Теневая Экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:47, реферат

Описание

Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, ”нормальных”, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...стр.1
Теневая экономика: содержание, формы и масштабы……………………………стр.3
Основные социально – экономические последствия теневой экономики……….стр.9
Задача………………………………………………………………………………………..стр.17
Заключение…………………………………………………………………………………стр.18
Список используемой литературы……………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

     Схема является симметричной, действующей  в обе стороны - продажа излишков сырья и материалов на сторону тоже осуществляется при посредничестве этих организаций, имеющих и здесь свой процент дохода.

     Вторая: Некая коммерческая структура арендует у базового предприятия производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную  продукции завода. В число работников, так или иначе задействованных в этой структуре, входят сотрудники отделов сбыта завода, переадресующие наиболее выгодные заказы “параллельному предприятию”.

     Третья: Базовое предприятие представляет собой НПО или НИИ, получающие средства на проведение научно-исследовательских работ из государственного бюджета. Указанные средства переводятся с бюджетного счета предприятия на депозитный счет коммерческого банка. По истечении, обусловленного депозитным договором и временем выполнения плана научно-исследовательских работ, срока деньги выплачиваются реальным исполнителям (которые до этого работали без оплаты), бюджетный и депозитный счета “расчищаются”, а депозитный процент перечисляется в соответствующую коммерческую структуру, где были задействованы так называемые “научные работники”.

     Отмеченные  три схемы механизмов охватывают операции по сокрытию полученных доходов  от налогообложения государства. Здесь, собственно, теряются “концы” указанных  выше сделок: превращаясь в наличность или валюту, доходы вкладываются в недвижимость и личное имущество, перевозятся за рубеж.

     Данный  круг сделок трудно фиксировать и  изучать, а быстрое становление  новой отечественной банковской системы непосредственно связано  с обслуживанием подобных операций.

     Регистрируемый  сейчас уровень деловой активности не позволяет большинству предприятий промышленности, строительства и транспорта хотя бы сохранять производственные мощности. Попытка включить затраты на содержание и эксплуатацию их в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию, вследствие чего чуть ли не официальной практикой стали заказы на производство услуг через “малые предприятия”, действующие при базовом предприятии. Таков сегодняшний механизм “предания” основных доходов.

     Общая структура любой финансово-хозяйственной  группировки, ведущей совместную “теневую” деятельность, обычно включает:

     - предприятия, осуществляющие торгово-посреднические  и  производственные операции;

     - банк;

     - “службу безопасности”;

     - связи.

     Что представляет собой каждый из этих элементов? Одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется российскими предпринимателями через несколько фирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров: неплатежи “сбрасываются” на одно из предприятий, которое и специализируется на их “расшивке”. Кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров (реорганизации и переделы собственности в группировках происходят регулярно).

     Банк  позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и наоборот, не говоря уже о других операциях.

     “Служба безопасности” имеет разные формы: это и обычные охранники, и  спортивные секции, финансируемые группировкой, и “крыша” государственных органов  управления. Кроме того, большинство  группировок, так или иначе, стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах массовой информации, что расценивается как распространение заботы о своей безопасности на сферу общественного мнения.

     Связи так же могут быть различными. В  этом качестве выступают: обычные (прямые или дальние) родственники, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и государственных органах, землячества, этническая принадлежность.

     Структуры “теневой экономики” в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных “Центробанку” и “силовым министерствам”, дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями и т.п.

     2. Основные социально  – экономические  последствия теневой  экономики.

     Корни разрастания теневой экономики  развивались в 80-х годах, во времена  окончательной деградации административной системы. Новое поколение политических руководителей России променяло “власть на собственность”. Достоверного анализа на этот счет нет, однако, если принять подобную гипотезу в качестве рабочей, то этот разрушающий национальную экономику образ хозяйствования становится более понятным.

     За  спорами последних лет о реформах и контрреформах, о том, что преобразования идут плохо или вообще остановились, общество упускает совершенно очевидную  реальность - реальность формирования системы высококриминализированных экономических отношений, характеризующихся рядом признаков.

     Это, прежде всего, огромный вес “теневого” сектора, огромная роль неформальных и  внеправовых отношений.

     Это образование в экономической  сфере кланов - устойчивых властно-хозяйственных структур, имеющих “крышу” в виде того или иного государственного властного органа, распоряжающихся крупными суммами накопленного разными путями капитала и ведущих широкомасштабную коммерческую деятельность. Однако из следствий возникновения подобных кланов - блокирование конкуренции на финансовых рынках, на рынках основных групп товаров и даже во внешней торговле.

     Другое  печальное следствие формирования кланов - узкой прослойки людей, присваивающих  колоссальные доходы - обнищание огромной части населения.

     Третье  следствие - деградация бюджетной системы (на которой эти структуры паразитируют, используя такой главный источник сверхдоходов, как операции с бюджетными ресурсами и государственной  собственностью), рост государственного долга как вынужденное в подобных условиях средство решения финансовых проблем в обществе.

     Четвертое следствие - перераспределение национального  дохода в пользу элитной группы. Мы видим, как оно растет, в то время как народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части населения (здравоохранение, образование и т.п.) приходят в упадок.

     Пятое следствие - утечка российских капиталов  за границу.

     Вся эта система сегодня устойчиво  воспроизводится, причем главный механизм ее воспроизводства связан с тем, что сформировавшиеся кланы фактически диктуют свои условия в принятии общегосударственных экономико-политических решений. А те предприятия, которые, как и полагается в рыночной экономике, работают на свой страх и риск, законопослушны и исправно платят налоги, не имея “крыши” во властных структурах и правоохранительных органах, обречены на банкротство.

     О том, что весь госаппарат подчиняется  интересам избранных кланов, свидетельствует  правительственная политика бюджетного наращивания, государственного долга, а также приватизационная политика, которая явно делается по заказу конкретных коммерческих структур. В этой ситуации весь бюджет направлен на обслуживание соответствующих интересов. Фактом является, с одной стороны, огромный перерасход бюджетных средств по сравнению с законодательно установленными лимитами на обслуживание госаппарата, на предоставление казенных ссуд. С другой - постоянно недофинансирующиеся расходы на социально-культурные нужды, здравоохранение и оборону.

     Подобного рода экономическая система не представляет ничего принципиально нового в экономической истории. Ее аналоги существуют на Филиппинах, в Мексике, в Колумбии. И мировой опыт свидетельствует, что выйти из подобной ловушки очень сложно.

     Реальные  решения связаны с очень серьезными усилиями, в том числе с политическими. Действительно реалистичный рецепт - продвижение по пути демократизации всех социально-экономических процессов, повышение ответственности исполнительной власти перед парламентом, усиление судебной системы и правоохранительных органов в целом, жесточайшая борьба с коррупцией в госаппарате.

     Криминализация  бизнеса произошла не без помощи государства. Именно оно, не оплачивая  в срок госзаказ, побудило директоров предприятий искать окольные пути по привлечению кредитов для поддержания производства.

     Нетрудно  было также предвидеть, что при  разделении экономики на государственный  и частный секторы возникнет  теневой переток государственных  средств в коммерческие структуры. Это прогнозировалось еще в 1991 году. В монографии “Реформа без шока” были высказаны предложения, как упредить подобные явления. Произошло то, что и предсказывалось. Директора предприятий через подставных лиц насоздавали кооперативы, малые предприятия, на счета которых перекачивали часть финансовых средств. Параллельно произошло сращивание интересов коммерческих структур и органов власти и управления, вследствие чего значительная часть бюджетных средств и сейчас используется не по назначению, бесконтрольно. Например, в Омской области в 1994-1995 годы из 105,8 млрд. рублей фонда медицинского страхования лишь 20% было израсходовано по назначению5.

     Легализация теневой экономики становится необходимым  фактором для обеспечения жизнедеятельности  отечественного производства. Средний  слой “теневой экономики” сейчас заинтересован в легализации своих доходов законными способами. Если государство посредством изменения действующих норм и законов проведет амнистию в отношении тех средств, которые были выведены из-под налогообложения, российская экономика получит значительные инвестиции. Все понимают, что из экономического кризиса без инвестиций не выйти. А кризис, в свою очередь, наиболее остро проявляется в инвестиционной сфере: Объем капиталовложений сокращается быстрее, чем производство, на протяжении всего хода социально-экономических преобразований. В 1995 году при спаде промышленности на 4-5% капиталовложения из всех источников финансирования уменьшились на 17% по сравнению с 1994 годом и составили всего около трети от уровня инвестиций в 1991 году6.Государство стоит перед выбором: либо пойти на экспроприацию теневого капитала и получить крохи, поскольку укрыт он с большими предосторожностями, либо объявить этому капиталу амнистию и на выгодных для него условиях стимулировать его вложение в российскую экономику.

     Рассчитывать  на иностранных инвесторов, кредиты и помощь международных финансовых институтов, конечно, можно, но это ли главные источники инвестирования?

     Возьмем, к примеру, российских “челноков”. По имеющимся данным, несмотря на сложнейшие условия своего бизнеса, сегодня они обеспечивают 20-25% импорта России. В 1995 году на плечах “челноков” было ввезено в страну товаров на сумму, превышающую $10 млрд.; для сравнения - экспорт нефтепродуктов “потянул” на $12,3 млрд.7 Именно деятельность российских “челноков” стимулирует иностранное производство - создаются новые рабочие места в Турции, Китае, Польше и т.д. Итальянские специалисты оценивают вклад российских “челноков” в экономику Италии в 10% ВВП. Почему не в Россию? Ведь это серьезный вопрос - куда пойдет накопленный торговый капитал “челноков”. Это значительный внутренний источник инвестиций в малый и средний бизнес страны. Причем не только деньгами, но и бесценным опытом, практическими навыками и умением организовать собственное дело.

     И здесь обращают на себя внимание оценки специалистов Международного фонда “Реформа”, обнаруживших огромный разрыв между данными Роскомстата о валовом накоплении основного капитала и экспертным данным об объеме капиталовложений: величина этого разрыва в 1995 году достигла астрономической цифры - 205 трлн. рублей8. Нет сомнений, что подавляющая часть этих триллионов “теневая”. А если к этому добавить утечку капиталов по другим каналам, накопления в “чулках” российских граждан, то упущенные за годы “перестройки” внутренние инвестиционные ресурсы приближаются к отметке в несколько миллиардов долларов. По крайней мере, они сопоставимы с объемами финансирования программ строительства жилого фонда десятка российских городов. 

        Являясь “разработчиком и реализатором”  криминогенной экономической политики, государство, естественно, утратило возможность выполнять свою основную функцию в условиях реформы – служить надежным барьером на пути растущей криминализации. Оно оказалось слишком слабым для того, чтобы справиться с развитием криминального бизнеса. Более того, оно само оказалось участником этого бизнеса. В результате, государство как хозяйствующий субъект сильнейшим образом ослабило государство как политический институт и систему национальной безопасности. Иначе говоря, поскольку государственные чиновники входят в состав криминального бизнеса, берут взятки и работают “на себя”, то государство не имеет возможности реализовать управленческие функции и не может рассчитывать, что его решения будут выполняться. Государство как аппарат власти, управления и гарант национальной безопасности направлено против самого себя в условиях сращивания бизнеса и политики и породило новый тип управления – криминальное государство, ответственное за свое участие в теневой экономике.

Информация о работе Теневая Экономика