Теневая экономика: сущность, структура, субъекты и методы борьбы с ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание

Целями данной курсовой работы являются:
1) определить сущность, понятие, формы и виды теневой экономики;
2) выявить предпосылки возникновения теневой экономики;
3) определить методы борьбы с теневой экономикой.
4) освещение сложности и многогранности масштабов теневых процессов в экономике Республике Беларусь. Теневая экономика: сущность, структура, субъекты и методы борьбы с ней

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Теневая экономика: понятие и формы проявления………………………….6
1.1. Сущность теневой экономики, ее основные черты, субъекты, причины возникновения и развития……………………………………………………….6
1.2. Сферы теневой экономики, ее структура……………………….…………10
2. Оценка масштабов теневой экономики и ее последствия………………….13
2.1. Методы оценки теневой экономики……………………………………….13
2.2. Макроэкономические последствия теневой экономики………………….14
3. Состояние теневой экономики и методы борьбы с ней в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..19
3.1. Оценка масштабов теневой экономики в Республике Беларусь…………19
3.2. Методы борьбы с теневой экономикой в Республике Беларусь…………24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...31
Приложение. Зависимость элементов теневой экономики от ее масштабов...32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

В нашей стране теневое производство первоначально базировалось на удовлетворении естественных, повседневных потребностей населения (производство предметов потребления, продукции легкой, пищевой промышленности, услуг населению и т.д.). Теневой характер это производство носило в силу того, что скрывались от учета реальные источники сырья, материалов, оборудования, дополнительные площади и мощности производителей, вуалировалось реальное положение дел в отрасли, на предприятии и пр., где рост производства обеспечивался за счет экстенсивных факторов, а не роста производительности труда. Все это первоначально было нужно командно-административной системе для демонстрации успехов ее политики и практики управления, но скрывало реальное положение дел в экономике. Кроме того, неучтенная или сверхплановая продукция позволяла обеспечивать реальный рост благосостояния уже самой системы, ее носителей.

Развивающаяся в такой форме теневая экономика оказалась более эффективной по сравнению со «световой» из-за фактически бесплатности сырья, материалов, оборудования для теневиков. Их материальную базу оплачивало общество, а доходы от реализации продукции они делили между собой, а также осуществляли подкуп существующей командно-административной системы.

Усредненные стоимостные оценки ежегодного оборота капиталов теневой экономики в стране в 80-90-е гг. показывают, что уже в тот период и по обороту (от 13 до 50 %), и по численности занятых (30-40 % рабочей силы) он приблизился к критическому пределу, когда, по подсчетам западных экономистов, экономика теряет управляемость.

В последнее десятилетие теневая экономика охватила и развила до современного состояния и другие виды деятельности, сращивание дельцов теневой экономики (для защиты «своих» капиталов) с представителями уголовной среды и системы правоохранительных органов сделало эффективной сферой деятельности спекуляцию, самогоноварение, проституцию, рэкет и обеспечило устранение конкурентов. Коррупция в правоохранительных органах позволила успешно обходить законодательство, а в последние годы даже оказывать воздействие на принятие тех или иных законов или в интересах теневиков, или для сдерживания реформ в народном хозяйстве.

Теневой оборот в большей мере присутствует в строительстве, торговле и общественном питании. Что вполне логично – в этих сферах очень много различных регулирующих норм, с одной стороны, а с другой – в них проще эти нормы обойти. В таких видах деятельности, как образование, транспорт, связь нормирующих ограничений меньше, и обойти их несколько труднее.

Из специфики формирования теневой экономики в нашей стране можно вывести ряд особенностей, отличающих ее от западных стран:

                  воспроизводство ее структуры вместе, параллельно и в недрах легальной экономики, фактически через функционирование командно-административной системы. В этих условия возникают благоприятные возможности для роста объемов и масштабов деятельности теневиков.

                  наличие упрощенного процесса слияния, кооперирования в теневой экономике, так как для этих целей используются структуры и хозяйственные связи легальной экономики. Тогда как на Западе, как говорится, каждый сам за себя.

                  расширение социальной базы теневой экономики. Если раньше здесь преобладали представители командно-бюрократического аппарата и уголовной среды, то сегодня так называемым бизнесом занимаются и представители интеллигенции, молодежь и пр.

                  распространение получает такая специфическая черта теневой экономики, как полулегальная деятельность в сфере финансовых отношений, но в рамках закона. Например, из-за отличия в республиканских законодательствах, в частности в Беларуси и Российской Федерации, российские коммерческие банки и местные органы власти устремились в банковскую систему республики, где не было ограничений на размер паевого участия государственных органов в создании коммерческих банков. В результате появлялась возможность резко увеличить уставные капиталы и стать монополистом в этой сфере деятельности [3, с.158].

                  наличие таких специфических форм теневой экономики, как государ­ственная спекуляция, государственный рэкет.

                  усиление борьбы со стороны международной организованной преступ­ности за сферы влияния при выходе белорусских предприятий-экспортеров на мировой рынок.

                  существование различного рода барьеров при продвижении белорус­ских товаров на мировой рынок, что порождает развитие теневых отношении.

Еще одна особенность теневой экономики нашей республики – появление интеллектуального воровства, которое приносит высокие доходы. К примеру, подделка CD-, DVD-дисков, иные сегменты "экономической серости". Мы пока бедны и не можем покупать видеофильм за 40 долл., но за 4 — купим. Вот и вся формула серой экономики для стран с таким уровнем доходов. Западные фирмы это уже понимают и не обижаются, хотя по инерции пытаются бороться, вместо того чтобы продавать лицензионную продукцию по низким ценам.

В Республике Беларусь в последние годы возросло количество финансовых преступлений, в том числе по «отмыванию» денег, совершаемых «банками-призраками» (Bancas fanttasman) - подставными или действительно существующими мелкими фирмами, в мошеннических целях выдаю­щими себя за банковские учреждения, так называемые банковские суррогаты [10, с.28].

Кроме того, как свидетельствует практика, операции по «отмыванию» денег нередко являются многоступенчатыми и реализуются в рамках сложных, хорошо продуманных схем, что часто не позволяет установить их криминальный характер. В частности, в последнее время отмечается активность сомнительных фирм по скупке акций белорусских предприятий.

Еще одной проблемой, непосредственно вытекающей из сложного законодательства, многочисленных проверок и несоответствующих нарушениям штрафов, является проблема коррупции и взяток. Несмотря на постоянно декларируемую борьбу с коррупцией, в последние годы индекс коррумпированности белорусской экономики резко пошел вверх. По данным исследования международной организации Transparency International, Беларусь, согласно Индексу восприятия коррупции, переместилась с 66-го места в 2005 г. на 80-е в 2007 г [9, с.164].

Одним фактом высокой коррумпированности и непрозрачности ведения бизнеса в стране являются т.н. «откаты» – денежное вознаграждение за совершенную сделку, размещенный заказ, выигранный тендер и т.д. (как процент от сделки или размещенного заказа). Естественно, что «откаты» никак не фиксируются в бухгалтерском учете и, соответственно, доходы от них не попадают под налогообложение.

Количество откатов последние годы хоть и несколько уменьшилось, однако остается достаточно значительным: 10% фирм работает с откатами при каждой или каждой второй сделке. В отраслевом разрезе первое место занимает строительство: об откате при каждой – каждой третьей сделке заявило 36% респондентов. Далее по убыванию идет торговля (26%), производство (25%), бытовое обслуживание (24%). Существует также и определенная прямая связь между размером предприятия и его вовлеченностью в «откатные схемы».

Чем больше фирма, тем чаще она дает откат: если малые фирмы встречаются с этим явлением при каждой первой-третьей сделке примерно в 15% случаев, то фирмы с количеством работников от 50 до 100 чел. – в 29% случаев, а средние предприятия с численностью более 100 чел. – в 53% случаев. Таким образом, в значительном числе случаев сделки объясняются не такими рыночными категориями, как «цена», «качество» и конкуренция, а личной мотивацией менеджеров из отдела продаж, руководителей или соответствующих чиновников.

Основной причиной, которая способствуют распространению на белорусских предприятиях теневых отношений, является личная заинтересованность руководящих работников в по­лучении дополнительной прибыли посредством незаконной или полулегальной предпринимательской деятельности. Это достигается путем создания подкон­трольных отдельным начальникам и их родственникам фирм, имеющих эконо­мические отношения с данным предприятием, получения взяток за закупку сырья у конкретной коммерческой структуры, производства на площадях пред­приятия и реализация неучтенной продукции и др.

Рассмотрим наиболее часто используемые формы теневых отношений белорусских предприятий во внешнеторговой сфере.

Наиболее простой формой укрепления таких отношений в финансовой сфере предприятия является создание равного рода совместных предприятий и торговых представительств за рубежом. Как правило, руководят этими структурами доверенные люди из руководства головного предприятия. С учетом специфики белорусского законодательства предприятие стремится передать этим представительствам полномочия по реализации своей экспортной продукции. При этом заинтересо­ванные лица имеют возможность манипулировать ценой на эту продукцию  уже на месте, перечисляя на счет белорусского предприятия только отпускную цену (с учетом минимальной рентабельности). По некоторым оценкам, таким путем осуществляется до 30% всех теневых операций на белорусских государствен­ных предприятиях.

Широко применяются также различного рода махинации с таможенными документами. Предприятия, как правило, стараются не связываться с поддел­кой таможенной документации. Наиболее простым путем сокрытия истинных масштабов экспортных операций является умышленное занижение объемов эк­спорта по бухгалтерским документам. Это стало возможным при резком росте за последние годы объемов таможенных операции, что делает практически не­реальным контроль за каждой конкретной сделкой. При этом в случае обнаруже­ния заниженных показателей экспорта руководство предприятия оформляет фик­тивный договор по возврату бракованной продукции. Такого рода махинации наиболее типичны для предприятий, выпускающих широкую номенклатуру продук­ции. Таможенные махинации занимают от 15% до 60% всех теневых сделок в зависимости от вида деятельности предприятия [13, с.104].

Третьим по значимости способом функционирования теневой экономики на предприятии следует считать выпуск неучтенной продукции. Анализ по­казывает, что, например, при регулярном занижении процента выхода готовых изделий на одном из предприятий за 3 месяца можно получить порядка 20% месячного объема неучтенной экспортной продукции.

Белорусским экспортерам нередко навязываются теневые отношения в странах Юго-Восточной Азии (Гонконг, Сингапур) и Среднего Востока (Иран, Тур­ция). При работе с фирмами из этих регионов вполне обычным делом является просьба представителей фирм увеличить стоимость заключаемого с белорусским предприятием контракта, а дополнительную сумму (якобы, отказ от предложенно­го товара) перечислить на счет другой компании в Европе или Северной Америке. Как правило, такого рода финансовые операции трудно контролируются.

Говоря о теневой экономике в РБ, невозможно не затронуть вопрос о нелегальной занятости.

В республике не только обострились су­ществовавшие ранее проблемы занятости насе­ления, но и появились новые, связанные с из­менением потребностей предприятий в рабо­чей силе, появлением регистрируемой и нерегистрируемой безработицы, отсутствием надлежащего контроля последней. Государственная полити­ка занятости сводится к содействию в трудоус­тройстве, профессиональном обучении, переобу­чении и социальной защите зарегистрирован­ных безработных. В то же время выход респуб­лики из кризиса невозможен без использования всех трудовых ресурсов и свободного перелива рабочей силы из одних сфер деятельности в другие. Государство должно взять на себя роль регулятора занятости, увязывая положение в сфере труда с макроэкономическими условия­ми функционирования экономики.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Беларусь - страна теневой экономики, в которой  малый и средний бизнес выживает путем весьма тонкого балансирования между сожительством с бюрократией и сосуществованием с мафией, и реально оценить масштабы такой деятельности очень сложно — ведь объемы производства и получаемые доходы тщательно скрываются. По некоторым оценкам, теневая экономика даже в развитых европейских странах составляет чуть ли не половину официального ВВП..

Министерство статистики проводит исследования теневого рынка методом репрезентативной выборки. Периодически опрашиваются граждане, которые сообщают, что, где и сколько товаров и услуг  они потребляют. В дальнейшем данные пересчитываются на население страны, учитываются показатели нашей промышленности, официального импорта. В результате получается сумма, которая не покрывается ни производством, ни импортом. Размер теневой экономики Беларуси, по таким расчетам, составляет 15% ВВП. Это соответствует размерам теневой экономики США. Однако существуют и данные Всемирного банка, который оценивает долю теневой экономики в 48,1% валового национального дохода, или $7,6 млрд [1, с.23]. Т.е. из переходных стран только на Украине доля теневого сектора в официальной экономике больше, чем в Беларуси.

Для налоговых органов это потери доходной части бюджета Беларуси. Если возьмем ВВП 2008 года — около 100 трлн. рублей, то 15 трлн. было создано в теневом секторе. Это очень большие ресурсы для сбора налогов. Если бы 30% налогов со скрытых 15 трлн. мы могли бы взять, то, разумеется, снизили бы налоговую нагрузку на реальный сектор экономики. Потому то и продукты на рынке дешевле, что с них просто не взяты налоги.

Товар, в отличие от «серых» денег, легче обнаружить. Его налоговые органы называют ахиллесовой пятой теневого бизнеса. Они проверяют законность приобретения товара, транспортировки, хранения и реализации. В 2009 году налоговые органы провели более 58334 рейдовых проверок. В 19983 случаях были установлены нарушения, из тени на 26,9 млрд. руб. изъяли товара, материальных ценностей, на 4 млрд. доначислено налогов. По словам заместителя начальника управления валютного контроля Нацбанка Республики Беларусь Валерия Шулековского, через банки проходят серые схемы — т.е. те, которые совершаются в обход действующего законодательства. В декабре 2008 года был принят ряд нормативных документов, по ним банки смогут скрупулезно отслеживать все подозрительные финансовые операции, которые проводят их клиенты. Разрабатывается целый перечень критериев подозрительности [7, с.4].

Информация о работе Теневая экономика: сущность, структура, субъекты и методы борьбы с ней