Теоретические концепции государственного регулирования экономики. Основные приоритеты социально-экономического развития Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 22:49, реферат

Описание

В мировой экономической литературе можно выделить два основных направления в вопросе механизма регулирования национального производства в условиях рынка. Первое – это неоклассическое направление, которое стоит на позициях автоматического саморегулирования рыночной системы и второе – кейнсианское, которое отстаивает необходимость государственного вмешательства в экономические процессы для регулирования инфляции и занятости.

Работа состоит из  1 файл

2.3.docx

— 40.27 Кб (Скачать документ)

К мерам принуждения  можно отнести и то, что государственные  органы обязывают промышленные предприятия  организовывать у себя производственное обучение молодежи, создавать определенные бытовые удобства для занятых, устанавливать  очистные сооружения.

Административные  средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера  действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием  минимальных бытовых условий  для относительно слабо социально  защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает. Самыми крупномасштабными  государственными административными  акциями по регулированию экономики  в послевоенных Западной Германии и  Японии были денежная реформа и разукрупнение  ведущих концернов.

Наряду с административными  средствами следует отметить еще  одно неэкономическое средство регулирования - правительственные убеждения. Сама по себе формулировка долгосрочных целей  ГЭП является средством регулирования, так как она оказывает воздействие  на принятие экономических решений  хозяйственных субъектов. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять  сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных  товаров, активнее участвовать в  жилищном строительстве, покупать облигации  государственного целевого займа. Как  правило, такие призывы находят  отклики у населения, тем более  что за ними часто следуют стимулирующие  меры (в нашей стране призвал граждан  покупать товары отечественного производства президент РФ Борис Ельцин). Плышевский Б. Условия восстановления государственного регулирования экономики.//Экономист.- 1998.- №6

2.2. Экономические инструменты:  денежно-кредитные  бюджетные

Экономические средства государственного регулирования  подразделяются на средства денежно-кредитной  и бюджетной политики.

Основные средства денежно-кредитной политики - это: а) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным  банком); б) установление и изменение  размеров минимальных резервов, которые  финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в центральном  банке; в) операции государственных  учреждений на рынке ценных бумаг, такие  как эмиссия государственных  обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится  изменить соотношение спроса и предложения  на финансовом рынке в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в  финансировании капиталовложений и особенно в связи уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное  хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный  бюджет - это доходы и расходы  центрального правительства и местных  властей.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в ГРЭ - это, с одной стороны, главный  источник финансирования государственных  расходов, материальная основа бюджетной  политики, а с другой стороны, это  инструмент регулирования. Задача государственных  бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления  средств, а в создании тонко настраиваемого механизма воздействия На хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

Ускоренная  амортизация.

Особую роль среди инструментов ГРЭ играет ускоренное амортизационное списание основного  капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов.

Ускоренное амортизационное  списание основного капитала в современных  условиях является главным средством  стимулирования накопления, структурных  изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный  цикл, занятость и НИОКР. Суть его  заключается в отрыве физического  процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого  в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

4.&&&&&&&&&&& 
 

1. Государственное регулирование, по его мнению, включает:

•«регламентацию хозяйственной жизни, образующую свод законов (кодекс) для

хозяйствующих субъектов, определяющих их права и  обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определённых запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;

•формирование организационно-экономических структур, обеспечивающих

строгий контроль за соблюдением

норм регламентации  хозяйственного

поведения субъектов  рынка и обслуживающих хозяйственные  отношения;

•выработку социально-экономической политики, определение и результативное

применение механизмов её реализации — собственно регулирование 

социально-экономических процессов».  

2. Прямые методы проявляются в целенаправленных государственных документах, содержащих прямые указания, решения, законы и поправки к ним. Все эти решения государства требуют неукоснительного выполнения и влекут наказание в случае частичного или полного неисполнения. Прямые методы иначе называют административно-правовыми.

Административно-правовые методы базируются на силе государственной  власти и включают в себя:

а) меры разрешения и запрета (выдача или лишение  лицензии); 
б) меры принуждения (требование выполнять нормы и стандарты различного рода и пр.);

Использование административных методов не должно быть всеохватывающим.

Экономические методы государственного воздействия

4. Статья 18. Основные  направления государственной поддержки  частного предпринимательства 
1. Государственная поддержка частного предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям: 
совершенствование законодательства по вопросам регулирования частного предпринимательства; 
создание и развитие центров поддержки частного предпринимательства, бизнес-инкубаторов, технологических парков, индустриальных зон и других объектов инфраструктуры частного предпринимательства; 
учебно-методологическое, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности субъектов частного предпринимательства за счет бюджетных средств. 
2. Государственная поддержка и развитие частного предпринимательства осуществляются путем: 
создания при государственных органах научно-исследовательских институтов по изучению проблем и разработке предложений по развитию частного предпринимательства; 
организации деятельности экспертных советов при центральных государственных и местных исполнительных органах; 
создания финансовых институтов поддержки и развития частного предпринимательства; 
организации деятельности бизнес-инкубаторов и индустриальных зон; 
продажи земельных участков, зданий, помещений либо перевода жилых помещений в нежилые в соответствии с законами Республики Казахстан. 
В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07.07.06 г. № 178-III (см. стар. ред.); Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV (см. стар. ред.) 
3. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по направлениям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, включая: 
создание условий для использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; 
разработку государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ развития малого предпринимательства; 
установление упрощенного порядка государственной регистрации и ликвидации субъектов малого предпринимательства; 
установление оптимального режима налогообложения; 
принятие программ кредитования малого предпринимательства; 
создание системы привлечения и использования инвестиций, в том числе иностранных, для поддержки и развития малого предпринимательства; 
обеспечение гарантированного объема закупа товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках; 
организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров путем развития существующих и создания новых учебных и исследовательских центров, консалтинговых организаций и информационных систем поддержки и развития малого предпринимательства; 
создание национальных институтов развития.
 

6. реимущества и недостатки основных форм предпринимательства (табл. 1). 

|Формы                  |Преимущества           |Недостатки             |

|Индивидуальное         |Легко учредить,        |Полная имущественная   |

|предпринимательство    |значительная свобода   |ответственность,       |

|                       |действий, полностью    |ограниченность         |

|                       |распоряжается своей    |финансовых средств,    |

|                       |прибылью.              |ограниченные           |

|                       |                       |возможности            |

|                       |                       |кредитования, узкая    |

|                       |                       |специализация.         | 
 
 

|Хозяйственное          |Простота организации   |Имущественная          |

|товарищество           |деятельности, более    |ответственность каждого|

|                       |широкие финансовые     |из участников за       |

|                       |возможности, более     |результаты             |

|                       |высокий уровень        |деятельности,          |

|                       |специализации,         |возможности            |

|                       |привлечение            |несовпадения интересов |

|                       |дополнительных         |партнеров в управлении,|

|                       |инвестиций для         |риск распада фирмы при |

|                       |расширения производства|выходе одного из       |

|                       |и совершенствования его|владельцев             |

|                       |технологической базы   |                       |

|Акционерное общество   |Широкие возможности    |Сложность их           |

|                       |привлечения капитала,  |организации,           |

|                       |ограниченная           |государственная        |

|                       |ответственность,       |регистрация и изменение|

|                       |преимущества           |структуры, двойное     |

|                       |объединения капиталов |налогообложение,       |

|                       |                       |большие затраты времени|

|                       |                       |и средств на решение   |

|                       |                       |вопросов управления на |

|                       |                       |собраниях1             | 
 

уществующие      |Предлагаемые способы преодоления трудностей и         |

|трудности и       |барьеров.                                             |

|барьеры на пути   |                                                      |

|предпринимательств|                                                      |

|а.                |                                                      |

|1. Финансовые:    |Участие в завершающейся стадии приватизации           |

|отсутствие        |государственной собственности, в денежной             |

|основного капитала|приватизации.                                         |

|(служебных и      |Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых         |

|производственных  |приватизированных помещений, объектов незавершенного  |

|помещений, машин, |строительства, земельных участков, выявленных по      |

|оборудования ,    |результатам инвентаризации недвижимости и земли,      |

|земли и др.),     |субъектам малого предпринимательства на тендерной     |

|отсутствие или    |основе.                                               |

|недостаток        |Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых|

|оборотных средств.|объектов, выявленных по информации предпринимателя    |

|                  |(предусмотреть меры по совершенствованию              |

|                  |законодательства).                                    |

|                  |Разработка институциональных основ для развития       |

Информация о работе Теоретические концепции государственного регулирования экономики. Основные приоритеты социально-экономического развития Казахстана