Теневая экономика мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание

Теневая экономика как явление возникла с древних времен и «успешно» функционирует, по сей день. Рассматриваются ее масштабы, она выступает во все более разнообразных формах. Несмотря на многовековую историю, теневая деятельность пока еще не стала предметом специального и при этом всестороннего экономического исследования. Изучая общие закономерности экономики, экономическая теория практически никогда не заостряла внимание на проблемах теневой экономики: она ею либо пренебрегала, либо считала, что теневая экономика функционирует с использованием тех же экономических механизмов, что и легальная.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 57.02 Кб (Скачать документ)

Преступные группировки  в зависимости от условий их функционирования и конъюнктуры "черного" рынка  меняют свою криминальную специализацию, если это содействует росту доходов.

В последнее время все  чаще начинают появляться преступные группировки из числа участников вооруженных формирований, которые  по различным причинам покидают зоны межнациональных конфликтов в бывших республиках Союза и перемещаются в Россию. Такие группы хорошо вооружены, дисциплинированы, имеют опыт ведения  боевых действий и, как правило, находятся  на нелегальном положении.

Международное пиратство. Для  указанного региона актуальной становится проблема борьбы с международными пиратскими организациями, базы которых находятся  на территории ряда стран Юго-Восточной  Азии. Связанная с проблемой безопасности мореплавания, она тем не менее покрыта завесой повышенной секретности, оправдываемой коммерческой или военной тайной. Имея легальную возможность избегать таможенного досмотра и провозя на судах контрабандные грузы, представители отдельных компаний и ведомств не заинтересованы в огласке инцидентов с пиратами.

Нелегальная торговля оружием. Между тем в последние годы участились случаи незаконной торговли оружием российскими моряками в  иностранных портах. В этой связи  японскими властями, например, произведен ряд арестов наших моряков, значительно  ужесточены меры контроля и пресечения подобных фактов. Широкий резонанс вызвало задержание капитана траулера "Ус", в каюте которого было обнаружено 40 автоматов системы  Калашникова, "не замеченных" при  таможенном досмотре судна, выходившего  в море из российского порта. Характерно, что на борту судна в роли матроса-камбузника находился следовавший в Японию прокурор г. Советская Гавань Хабаровского края.

Нелегальная иммиграция. В  Приморском крае, по оперативным данным, действуют отечественные и иностранные  преступные группы, занимающиеся поставкой "живого товара" в увеселительные заведения стран Юго-Восточной  Азии, а также переправкой иностранцев  по поддельным документам в Западную Европу. Прикрываясь вывесками различных  легальных фирм, они остаются неуязвимыми  и избегают уголовного преследования.

Перед правоохранительными  органами Дальневосточного региона, особенно Амурской области, Приморского и  Хабаровского краев, острой остается проблема преступности, связанной с корейскими и особенно с китайскими гражданами, продолжающими нелегально оседать  на российской территории.

По ориентировочным данным Федеральной миграционной службы, на территории России незаконно проживает  до 600 тыс. иностранцев. Неофициальные  же оценки колеблются в диапазоне  от нескольких сот тысяч до 2 млн. человек. Только в Сибири и Дальневосточном регионе, по данным спецслужб, нелегально проживает около 1 млн. китайских граждан. Угроза демографической, экономической, а возможно, и криминальной китайской экспансии в Дальневосточном регионе становится вполне (вероятной, если учесть, что только в одной сопредельной китайской провинции Хэйлунцзян в ближайшее время ожидается массовая безработица, которая, по прогнозам, коснется 20 млн. человек). Уже сейчас в некоторых дальневосточных населенных пунктах и районах приграничной зоны России число китайских граждан превышает численность коренного населения. Видимо, интенсивным притоком в Россию китайских граждан, особенно криминально ориентированных лиц, можно объяснить лидерство китайцев в приведенной выше официальной статистике иностранной преступности. По оперативным данным, среди нелегально проживающих в России иностранцев получили распространение рэкет, грабежи, разбои, убийства и другие тяжкие преступления.

Так, в Приморском крае лидирующее положение среди выявленных иностранных  преступников занимают китайцы (их доля превышает совокупную долю граждан  СНГ примерно в 5 раз) и корейцы, (их удельный вес в структуре тяжких преступлений иностранцев приближается к 32%). Представителями этих этнических общностей совершается более  половины выявленных экономических  преступлений со стороны иностранных  граждан. В целом 70% иностранных преступлений на территории края совершают корейцы  и китайцы, проживающие там нелегально.

При оценке масштабов иностранной  и в целом транснациональной  преступности следует учитывать  как неполноту статистического  учета соответствующих преступлений, так и их высокую естественную латентность.

Нелегальный вывоз женщин и детей для вовлечения в проституцию. Во многих городах России образовались преступные группировки, специализирующиеся на нелегальной перевозке граждан России, в том числе преступников, в Западную Европу, а также на вербовке россиянок для последующего вовлечения их в организованную проституцию за рубежом.

Хотя в мире еще нет  организации, ведущей глобальный учет транснациональных преступлений, по учетам Интерпола, охватывающим десятки  стран (статистику представляют не все  страны-члены этой организации), можно  судить о масштабах и динамике некоторых видов преступности.

Кражи произведений искусства  и антиквариата. Из-за плохого учета  этих преступлений даже на национальном уровне объем наносимого ими ущерба трудноизмерим.

По данным МВД РФ в 1999-й  год "криминальное сообщество" вошло, имея в "своей системе" более 9 тыс. организованных групп, группировок и мелких банд с общей численностью около 100 тыс. человек. В их числе немало промышляющих наркотиками.

По данным, обнародованным Всемирным Банком (ВБ) в 2010 г., в нашей стране на теневую экономику приходится около 48,6% ВВП. В регионах же в зависимости от того или иного субъекта этот показатель колеблется в пределах 20-50% ВРП (Валовой региональный продукт). На самом деле эта цифра значительно ниже, уверен глава Росстата Александр Суринов. По его мнению, нелегальную экономику можно оценить в 14-16% ВВП страны.

Впрочем, показатели международных  организаций, данные официальной статистики и отчёты специалистов рынка, всегда расходились. Действительно, дать объективную оценку масштабам российской теневой экономики непросто, настолько она стала неотъемлемой частью всей экономической системы страны. Например, известно, что в скрытом секторе задействовано 34,3% всей торговли, 10,1% — строительства, 9,2% — транспорта и связи, 8,9% — обрабатывающего производства, 4,6% — коммунальных, социальных и персональных услуг, 3,2 — рынка недвижимости и 2,3% — гостиниц и ресторанов. Что же касается сельскохозяйственной отрасли, то она практически вся работает в тени (по некоторым подсчётам более 90%)2.

Причин же, способствующих развитию нелегальной экономики, немало. Это и различные прорехи в  законодательстве, и высокие налоговые  ставки, и коррумпированность государственного аппарата, и высокая степень конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Пути вывода экономики из тени.

 

Практически все признают необходимость борьбы с развитием  «теневой экономики», однако есть расхождения  в определении целей и инструментов этой борьбы.

 Прежде всего, обыденное  представление о желательности  полной ликвидации «теневой экономики»  является заведомо ошибочным.  Если есть некоторые полезные  функции данного явления, то  речь должна идти не об уничтожении  «теневой экономики», а об оптимизации  ее масштабов. Но даже если  бы это явление давало только  негативные результаты, то и в  этом случае неправомерны призывы  уничтожить «любой ценой». Например, полной ликвидации квартирных  краж можно добиться, если на  всех квартирах будет принудительно  установлена сигнализация и у  каждого подъезда станет дежурить  охрана. В результате неизбежного  увеличения расходов на предотвращение  правонарушений рядовые граждане  почувствуют, что их потери  не сократились, а, наоборот, возросли. Поэтому целью борьбы даже  с заведомо антиобщественными  видами ЭТ лучше считать не  их полную ликвидацию, а минимизацию  совокупных потерь от этих  преступлений и от борьбы с  ними.

 Что касается методов  борьбы с «теневой экономики», то по этому поводу мнения  расходятся в зависимости от  того, какие именно причины развития  считать более важными. 

 Сторонники Э. де  Сото убеждены, что главная причина разбухания теневой экономики – это «плохие» законы, которые искусственно тормозят развитие деловой активности и вынуждают нормальных граждан превращаться в «теневиков». В таком случае стратегией борьбы  должна стать ликвидация бюрократических «препон», а тактикой – поэтапная либерализация хозяйственной деятельности (облегчение правил регистрации фирм, снижение налогов, сокращение числа регулирующих законов и проверяющих инстанций).

 Многие исследователи,  однако, полагают, что наиболее важным  фактором сдерживания теневой  экономики являются не формальные  нормы права, а неформальные  культурные традиции (например, протестантская  этика по Максу Веберу). По их  мнению, для минимизации прежде всего необходимо, чтобы люди рассматривали хозяйственную деятельность как честную «игру по правилам», а не как «пиратство». При таком подходе стратегический путь борьбы «теневой экономики» – это «выращивание» хозяйственной культуры, благоприятной для легального бизнеса, а тактические приемы – пропаганда честного предпринимательства, публичное общественное осуждение нарушающих закон бизнесменов, общая забота о моральном климате общества.

Приведем примеры программ по борьбе с теневой экономикой некоторых  стран.

С нового, 2012 года, гражданам  Литвы придется платить еще один дополнительный налог - на недвижимость, стоимость которой превышает 1 миллион  литов (почти 290 тысяч евро).

 Его уже прозвали  налогом на роскошь, ведь теперь  собственники дорогой недвижимости  обязаны будут платить ежегодный  взнос в размере 1% от суммы,  превышающей 1 млн. литов. Таким образом, Литва присоединилась к небольшому на сегодняшний день списку стран, которые в период кризиса решили ввести налог на роскошь, надеясь за счет дополнительно полученных средств значительно пополнить свой государственный бюджет. Эффективность данной меры до сих пор не подтверждена и, как следствие, вызывает большие сомнения у специалистов.

Главный и единственный показатель высоких доходов – элитная  недвижимость. 21 декабря 2011г. литовский  Сейм ввел новый налог на роскошь. Депутаты долго спорили по поводу того, что именно должно считаться  той самой «роскошью» и, соответственно, подпадать под новое обложение. В результате сошлись на самом  минимуме: брать дополнительный налог только за недвижимость. Какое-то время поспорили насчет автомобилей, но, видимо, решив, что последний далеко не роскошь, а средство передвижения, отбросили эту идею, как непродуктивную.

Но, что интересно, налог  будет считаться не от всей астрономической  суммы, а только от «вершка», т.е. от той части, которая больше 1 млн. Таким образом, если чьи-то апартаменты будут оценены, например, в 1,1 млн. литов, то налог снимется с этих несчастных 100 тысяч, получается, что в год государство получит 1000 литов.

Как будут разыскивать литовских богачей и сколько же их найдут? Такой вопрос действительно актуален, поскольку всем интересно, а кто же, собственно, будет оценивать недвижимость. Как оказалось, дома, как главный критерий роскоши, были выбраны отнюдь не случайно – все необходимые записи о стоимости имущества есть в Центре регистра. Именно этот фактор, якобы, и стал решающим при принятии окончательного решения о введении нового налога. Более того, чиновники уже сейчас знают сколько в Литве «домов-миллионеров»: по предварительным подсчетам их в республике насчитывается 741.

Граждане имеют право обратиться к независимому оценщику, если не согласны со стоимостью собственной недвижимости, которая числится в Центре регистра. Если данные государственного и частного оценщика будут расходиться более, чем на 10 %, гражданин может подать апелляцию для рассмотрения экспертной комиссии Центра регистра. Если ее удовлетворят, то стоимость жилья может быть снижена (даже за роковую отметку в 1 млн. литов). В 2011 году Центр регистра получил 247 апелляций, из них были удовлетворены 202. Если так пойдет дальше, то новый налог не с кого будет брать.

Первый вице-премьер-министр  Украины, министр финансов Николай  Азаров заявляет, что бороться с "теневой" экономикой не нужно, а необходимо создавать  такие условия, при которых украинцам  невыгодно было скрывать налоги и  получать зарплату "в конвертах".

"Какие методы борьбы  с теневой экономикой? Бороться  с теневой экономикой не нужно,  нужно создавать такие условия,  при которых теневая экономика  стремится стать, образно говоря, серой. Черная - серой, а серая - светлой, - заявил Азаров. - Какие условия? Прежде всего, климат соответствующий налоговый, административный климат, при котором было бы выгодно в полном объеме платить налоги, и было бы очень невыгодно скрывать эти налоги, платить зарплату по-черному".

Как сказал Азаров, правительство  еще в 2004 году приступило к выполнению программы для вывода экономики  из тени, однако руководители Кабинета министров в 2005-2006 годах эту программу  свернули.

"Программа достаточно  простая - это снижение начислений  на фонд оплаты труда. Мы  утвердили новые нормы ставок  на доходы физических лиц - достаточно низкие, следующим этапом  было сокращение начислений на  фонд оплаты труда по социальным  взносам. И мы бы это сделали,  если бы не чрезвычайно раздутый  дефицит пенсионного фонда. Вот  мы в 2008 году ликвидируем бюджет  пенсионного фонда. Если мы  его ликвидируем, то с 2008 года  мы получим возможность дальше  снижать начисления на фонд  оплаты труда", - пояснил он.

По словам Азарова, следующим  этапом, станет переход к накопительной системе, "когда каждый гражданин Украины будет иметь накопительный пенсионный счет". "Каждый гражданин, каждый работник не будет заинтересован в выплате зарплаты в конверте", - сказал Азаров.

По его утверждению, Кабинет  министров не собирается проводить  карательные мероприятия, а будет  создавать условия, при которых "будет  постепенный переход из теневой  экономики в полулегальную, потом в легальную". "Выгоднее будет работать на свету", - отметил первый вице-премьер-министр. Хотя по данным социологических опросов население не верит в то, что эти реформы действительно начнут работать.

Проблема значительной теневой  экономики и массовой коррупции  стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.

Основными в этой системе  мер, на наш взгляд, должны стать  следующие решения и мероприятия:

• проведение безусловной  всеобщей уголовной амнистии по налоговым  и экономическим ненасильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, к примеру, до $10 млн., оставив пострадавшей стороне  лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству  населения России легализовать и  репатриировать накопленные капиталы);

Информация о работе Теневая экономика мира