Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:00, курсовая работа
В настоящее же время идет третий этап процесса развития теневой экономики. Это институционализация связи теневой экономики с официальными структурами. Речь идет о выработке определенных правил взаимодействия теневой экономики и официальной политики, что может привести к криминализации властных структур. Все это вызывает необходимость решительного наступления государства на теневой сектор, создание таких правовых, экономических и социальных условий предпринимательства в стране, которые способствовали бы прозрачности действий экономических структур, их заинтересованности в полной легализации своего бизнеса.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический аспект теневой экономики …..……………………….7
1.1. Понятие теневой экономики ……………………………………………...7
1.2. Причины возникновения теневой экономики…………………………..10
1.3. Механизм функционирования теневой экономики…………………….16
Глава 2. Теневые процессы в российской транзитивной экономике ………..20
2.1. Структура теневой экономики в России………………………...………20
2.2. Масштабы и динамика теневых процессов……………………….…….30
2.3. Пути преодоления теневой экономики………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….38
Библиографический список………… ………………………………………….41
Неучтенный наличный оборот.
С теневой активностью
«Традиционная» схема и ее основные характеристики.
Эта схема предполагает сокрытие налогоплательщиком части выручки от реализации и выглядит она так: предприниматель фиксирует в своей отчетности для последующей подачи декларации в налоговую инспекцию доход намного меньший реального уровня валового дохода. Можно выделить пять основных характеристик применения этой схемы:
«Базовая» схема («обналичивание»).
Эта схема типична для большинства
предприятий. Общая идея заключается
в фиктивном замещении тех
элементов валового дохода, которые
в наибольшей степени подпадают
под налогообложение, такими элементами,
которые облагаются по минимальным ставкам.
Основанием этого «замещения» выступает
договор между предприятием-
Существует и «обратная» схема («обезналичивание»). Она чаще всего применяется вновь созданными розничными торговыми фирмами. Эта схема является как бы комбинацией предыдущих двух. Можно выделить следующие ее характеристики:
Это были схемы использования неучтенного наличного оборота с целью уклонения от уплаты налогов. Но оценку доли наличных расчетов можно применять как косвенный индикатор масштабов теневой активности. Так, с 1997 года вопрос о доле р\продаж за наличные в общем объеме продаж был включен в анкету опросов группы «Российский экономический барометр», на которую ежегодно отвечали 200-250 предприятий.
Выборка РЭБ включает преимущественно средние по российским меркам предприятия – с числом занятых до 2000 человек. Как видно из данных таблицы в 1999-2000 гг. удельный вес наличных расчетов заметно вырос – до 28% в среднем по промышленности. Этот результат можно объяснить снижением доли бартера (с 50% в середине 1998 г. до 15% в 2001 г.) и общим возрастанием уровня монетизации экономики, а также более активным использованием наличных расчетов в целях уклонения от уплаты налогов промышленными предприятиями.
Таким образом, данные распространения наличных расчетов между предприятиями могут использоваться для анализа динамики теневой экономики.
Стопроцентная статистическая оценка масштабов теневой экономики невозможна, потому что теневики не сообщают статорганам свой хозяйственный оборот.
Однако, по мнению российских статистиков, переворот в данной области произошел в 1993 году, согласно утвержденной ООН новой версии национальных счетов, всем государствам было рекомендовано учитывать теневую экономику в объемах производства. С этих пор Госкомстат начал осваивать методы ее учета. Интересны результаты их расчетов.
Впервые размер занижения ВВП России из-за неучета теневой экономики попытались определить применительно к 1995 году, а потом уже пересмотрели размер и динамику ВВП за предыдущие годы реформ. Получилось, что его размер ежегодно приуменьшался на 9-10%. В 1995 году эту долю оценили на уровне 20%, а в 1996 году – 23% ВВП.
Теневая экономика Росси имеет свои специфические особенности. В 1990-е годы при удивительном «благополучии» на рынке труда быстрыми темпами росла скрытая безработица. Она включает в себя официально работающих, но фактически незанятых граждан. В отдельные годы скрытая безработица в 3-5 раз превышала официально зарегистрированную, к 2000 г. формально работающих, а фактически незанятых оказалось около 6,5 млн. человек. Вместе с официально зарегистрированными безработными количество всех незанятых составило 7,6 млн. человек, или 10,5% от экономически активного населения. Таким образом, можно констатировать тот факт, что Россия по данному показателю перешла в категорию стран с высоким уровнем безработицы.
Одним из серьезных индикаторов, стимулирующих
распространение теневой
Потеряв все надежды на государство, трудоспособные образованные кадры ищут дополнительные занятия, расширяют домашнее хозяйство, укрывая доходы от налогообложения, находя работу у теневиков. Вторичная занятость для миллионов людей превратилась из дополнительного в основной источник жизнеобеспечения. Причем для многих она имеет теневую природу. Так, Рывкина Р.В. ссылаясь на данные МВД, отмечает, что в середине 1990-х годов в качестве рабочей силы соприкасалось примерно 58-60 млн. человек.
Вышесказанное относительно теневой занятости относилось к активности самих рабочих. Помимо нее еще существует скрытая занятость по инициативе «сверху» - по заказам, которые находит для работников сама администрация, не оформляя соответствующие документы и выплачивая вознаграждение в виде «черного нала».
Таким образом, можно сказать, что между величиной дохода, вторичной занятостью и расширением сферы теневой деятельности существует тесная связь, которая в первую очередь проявляется в виде роста скрытой занятости – реальной основы теневой экономики.
Многие отечественные западные ученые считают, что основной, а то и единственной, причиной развития теневой экономики в настоящее время является налоговый прессинг. Сегодня практически любая теневая активность предприятий, независимо от ее исходных мотивов, связана, как правило, с уклонением от уплаты налогов, таможенных и других платежей. Важную информацию по этому поводу содержит показатель собираемости налогов, т.е. соотношение между фактическими налоговыми поступлениями и начисленными налогами. В России собираемость налогов до 1999 г. неуклонно сокращалась, а объем накопленных недоимок в федеральный бюджет составил в 1996 г. 31% ВВП и в 1997 г. – 41% ВВП. По оценкам Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ в конце 1990-х годов только 1,5% российских предприятий своевременно уплачивали все налоги, около 2/3 скрывали часть своих доходов, а около 1/3 вообще уклонялись от их уплаты.6 Эти данные наглядно характеризуют масштабы теневой экономики в современной России.
Таким образом, по всем вышеперечисленным параметрам (уровень безработицы, размеры дохода, его дифференциация, налогообложение и т.д.) Россия в 1990-е годы находилась в зоне активного роста теневых отношений.
Естественно, что с ростом
масштаба «тени» растет сфера
криминального поведения. Об
В общем, ситуация в современной России характеризуется самыми широкими масштабами распространения неформальных взаимодействий социально-экономических субъектов. Власть и общество долгое время соблюдали определенный нейтралитет в отношении неформальных экономических отношений, а наиболее предприимчивые представители обеих сторон с максимальной выгодой использовали сложившуюся ситуацию и получили немалые доходы. Более того, сложилась целая система норм повседневного поведения, опирающегося на неформальные связи, уклонение от исполнения закона, а законопослушание сегодня уже не входит в состав основных ценностей российского населения (например, по данным исследований, на протяжении последних пяти лет число людей, считающих, что закон надо соблюдать везде и во всем, не превышает 20%).
2.3. Пути преодоления теневой экономики
Несмотря на терпимость общества к сложившейся ситуации в стране, уже сегодня идут процессы, направленные на сопротивление неформализации общественной жизни.
Необходима выработка
Основным направлением борьбы с теневой экономикой, когда ею охвачена значительная часть физических и юридических лиц, следует считать ее легализацию, создание условий для их вовлечения в нормальную экономическую жизнь в сочетании с привлечением к уголовной ответственности криминальной ее части.
Мировой опыт подсказывает, что количественный критерий успешного решения задачи противодействия развитию теневой экономики соответствует 5-10% ВВП страны, причем этого уровня лишь силовыми методами не достичь.
В настоящее время борьба с проявлениями теневой экономики возложена на МВД, МНС, ФСНП России, хотя эта проблема давно уже стала общегосударственной. Каждый из этих органов преимущественно действует в своей области работы и не охватывает всю сферу теневой деятельности, и, что самое главное, не касается корней, причин этого явления. Поэтому для борьбы с теневой экономикой, возможно, необходимо создание самостоятельного органа, который занимался бы комплексной системой контроля над финансово-хозяйственной деятельностью физических и юридических лиц и разработкой правовых основ их функционирования в сфере предпринимательства.
При таких масштабах теневой
экономики общегосударственной
задачей является ее легализация. Ведь
она становится необходимым фактором
для обеспечения жизнедеятельно