Теоретические концепции государственного регулирования экономики. Основные приоритеты социально-экономического развития Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 22:49, реферат

Описание

В мировой экономической литературе можно выделить два основных направления в вопросе механизма регулирования национального производства в условиях рынка. Первое – это неоклассическое направление, которое стоит на позициях автоматического саморегулирования рыночной системы и второе – кейнсианское, которое отстаивает необходимость государственного вмешательства в экономические процессы для регулирования инфляции и занятости.

Работа состоит из  1 файл

2.3.docx

— 40.27 Кб (Скачать документ)

1. Теоретические концепции государственного регулирования экономики

В мировой экономической  литературе можно выделить два основных направления в вопросе механизма  регулирования национального производства в условиях рынка. Первое – это  неоклассическое направление, которое  стоит на позициях автоматического  саморегулирования рыночной системы  и второе – кейнсианское, которое отстаивает необходимость государственного вмешательства в экономические процессы для регулирования инфляции и занятости.

Неоклассики исходят  из того, что заработная плата, цены могут изменяться вверх и вниз, отражая при этом баланс между  спросом и предложением. По их мнению, совокупное предложение имеет вид  вертикальной прямой, которая отражает потенциальный ВНП. Снижение цены ведет за собой снижение заработной платы, полная занятость сохраняется, а ВНП не уменьшается. Отсюда следует вывод, что снижение совокупного спроса ведет не к снижению ВНП, а к снижению цен. Значит, экономическая политика государства может воздействовать только на цены, а не на объем производства и занятость.

Кейнсианцы же утверждают, что государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос (объем производства). Главным недостатком теории классиков кейнсианцы считают их неспособность объяснить, каким образом можно уменьшить безработицу. Горизонтальная кривая совокупного предложения отражает негибкий характер цен и заработной платы. Если спрос возрастет и график совокупного спроса переместится вправо, то цены практически не изменятся, но будет увеличен объем производства. Кейнсианцы считают, что правительство может способствовать росту ВНП и росту занятости, увеличивая правительственные расходы, так как это повышает совокупный спрос.

Можно отметить и третье направление, получившее название неоклассического синтеза, представленное в учебнике П. Самуэльсона «Экономикс». Основная идея концепции – использование положительных моментов классической и кейнсианской теории, а именно: в долгосрочном периоде государство должно быть наблюдателем по отношению к экономике, в то же время в период кризисов и депрессий необходимо использовать активные кейнсианские методы воздействия на экономику.

Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики  сегодня не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование и каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов – от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например, китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство Германии и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т.д.  
 

2. Экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, являются:

  • повышение благосостояния и качества жизни населения в России;
  • обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;
  • усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире, обеспечение глобальной
  • конкурентоспособности России и ее регионов;
  • развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;
  • улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.
 

1.Основные  приоритеты социально-экономического  развития Казахстана.

Структурные трансформации  в экономике Казахстана состоят  в поддержки приоритетных для государства видов деятельности (а это - обрабатывающая промышленность, машиностроение, сельское хозяйство, транспорт, коммуникаций и другие) путем предоставления инвестиционных преференций.

 Так же  следует отметить преодоление  гипертрофии ориентированного на  экспорт энергосырьевого сектора, опережающем развитии обрабатывающих (прежде всего, высокотехнологичных) отраслей, повышении пропорциональности и сбалансированности развития экономик, обеспечении на этой основе их устойчивого роста на базе модернизации производства, в Казахстане - ускоренной модернизации.

Перспективной платформой развития Казахстана является стратегия "Казахстан-2030", определяющая вектор и этапы социально-экономических  преобразований государства на долгосрочную перспективу (до 2030 г.), благодаря которым должны быть достигнуты качественные показатели - устойчивость экономического роста и высокий уровень конкурентоспособности страны.

На основе этой центральной стратегии в качестве перспективной модели развития в 2003г. определена стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 г.

Как многофакторная модель экономического роста эта  стратегия базируется на высокотехнологичных  и эффективных производствах, характерных  для передового уровня развития национальных производительных сил с адекватной степенью развития производственных отношений.

Обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивости является стратегическим приоритетом политики государства, так как это направление  должно создать надежный фундамент  для развертывания остальных  приоритетных направлений. Макроэкономическая стабильность экономики Казахстана характеризуется уровнем и динамикой таких показателей, как реальный рост ВВП, ВВП на душу населения, уровень инфляции, чистый приток иностранных инвестиций, динамика международных денежных резервов, уровень государственного внешнего долга по отношению к ВВП, сальдо торгового баланса, дефицит (профицит) государственного бюджета, уровень налоговой нагрузки на предпринимателей и т. д. Данный приоритет отражает качество экономического роста страны, имеет устойчивые показатели, характеризующие стабильность и высокие темпы развития экономики, социальной сферы.

Другим стратегическим приоритетом выступает рациональное и продуктивное использование сырьевых ресурсов, так как Казахстан располагает  крупными в мировом масштабе запасами нефти, газа, руд черных и цветных  металлов. Стремительное развитие мегарынков России и Китая делает перспективным формирование экспортных площадок для удовлетворения спроса на продукцию с высокой добавленной стоимостью, производимую на базе профильных для Казахстана сырьевых ресурсов.

Важным приоритетом  развития Казахстана выступает создание инфраструктуры, привлекательной в  первую очередь для несырьевых отраслей экономики. Наличие современной производственной и социальной инфраструктуры в стране - необходимый фактор ускоренного и качественного развития экономики. При этом первоначальная капиталоемкость обеспечивается ведущей ролью государства в их формировании. Большая территория Казахстана и ее геотранзитный характер диктуют динамичное развитие энергетических, транспортных и телекоммуникационных комплексов. Применительно к модели индустриально-инновационной стратегии страны критерием оптимальности является функционирование модели, которая признается более эффективной из возможных вариантов развития национальной экономики.

Стратегическим  приоритетом конкурентоспособности  и его критерием выбрано вхождение  Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных  стран мира. Этот базовый критерий отражает как количественные, так  и качественные признаки конкурентоспособности  экономики страны. Критериями приоритета макроэкономической стабильности республики, как отмечалось, являются качественные параметры и темпы роста ВВП. Приоритет рационального использования  имеющихся сырьевых ресурсов целесообразно  оценивать по критерию доли продукции  с высокой добавленной стоимостью в ВВП.

Критерий приоритета привлечения иностранных и отечественных  инвестиций в развитие новых производств  может характеризоваться долей  иностранных и отечественных  инвестиций в обрабатывающую промышленность в общем объеме инвестиций. Приоритетность современного регионального сервисного центра можно оценивать по критерию доли услуг, предоставленных в сфере  туризма, торговли, финансов, медицины, информатики в ВВП.

Для Казахстана  важнейшей задачей является выработка  долгосрочной, согласованной инновационно-технологической и структурной стратегии, ориентированной на инновационный прорыв, распространение пятого и освоение шестого технологических укладов, диверсификацию экономики и прогрессивные структурные сдвиги. Анализ структурной динамики по воспроизводственным секторам отражает функциональное назначение продукции отраслей: потребительского (товары, платные и бесплатные услуги для удовлетворения потребностей населения); инновационно-инвестиционного (производство орудий труда, прогрессивных материалов, строительной продукции для инновационного обновления основного капитала); энергосырьевого (добыча и переработка минерального и лесного сырья) и инфраструктурного (транспорт и связь, торговля, финансовые услуги, управление и оборона).

Необходимо совершенствовать процесс государственного регулирования  экономики, включая эффективную  политику государства для улучшения  инвестиционного климата. Для этого  требуется принятие законодательных  актов, определяющих государственные  гарантии и защиту инвесторов, а  также степень ответственности  за реализацию производственных проектов, в том числе инновационного назначения. Государственная инвестиционная политика должна обеспечивать не только привлечение  капитала, но и его целевое использование  на стратегически важных инновационных  направлениях развития. Для Казахстана и других стран СНГ важны эффективные  направления инвестиционной деятельности: инвестиции в реструктуризацию и  модернизацию производства и в новые  производства; инвестиции в приоритетные научные проекты и создание условий  для привлечения в дальнейшем частного капитала.

За последние  годы Казахстан выдвинулся в число  лидеров на постсоветском пространстве не только по темпам экономического роста, но по качеству жизни, а главное - реальной отдаче от структурных реформ. Казахстан  первым среди стран СНГ досрочно погасил все обязательства перед  МВФ. Было продемонстрировано, что сильная  государственная власть способна строить  эффективную рыночную экономику  и демократическое общество. Опыт Казахстана важен и потому, что  страна ориентируется на Россию, стремится  к тесной интеграции, часто выступая инициатором сплочения в СНГ, ЕврАзЭСе, ШОС и других межгосударственных объединениях.

Государство стремится  найти ту "золотую середину", в которой будут взаимоувязаны  экономические интересы производителей и потребителей. При рассмотрении заявок субъектов естественных монополий  анализируются не только затраты, но и закладывается обоснованная прибыль. Особое внимание уделяется программам: перспективным инвестиционным, технического перевооружения и модернизации.

3. Принципы государственного  регулирования – это его закономерности, закрепленные в правовых нормах. Принято выделять следующие группы  принципов государственного регулирования  экономики:

  • социально-политические – демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства (народность); равноправие лиц разных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность;
  • организационные принципы построения аппарата государственного управления – отраслевой, функциональный, территориальный;
  • организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления – нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы; ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность.

Социально-политические принципы – это наиболее общие  принципы государственно-управленческой сферы. Они распространяются на все  виды исполнительно-распорядительной деятельности и все функционирующие  в государстве управленческие структуры. Принципы этой группы, как правило, закрепляются в нормативном порядке.

Особое место  среди всех принципов государственного регулирования принадлежит принципу законности. Это означает, что суровое  и неуклонное соблюдения законов  и подзаконных актов – этот единственно допустимый вариант  деятельности государственных структур, должностных лиц, органов местного самоуправления, объединений граждан, других субъектов права. Нарушение  действующего законодательства тянет  за собой юридическую ответственность, а незнание законов не освобождает  от нее.

Важное место  среди принципов государственного регулирования экономики занимает принцип объективности. Он предусматривает  четкое соблюдение требований объективных  закономерностей экономического развития, учет реальных возможностей (материальных, технических, интеллектуальных) государства  относительно реализации тех или  других управленческих решений. Этот принцип  обнаруживается при формировании государственно-управленческого  влияния. В соответствии с ним  последний должен отвечать реальным возможностям управляемых объектов и глобальным управленческим целям.

Организационные принципы построения аппарата государственного управления обеспечивают наиболее рациональный выбор субъектов управленческой деятельности. Исходя из этих принципов  и учитывая конкретные социальные и  экономические условия, осуществляется распределение компетенции управленческих структур (органов управления). Они  должны максимально эффективно распределять управленческую работу и устранить  параллелизм в деятельности центральных  и местных органов, вышестоящих  и низших звеньев аппарата.

Инструменты государственного регулирования  экономики

2.1.Административные  инструменты

Административные  средства не связаны с созданием  дополнительного материального  стимула или опасностью финансового  ущерба. Они базируются на силе государственной  власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения.

Приведем несколько  примеров по запретам и разрешениям. Французские власти запретили строить  новые промышленные предприятия  в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они  не увеличили налоги на новые предприятия, не ввели драконовские штрафы (это  были бы экономические меры), а просто прекратили выдачу лицензий на новое  промышленное строительство. Правительство  одного государства разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав таким образом новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная активность.

Информация о работе Теоретические концепции государственного регулирования экономики. Основные приоритеты социально-экономического развития Казахстана