Теневая Экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:47, реферат

Описание

Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, ”нормальных”, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...стр.1
Теневая экономика: содержание, формы и масштабы……………………………стр.3
Основные социально – экономические последствия теневой экономики……….стр.9
Задача………………………………………………………………………………………..стр.17
Заключение…………………………………………………………………………………стр.18
Список используемой литературы……………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

      Разросшаяся бюрократия стала питательной почвой для бурного развития коррупции, охватившей все уровни властных структур, в том числе правоохранительные органы, прокуратуру и суды, в результате чего государство оказалось ныне неспособным вести эффективную борьбу с теневой экономикой. Государство развратило службы МВД, ФСБ и других силовых структур, не проведена результативная реформа судебных и правоохранительных органов, а сам характер управленческой деятельности оказался противоправным.

            В ряде случаев важнейшие составляющие  государственной политики идут вразрез с правовыми и морально-нравственными нормами. Наиболее яркий пример – приватизация, где новая экономическая элита и политическое руководство, по всей вероятности, смогли достигнуть договоренности.

            По имеющимся данным, доходы от приватизации половины государственного имущества близки к нулю. За годы проведения приватизационной кампании объем промышленного производства в России снизился вдвое, “разложение” государственной собственности стало источником криминализации экономики.

           Массовая приватизация в России  с момента ее начала представляет  собой колоссальную спекулятивную  операцию, безусловно, ведущую к  криминализации экономики. Среднестатистический  житель РФ, не имевший ранее  больших и лишенный вследствие  «шоковой либерализации» последних сбережений, не может быть активным участником новых, рыночных отношений. Основная часть крупных капиталов создавалась и создается за счет теневой деятельности, взяточничества, воровства, поэтому ведущее положение в экономической жизни объективно заняли тесно связанные с теневой экономикой представители коррумпированного государственного аппарата. Сотни ваучерных и инвестиционных фондов аккумулируют накопления доверчивых граждан, в большинстве своем ничего не понимающих в рыночных финансовых операциях. Многие фонды оказались созданными полууголовными и уголовными элементами, воспользовавшимися отсутствием какого-либо контроля за их деятельностью со стороны государства.

      Крупными  скандалами сопровождалась в свое время  деятельность таких финансовых компаний, как “МММ”, “Независимая нефтяная компания”, “Технический прогресс”, “Торговая финансовая корпорация Л.Е.Н.И.Н.”, коммерческий банк “Чара” и других. Существует точка зрения, что государство намеренно давало возможность разрастаться финансовым пирамидам. В период гиперинфляции оно извлекло из оборота десятки триллионов рублей наличных денег. Значительная часть средств населения впоследствии была просто конфискована государством посредством таможенных и налоговых органов.

          Финансовый кризис августа 1998г. также напрямую связан с деятельностью государства. Несмотря на неоднократные предупреждения ученых, никаких мер для предотвращения кризиса предпринято не было.

           Коррупция проникла практически  во все сферы общественной жизни России. Средства массовой информации регулярно сообщают о фактах коррупции среди депутатов, госчиновников, работников правоохранительных и налоговых органов, судей.

Формы коррупции в системе государственной, муниципальной и негосударственной службы включают:

• устройство на работу в подчиненные или косвенно контролируемые – друзей, родственников  и знакомых;

• субсидирование политических кампаний;

• вознаграждение за получение выгодных контрактов (“черные” комиссионные и оплата псевдоконсультационных услуг);

• служебное  мошенничество;

• установление платы за услуги, предоставление которых  входит в круг служебных обязанностей чиновника (например, за представление  к генеральскому званию или за получение отпуска в летнее время);

• получение  “комиссионных” за размещение государственного заказа на той или иной фирме (на строительство зданий, дорог, коммуникаций, приобретение автомобилей и компьютеров для чиновников);

• оказание чиновникам чрезмерного “гостеприимства” и иных «знаков внимания» со стороны бизнесменов (например, предоставление детям чиновника стипендии для обучения в иностранном университете);

• патронаж чиновника над определенными  государственными контрактами, осуществляемый через подставные фирмы или так  называемых “партнеров” либо непосредственно в форме “консультирования”;

• отправка “самих себя” в заграничные командировки с произвольно установленным размером суточных;

• использование  политическими партиями своего влияния (настоящего или будущего) для сбора  “добровольных пожертвований” со стороны представителей бизнеса в обмен на размещение государственных заказов (это может быть облечено в форму взносов в “благотворительный фонд” или помощь, оказываемую детскому дому);

• вымогательство взяток служащими налоговых и  таможенных органов с экспортеров или импортеров посредством назойливой демонстрации своего права произвольно устанавливать размеры налога в рамках определенного законом;

• “государственный дорожный рэкет”, то есть вымогательство взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, под угрозой наложения штрафа за якобы или действительно имевшее место нарушение правил дорожного движения (при этом размер взятки зачастую меньше суммы штрафа, установленной законом);

• вымогательство незаконных вознаграждений за ускоренную выдачу документов или принятие решения (например, за выдачу удостоверения водителя транспортного средства, паспорта, выделение торгового места на рынке);

• получение  начальниками “мзды” от своих подчиненных  в виде еженедельных или ежемесячных подношений в установленных размерах для последующей передачи “наверх”.

          1 марта 2002 г. влиятельный американский  бизнес-журнал Forbs опубликовал очередной  ежегодный список супербогачей. Как утверждает это издание,  семь миллиардеров – наши соотечественники.

          В списке значится хозяин нефтяной  компании “Юкос” Михаил Ходорковский, губернатор Чукотки Роман Абрамович,  глава “Альфа-банка” Михаила  Фридмана, президент финансово-промышленной  группы “Интеррос” Владимира  Потанина, далее снова идут нефтяные магнаты – Владимир Богданов “Сургут-нефть”, и Вагит Алекперов “Лукойл”, замыкает список россиян-миллиардеров владелец холдинга “Русский алюминий”, “троюродный внук” Бориса Ельцина Олег Дерипаска.

      При этом Forbs особо обращает внимание на молодость российских миллиардеров – их средний возраст 41 год. Все они стали сверхбогачами за последние 10 лет, во времена дикого передела собственности бывшего СССР.

         Развитие коррупции тесно связано  с господством бюрократии, благодаря  которому в России получают развитие хозяйственные процессы, фактически неподконтрольные управляющим органам, а сами чиновники становятся активными участниками и даже идеологами теневой экономики.

           Последствия влияния коррупции  на экономику очевидны: коррупция не позволяет государству добиться осуществления стоящих перед ним стратегических задач, если эти задачи противоречат интересам олигархических групп, имеющих огромные свободные ресурсы для подкупа. Она влияет на отношение населения к непопулярным решениям, которые могут быть направлены на стратегическое улучшение экономического положения в стране, в связи со складывающимся убеждением, что продажный чиновник или политик действует в личных интересах и маловероятно, что он работает на процветание страны.

      Коррупция способствует общей социально-политической нестабильности, так как на многих чиновников имеется так называемый “компромат”, который может быть обнародован в любой момент. Это  неизбежно ведет к судебным делам  и клеветническим высказываниям, затрагивающим даже честных чиновников, которые на этой волне всеобщих компроматов могут подвергаться шантажу в целях благоприятствования экономическим интересам определенных лиц.

      Коррупция объективно приводит к необоснованному  перераспределению бюджетных средств  в пользу силовых структур, тем самым, сокращая финансовую основу для реализации перспективных социальных программ (прежде всего в области образования, здравоохранения, социального обеспечения).

           Не случайно крупный капитал  стремится к тесному взаимодействию с властными структурами, почему в нашей действительности и возникло понятие “олигархия”.

      Всего за семь-восемь лет в России образовались финансово-отраслевые структуры с  весьма скромными по сравнению с  крупнейшими корпорациями Японии или  США, но гигантскими по масштабам российского бизнеса капиталами – порядка 100 – 300 млн. долларов. Большинство из них прошло длинный путь, начав свою деятельность с легализации теневых капиталов, присвоения денег распавшихся КПСС и ВЛКСМ, реже – вложений частных лиц. Затем были периоды массовых спекуляций с валютой, гуманитарной помощью, недвижимостью, ваучерами, импортными товарами, ГКО, сопровождающиеся широким использованием методов принуждения, слияния. В конечном счете, образовались относительно “чистые” структуры, которые прошли подчас 3 – 5 раз через смену “имиджа” и на первый взгляд мало связаны с организованной преступностью или коррумпированным чиновничеством.

      Они берут под свой полный или частичный  контроль газеты, информационные агентства, радиостанции, участвуют в финансировании телевизионных каналов, обеспечивая тем самым благоприятную политическую атмосферу для своей деятельности.

      Считается, что основными направлениями  стабилизирующего влияния теневой экономики на Российское общество и его экономику являются:

    · формирование более эффективных форм экономической деятельности, обеспечивающих выживание хозяйствующих субъектов в критических ситуациях;

    · создание в деятельности традиционных сфер новых рыночных ниш в период спада официальной экономики и падения уровня жизни населения;

    · формирование негосударственной финансовой базы для решения социальных задач.

      К основным дестабилизирующим направлениям относятся:

    · вытеснение официальных механизмов налогообложения и соответственно снижение объемов собираемых налогов;

    · дезорганизация производственных процессов в официальной экономике и препятствие созданию нормально работающих, "здоровых" экономических организаций;

    · усиление криминогенной обстановки в обществе, порождающей многочисленные конфликты, разрешаемые в том числе с применением насилия (рэкет, вымогательство и т.д.);

    · расширение "размытости" принципов социального поведения, когда не работает механизм поощрения за следование социальной норме и наказания за ее нарушение. 

   
 

Задача.

      Предположим, что себестоимость продукции некой фирмы за год составила 100 млн. руб., включал расходы на топливо и электроэнергию - 10 млн. руб., расходы на сырье и материалы – 30 млн. руб., амортизационные отчисления - 10 млн. руб. Норма рентабельности составила 50%.

      Определите:

    1. Балансовую прибыль данной фирмы за год.
    2. Совокупный доход.
    3. Как изменилась бы величина себестоимости, балансовой прибыли и нормы рентабельности, если бы нормативные сроки службы всех элементов основного капитала была бы снижена вдвое?

    Решение. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Заключение.

     Приведенная информация представляет собой средний  обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, насколько сильно воздействует теневая  экономика на все сферы нашей  жизни.

      Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.    

Информация о работе Теневая Экономика