Теоретические аспекты функционирования рынка государственных ценных бумаг

Автор работы: a**************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 20:40, реферат

Описание

Цель исследования в данной дипломной работе состоит в том, чтобы проанализировать современную стадию развития российского рынка государственных ценных бумаг и определить перспективы его развития.
Указанная цель конкретизирована в следующих основных задачах:
- дать понятие и охарактеризовать сущность рынка ценных бумаг;
- изучить виды государственных ценных бумаг;
- проанализировать законодательную базу рынка государственных ценных бумаг;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты функционирования рынка государственных ценных бумаг 6
1.1. Понятие государственных заимствований и их значение в регулировании экономических процессов 6
1.2. Понятие и классификация государственных ценных бумаг 10
1.3. Правовые аспекты функционирования российского рынка государственных ценных бумаг 18
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

глава 1- Шаяхметова Альбина-испр2.docx

— 67.39 Кб (Скачать документ)

1.3. Правовые аспекты функционирования российского рынка государственных ценных бумаг

     Правовые  нормы, посредством которых государство  осуществляет регулирование общественных отношений, складывающихся на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг, содержатся в следующих основополагающих Федеральных законах: Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".

     Далее в порядке "убывания" юридической  силы нормативных правовых актов следуют подзаконные акты исполнительных органов государственной власти РФ. В качестве примера приведем некоторые из них:

     - Постановление Правительства РФ  от 30 июня 2004 года N 317 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам";

     - Положение ЦБР от 25 марта 2003 г. N 219-П "Об обслуживании и  обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг";

     - Постановление Правительства РФ  от 30 сентября 2000 г. N 754 "О государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, и об отчетах о проведенной эмиссии" (с изменениями).

     Рассматриваемая система нормативных правовых актов  отражает также федеративное устройство России, поэтому вторым уровнем законодательного регулирования рынка государственных и муниципальных ценных бумаг является уровень субъектов РФ. И здесь ведущую роль занимают конституции республик в составе России и уставы других видов субъектов РФ, законы субъектов РФ, а также подзаконные акты субъектов РФ - нормативные правовые акты, издаваемые исполнительными органами субъектов РФ.

     Кроме того, в России признается и гарантируется  местное самоуправление (ст. 12 Конституции РФ). Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения: утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

     Общие положения о ценных бумагах, действующие  на сегодняшний момент, установлены  Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью первой, действующей  с 1.01.95 [1].

     В ГК РФ ценным бумагам посвящена Глава 7 (статьи 142-149). Ценные бумаги как объекты  гражданских прав рассматриваются  в ГК РФ в качестве самостоятельного института. В последние годы законодательство, касающееся ценных бумаг, одно из наиболее динамично развивающихся. Подробное правовое регулирование отдельных видов ценных бумаг предусмотрено законами о ценных бумагах или в порядке, установленном иными нормативными актами. Так, порядок выпуска и обращения акций и облигаций регулируется Законом о рынке ценных бумаг и Законом об акционерных обществах [1].

     Легальное определение ценной бумаги содержится в статье 142 ГК РФ. Ценной бумагой  является документ, удостоверяющий с  соблюдением установленной формы  и обязательных реквизитов имущественные  права, осуществление или передача которых возможны только при его  предъявлении [1].

     Таким образом, для любой ценной бумаги характерны следующие основные признаки: во-первых, ценная бумага - документ установленной  формы и с обязательными реквизитами.

     На  настоящий момент отношения, возникающие  при эмиссии и обращении эмиссионных  государственных ценных бумаг, регулируются Федеральным законом от 29.07.1998 N 136-ФЗ (ред. от 26.04.2007) "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (принят ГД ФС РФ 15.07.1998)

     Законом определяется: порядок возникновения в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения; порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг в части, не регламентированной законодательством Российской Федерации.

     Рынок государственных ценных бумаг регулируется также рядом подзаконных актов, в том числе Указом Президента РФ «Существенный вклад в вопросы защиты гражданских прав участников рынка ценных бумаг вносят акты, принимаемые в пределах своей компетенции Центральным банком РФ и федеральными органами исполнительной власти, в том числе ФСФР России, Министерством финансов РФ, Министерством по налогам и сборам РФ, Министерством по имущественным отношениям РФ и др. [23. C.59]

     Действующее гражданское и бюджетное законодательство не устанавливает условий целевого выпуска государственных или  муниципальных выпуска ценных бумаг. В соответствии с п. 1 ст. 94-96 БК РФ государственные и муниципальные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг, являются источником финансирования дефицита бюджета соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации. В п. 1 ст. 103 БК РФ устанавливается, что государственные внешние  заимствования Российской Федерации  используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для  погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации [27. C.44].

     В оперативном порядке 30 сентября 2008 года Минфином России был выпущен  приказ № 469 «Об осуществлении отдельных  операций с государственными ценными  бумагами Российской Федерации, номинальная  стоимость которых указана в  валюте Российской Федерации». Данным приказом в целях поддержания  ликвидности участников рынка государственных  ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых  указана в валюте Российской Федерации, предусматривалось осуществление  по мере необходимости в соответствии со статьей 94 Бюджетного кодекса выкупа на вторичном рынке государственных  ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых  указана в валюте Российской Федерации, а также выкуп одних гособлигаций при размещении/доразмещении других государственных облигаций.

     Предусмотренные указанным приказом операции имели  оперативный антикризисный характер и были направлены на стабилизацию внутреннего рынка государственных  ценных бумаг Российской Федерации, повышение ликвидности организаций -держателей государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых  указана в валюте Российской Федерации, минимизацию убытков держателей ценных бумаг в результате падения  цен на рынке, пополнение их оборотных  средств и улучшение качества активов. Данными операциями обозначалась готовность государства обеспечить поддержку внутреннего рынка  государственных ценных бумаг Российской Федерации и участников этого  рынка.

     Во  взаимодействии с другими заинтересованными  министерствами и ведомствами Минфином России был подготовлен ряд нормативных  правовых документов антикризисной  направленности.

     С учетом существенного сокращения заимствований  на внутреннем рынке государственных ценных бумаг Российской Федерации вследствие существенного ухудшения конъюнктуры Минфином России были внесены в Правительство Российской Федерации предложения по изменению объемов бюджетных ассигнований на 2008-2009 годы в виде проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». В частности, предусматривалось увеличение бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств за счет экономии (сокращения) бюджетных ассигнований в 2008 году на обслуживание государственного долга Российской Федерации в сумме 16500,0 млн. рублей.

     Предложенные  изменения были утверждены Федеральным  законом от 8 ноября 2008 года № 193-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов».

     Существуют  также нормативные акты, регулирующие условия выпуска отдельных ценных бумаг, такие как:

       Постановление Правительства РФ  от 21 марта 1996 г. № 316 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственных нерыночных займов» - в этом постановлении определен порядок эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, в виде облигаций государственных нерыночных займов. Согласно данному постановлению, доход по облигациям государственных нерыночных займов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации при выпуске и выплачивается не реже одного раза в год. Периодичность, сроки и объем выпусков, порядок размещения, выплаты доходов и погашения облигаций, порядок признания выпуска состоявшимся определяются Министерством финансов Российской Федерации.

     Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 г. №458 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов» определяет особенности эмиссии и обращения облигаций федеральных займов. В соответствии с Постановлением, эмиссия облигаций федеральных займов осуществляется отдельными выпусками. Объем каждого выпуска определяется Министерством финансов Российской Федерации исходя из предельного объема эмиссии этих облигаций, установленного Правительством Российской Федерации на соответствующий год.

     Облигации федеральных займов выпускаются  в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями федеральных займов каждого выпуска, является глобальный сертификат, оформляемый на этот выпуск, реквизиты которого устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Эмиссии государственных и муниципальных  ценных бумаг посвящена ст. 114 Бюджетного кодекса РФ, которой устанавливается порядок принятия решения об эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг принимается соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного или муниципального долга, установленными в соответствии с Бюджетным кодексом, законом(решением) о бюджете, а также с программой внутренних заимствований. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации принимается также в соответствии с программой государственных внешних заимствований Российской Федерации.

     Нормы гражданского права о ценных бумагах, договоре государственного займа находят свое продолжение в Федеральном законе "О рынке ценных бумаг", который регулирует общественные отношения при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, независимо от типа эмитента, определяет особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

     Согласно  ст. 2 указанного Закона эмиссионной  ценной бумагой может быть любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется совокупностью следующих признаков: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Федеральным законом формы и порядка;- размещается выпусками;- имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

     Нормативно-правовым актом, которым определяется специфика  правового регулирования государственных и муниципальных ценных бумаг, является Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".

     В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об особенностях эмиссии  и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций и иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

     Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации  выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета.

     Эмитентом ценных бумаг субъекта Российской Федерации  выступает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

     Эмитентом ценных бумаг муниципального образования  выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования.

     Эмиссия государственных и муниципальных  ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками. В рамках выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг. Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши. Также в порядке, установленном рассматриваемом Законом, может быть осуществлен дополнительный выпуск ценных бумаг.

     Кроме того, порядок эмиссии регулируют «Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» (утверждены Приказом ФСФР России № от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н).

     Итак, одним из основных, специальных законодательных нормативных правовых актов, содержащих финансово-правовые положения, регулирующие фондовые отношения, является Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а именно положения, закрепленные в главах 5 (эмиссия ценных бумаг) и 6 (обращение эмиссионных ценных бумаг). Выпуск государственных ценных бумаг регулируется нормативно-правовыми актами правительства РФ по ОФЗ, ГСО, еврооблигациям [34. C.59].

Информация о работе Теоретические аспекты функционирования рынка государственных ценных бумаг