Теоретические аспекты функционирования рынка государственных ценных бумаг

Автор работы: a**************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 20:40, реферат

Описание

Цель исследования в данной дипломной работе состоит в том, чтобы проанализировать современную стадию развития российского рынка государственных ценных бумаг и определить перспективы его развития.
Указанная цель конкретизирована в следующих основных задачах:
- дать понятие и охарактеризовать сущность рынка ценных бумаг;
- изучить виды государственных ценных бумаг;
- проанализировать законодательную базу рынка государственных ценных бумаг;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты функционирования рынка государственных ценных бумаг 6
1.1. Понятие государственных заимствований и их значение в регулировании экономических процессов 6
1.2. Понятие и классификация государственных ценных бумаг 10
1.3. Правовые аспекты функционирования российского рынка государственных ценных бумаг 18
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

глава 1- Шаяхметова Альбина-испр2.docx

— 67.39 Кб (Скачать документ)

     Проводимые  мероприятия включают не только меры по «удлинению дюрации» портфеля долговых обязательств с целью минимизации  нагрузки на федеральный бюджет, но и по сокращению в долговом портфеле доли нерыночных долговых обязательств, созданию единой системы учета долговых обязательств (как внутреннего, так  и внешнего долга), снижению общего объема внешнего долга (за счет использования  благоприятных условий мировых  рынков), хеджированию возможных рисков валютной и процентной структуры  портфеля государственных долговых обязательств и т. д. Определены ограничения  по государственным заимствованиям субъектов Российской Федерации и муниципальным заимствованиям.

     Правительство включило долговую политику наряду с  трехлетним финансовым планом и налоговой  стратегией в число обязательных элементов бюджетного процесса, т. е. показатели долговой политики теперь утверждаются наряду с доходами и  расходами федерального бюджета, а  финансирование расходов по обслуживанию государственного долга должно быть по замыслу Минфина России увязано  с достижением определенных долговых показателей: снижением его размера  по отношению к ВВП, замещением внешнего долга внутренним, сокращением нерыночной части долга (именно поэтому основное внимание правительства было сосредоточено  на досрочной выплате долга Парижскому клубу кредиторов – неторгуемого и дорогостоящего долга).

     Итак,. Вывод должен соответствовать задаче, поставленной в названии параграфа. Увас название –ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ????? 

  1.2. Понятие и классификация государственных ценных бумаг

     Государственные ценные бумаги - это форма существования  государственных внутренних заимствований; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство [16. C.32].

     Государственные ценные бумаги в Российской Федерации  являются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга. Они обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающими из-за несовпадения во времени налоговых поступлений и расходов бюджета.

     Кроме того, они выступают при проведении денежно-кредитной политики государства  регулятором не только денежного  обращения, но и развития экономики  в целом, могут выступать в  качестве залога по кредиту, представленному  Центральным банком Российской Федерации  Правительству Российской Федерации, по ссудам, взятыми коммерческими  банками у Центрального банка  Российской Федерации, а также по кредитам, получаемым предприятиями  в коммерческих банках. Посредством  вложения денег в государственные  ценные бумаги мобилизуются средства для финансирования целевых государственных  и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение.

     Эмитируя  ценные бумаги, государство и муниципальные  образования решают ряд важных социально-экономических  задач: финансирование дефицита бюджета, обеспечение населения жильем, сбережение денежных накоплений граждан, управление инфляционными процессами, а также  регулирование рынка ценных бумаг  в целом.

     Государственные и муниципальные внутренние заимствования  используются для покрытия дефицитов  соответствующих бюджетов, а также  финансирования расходов на погашение  государственных и муниципальных  долговых обязательств (п. 1 ст. 104 БК РФ) [21. C.40]. Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Их эмитентами являются правительства, органы местной власти, а также учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.

     Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и  в связи с потребностью погашения  ранее выпущенных правительством займов даже при бездефицитности бюджета текущего года.

     Другой  причиной выпуска государственных  ценных бумаг может послужить  то, что в течении года у государства  могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы  появляются из-за того, что поступление  платежей в бюджет происходит в определенные даты, в то время как расходы  бюджета производятся более равномерно по времени [23. C.31].

     В ряде стран краткосрочные государственные  ценные бумаги используются в целях  обеспечения коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие банки помещают в выпускаемые правительством ценные бумаги часть своих средств, главным  образом резервных фондов, которые  благодаря этому не отвлекаются  из оборота, более того эти средства приносят доход.

     Государственные ценные бумаги могут выпускаться  для финансирования программ, осуществляемых органами местной власти. В таких  случаях государство может выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг [20. C.80].

     Первичное размещение государственных ценных бумаг осуществляется при посредничестве определенных субъектов. Среди них  главенствующее положение занимают центральные банки, которые организуют работу по распространению новых  займов, привлекают инвесторов, а в  ряде случаев приобретают крупные  пакеты правительственных долговых обязательств.

     В некоторых государствах эти функции  выполняются министерством финансов, либо относительно самостоятельными подразделениями по управлению государственным долгом. Во многих странах допускается участие в качестве посредников при первичном размещении государственных ценных бумаг частных финансово-кредитных учреждений и организаций. Однако в ряде государств накладываются определенные запреты на участие коммерческих банков в подобной деятельности [25. C.34].

     По  своей экономической сути все  виды государственных ценных бумаг  являются долговыми ценными бумагами, но на практике каждая самостоятельная  государственная ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее  отличать ее от других видов облигации. Обычно кроме термина "облигация" используются термины "казначейский вексель", "сертификат", "заем" и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых государственных  ценных бумаг [30. C.81].

     Ценные  бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными  бумагами и активами.

     Во-первых, это самый высокий относительный  уровень надежности для вложенных  средств и соответственно минимальный  риск потери основного капитала и  доходов по нему.

     Во-вторых, - наиболее льготное налогообложение  по сравнению с другими ценными  бумагами или направлениями вложений капитала. Часто на государственные  ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

     Размещение  государственных ценных бумаг обычно происходит через центральные банки  или министерства финансов. Основными  инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, страховые компании, банки, инвестиционные компании и фонды.

     Государственные ценные бумаги могут быть в бумажной (бланковой) или безбумажной формах, то есть в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях. Имеется  четкая тенденция к увеличению выпуска  государственных ценных бумаг в  безбумажной форме.

     Государственные ценные бумаги размещаются разнообразными методами: это аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным  ценам, закрытое распространение среди  определенного круга инвесторов и т.д. [16. C.123].

     Государственные ценные бумаги занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля доходит до 50%, а значит и на всем рынке ценных бумаг, поскольку на последнем преобладают облигации. В структуре ГЦБ наибольший удельный вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации, но по отдельным странам имеется значительный разброс показателей, характеризующих место и структуру рынка ГЦБ.

     Государственные ценные бумаги можно классифицировать [23. C.92]:

     1. По виду эмитента:

     - ценные бумаги федерального правительства;

     - муниципальные ценные бумаги  или ценные бумаги других уровней  государственного управления;

     - ценные бумаги государственных  учреждений;

     - ценные бумаги, которым придан  статус государственных.

     2. По форме обращаемости:

     - рыночные ценные бумаги, которые  могут свободно перепродаваться  после их первичного размещения;

     - нерыночные, которые не могут  перепродаваться их держателями,  но могут быть через определенный  срок возвращены эмитенту.

     3. По срокам обращения:

     - краткосрочные, выпускаемые на  срок обычно до 1 года;

     - среднесрочные, срок обращения  которых растягивается на период  обычно от 1 до 5 - 10 лет;

     - долгосрочные, т.е. имеющие срок  обращения обычно свыше 10 - 15 лет.

     4. По способу выплаты (получения)  доходов:

     - процентные ценные бумаги (процентная  ставка может быть фиксированной,  т.е. неизменной на весь период  существования облигации; плавающей  и ступенчатой);

     - дисконтные ценные бумаги, которые  размещаются по цене ниже номинальной,  и эта разница (дисконт) образует  доход по облигации;

     - индексируемые облигации, номинальная  стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;

     - выигрышные, доход по которым  выплачивается в форме выигрышей;

     - комбинированные облигации, по  которым доход образуется за  счет комбинации ранее перечисленных  способов.

     Исследователями предлагается хронологический (по датам выпуска) перечень видов российских ГЦБ [35. C.80]: государственные долговые товарные обязательства 1990 г., государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 года (облигации), российский внутренний выигрышный заем 1992 г. (облигации), государственные краткосрочные бескупонные облигации (выпускались периодически с 1993 по 1998 г.), внутренний государственный валютный облигационный заем 1993 года,  Золотые сертификаты МФ РФ 1993 г., облигации федеральных займов (выпускаются периодически с 1995 г.), облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (выпускались периодически с 1995 г.по 1998 г.), облигации государственного сберегательного займа (выпускаются периодически с 1995 г.), российские еврооблигации 1996/1997 гг.

       ВЫ МЕНЯ НЕ СЛЫШИТЕ _ЗАЙДИТЕ НА САЙТ МИНФИНА! 
Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) 
Впервые выпущен в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет. Частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 1000 рублей. 
Несмотря на то, что купон в полной сумме выплачивается эмитентом облигаций тому лицу, которому они принадлежат на дату выплаты, или купонную дату, каждый предыдущий владелец также имеет право на получение дохода пропорционально сроку владения. Это достигается тем, что при приобретении облигаций их покупатель должен выплатить прежнему владельцу помимо собственно цены («чистой» цены) облигаций также и величину накопленного купонного дохода.

     Отличительной особенностью ГСО (государственных  сберегательных облигаций) по сравнению  с другими государственными ценными  бумагами является фиксированная процентная ставка и отсутствие вторичного обращения. Таким образом, ГСО представляют собой нерыночные ценные бумаги, предназначенные  для институциональных инвесторов, созданные по аналогии c выпускаемыми в ряде развитых стран инструментами.

     В качестве основной цели размещения ГСО  выступает снижение негативного  влияния на рынок госбумаг действий "пассивных" институциональных  инвесторов, покупающих государственные  бумаги на средства пенсионных накоплений, выводя тем самым значительный объем  облигаций из обращения, что в  итоге приводит к снижению ликвидности  рынка ГКО-ОФЗ. Кроме того, для  инвесторов ГСО представляет собой  безрисковый инструмент для инвестирования средств без необходимости дальнейшей переоценки вложений при изменении  рыночной цены, что, безусловно, добавляет  привлекательности этому новому инструменту. 
Таким образом, государственные заимствования – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации и субъектов РФ как заемщика денежных средств или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками. Заимствования проводятся в числе прочего путем эмиссии государственных ценных бумаг, которые представляют собой ценные бумаги, эмитированные с целью покрытия бюджетного дефицита от имени правительства или местных органов власти, но непременно гарантированные правительством. Разновидности по сроку действия: краткосрочные облигации - казначейские векселя, на срок от недели до 1 года, среднесрочные - ноты, на срок от 1 года до 5 лет, долгосрочные - боны, на срок более 5 лет. Существуют и нерыночные государственные ценные бумаги, выпускаемые с целью привлечения сбережений населения: сберегательные боны, сертификаты и пр.
 

Информация о работе Теоретические аспекты функционирования рынка государственных ценных бумаг