Теневая экономика: сущность, структура, субъекты и методы борьбы с ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание

Целями данной курсовой работы являются:
1) определить сущность, понятие, формы и виды теневой экономики;
2) выявить предпосылки возникновения теневой экономики;
3) определить методы борьбы с теневой экономикой.
4) освещение сложности и многогранности масштабов теневых процессов в экономике Республике Беларусь. Теневая экономика: сущность, структура, субъекты и методы борьбы с ней

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Теневая экономика: понятие и формы проявления………………………….6
1.1. Сущность теневой экономики, ее основные черты, субъекты, причины возникновения и развития……………………………………………………….6
1.2. Сферы теневой экономики, ее структура……………………….…………10
2. Оценка масштабов теневой экономики и ее последствия………………….13
2.1. Методы оценки теневой экономики……………………………………….13
2.2. Макроэкономические последствия теневой экономики………………….14
3. Состояние теневой экономики и методы борьбы с ней в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..19
3.1. Оценка масштабов теневой экономики в Республике Беларусь…………19
3.2. Методы борьбы с теневой экономикой в Республике Беларусь…………24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...31
Приложение. Зависимость элементов теневой экономики от ее масштабов...32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

В Греции, Италии, Бельгии и Швеции самые высокие налоги в Европе (72 - 78%). В этих же странах – наиболее развитый теневой сектор. В то же время развитые страны с наименьшим уровнем налогового бремени – США и Швейцария (41,4% и 39,7% соответственно) – имеют относительно небольшой теневой сектор. По оценке профессора Шнайдера, именно из-за прямых и косвенных налогов 55% предприятий переходят в теневой сектор. В Европе налоговая нагрузка сейчас постоянно растет: отчисления из заработной платы, составлявшие в начале 70-х годов 27%, сейчас преодолели в Европе отметку в 42% [12, с. 3].

Чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки – естественный результат деятельности государства, неспособного обеспечить реальный сбор налогов и стремящегося компенсировать сокращение налоговой базы увеличением ставок налогообложения. Сокращение налоговых платежей вызывает рост налоговой нагрузки, которая, в свою очередь, вызывает рост налоговых правонарушений. Это вновь сокращает налоговые платежи и увеличивает налоговую нагрузку на все сокращающееся число законопослушных налогоплательщиков. Процесс возобновляется на новом уровне. В результате снижение налоговых доходов сочетается с ростом налоговой нагрузки, тяжесть которой в современной Беларуси лишает предпринимателя стимулов к эффективной деятельности.

Чрезмерная регламентация экономической деятельности проявляется в основном в следующих действиях государства:

        запрет на обращение каких-либо товаров или услуг;

        административное вмешательство в процесс ценообразования;

        чрезмерная власть бюрократии, нечеткость и слабая контролируемость критериев бюрократических решений.

Результатом является рост теневой экономики. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков – труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные и договорные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих. 

Административное вмешательство в процесс ценообразования проявляется в форме принудительного установления государством максимальной или минимальной цены на товары и услуги.

Лицензирование различных видов экономической деятельности ставит частные компании в зависимость от органов власти и создает условия для извлечения государственными служащими нелегальных доходов.

В экономике переходного типа, к которой относится и экономика Республики Беларусь, регламентация экономической деятельности как фактор роста теневой экономики имеет особое значение. Важнейшим направлением институциональных преобразований при переходе к рынку является, как известно либерализация экономической деятельности. Ее содержание состоит во введении рыночных «свобод» – конкуренции, предпринимательской деятельности, ценообразования и др. Однако в силу различных причин этот процесс происходит неравномерно, непоследовательно и неполно. Во многих сферах экономики по-прежнему сохраняются ограничения для действия рыночных сил, по-прежнему сильна государственная регламентация. Такое состояние незавершенности либерализации экономической деятельности многими специалистами признается основной причиной формирования теневой экономики и криминализации экономической сферы в переходных хозяйственных системах.

Значительные масштабы государственного сектора в экономике, его доля в совокупном капитале порождают отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме прямых и косвенных дотаций, субсидий, льготных кредитов среди государственных предприятий. Это является питательной основой для формирования сектора неформальных, часто криминальных, отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), инвестирования, перевода за рубеж. [2, с.37-38].

Неблагоприятный социальный фон. Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т. д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д.

Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо и т. д.

Политическая нестабильность. Этот фактор стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала.

Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив,  замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет «затенения», но и по причине элементарного свертывания деятельности «до лучших времен».

Таким образом, теневая экономика представляет собой достаточно сложное явление, существование которого оказывает значительное влияние на макроэкономическое равновесие.

 

 

 

1.2. Сферы теневой экономики, ее структура

 

Как известно, теневая  экономика  является неотъемлемой частью национальной экономики, поэтому для ее определения выделяют две крупные сферы:

1.                  Первая крупная сфера теневой экономики - это государственное производство и управление бюджетными средствами, полностью освобожденное от контроля со стороны общества политической силой государства. В рамках названной теневой сферы можно выделить различные по политической роли, но становящиеся в условиях полного отсутствия общественного контроля одинаково бесполезными с экономической точки зрения участки производства, а точнее - участки затрат:

                  Военно – промышленный комплекс за пределами необходимой оборонной достаточности.

                  Затраты на поддержание и расширение сферы внешнеполитического влияния. Сюда следует отнести в первую очередь так называемую помощь братским партиям и народам.

                  Производство символов власти. К этому виду государственного производства следует отнести сверхзатратные проекты (и их осуществление) поворота рек, строительства гигантских каналов, различные мелиоративные работы, сооружение гигантских памятников среди всеобщей нищеты и грязи и т.п.

                  Затраты на идеологическое обеспечение режима политической власти. Влияние простирается от пропаганды в чистом виде (СМИ: радио, телевидение, печать) до производства материальных ценностей. К этим затратам следует отнести праздники, которые организуются на средства налогоплательщиков. Эти праздники можно охарактеризовать как “пир во время чумы”, когда в бюджете отсутствуют средства на обеспечение прожиточного минимума  работникам бюджетной сферы; когда в больницах люди лечатся лекарствами, купленными на собственные средства; когда преступность процветает, поскольку она вооружена и подготовлена гораздо лучше, чем те, которые должны с ней бороться.

                  Финансирование бюджетной сферы. Здесь возможны разные варианты «освоения» бюджетных средств под видом расходов на выполнение социальных программ. Но все эти программы объединяет механизм приписок (например, несуществующее оборудование).

2.                  Ко второй крупной сфере теневой экономики следует отнести так называемое неформальное производство, подпольную, или вторую, экономику. Следует выделить наиболее однотипные по экономическим признакам участки этой деятельности:

                              Участки производства, зарождение и функционирование которых обусловлено самой естественной необходимостью, т.е. в стремлении создать необходимый продукт. В силу определенных причин формальное участие человека в общественном производстве не всегда и не в полной мере способно обеспечить его тем, что составляет его необходимый продукт. Это вынуждает людей наряду с основной работой искать приработки. Наиболее распространенным участком такого производства является личное подсобное хозяйство. Как правило, его не принято относить к теневым видам деятельности, однако по всем признакам оно соответствует теневой экономике.

                                 Участки производственной деятельности, появление и функционирование которых обусловлено неудовлетворенностью тех или иных субъектов их местом в системе общественного разделения труда и распределения продукта. Данный участок теневой экономики, как никакой другой, свидетельствует о том, что отсутствие эффективной общественной оценки приводит к значительным потерям общественного труда [6, с.13-23].

Важным моментом рассмотрения вопроса  теневой экономики является определение организационной структуры. В структуре теневой экономики с известной степенью условности могут быть выделены следующие основные сферы или блоки:

                  Производительный сектор (нелегальная экономика), обеспечивающий реальный вклад в производство валового внутреннего продукта:

а) легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например, без лицензии или специального разрешения; скрытое производство в легальной экономике;

б) нелегальная (неформальная, по терминологии СНС-93) занятость, работа по найму;

в) запрещенная законодательством экономическая деятельность.


                  Перераспределительный сектор теневой экономики включает различные преступления экономической направленности. В литературе для обозначения отдельных элементов этого сектора теневой экономики используется различные понятия.

Существуют два особых сектора экономики, которые также являются неконтролируемыми и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектор домашней и сектор общинной экономики.

o                   Домашняя экономика представлена сферой общественно необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики.

       Признаками домашней экономики являются: производительный характер; отсутствие учета; официальной регламентации;  непротивоправный характер; отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах.

o                   Общинная экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в неденежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п.

Признаками общинной экономики являются: производительный, непротивоправный характер; обмен в неденежной форме; несоблюдение принципа эквивалентности; нерегламентированность; неучитываемый характер.

Данные сектора, по мнению ученых, не следует относить к теневой экономике. Связано это с тем, что сокрытие от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрации и уплаты налогов законодательство не предусматривает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера. Такое понимание теневой экономики оправдано и с криминологических позиций при рассмотрении ее в качестве фактора экономической преступности. Сферы домашней и общинной экономики не связаны с выходом за рамки правового поля и не являются факторами криминализации экономических отношений.

Некоторые авторы относят эти сферы экономической деятельности к легальной части неформальной экономики [6, с. 12-21].

По моему мнению, эти сферы не стоит относить к теневой экономике, потому что нет правовой регламентации этой деятельности и она не является противозаконной. И, как было сказано выше, сферы домашней и общинной экономики не являются факторами криминализации экономических отношений.

Таким образом, теневая экономика имеет свои сферы проявления, которые являются достаточно обширными, а также свою структуру, которая отражает специфику теневой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Оценка масштабов теневой экономики и ее последствия

2.1. Методы оценки теневой экономики

 

В экономической литературе предложено несколько подходов в оценке размеров теневой экономи­ки, которые можно разделить на три категории: микроэкономичес­кий, макроэкономический, а так­же методы программного модели­рования. Далее речь пойдет о мето­дах, получивших наибольшее раз­витие [11, с.47-49].

Микроэкономические (или пря­мые) методы основаны на обзорах и примерах, взятых из доброволь­ных опросов экономических аген­тов, налоговых проверок и иных методов проверки соответствия требованиям законодательства. Микроэкономические методы поз­воляют изучить структуру теневой экономики, поскольку оперируют не агрегированными индикатора­ми, а базовыми статистическими данными. Однако эти методы обычно приводят к заниженным оценкам размеров теневой эконо­мики в связи с преднамеренным сокрытием информации респон­дентами и по иным причинам.

Макроэкономические методы охватывают монетарный подход и методы, основанные на анализе какого-либо макроэкономического индикатора. Примером использо­вания макроэкономического инди­катора является метод потребле­ния электричества (или метод фи­зического потребления). Эмпири­ческие исследования показали, что размеры экономической ак­тивности и объем потребления эле­ктричества в различных странах мира связаны друг с другом элас­тичностью, обычно близкой к еди­нице. Осно­вываясь на предшествующих мас­штабных исследованиях, авторы получили оценки неофициального ВВП, предполагая, что разница между ростом потребления элект­ричества и увеличением офици­ального ВВП является результа­том развития теневой экономики. Метод потребления электричества был дополнен рядом усовершенст­вований, нивелирующих пробле­мы структурных изменений и еди­ничной эластичности, но автор так и не смог выйти за пределы "элек­трической теневой экономики до­машних хозяйств". Несмотря на то, что данный метод очень прост и привлекателен, он часто подвергается критике.

Информация о работе Теневая экономика: сущность, структура, субъекты и методы борьбы с ней