Теоретические аспекты анализа готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:09, статья

Описание

Каждое предприятие должно продать свою продукцию потребителю. В процессе продажи выявляются полезность и качество продукции предприятия. Продажей завершается кругооборот средств. Предприятие возмещает свои затраты, связанные с производством и продажей продукции, и реализует созданный в производстве чистый доход, который частично перечисляется в государственный бюджет и частично остается у предприятия в виде прибыли. Выпуск и продажа готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - систематическое получение прибыли.
Готовая продукция - это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденными техническими условиями, принятые на склад или заказчиком.

Содержание

Введение
1. Понятие готовой продукции
2. Цели, задачи и источники анализа и диагностики выпуска готовой продукции
3. Методы анализа и диагностики выпуска готовой продукции
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

план.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

     Анализ  структуры продукции можно провести путем выявления удельного веса продукции, обеспеченной и необеспеченной договорами поставки. Дополнением к  нему может быть анализ выполнения обязательств, т.к. от этого зависит репутация предприятия у покупателей в будущем.

     Показатели, по которым можно судить о качестве продукции, в различных отраслях промышленности различны. В качестве таких показателей используются калорийность, жирность, соответствие стандартам, техническим условиям, долговечность, надежность, сортность, технологичность, и т.д. Некоторые аналитики предлагают оценивать качество всей продукции предприятия по удельному весу новой продукции в общем объеме её выпуска. Однако данный показатель характеризует прогрессивность продукции, а не её качество, т.к. сравнение качества должно осуществляться по определенному набору характеристик и результативно в случае его проведения по сравнимой продукции или по сравнимым параметрам.

     Основными методами исследования выпуска готовой продукции являются:

  1. Монографический метод − глубокое изучение и подробное описание хозяйственной деятельности отдельных единиц из всей совокупности исследуемых объектов. Монографическое исследование дополняет и углубляет разработку крупных научных проблем, связанных с массовым обследованием или со всей совокупностью объектов (явлений).
  2. Сравнение - самый ранний и наиболее распространенный метод экономического анализа. Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики. Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:
    • o единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
    • o единство периодов времени, за которые производится сравнение;
    • o сопоставимость условий производства;
    • o сопоставимость методики исчисления показателей.

     Существует  несколько форм сравнения: с планом; с прошлыми периодами; с лучшим; со средними данными.

  1. Графические методы анализа являются самой эффективной формой представления данных с точки зрения их восприятия. Графики позволяют мгновенно охарактеризовать и осмыслить совокупность показателей: выявить наиболее типичные соотношения и связи этих показателей, определить тенденции развития, характеризовать структуру и степень выполнения плана, оценить и графическом изображении размещение объектов. График — это чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, треугольников и кругов) или условно-художественных фигур с расшифровкой принятых обозначений.
  2. Индексный метод рядов динамики наиболее распространенный метод анализа социально-экономических явлений. Тем не менее, у индексного метода имеется существенный недостаток, он адекватно измеряет только функциональные причинно-следственные зависимости, которые в экономике не преобладают. Построение индексов требует глубоких знаний в специфике изучаемого явления.
  3. Способы табличного представления аналитических данных. Результаты анализа обычно излагаются в виде таблиц. Это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке. Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр. Она значительно выразительнее и нагляднее словесного текста. Показатели в ней располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением, и познавательный эффект достигается значительно быстрее. Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таблиц значительно легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями.
  4. Метод аналитического выравнивания заключается в построении уравнения регрессии, характеризующего зависимость уровней ряда от временной переменной. Он является более точным способом отображения тенденции динамического ряда, т. е. выравнивание с помощью аналитических формул.

 

1.2. Этапы проведения экономического анализа выпуска готовой продукции

     Целью анализа выпуска готовой продукции предприятия является повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов его деятельности и обобщения их результатов, а также нахождение путей оптимизации объема, ассортимента и качества выпускаемой продукции (работ, услуг) с учетом требований рынка и возможностей предприятия.

     В ходе достижения этой цели решаются следующие  задачи:

  • оценка динамики основных показателей объема производства продукции (работ, услуг) в целом и по отдельным видам и группам.
  • оценка структуры продукции по различным критериям;
  • оценка спроса на продукцию (услуги, работы) предприятия;
  • оценка производственных возможностей предприятия по обеспечению спроса покупателей на продукцию предприятия;
  • оценка качественных характеристик продукции (работ, услуг) и выявление причин отклонения от образца, выбранного за основу.

     Выявление потерь предприятия от снижения качества продукции (работ, услуг), брака, нарушения  ритмичности работы предприятия.

     Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются: бизнес – план предприятия, оперативные планы – графики; договора на поставку продукции; регистры синтетического и аналитического учета; бухгалтерская и статистическая отчетность.

     Обобщая вышесказанное, анализ выпуска готовой продукции на предприятии проводится главным образном на основе данным оперативного учета и планирования с целью поиска резервов повышения объемов производства. Это внутренний анализ, необходимый руководству, финансовым и техническим службам предприятия.

     Внеучетные  данные — это сведения о работе предприятия, которые не предусмотрены  формами отчетности. К ним относятся  решения вышестоящих организаций, акты ревизий, обследований и проверок, протоколы производственных совещаний, приказы и распоряжения министерства, треста, заводоуправления.

     Кроме того, в эту группу источников анализа  входят нормативные документы, характеризующие  нормы и нормативы по различным  участкам деятельности предприятий, например нормы расхода материальных ценностей, энергии, нормы оборотных средств и др.

     Важное  место в источниках анализа занимают объяснительные записки. Они составляются по итогам деятельности предприятий  за квартал, год и прилагаются  к бухгалтерским отчетам. В объяснительных записках содержатся данные об основных факторах, повлиявших на результаты работы, на финансовое состояние предприятий, а также освещаются разработанные мероприятия, направленные на выполнение плана производства и реализации продукции, плана прибыли и т. п.

     При анализе различных сторон хозяйственной деятельности производственных подразделений (цехов, участков) используются следующие данные: при анализе производственной программы —оперативные планы на месяц, декаду, сутки, смену; хозрасчетные наряды-заказы, социалистические обязательства, плановые нормы использования оборудования.

     Данные  оперативного учета — рапорты  о выпуске продукции, сводки о  сдаче готовой продукции, сведения о простоях оборудования, журнал технико-экономических  показателей работы цеха, рабочие  наряды, сведения о качестве продукции и др.

     При анализе по себестоимости — данные оперативного планирования по расходу  сырья, материалов, энергии и труда; плановые калькуляции себестоимости  продукции и сметы расходов (на содержание оборудования, цеховые и  др.); показатели экономии от снижения себестоимости продукции; нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии, труда на единицу продукции или операцию.

     Данные  оперативного учета фактических  расходов сырья, материалов, топлива, энергии (записи в журналах, лимитные карты, показания самопишущих приборов и др.); первичная документация о трудовых затратах, данные оперативного учета хозяйственной деятельности цеха или участка (отчеты по калькуляции себестоимости продукции, сметы затрат на производство, расходов по содержанию и эксплуатации оборудования, цеховых расходов и др.); при анализе труда и заработной платы — хронометражные наблюдения; данные о выполнении норм по профессиям и разрядам рабочих, сведения о трудоемкости продукции, использовании рабочего времени; данные о начислении заработной платы; плановые технико-экономические нормы и нормативы времени, численности работников, организации производства и труда; тарифные ставки и сдельные расценки, сведения о доплатах и выплатах в соответствии с действующим законодательством.

     В анализе используются также данные о работе за предыдущие отчетные периоды, опыт передовых предприятий и др.

 

     

 

     Литература

     1      Анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия: Учебное  пособие / Под ред. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 263 с.

     2      Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория  экономического анализа: учебник. -М: Финансы и статистика, 2007. - 170 с.

     3      Герасимова В.А., Чуев И.Н., Чечевицына  Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности - М.: Дашков и К, 2005. - 184 с.

     4      Исеева Л.И., Пашкевич Н.В. Анализ производственно-хозяйственной деятельности. С.-Петерб. гос. горн, ин - т им. Г.В. Плеханова (техн. ун-т) - СПб.: СПбГГИ, 2006. - 89 с.

     5      Кондраков Н.П. Бухгалтерский  учет:Учеб.пособие. – 6-е изд.. перераб.  И доп. – М.:ИНФРО-М,2008.-640с – (Серия «Высшее образование»)

     6      Ковалев В.В. Волкова О.Н. Анализ  хозяйственной деятельности Учебник  -М.:ПБОЮЛ, 2006.-246 с.

     7      Крейнина М.Н. «Финансовое состояние  предприятия. Методы оценки».- М. .: ИКЦ «Дис», 2006- 224с.

     8      Осипов В.В, Орлов Б.Л. Управленческий и финансовый анализ деятельности предприятия. Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Пищепромиздат, 2005. – 216с.

     9      Савицкая Г.В. Методика комплексного  анализа хозяйственной деятельности: Учеб.пособие. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА - М, 2009. – 408с. – (Высшее образование)

     10    Сафронова Н.А. «Экономика предприятия»  г. Москва: Юрист 2004г.

     11    Филатов О.К., Маргулис Е.И. Экономика  предприятия пищевой промышленности. М.: Гуманитарный центр «Монолит», 2005 – 34

Информация о работе Теоретические аспекты анализа готовой продукции