Теневая экономика в Республике Беларусь

Автор работы: j*********************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, ”нормальных”, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.

Содержание

Введение………….……………….………………….……………….……………..3
1. Теоретические основы исследования теневой экономики……………..............4
1.1 Определение теневой экономики……………………………………………….4
1.2 Структура теневой экономики………………………………………………….5
1.3 Масштабы теневой экономики……………….…………………………………7
2. Факторы, влияющие на развитие теневой экономики………………...……...10
3. Последствия теневой и криминальной экономической деятельности……….13
4. Нелегальный рынок……………….……………….……………………………16
4.1 Причины возникновения и развития нелегальных рынков …………………16
4.2 классификация нелегальных рынков.………………….……………………..16
4.3 основные виды нелегальных рынков ………….……………….…………….17
5. Направления борьбы с теневой экономикой…………………………………..23
Заключение………….……………….………………….……………….………….26
Список источников………….……………….……………………………………..27
Приложение………….……………….………………….……………….…………28

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)

     Удельный вес «теневой» экономики в Белоруссии составляет 17-18% от ВВП, или более $2 млрд. (как сообщает заместитель генерального прокурора республики Виктор Прус), однако по данным Института изучения рынка в Бонне «теневая» экономика в Белоруссии составляет  что-то около 50%. (Приложение 1). Следовательно, можно констатировать, что проблема измерения теневой экономики остается открытой и требует дальнейшего изучения.

     Особенность и уникальность белорусской теневой экономики связана с такими чертами, как уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция.

      Еще одной чертой новой теневой экономики  в Белоруссии стало широкое распространение скрытой занятости. Согласно недавним исследованиям, 27% трудоспособных белорусов имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в "посреднической деятельности", треть - в розничной торговле, а оставшиеся - в челночном бизнесе.

 

       2. Факторы, влияющие на развития теневой экономики

       

      Традиционно к основным факторам развития теневой  экономики и криминальной экономической  деятельности относят следующие:

      * чрезмерная тяжесть налоговой  нагрузки;

      * чрезмерная регламентация экономической  деятельности;

      * значительные масштабы государственного сектора в экономике.  

      ■ Чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки 

      Тяжесть налоговой нагрузки признается одним  из самых  значимых факторов, стимулирующих  рост теневой экономики и активизацию  криминальной экономической деятельности. Он оказывает воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране отличает своими особенностями. Например, в США особое влияние оказывают высокие ставки подоходного налога. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость.

      В Греции, Италии, Бельгии и Швеции самые высокие налоги в Европе (72-78%). В этих же странах - наиболее развитый теневой сектор. В то же время развитые страны с наименьшим уровнем налогового бремени - США и Швейцария (41,4% и 39,7% соответственно) - имеют относительно небольшой теневой сектор.

      В Европе налоговая нагрузка сейчас постоянно  растет: отчисления из заработной платы, составлявшие в начале 70-х годов 27%, сейчас преодолели в Европе отметку в 42%.

       

      ■ Чрезмерная регламентация экономической деятельности.  

      Этот  фактор проявляется в основном в  следующих действиях государства:

      * запрет на обращение каких-либо товаров или услуг;

      * административное вмешательство  в процесс ценообразования;

      * чрезмерная власть бюрократии.

      Результатом является рост теневой экономики  и криминальной экономической деятельности. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные и договорные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.

      Важное  влияние на рост теневой экономики  и ее криминализацию оказывает запрет на производство, обращение товаров, оказание услуг, осуществление каких-либо видов деятельности. Кроме ухода от контроля и противоправного поведения это способствует развитию различных форм организованной преступности. Примеры подобного развития событий многочисленны, а действия данного фактора универсально и не зависит от географического положения страны, уровня ее развития, культурных особенностей.

      Административное  вмешательство в процесс ценообразования  проявляется в форме принудительное установление государством максимальной или минимальной цены на товары и услуги. Влияние этого фактора обсуждается в специальном параграфе, посвященном нелегальному рынку.

      В экономике переходного типа регламентация  экономической деятельности как  фактор роста теневой и криминальной экономики имеет особое значение. Важнейшим направлением институциональных преобразований при переходе к рынку является, как известно либерализация экономической деятельности. Ее содержание состоит во введении рыночных "свобод" - конкуренции, предпринимательской деятельности, ценообразования и других. Однако в силу различных причин этот процесс происходит неравномерно, непоследовательно и неполно. Во многих сферах экономики по-прежнему сохраняются ограничения для действия рыночных сил, по-прежнему сильна государственная регламентация.  

      ■ Масштабы государственного сектора в экономике.  

      Значительные  масштабы государственного сектора  в экономике порождает отношения, связанные с распределением бюджетных  ресурсов в форме прямых и косвенных  дотаций, субсидий, субвенций, льготных кредитов среди государственных предприятий. Это является питательной основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж.

      Таким образом, эффективность деятельности государства являются важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой и криминальной экономики.

 

      3. Социально-экономические последствия теневой и криминальной экономической деятельности 

      Последствия неучтенной экономической деятельности достаточно серьезны. Прежде всего она существенно влияет на объем и структуру макроэкономических показателей и вызывает искажение официальных данных. В результате размер ВВП недооценивается. Если теневая экономика развивается быстрее, чем легальная (что характерно для стран в переходный период), то занижаются официально определенные темпы роста ВВП, искажается его структура, причем в отношении как производителя, так и использования конечных товаров и услуг. В частности, это касается доли домашних хозяйств, а также отраслей сферы услуг.

      Расширение  подпольной активности способствует созданию определенных макроэкономических диспропорций, подрывает налоговую систему, сокращает  бюджетные поступления, отрицательно сказывает на развитии социальной сферы.

      Наконец, распространение преступных форм извлечения доходов ведет к криминализации экономики, деградации личности – как производителя, так и потребителя.

      Вместе  с тем теневая сфера играет определенную роль в стабилизации экономики  и смягчении политических проблем, сопутствующих спаду и кризису. Значительная часть населения заинтересована в дополнительной занятости в нерабочее время. Кроме того, неофициальный сектор удовлетворяет существующий покупательский спрос, служит средством достижения определенного потребительского равновесия.

      Теневая и криминальная экономика является сегодня составным элементом  хозяйственной системы. Негативные последствия присущи всем видам  и проявлением криминальной и  теневой экономики. Однако в ряде случаев некоторые теневые процессы оказывают также и некоторое позитивное воздействие. Это присуще, прежде всего, некриминализованной ее части. Например, это может относиться к позитивной экономической деятельности, скрываемой от учета и налогообложения и вносящей вклад в производство ВВП.

      К числу положительных сторон скрытой экономической деятельности можно отнести возможность предотвращения банкротства частного лица или предприятия и обеспечение занятости части населения.

      Некоторые социологи рассматривают нелегальный  сектор как реакцию на безразличие и враждебность к человеку в современном обществе. Этому сектору, в отличие от легального свойственна меньшая отчужденность, а сделки носят более личностный характер. Покупатель и продавец сами ищут контакты, поскольку опасность разоблачения не позволяет продавцу предложить свои услуги обычным способом. Деловые отношения, кроме того, требуют личного доверия. Работающий нелегально всегда должен быть уверен, что работодатель не сообщит контрольные сведения властям.

      В заключение можно отметить, что все же большая часть исследователей считают подпольную работу в основном негативным феноменом. Нелегальная деятельность может дать некоторые преимущества практикующим ее предприятиям (увеличение прибыли), работникам (получение возможности трудиться) или потребителям (возможность получить товары и услуги по более низким ценам). Нелегальная деятельность не вносит усовершенствований в систему регулирования экономики, а лишь приводит к усилению борьбы за раздел существующих рынков. Развитие нелегального сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно - другим экономическим агентам, действующим в рамках закона.

      Среди всех форм криминальной экономической  деятельности наибольшую опасность  представляет сегодня деятельность организованной преступности. Последствия  ее деятельности не ограничиваются социально-экономической сферой и затрагивают практически все стороны общественной жизни.

      На  восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями  отмечено, что организованная преступность иногда глубоко проникает государственную администрацию и политические структуры, включая вооруженные силы. Она подрывает демократический процесс, размывает этические нормы и являет причиной покорности, а ее последствия пронизывают все аспекты жизни общества.

      В руководстве для дискуссии на девятом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями отмечено следующее: "Организованная преступность создает прямую угрозу национальной и международной безопасности и стабильности и представляет собой фронтальную атаку на политические и законодательные власти, а также создает угрозу самой государственности. Она нарушает нормальное функционирование социальных и экономических институтов компрометирует их, что приводит к утрате доверия к демократическим процессам. Она подрывает процесс развития и сводит на нет достигнутые успехи. Она ставит в положение жертвы население целых стран и эксплуатирует человеческую уязвимость, извлекая при этом доходы. Она охватывает, опутывает и даже порабощает целые слои общества, особенно женщин и детей, и вовлекает их в различные и взаимосвязанные преступные предприятия, в частности в проституцию".

 

      4. Нелегальный рынок 

      4.1 Причины возникновения и развития нелегальных рынков  

      * наличие правового запрета на  обращение товаров, реализацию услуг, выполнение работ (наркотические средства, трансплантанты, краденное имущество, отмывание преступно полученных доходов);

      * наличие установленных законодательством  барьеров для доступа на рынок  (государственная монополия, лицензирование, возрастные ограничения для малолетних на рынке труда, авторские права, защита интеллектуальной собственности (патент, товарный знак));

      * государственное регулирование  цен (установление максимальных  цен, ограничение рентабельности, установление фиксированного валютного курса на уровне, ниже равновесного);

      * высокий уровень налогообложения  и других издержек, связанных  с исполнением установленных  законом обязательств;

      * недостаточная жесткость государственного  контроля, неспособность государства  реализовать правовой запрет либо исполнение регулирующих предписаний.

      * недееспособность государственных  институтов регулирования рынка,  обеспечения прав собственности,  контрактной дисциплины (например, неэффективность судебной системы  разрешения споров, исполнения судебных решений, связанных с истребованием долгов порождают рынок криминальных услуг по их "выбиванию"). 

Информация о работе Теневая экономика в Республике Беларусь