Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 22:49, реферат
В мировой экономической литературе можно выделить два основных направления в вопросе механизма регулирования национального производства в условиях рынка. Первое – это неоклассическое направление, которое стоит на позициях автоматического саморегулирования рыночной системы и второе – кейнсианское, которое отстаивает необходимость государственного вмешательства в экономические процессы для регулирования инфляции и занятости.
К мерам принуждения можно отнести и то, что государственные органы обязывают промышленные предприятия организовывать у себя производственное обучение молодежи, создавать определенные бытовые удобства для занятых, устанавливать очистные сооружения.
Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает. Самыми крупномасштабными государственными административными акциями по регулированию экономики в послевоенных Западной Германии и Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.
Наряду с административными
средствами следует отметить еще
одно неэкономическое средство регулирования
- правительственные убеждения. Сама
по себе формулировка долгосрочных целей
ГЭП является средством регулирования,
так как она оказывает
2.2. Экономические инструменты: денежно-кредитные бюджетные
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Основные средства
денежно-кредитной политики - это: а)
регулирование учетной ставки (дисконтная
политика, осуществляемая центральным
банком); б) установление и изменение
размеров минимальных резервов, которые
финансово-кредитные институты
При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.
Прямое государственное
хозяйственное регулирование
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.
Налоги в ГРЭ - это, с одной стороны, главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании тонко настраиваемого механизма воздействия На хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.
Ускоренная амортизация.
Особую роль среди инструментов ГРЭ играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов.
Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его заключается в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.
4.&&&&&&&&&&&
1. Государственное регулирование, по его мнению, включает:
•«регламентацию хозяйственной жизни, образующую свод законов (кодекс) для
хозяйствующих субъектов, определяющих их права и обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определённых запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;
•формирование организационно-экономических структур, обеспечивающих
строгий контроль за соблюдением
норм регламентации хозяйственного
поведения субъектов
рынка и обслуживающих
•выработку социально-экономической политики, определение и результативное
применение механизмов её реализации — собственно регулирование
социально-экономических
процессов».
2. Прямые методы проявляются в целенаправленных государственных документах, содержащих прямые указания, решения, законы и поправки к ним. Все эти решения государства требуют неукоснительного выполнения и влекут наказание в случае частичного или полного неисполнения. Прямые методы иначе называют административно-правовыми.
Административно-правовые методы базируются на силе государственной власти и включают в себя:
а) меры разрешения
и запрета (выдача или лишение
лицензии);
б) меры принуждения (требование выполнять
нормы и стандарты различного рода и пр.);
Использование административных методов не должно быть всеохватывающим.
Экономические методы государственного воздействия
4. Статья 18. Основные
направления государственной
1. Государственная поддержка частного
предпринимательства осуществляется
по следующим основным направлениям:
совершенствование законодательства
по вопросам регулирования частного предпринимательства;
создание и развитие центров поддержки
частного предпринимательства, бизнес-инкубаторов,
технологических парков, индустриальных
зон и других объектов инфраструктуры
частного предпринимательства;
учебно-методологическое, научно-методическое
и информационное обеспечение деятельности
субъектов частного предпринимательства
за счет бюджетных средств.
2. Государственная поддержка и развитие
частного предпринимательства осуществляются
путем:
создания при государственных органах
научно-исследовательских институтов
по изучению проблем и разработке предложений
по развитию частного предпринимательства;
организации деятельности экспертных
советов при центральных государственных
и местных исполнительных органах;
создания финансовых институтов поддержки
и развития частного предпринимательства;
организации деятельности бизнес-инкубаторов
и индустриальных зон;
продажи земельных участков, зданий, помещений
либо перевода жилых помещений в нежилые
в соответствии с законами Республики
Казахстан.
В пункт 3 внесены изменения в соответствии
с Законом РК от 07.07.06 г. № 178-III (см. стар.
ред.); Законом РК от 17.07.09 г. № 188-IV (см. стар.
ред.)
3. Государственная поддержка малого предпринимательства
осуществляется по направлениям, указанным
в пункте 1 настоящей статьи, включая:
создание условий для использования субъектами
малого предпринимательства государственных
финансовых, статистических, материально-технических
и информационных ресурсов, а также научно-технических
разработок и технологий;
разработку государственных, отраслевых
(секторальных) и региональных программ
развития малого предпринимательства;
установление упрощенного порядка государственной
регистрации и ликвидации субъектов малого
предпринимательства;
установление оптимального режима налогообложения;
принятие программ кредитования малого
предпринимательства;
создание системы привлечения и использования
инвестиций, в том числе иностранных, для
поддержки и развития малого предпринимательства;
обеспечение гарантированного объема
закупа товаров (работ, услуг) в соответствии
с законодательством Республики Казахстан
о государственных закупках;
организацию подготовки, переподготовки
и повышения квалификации кадров путем
развития существующих и создания новых
учебных и исследовательских центров,
консалтинговых организаций и информационных
систем поддержки и развития малого предпринимательства;
создание национальных институтов развития.
6. реимущества и недостатки
основных форм предпринимательства (табл.
1).
|Формы |Преимущества |Недостатки |
|Индивидуальное |Легко учредить, |Полная имущественная |
|предпринимательство |значительная свобода |ответственность, |
| |действий, полностью |ограниченность |
| |распоряжается своей |финансовых средств, |
| |прибылью. |ограниченные |
| | |возможности |
| | |кредитования, узкая |
|
|
|специализация.
|
|Хозяйственное |Простота организации |Имущественная |
|товарищество |деятельности, более |ответственность каждого|
| |широкие финансовые |из участников за |
| |возможности, более |результаты |
| |высокий уровень |деятельности, |
| |специализации, |возможности |
| |привлечение |несовпадения интересов |
| |дополнительных |партнеров в управлении,|
| |инвестиций для |риск распада фирмы при |
| |расширения производства|выходе одного из |
| |и совершенствования его|владельцев |
| |технологической базы | |
|Акционерное общество |Широкие возможности |Сложность их |
| |привлечения капитала, |организации, |
| |ограниченная |государственная |
| |ответственность, |регистрация и изменение|
| |преимущества |структуры, двойное |
| |объединения капиталов |налогообложение, |
| | |большие затраты времени|
| | |и средств на решение |
| | |вопросов управления на |
|
|
|собраниях1
|
уществующие |Предлагаемые способы преодоления трудностей и |
|трудности и
|барьеров.
|барьеры на пути
|
|предпринимательств|
|а.
|
|1. Финансовые: |Участие в завершающейся стадии приватизации |
|отсутствие |государственной собственности, в денежной |
|основного капитала|приватизации.
|(служебных и |Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых |
|производственных |приватизированных помещений, объектов незавершенного |
|помещений, машин, |строительства, земельных участков, выявленных по |
|оборудования , |результатам инвентаризации недвижимости и земли, |
|земли и др.), |субъектам малого предпринимательства на тендерной |
|отсутствие или
|основе.
|недостаток |Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых|
|оборотных средств.|объектов, выявленных по информации предпринимателя |
|
|(предусмотреть меры по
|
|законодательства).
| |Разработка институциональных основ для развития |