Теневая экономика и система налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание

Наличие теневой экономики негативно сказывается на макроэкономике страны и приводит к тому, что достичь и поддерживать макроэкономическую стабильность становиться все трудней и трудней. Ослабевает валютная политика, так как утрачивается связь теневого бизнеса с банковской системой и рынком ценных бумаг. Теневая экономика переходит на бартер или иностранную валюту. К тому же официальная статистика получает неправильные показатели по макроэкономической деятельности. Наличие теневой экономики искажает распределение ресурсов. У теневого бизнеса появляется явное преимущество на рынке труда, так как на такой бизнес меньше всего распространяется трудовое законодательство.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3
Понятие, причины становления и роль теневой экономики в России………………………………………………………………………………………………………5
Понятие, виды и применение систем налогообложения в экономике России……………………………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………….....23
Список используемой литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 46.97 Кб (Скачать документ)

     2.«серая»  («неформальная») – разрешенная  законом, но нерегистрируемая  экономическая деятельность (преимущественно,  мелкий бизнес) по производству  и реализации обычных товаров  и услуг. В отличие от «второй»  ЭТ, которая неразрывно связана  с «белой» экономикой и паразитирует  на ней, «серая» теневая экономика  функционирует более автономно.  В этом секторе ЭТ самостоятельные  производители либо сознательно  уклоняются от официального учета,  не желая нести расходы, связанные  с получением лицензии, уплатой  налогов и т.п., либо отчет о  такой деятельности вообще не  предусмотрен;

     3.«черная» («подпольная») теневая экономика – (экономика организованной преступности) – запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных и остродефицитных товаров и услуг. «Черная» теневая экономика обособлена от официальной экономики еще в большей степени, чем «серая». «Черной» теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но также производство товаров и услуг, разрушающих общество (например, наркобизнес и рэкет). В современной литературе внимание концентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности, деятельности профессиональных преступников. Предложенную типологию не следует абсолютизировать. Между разными формами теневой экономической деятельности нет резкой грани. Например, организованные преступные группы могут «собирать дань» с предприятий неформального сектора и использовать контакты с легальными предпринимателями для «отмывания» своих доходов. Как считают многие специалисты, последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики (особенно «серая») объективно скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему. Все «теневики» находятся вне легальных законодательных норм и охотно сотрудничают друг с другом, что в известной степени объединяет их в противостоянии официальному миру. Как считают многие специалисты, последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики (особенно «серая») объективно скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему.

     Так же можно утверждать, что теневая  экономика и коррупция – два  неразрывных слова между собой, сиамские социально-экономические  близнецы. Теневая экономика, безусловно, порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Причина и  следствие, цель и средство здесь  настолько взаимоувязаны и переплетены, что создают порочный замкнутый  круг.

     Во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления. Во-вторых, теневая  экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование. В-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес. В-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики. В-пятых, теневая экономика -          финансовая основа коррупции, а коррупция - финансовая основа теневой экономики.

     Некоторые обстоятельства возникновения и  бурного развития теневого сектора  в экономике дают основания утверждать: теневая экономика есть закономерный результат деятельности государственных  органов власти и управления. Так  же можно утверждать, что большинство  из многих миллионов граждан, занятых  в теневом секторе экономики, не являются злостными правонарушителями, тем более - криминальными элементами (для них это единственно доступный  способ выживания).

     Объективно  роль теневого сектора в экономике  России сегодня именно такова. Так  сложилось, но так быть не должно, ибо  это серьезно препятствует формированию современной цивилизованной экономики, угрожает интересам экономической  безопасности страны.

     Объем теневой экономики составляет 43%, т.е. в 2 раза больше цифр Госкомстата. Если же учесть незарегистрированный бизнес, к которому относятся и нелегальные  предприятия, и всяческие мастера-надомники, то эта цифра достигает астрономической  величины -98%... Закрадывается еретическая  мысль: если теневая экономика доросла  до таких пределов, то, может быть, она и есть настоящая экономика.

     Теневая экономика может также создавать  конкуренцию официальной экономике, создавать новые рынки, увеличивать  финансовые запасы и быть источником предпринимательского опыта, который  так необходим в переходный период. В социальном аспекте теневая  экономика является работодателем  малообеспеченным людям, а безналоговая теневая экономика может иметь  позитивный эффект на распределение  дохода.

     Теневая экономика в целом - это всегда отрицательное социально-экономическое  явление, так как теневая экономика:

  1. является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;
  2. препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;
  3. формирует коррупционные отношения во всех без исключения сферах своего присутствия;
  4. разрушает государственную систему справедливого распределения национального богатства (если, конечно, такая система сформирована);
  5. не обеспечивает правовой защитой права и интересы          исполнительных участников теневого сектора экономики, не дает им социальных гарантий и помощи.

     Прежде  всего, обыденное представление  о желательности полной ликвидации теневой экономики является заведомо ошибочным. Если есть некоторые полезные функции данного явления, то речь должна идти не об уничтожении теневой  экономики, а об оптимизации ее масштабов. Но даже если бы это явление давало только негативные результаты, то и  в этом случае неправомерны призывы  уничтожить теневую экономику «любой ценой». Например, полной ликвидации квартирных краж можно добиться, если на всех квартирах  будет принудительно установлена  сигнализация и у каждого подъезда станет дежурить охрана. В результате неизбежного увеличения расходов на предотвращение правонарушений рядовые  граждане почувствуют, что их потери не сократились, а, наоборот, возросли. Поэтому целью борьбы даже с заведомо антиобщественными видами теневая  экономика лучше считать не их полную ликвидацию, а минимизацию  совокупных потерь от этих преступлений и от борьбы с ними.

     В заключение необходимо подчеркнуть: успех  борьбы с теневой экономикой и  коррупцией возможен лишь при условии  сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Система налогообложения.

       Налогообложение – это наиболее  проблемная область бухгалтерской  практики.

     Налоговое законодательство и налоговые инспектора в особенности требуют от предпринимателя  произвести выбор системы налогообложения  до начала предпринимательской деятельности. Это требование распространяется на вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и на вновь зарегистрированные организации.

     Выбор системы налогообложения является наиболее важным и сложным направлением развития бизнеса любого субъекта предпринимательской  деятельности, будь то Открытое Акционерное  Общество (ОАО) или индивидуальный предприниматель (ИП). Ведь от этого зависит достижение самой главной цели любого бизнеса  – получение прибыли.

     В соответствии с отечественным законодательством  в России действуют следующие  режимы налогообложения, которые могут  применять малые предприятия  и индивидуальные предприниматели:

  • общий режим, при котором уплачиваются в бюджет все установленные налоги.
  • специальные налоговые режимы:
  1. упрощенная система налогообложения;
  1. налогообложение единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  2. иные специальные налоговые режимы.

     Субъектами  упрощенной системы учета и отчетности (далее — упрощенной системы) могут  быть индивидуальные предприниматели  и организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности  при условии, что они отвечают следующим требованиям, установленным  законом:

     - предельная численность работающих, в том числе в филиалах и  подразделениях (включая работающих  по договорам подряда и иным  договорам гражданско-правового характера) составляет до 15 человек, независимо от вида деятельности (пункт 1 статьи 2 закона);

     - совокупный размер валовой выручки  в течение года, предшествующего  кварталу, в котором произошла  подача заявления на право  применения упрощенной системы,  не превышает 100 000-кратного минимального  размера оплаты труда (пункт  3 статьи 2 закона). При расчете норматива  применяется размер минимальной  оплаты труда, установленный в  статье 5 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном  размере оплаты труда», который  с 1 января 2001 года составляет 100 руб.  Для организаций и индивидуальных  предпринимателей, занимающихся торговой  и снабженческо-сбытовой деятельностью,  в качестве показателя валовой  выручки принимается годовой  оборот (пункт 3 приказа Минфина  России от 15.03.96 № 27 «О мероприятиях  по реализации Федерального закона  от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об  упрощенной системе налогообложения,  учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства»).

     Общий режим налогообложения предполагает ведение налогового учета по многим налогам, входящим в данный режим. В  частности, это относится к налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц и др. Для того чтобы выбрать для налогообложения  определенный способ учета и налогообложения, субъект малого предпринимательства  оформляет учетную политику по налогообложению.

     Кроме того, выбрав этот налоговый режим, при постановке и организации  бухгалтерского учета зарегистрированное ООО должно вести учет методом  двойной записи с применением  Плана счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выполнять требования всех нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету.

               Кроме того, малые предприятия  обязаны ежеквартально составлять  бухгалтерскую отчетность и представлять  её внешним заинтересованным  пользователям. Малое предприятие  при общем режиме налогообложения  должно вести налоговый учет, руководствуясь Налоговым кодексом  РФ.

     Упрощенная  система налогообложения (УСН) регулируется главой 26.2 Налогового кодекса РФ и  применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.

     Перейти на применение упрощенной системы налогообложения  или вернуться к общей системе (общему режиму) зарегистрированные фирмы  и предприниматели могут в  добровольном порядке при соблюдении определенных условий.

     Добровольный  порядок перехода на упрощенную систему  ограничен рядом обязательных условий, при несоблюдении которых предприниматели  не вправе применять упрощенную систему  налогообложения и, соответственно, не признаются плательщиками единого  налога.

     Упрощенная  система (согласно пункту 2 статьи 2 Закона) не распространяется на организации:

     - занятые производством подакцизной  продукции,

     (перечень  подакцизных товаров приведен  в ст. 181 НК: подакцизными товарами  признаются (п. 1 ст. 181 НК РФ)):

     1) спирт этиловый из всех видов  сырья, за исключением спирта  коньячного;

     2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие  виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового  спирта более 9 процентов;

     3) алкогольная продукция (спирт  питьевой, водка, ликероводочные  изделия, коньяки, вино и иная  пищевая продукция с объемной  долей этилового спирта более  1,5 процента, за исключением виноматериалов);

     4) пиво;

     5) табачная продукция;

     6) ювелирные изделия;

     7) автомобили легковые и мотоциклы  с мощностью двигателя свыше  112,5 кВт (150 л.с.);

     8) автомобильный бензин;

     9) дизельное топливо;

     10) моторные масла для дизельных  и (или) карбюраторных (инжекторных)  двигателей.

Информация о работе Теневая экономика и система налогообложения