена   постановлением   ВЦИК   и СНК   о валютных   операциях.

В фондовых   отделах  допускались   сделки   по покупке  и продаже иностранной   валюты   и векселей,  чеков   и иных   платежных   документов, золота   и серебра   в слитках,   государственных     ценных   бумаг,   облигаций государственных   и кооперативных   предприятий,   а   также   допущенных к обращению   в СССР  иностранных   ценных   бумаг.

Ценности,  находившиеся   в обороте,  например   царские десятки, иностранные ценности и другие, по соображениям   экономической   политики не были допущены   на  биржу. Это  обусловило   возникновение   внебиржевого   рынка,   на   котором   к тому   же  осуществлялись   активные   спекулятивные   операции   и с отечественной   валютой.  Фондовые   отделы   находились   в   ведении   Наркомфина,   который   устанавливал   правила   совершения   сделок   и   осуществлял    надзор   за  их  деятельностью.   Органами управления   фондового   отдела   являлись   общее  собрание  членов   отдела, совет   фондового   отдела   и ревизионная   комиссия. Самостоятельно       фондовый     отдел  осуществлял     созыв  и   проведение общих   собраний,   организовывал      работы    различных   компаний,   учреждал должность     маклеров,   издавал   справочники     и   т.д.   Членами   фондового   отдела  бирж   и   их   постоянными   посетителями     могли   быть   представители   Наркомфина,      Народного     комиссариата     по   внутренней   торговле   и  Госбанка,    а  также   кредитные    учреждения,     кооперативные союзы,   крупные     частные    торговые    и  промышленные        предприятия, которым   по   закону   было   предоставлено    право   производить     фондовые биржевые   операции.

Помимо   членов   фондового   отдела   участниками   торгов   могли   быть постоянные   и   разовые   посетители.   Они   имели   право   совершать   операции   исключительно       через  маклеров.   Фондовые       маклеры    заключали сделки   согласно   Положению       о   биржевых   маклерах,   по   которому    они не имели     права  производить     операции    ни   за   свой   счет,   ни   от  своего имени,   не   могли   состоять   ни   на  какой-либо    службе   или   заниматься самостоятельной      коммерческой      деятельностью.   Это   делалось    с   целью создать   в   лице   фондового   маклера   профессионального    посредника    на бирже.   У   маклера   сосредоточивались      заявки   на   спрос   и   предложение валют    и   фондов.   На   основе   полученных      данных    маклер    заключал сделки.   Заключенные   сделки   оформлялись       им   в   так  называемой   «маклерской    записке».

Несмотря     на   большое   сходство   во   внешних   формах     организации фондовых  отделов  в России до революции   и в период нэпа, их экономическая   природа   была   различна.  Последние  являлись   не объектом   регулирующего   воздействия,   а   органами   регулирования        валютно-фондового рынка,   выражением   регулирующей   воли   государства.   В рамках   централизованного   управления   экономикой   распределение   материальных и финансовых      ресурсов   совершалось   преимущественно          государственными органами   разных   уровней.  При   этом  пропорции   в   распределении материальных   ресурсов   предопределяли   направления   движения   денежных средств.

Государство   могло   через   регулирование   оплаты   труда   и цен,  налоги, свободный   доступ   к ссудному   фонду   Госбанка,   наличноденежную и кредитную   эмиссию   привлекать   средства   для   реализации   своих   программ. Поэтому   оно не испытывало  острой  потребности   в налаживании реального   рынка   собственных   долговых   обязательств.   И   тем   не менее возрождение рынка   ценных бумаг в период   нэпа  произошло за счет расширения государственного кредита и формирования рынка   государственных   бумаг.   В 20-е  годы   было   размешено   24  госзайма.  Первоначально   реализация   займа   шла   в добровольной  форме, но длительные сроки  и трудности  распространения привели   Наркомфин   на  путь  принудительного   размещения. Облигации выдавались   в счет   заработной  платы   рабочим   и служащим. С    начала    30-х  годов   по   1957   г.   государство   осуществило     45  займов.   В   1948   г.   займы  1936—1946   гг.   были    конвертированы       в   государственный   2%-ный   заем       1948  г.   В   1957   г.   правительство  приняло   решение   об   отсрочке   начальной   даты      выплат    по   облигациям    на   20  лет до 1977   г.

Общим   для   всех   этих   займов   являлось,  во-первых,  то,  что   это была норма     принудительного       изъятия    средств   у   предприятий     и   заработной платы     у   населения,   а  во-вторых,     непривлекательность        из-за   невысоких    процентов     и   частого   невыполнения       обязательств      государством, которое     выражалось       в   отсрочке  выплат     или  конверсии     займов.   При этом   выплачивался   незначительный   доход   за   пользование   этими   средствами. Погашение   всех  послевоенных   займов   закончилось   в декабре   1991 г.

В первой   половине   90-х   годов   Россия   начала   переход   к   рыночной организации экономики. Приватизация промышленности и других объектов   государственной   собственности заложили основы формирования российского   фондового   рынка.

           2.  Российский   рынок государственных   ценных бумаг

Рынок     государственных  ценных    бумаг    обычно   занимает    ведущее   место     (до  50%)   в   общем   объеме    рынка    ценных     бумаг (государственных и  корпоративных). Российские государственные ценные бумаги   по своим  масштабам   преобладают   и на фондовом  рынке в   России.

С   переходом   к рыночной   экономике   российское   государство   стало более   активно   использовать   рынок   ценных   бумаг.   Значение   государственных   внутренних   выигрышных   займов  упало  практически   до нуля.

Последний   заем  из этой серии  был   выпущен   в   1992 г.  под   15% годовых, что  в связи  с огромной   инфляцией   полностью  его  обесценило.

Фактически   в   1992-1995  гг.  государство   почти   совсем   отказалось от практики размещения займов среди населения. Лишь с конца   1995 г. в обращение  поступили   первые  выпуски   сберегательного   займа,  нацеленные  на  продажу   населению.

Активно  использовать   рынок   ценных бумаг для   привлечения   средств в государственную   казну      заставило   то   обстоятельство,   что   дефицит государственного   бюджета   не должен   покрываться   путем  дополнительной денежной   эмиссии,  ибо только   на  этом   пути стало  возможно  постепенное снижение инфляционных   процессов в российской   экономике первой половины   90-х годов.

В этих   целях   государство   предприняло  несколько   попыток   привлечения средств   предприятий   и организаций,  наиболее   удачным   из которых оказались,  в конечном  счете, выпуски  ГКО, ОФЗ  и частично   казначейские обязательства.   Хотя   число   видов   государственных   ценных   бумаг,   обращающихся         на   российском      рынке,    достаточно      велико, первенство  прочно   захватили   ГКО  и ОФЗ, объемы   выпуска   которых   до августа   1998 г.  были   преобладающими.

Другой   особенностью   российского   рынка   государственных   облигаций, как   отмечалось   выше, была   их высокая   доходность   (до   100% годовых и более)   в отдельные   периоды,   позволявшая  привлекать   средства инвесторов  с других   рынков   капиталов,   которые   в российских   условиях 90-х  годов   были   не в состоянии   обеспечивать   подобную  доходность.

Однако   в   августе   1998  г.   рынок   государственных    ценных   бумаг   рухнул в связи   с отказом   государства   выполнять   свои   обязательства   перед инвесторами.   В ближайшей   перспективе   государство   будет   стремиться экономическим   путем   снизить   столь   высокую   доходность,   которая   в конечном   счете   разорительна   и не может   быть   оправдана   на  длительный период.

В отличие   от   рынка   корпоративных   ценных   бумаг   рынок   государственных   облигаций   в своей  большей   части   является   централизованным биржевым   рынком.  Ядром   этого   рынка  стала   Московская   межбанковская валютная   биржа  (ММВБ),  на  которой   сосредоточены  торговая,  расчетная и депозитарная системы,  обеспечивающие   на современном   уровне организацию  торговли   основными   видами   государственных   ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, облигациями   внутреннего   валютного   займа)   в режиме компьютерных   биржевых   торгов.

Российские   государственные   ценные  бумаги   обращаются   не только на внутреннем фондовом рынке, но и на зарубежных   рынках. Так, с конца 80-х  годов  на   международном   рынке  обращается   несколько   облигационных   займов   бывшего   СССР,   выпушенных   в разных           европейских валютах.  С   1996  г.  российское   правительство   размещает   на   внешнем рынке облигационные   займы.  С этого  же года  начиналась   практика допуска  иностранных   инвесторов   на   внутренний   рынок   российских   государственных   облигаций.

 

 

3.   Российский   рынок корпоративных   ценных бумаг

В   отличие   от   рынка   государственных     ценных   бумаг, который  существовал   в России  на протяжении   всего периода  ее социалистического развития, рынок  негосударственных,  или корпоративных, ценных бумаг возродился   в начале 90-х годов прежде всего в связи с началом процесса  приватизации   государственной   собственности   в   1992 г., а раньше – с образованием   акционерных   коммерческих   банков  и бирж.

Условно современную историю  российского   рынка         корпоративных ценных   бумаг   можно  разделить   на три   этапа.

Первый   этап   (1990-1992   гг.) – создание  предпосылок   для   развития фондового   рынка:  образование   фондовых   бирж   и рынка   акций   коммерческих   банков, товарных   и фондовых   бирж.

Второй  этап (1993 г. первая половина   1994 г.) – фондовый  рынок существует   в форме   рынка   приватизационных   чеков.

Третий   этап   (со второй   половины    1994 г. до настоящего  времени) – начало   обращения   акций   российских   акционерных   обществ;  зарождение рынка   корпоративных   ценных   бумаг   в общепринятом   понимании.

На   первом этапе  началось   формирование   законодательной   базы российского   рынка   ценных   бумаг.   Были   приняты   Положение   о   выпуске и обращении   ценных   бумаг  и фондовых   биржах   в РСФСР,  Положение об акционерных   обществах;  установлен   порядок   лицензирования            и аттестации   на   рынке   ценных   бумаг.

Второй этап это  начало,  расцвет   и закрытие  рынка   приватизационных   чеков,   которые   были   выпущены        государством     и   выдавались гражданам   России   бесплатно.  Последние  обменивали   их  на  акции приватизируемых       предприятий,   вкладывали    в   чековые  инвестиционные фонды   или  продавали   на  биржевом   и внебиржевом   рынках.

Важной особенностью второго и начала третьего этапа было наличие на российском  фондовом  рынке, кроме приватизационных   чеков, различного рода  псевдоценных бумаг (типа акций МММ и др.), которые активно покупались российским населением под влиянием, с одной стороны, соответствующей рекламы, а с другой – внешних обстоятельств  (высочайшая инфляция, нищета и т.п.), что провоцировало широкие слои населения вкладывать свои средства  в «высокодоходные ценные бумаги», которые оказывались в дальнейшем   совсем   не ценными, хотя   и бумагами.  Обманутые  ожидания широких слоев населения   на рынке ценных бумаг подорвали  веру частного инвестора  в этот рынок, возможно, на многие годы вперед.

Со  второй   половины     1994 г.  начался   складываться   новый   фондовый рынок,   на   котором   торговля    ведется   уже акциями   существующих   российских акционерных   обществ. В отличие от второго  этапа в ходе третьего формируется   рынок   крупных   инвесторов   и посредников – отечественных  и зарубежных,   который   имеет две  основные  цели.

Во-первых,   это борьба за собственность – покупка  контрольного пакета акций  предприятий,  которые либо  представляют   стратегические интересы для соответствующих  зарубежных  или отечественных компаний, либо являются высокодоходными,  имеют крупную  валютную  выручку   и т.п.

Во-вторых, это   получение  спекулятивной  прибыли   от   операций   на фондовом  рынке  благодаря   использованию  колебаний   цен  в зависимости от соотношения   спроса   и предложения,  политических   и экономических факторов,  с помощью   знаний   внутренней   информации   о   компании, недоступной  для других   участников   рынка   и т.п.

Информация о работе Тенденции развития современного мирового рынка ценных бумаг