Теневая экономика и система налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание

Наличие теневой экономики негативно сказывается на макроэкономике страны и приводит к тому, что достичь и поддерживать макроэкономическую стабильность становиться все трудней и трудней. Ослабевает валютная политика, так как утрачивается связь теневого бизнеса с банковской системой и рынком ценных бумаг. Теневая экономика переходит на бартер или иностранную валюту. К тому же официальная статистика получает неправильные показатели по макроэкономической деятельности. Наличие теневой экономики искажает распределение ресурсов. У теневого бизнеса появляется явное преимущество на рынке труда, так как на такой бизнес меньше всего распространяется трудовое законодательство.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3
Понятие, причины становления и роль теневой экономики в России………………………………………………………………………………………………………5
Понятие, виды и применение систем налогообложения в экономике России……………………………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………….....23
Список используемой литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 46.97 Кб (Скачать документ)

     - созданные на базе ликвидированных  структурных подразделений действующих  предприятий, а также

     - кредитные организации, страховщиков, инвестиционные фонды, профессиональных  участников рынка ценных бумаг,  предприятия игорного и развлекательного  бизнеса и хозяйствующих субъектов  других категорий, для которых  Министерством финансов Российской  Федерации установлен особый  порядок ведения бухгалтерского  учета и отчетности.

     Следует иметь в виду, что переход на упрощенную систему не допускается, если указанные виды деятельности  являются лишь одним из направлений  деятельности организации и формируют  даже небольшую долю доходов. Все  перечисленные ограничения касаются организаций в целом, филиалы  и иные обособленные подразделения  не могут выступать самостоятельными субъектами упрощенной системы.

     Переход на ведение учета по упрощенной схеме  является добровольным, и отказ от него не влечет за собой налоговых  последствий. То есть, отказавшись от права вести учет по упрощенной схеме, организация не теряет права на применение упрощенной системы налогообложения.

     Сущность  упрощенной системы налогообложения  и ее привлекательность заключаются  в том, что уплата целого ряда налогов (НДС, налога на прибыль, налога на имущество, частично единого социального налога (ЕСН) – для организаций; НДС, НДФЛ, налога на имущество, частично ЕСН - для  ИП) заменяется уплатой единого налога, который рассчитывается на основании  результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый  период.

     Перейти на применение упрощенной системы налогообложения  или вернуться к общей системе (общему режиму) зарегистрированные фирмы  и предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий.

     Добровольный  порядок перехода на упрощенную систему  ограничен рядом обязательных условий, при несоблюдении которых предприниматели  не вправе применять упрощенную систему  налогообложения и, соответственно, не признаются плательщиками единого  налога.

     Не  могут применять упрощенную систему  налогообложения индивидуальные предприниматели, перечисленные в пп. 8, 9, 11, 13, 15 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ.

     Упрощенная  система налогообложения дает дополнительные преимущества в виде возможности  применять кассовый метод учета  доходов и расходов, а также  упрощенную форму бухгалтерского учета.

     Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения  является заявительным. Это значит, что для перехода на упрощенную систему  налогообложения необходимо представить  в налоговые органы заявление  о переходе на упрощенную систему  налогообложения. Если вы хотите использовать "упрощенку" начиная с 1 января 2011 года, вам необходимо было подать заявление в период с 1 октября  по 30 ноября 2010 года.

     Несмотря  на достоинства упрощенной системы  налогообложения, эта система имеет  ряд недостатков, которые в значительной степени тормозят массовый переход  на льготный режим налогообложения  предприятий производственного  сектора экономики. Кроме того, недоступной  она остается и для многих средних  предприятий, что затрудняет хозяйственные  отношения между предприятиями  разных размеров, ставя их в неодинаковые условия налогообложения.

     Порядок определения расходов, уменьшающих  налогооблагаемую базу по единому налогу при упрощенной системе (если объект налогообложения - доходы, уменьшенные  на величину расходов) и по налогу на доходы физических лиц, различен. Необходимо иметь в виду, что в упрощенной системе налогообложения представлен  закрытый перечень расходов, в то время  как для налога на доходы он является открытым. Однако, как уже отмечалось, в обоих случаях это должны быть расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности.

     Для упрощенной системы перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, прямо закреплен в главе 26. 2 Налогового кодекса.

     Представляется  интересным сравнить виды расходов по двум системам налогообложения.

     Для этих целей выделим четыре  группы расходов:

  • расходы, учитываемые в обоих случаях;
  • расходы, учитываемые только при упрощенной системе;
  • расходы, учитываемые только при уплате налога на доходы физических лиц;
  • расходы, которые учитываются в обоих случаях, но в разном порядке.

               Уплата единого налога для  организаций предусматривает замену  уплаты налога на прибыль, налога  на добавленную стоимость, налога  на имущество организаций и  единого социального налога. Система  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности  устанавливается Налоговым кодексом  РФ, вводится в действие нормативными  правовыми актами представительных  органов муниципальных районов,  городских округов, законами городов  федерального значения Москвы  и Санкт-Петербурга и применяется  наряду с общей системой налогообложения  и иными режимами налогообложения,  предусмотренными законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах.

     Вмененный доход - потенциально возможный доход  налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и  используемый для расчета величины единого налога по установленной  ставке.

     Базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического  показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

     Корректирующие  коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень  влияния того или иного фактора  на результат предпринимательской  деятельности, облагаемой единым налогом.

     Система налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности (далее  в настоящей главе - единый налог) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной  власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении  следующих видов предпринимательской  деятельности:

  • оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
  • оказания ветеринарных услуг;
  • оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
  • оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
  • оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
  • розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
  • розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
  • оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
  • оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • распространения и (или) размещения наружной рекламы;
  • распространения и (или) размещения рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах;
  • оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 квадратных метров;
  • оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.
 

Заключение.

     Реформирование  системы налогообложения подоходным налогом  снизило потенциал дальнейшего  роста теневого сектора, но не решило проблему занятости низкоквалифицированных работников, к такому выводу пришли исследователи Центра социальной и  экономической политики (CASE), выступившие  на Научной конференции ГУ-ВШЭ  «Социальные и экономические  последствия реструктуризации экономики ».

     По  результатам исследования, сильное  снижение ставок подоходного налога на зарплаты низкоквалифицированных работников может значительно увеличить  легальную занятость в этой категории  работников. Как следствие, это может  положительно повлиять на уменьшение теневого сектора.

     Анализ  показал, что неквалифицированный  персонал вовлечен в неформальную занятость  с низким уровнем зарплаты. В этом случае теневая занятость – это, скорее, способ избежать безработицы  и нищеты, нежели укрыться от уплаты налогов. Именно поэтому предоставление условий для официальной занятости  этой категории работников может  снизить теневую занятость.

     Неофициальные работники имеют ограниченный доступ к социальному обеспечению. С  другой стороны, в Украине и России, по мнению авторов доклада, слишком  низкий уровень социальных льгот, поэтому  существует немного стимулов для  перехода в формальный сектор. При  условии улучшения качества и  доступности соцпакета эти стимулы  могут возникнуть.

     Занятость в теневом секторе ограничивает доступ работника к социальным пособиям и выплатам (что особенно актуально для России). Если работники доверяют системе социального страхования, то это будет их стимулировать найти официальную работу или требовать от работодателя оформления по закону. Поэтому высокие государственные расходы на социальную сферу, полагают исследователи, могут отчасти уменьшить теневой сектор экономики.

     Многие  специалисты считают основной, а  то и единственной причиной развития "теневой" экономики налоговый  прессинг. Фактор, думается, не единственный, но весьма существенный. Отсюда можно  сформулировать вывод: распространенность "теневой" деятельности в решающей степени зависит от общего состояния  экономики, уровня жизни населения  и исходящих от государства ограничений.

     Согласно  исследованиями Международной организации  труда, 12-15% рабочего времени работников на самом деле находится «в тени», что позволяет работодателям  увеличить зарплату в среднем  на 13%. Неформальный сектор создает 25-50% общего фонда заработной платы. Анализ Росстата в 2006 г. показал, что неформальная занятость в России продолжает расти, превышая 17% от общего числа занятых.

     Сокращается налоговая база. Как следствие, растет налоговый пресс на легальный  сектор экономики.

     Снижается конкурентоспособность легальной  экономики. Это в свою очередь  подталкивает и другие экономические  структуры к уходу в тень.

     Усиливается ресурсное обеспечение коррупции, что ведет к росту ее масштабов.

     Неконтролируемые  крупные финансовые ресурсы позволяют  влиять на государственную политику, СМИ и избирательные компании различного уровня. Это также способствует развитию коррупции.

     Неконтролируемые  крупные финансовые ресурсы позволяют  влиять на государственную политику, СМИ и избирательные компании различного уровня. Это также способствует развитию коррупции. 
 
 
 

 

Список  используемой литературы.

  1. www.irkutsk.irbp.ru/page/313/314/
  2. www.bishelp.ru/svoe_delo/vibornalog/
  3. www.econ-profi.ru   www.garant.ru›Аналитические статьи›6743
  4. www.ualis.ru/add/nalogi.html 
  5. www.kadis.ru›Справочник налогов›?id=11
  6. www.penta-ifns.ru/lib/article5.html
  7. www.rags.ru/s_center/tenevaya/analiz.htm
  8. www.bistrast.ru/articls/stat87.asp
  9. www.kreml.org
  10. www.krugosvet.ru/enc…nauki/ekonomika…TENEVAYA.html
  11.   Вадюхина Р.Р. Теневая экономика в России и ее криминальный характер. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Уфа: УОП УЮИ МВД РФ, 2001.
  12. Латов Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики. М.: МОНФ, 2001
  13. Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М.: ИНФРА-М, 2001
  14. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2 [Текст] : (новая ред.) : офиц. текст с изм. и доп. на 10 марта 2005 г. с алф.-пред. указ. - М. : ЭКСМО, 2005. - 651 с. – ISBN
  15. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2. –м.: проспект,2009. – 688 с.

Информация о работе Теневая экономика и система налогообложения