Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 22:49, реферат
В мировой экономической литературе можно выделить два основных направления в вопросе механизма регулирования национального производства в условиях рынка. Первое – это неоклассическое направление, которое стоит на позициях автоматического саморегулирования рыночной системы и второе – кейнсианское, которое отстаивает необходимость государственного вмешательства в экономические процессы для регулирования инфляции и занятости.
1. Теоретические концепции государственного регулирования экономики
В мировой экономической
литературе можно выделить два основных
направления в вопросе
Неоклассики исходят из того, что заработная плата, цены могут изменяться вверх и вниз, отражая при этом баланс между спросом и предложением. По их мнению, совокупное предложение имеет вид вертикальной прямой, которая отражает потенциальный ВНП. Снижение цены ведет за собой снижение заработной платы, полная занятость сохраняется, а ВНП не уменьшается. Отсюда следует вывод, что снижение совокупного спроса ведет не к снижению ВНП, а к снижению цен. Значит, экономическая политика государства может воздействовать только на цены, а не на объем производства и занятость.
Кейнсианцы же утверждают, что государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос (объем производства). Главным недостатком теории классиков кейнсианцы считают их неспособность объяснить, каким образом можно уменьшить безработицу. Горизонтальная кривая совокупного предложения отражает негибкий характер цен и заработной платы. Если спрос возрастет и график совокупного спроса переместится вправо, то цены практически не изменятся, но будет увеличен объем производства. Кейнсианцы считают, что правительство может способствовать росту ВНП и росту занятости, увеличивая правительственные расходы, так как это повышает совокупный спрос.
Можно отметить и третье направление, получившее название неоклассического синтеза, представленное в учебнике П. Самуэльсона «Экономикс». Основная идея концепции – использование положительных моментов классической и кейнсианской теории, а именно: в долгосрочном периоде государство должно быть наблюдателем по отношению к экономике, в то же время в период кризисов и депрессий необходимо использовать активные кейнсианские методы воздействия на экономику.
Необходимость
выполнения государством определенных
функций в сфере экономики
сегодня не отрицает никто. Однако по
вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться
государственное и рыночное регулирование
и каковы границы и направления государственного
вмешательства, существует достаточно
широкий спектр теоретических воззрений
и соответствующих им практических подходов
– от полного государственного монополизма
в управлении национальным хозяйством
до крайнего экономического либерализма,
когда утверждается, что эффективной может
быть только экономика в условиях ничем
не ограниченного частного предпринимательства.
Между этими крайними вариантами есть
ряд промежуточных, например, китайский
вариант сочетания рыночных и государственных
регуляторов, так называемое социально
ориентированное рыночное хозяйство Германии
и Австрии, шведская модель смешанной
экономики и т.д.
2. Экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, являются:
1.Основные
приоритеты социально-
Структурные трансформации в экономике Казахстана состоят в поддержки приоритетных для государства видов деятельности (а это - обрабатывающая промышленность, машиностроение, сельское хозяйство, транспорт, коммуникаций и другие) путем предоставления инвестиционных преференций.
Так же
следует отметить преодоление
гипертрофии ориентированного
Перспективной
платформой развития Казахстана является
стратегия "Казахстан-2030", определяющая
вектор и этапы социально-
На основе этой
центральной стратегии в
Как многофакторная модель экономического роста эта стратегия базируется на высокотехнологичных и эффективных производствах, характерных для передового уровня развития национальных производительных сил с адекватной степенью развития производственных отношений.
Обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивости является стратегическим приоритетом политики государства, так как это направление должно создать надежный фундамент для развертывания остальных приоритетных направлений. Макроэкономическая стабильность экономики Казахстана характеризуется уровнем и динамикой таких показателей, как реальный рост ВВП, ВВП на душу населения, уровень инфляции, чистый приток иностранных инвестиций, динамика международных денежных резервов, уровень государственного внешнего долга по отношению к ВВП, сальдо торгового баланса, дефицит (профицит) государственного бюджета, уровень налоговой нагрузки на предпринимателей и т. д. Данный приоритет отражает качество экономического роста страны, имеет устойчивые показатели, характеризующие стабильность и высокие темпы развития экономики, социальной сферы.
Другим стратегическим
приоритетом выступает
Важным приоритетом развития Казахстана выступает создание инфраструктуры, привлекательной в первую очередь для несырьевых отраслей экономики. Наличие современной производственной и социальной инфраструктуры в стране - необходимый фактор ускоренного и качественного развития экономики. При этом первоначальная капиталоемкость обеспечивается ведущей ролью государства в их формировании. Большая территория Казахстана и ее геотранзитный характер диктуют динамичное развитие энергетических, транспортных и телекоммуникационных комплексов. Применительно к модели индустриально-инновационной стратегии страны критерием оптимальности является функционирование модели, которая признается более эффективной из возможных вариантов развития национальной экономики.
Стратегическим
приоритетом
Критерий приоритета
привлечения иностранных и
Для Казахстана
важнейшей задачей является выработка
долгосрочной, согласованной инновационно-
Необходимо совершенствовать процесс государственного регулирования экономики, включая эффективную политику государства для улучшения инвестиционного климата. Для этого требуется принятие законодательных актов, определяющих государственные гарантии и защиту инвесторов, а также степень ответственности за реализацию производственных проектов, в том числе инновационного назначения. Государственная инвестиционная политика должна обеспечивать не только привлечение капитала, но и его целевое использование на стратегически важных инновационных направлениях развития. Для Казахстана и других стран СНГ важны эффективные направления инвестиционной деятельности: инвестиции в реструктуризацию и модернизацию производства и в новые производства; инвестиции в приоритетные научные проекты и создание условий для привлечения в дальнейшем частного капитала.
За последние
годы Казахстан выдвинулся в число
лидеров на постсоветском пространстве
не только по темпам экономического роста,
но по качеству жизни, а главное - реальной
отдаче от структурных реформ. Казахстан
первым среди стран СНГ досрочно
погасил все обязательства
Государство стремится найти ту "золотую середину", в которой будут взаимоувязаны экономические интересы производителей и потребителей. При рассмотрении заявок субъектов естественных монополий анализируются не только затраты, но и закладывается обоснованная прибыль. Особое внимание уделяется программам: перспективным инвестиционным, технического перевооружения и модернизации.
3. Принципы государственного
регулирования – это его
Социально-политические принципы – это наиболее общие принципы государственно-управленческой сферы. Они распространяются на все виды исполнительно-распорядительной деятельности и все функционирующие в государстве управленческие структуры. Принципы этой группы, как правило, закрепляются в нормативном порядке.
Особое место
среди всех принципов государственного
регулирования принадлежит
Важное место
среди принципов
Организационные
принципы построения аппарата государственного
управления обеспечивают наиболее рациональный
выбор субъектов управленческой
деятельности. Исходя из этих принципов
и учитывая конкретные социальные и
экономические условия, осуществляется
распределение компетенции
Инструменты государственного регулирования экономики
2.1.Административные инструменты
Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения.
Приведем несколько
примеров по запретам и разрешениям.
Французские власти запретили строить
новые промышленные предприятия
в пределах Парижской агломерации,
и для достижения этой цели они
не увеличили налоги на новые предприятия,
не ввели драконовские штрафы (это
были бы экономические меры), а просто
прекратили выдачу лицензий на новое
промышленное строительство. Правительство
одного государства разрешило