Теоретические аспекты анализа готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:09, статья

Описание

Каждое предприятие должно продать свою продукцию потребителю. В процессе продажи выявляются полезность и качество продукции предприятия. Продажей завершается кругооборот средств. Предприятие возмещает свои затраты, связанные с производством и продажей продукции, и реализует созданный в производстве чистый доход, который частично перечисляется в государственный бюджет и частично остается у предприятия в виде прибыли. Выпуск и продажа готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - систематическое получение прибыли.
Готовая продукция - это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденными техническими условиями, принятые на склад или заказчиком.

Содержание

Введение
1. Понятие готовой продукции
2. Цели, задачи и источники анализа и диагностики выпуска готовой продукции
3. Методы анализа и диагностики выпуска готовой продукции
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

план.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

Введение

  1. Понятие готовой продукции
  2. Цели, задачи и источники анализа и диагностики выпуска готовой продукции
  3. Методы анализа и диагностики выпуска готовой продукции

Заключение

Список  использованной литературы

 

Введение

     Каждое  предприятие должно продать свою продукцию потребителю. В процессе продажи выявляются полезность и качество продукции предприятия. Продажей завершается кругооборот средств. Предприятие возмещает свои затраты, связанные с производством и продажей продукции, и реализует созданный в производстве чистый доход, который частично перечисляется в государственный бюджет и частично остается у предприятия в виде прибыли. Выпуск и продажа готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - систематическое получение прибыли.

     Готовая продукция - это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденными техническими условиями, принятые на склад или заказчиком.

     Актуальность  темы курсовой работы обусловлена важностью  анализа и диагностики выпуска  готовой продукции на предприятии  как основы для принятия управленческих решений. Так как в рыночной экономике требуется от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективности форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д. Для решения данной проблемы необходимо проводить своевременный анализ выпуска продукции, так как во время анализ выявляются основные факторы, воздействующие на процесс выпуска продукции.

     Объем производства, и реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

     Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.

     Целью данной работы является определение  основных методов и этапов проведения анализа выпуска готовой продукции.

     Объектами исследовательской работы являются определение основных методов осуществления анализа выпуска готовой продукции. Предметом данной работы является причинно-следственные связи.

     Основные  задачи исследовательской работы:

  1. Изучение теоретических аспектов понятия готовой продукции;
  2. Определение основных методов проведения экономического анализа выпуска готовой продукции.

     Организация анализа хозяйственной деятельности на предприятии должна соответствовать ряду требований:

  • научный характер анализа, т.е. анализ должен основываться на новейших достижениях науки передового опыта, строить с учетом действия экономических законов в рамках конкретного предприятия и проводиться с использованием научно-обоснованных методик;
  • обоснованное распределение обязанностей по проведению анализа хозяйственной деятельности между отдельными исполнителями, т.е. проведение анализа должно стать органической частью служебных обязанностей каждого специалиста, руководителя, который имеет отношение к принятию управленческих решений;
  • аналитическое исследование должно быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны быть наименьшими при оптимальной глубине анализа и его комплексности.

     Основными методами исследования являются:

  1. монографический метод;
  2. сравнение;
  3. расчетно-графический;
  4. индексный анализ рядов динамики
  5. табличный
  6. аналитическое выравнивание.

 

  1. Теоретические аспекты анализа  выпуска готовой  продукции

1.1  Понятие готовой продукции

     Готовая продукция - это результат законченного производственного процесса предприятия, материализованный в виде выработанных изделий, полуфабрикатов, выполненных работ и оказанных услуг в основном или вспомогательном производстве, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов и оформленные приемо-сдаточной документацией. Она предназначена для продажи юридическим и физическим лицам, поэтому должна удовлетворять определенным требованиям.

     Готовая продукция, предназначенная для  продажи, относится к материально-производственным запасам.

     К готовой продукции предъявляют  следующие требования:

  • быть полностью законченной и укомплектованной;
  • соответствовать стандартам и техническим условиям;
  • быть принятой службой технического контроля;
  • иметь необходимую документацию, удостоверяющую ее качество, комплектность, а также безопасность использования, потребления и эксплуатации.

     В состав готовой продукции включают:

    1. изделия и полуфабрикаты собственного изготовления;
    2. работы и услуги производственного характера;
    3. работы и услуги социального назначения;
    4. строительно-монтажные, проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы;
    5. выработка, очистка и отпуск воды, пара, электроэнергии и сжатого воздуха;
    6. транспортные услуги;
    7. услуги торговли и общественного питания;
    8. информационно-консультационные услуги;
    9. жилищно-коммунальные и гостиничные услуги;
    10. прочие работы и услуги.

     Производство  продукции измеряется в натуральных, условно-натуральных показателях, в  единицах трудоемкости и по стоимости. Анализ проводится прежде всего с использованием стоимостных измерителей. Стоимость продукции может быть выражена в фактически действующих ценах, в плановых ценах и в ценах базового периода (сопоставимых) ценах.

     Основными показателями объема производства промышленного  предприятия служат товарная и валовая продукции.

     Валовая продукция (ВП) – это стоимость  всей произведенной продукции и  выполненных работ, включая незавершенное  производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах:

     ВП = ТП + (НПК – НПН)  (1.1)

     , где ТП - объем товарной продукции, тыс. руб.;

     НПК и НПН – остатки незавершенного производства на конец и начало отчетного  периода соответственно.

     Показатель  валовой продукции используется для расчета загрузки оборудования, производственных цехов и участков, численности основных и вспомогательных рабочих и других параметров.

     Незавершенное производство включает заготовки, детали, сборочные единицы, комплекты, запущенные в обработку и находящиеся  на рабочих местах, в отделе технического контроля, цеховых складах, на испытаниях и сборке. Незавершенное производство или заделы являются необходимыми факторами непрерывного и ритмичного выпуска продукции.

     Товарная  продукция – это объем полностью  изготовленной продукции, полуфабрикатов, работ и услуг промышленного  характера, предназначенных для реализации покупателям на рынке, объем продукции вспомогательных цехов и служб, произведенных для сторонних организаций. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Объем товарной продукции (ТП) определяется по формуле:

     ТП = РП + (ОПК – ОПН) + (ОНК – ОНН),                                                     (1.2)

     где РП – объем реализованной продукции, тыс. руб.;

     ОПК и ОПН – остатки готовой  продукции на складе на конец и начало отчетного периода, тыс. руб.;

     ОНК и ОНН – объем отгруженной, но неоплаченной покупателем продукции  на конец и начало отчетного периода, тыс. руб.

     Реализованная продукция - это стоимость отгруженной  и оплаченной покупателями продукции.

     Минимально  допустимый (безубыточный) объем реализации - это такой объем, при котором  достигается равенство доходов  и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.

     Максимальный  объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов.

     Оптимальным считается такой объем реализации, который обеспечивает получение  максимальной прибыли при сложившихся  условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации  больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем при планировании выпуска продукции является тем ориентиром, знание которого необходимо.

     Ассортимент - перечень наименований изделий с  указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров) - это номенклатура.

     По  своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

     Обобщая все вышесказанное, готовая продукция  является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством. Планирование и учет готовой продукции ведут в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Показателями производства и реализации готовой продукции являются валовая, товарная и реализованная продукция. Основными характеристиками реализованной продукции являются ее ассортимент и качество.

 

1.2  Методы анализа и диагностики выпуска готовой продукции

     Анализ  структуры и динамики выпуска продукции можно проводить с использованием любого выражения результатов производственной деятельности предприятия в отдельности и путем их сопоставления. Анализ динамики может осуществляться не только по годам, но и путем сравнения фактических объемов с плановыми, а также данных за прошлый год, по плану и фактически. В последнем случае получаются данные о темпах изменения фактического объема производства по сравнению и с прошлым годом, и с планом.

     Анализ  структуры продукции может осуществляться на основе классификации спроса на нее со стороны различных групп покупателей; на основе показателей рентабельности отдельных групп и видов продукции; на основе трудоемкости, материалоемкости; на основе показателей обеспеченности производственными мощностями и др.

     Показатель  общего уровня обновления продукции  рассчитывается по формуле:

     Разница (Побщ. - Пнов. - Пмод.) характеризует  объем производства сравнимой продукции. Используя эти данные можно рассчитать удельный вес новой, модернизированной  и сравнимой продукции в общем объеме производства. Оценка целесообразности роста удельного веса новой и модернизированной продукции осуществляется с учетом анализа спроса и стадий жизненного цикла сравнимой продукции.

     Анализ  структуры продукции можно проводить  с учетом срока её производства предприятием (до 1 года, до 3 лет, до 5 лет и т.д.) Дополнительно можно рассчитать средний возраст выпускаемой  продукции и определить удельный вес продукции, имеющей возраст  больше или меньше среднего. Средний возраст продукции определяется по формуле:

Информация о работе Теоретические аспекты анализа готовой продукции