Теоретические основы экономико-математических моделей управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:46, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей:
• Основных понятий теории моделирования;
• Методологии экономико-математического моделирования;
• Основных терминов экономико-математического моделирования;
• Математического инструментария;

Содержание

Введение
Глава І Теоретические основы экономико-математических моделей управления
Основные понятия теории моделирования
Методология моделирования
Основные термины экономико-математического моделирования
Глава ІІ Экономико-математическое моделирование в принятии управленческих решений
2.1 Математические модели при принятии решений
2.2 Математический инструментарий принятия решений
Глава ІІІ Частные случаи экономико-математического моделирования в менеджменте
3.1 Экономико-математическое моделирование на примере прогнозирования и планирования
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

342702.rtf

— 1,000.30 Кб (Скачать документ)

     Не следует рассматривать приведенную последовательность как заданную раз и навсегда. Эти этапы в ряде случаев проходят перпендикулярно, а не параллельно или сплетаются еще более сложными способами.

     Проблема возникает обычно под воздействием внешней среды из-за несовершенства протекания самих материально-вещественных процессов, когда их результаты отклоняются от запланированных параметров, т.е. когда имеет место разрыв между желаемым состоянием системы (целью) и ее фактическим состоянием.

     Процесс управления в этом случае рассматривается как последовательное принятие решений по возникающим проблемам.

     Проблемы могут быть разделены на четыре типа:

     стандартные;

     хорошо структурированные;

     слабо структурированные;

     неструктурированные.

     Решение стандартных проблем отличается ясностью и однозначностью целей, альтернатив и требуемых затрат. Для разработки их применяются заранее выработанные процедуры и правила, например, известные методики составления бизнес-плана, расчет потребности в оборудовании, в материалах, в рабочей силе, исходя из заданной производственной программы.

     При решении неструктуризованных проблем суждения, опыт, интуиция руководителей и квалифицированных специалистов приобретает решающее значение.

     Правильная организация экспертных спросов, квалифицированная обработка данных, четкая формулировка руководящих и основополагающих правил для решения проблем во многом обеспечивают выработку рациональных решений.

     Стандартные и хорошо структуризованные проблемы относятся к числу программируемых, а слабо структуризованные и неструктуризованные проблемы являются непрограммируемыми.

     Вместе с тем даже в принятии программируемых решений роль субъектного фактора, искусства руководителей и специалистов достаточно велика.

     Целесообразно различать два аспекта работы по подготовке решений. Один из них касается «конструирования» самого проекта, его моделирования, другой -соответствующих процедурных правил и организационных мероприятий.

     Выбор методов подготовки и обоснования решения зависит от характера решаемых проблем.

     Сообразно вышеприведенной классификации могут быть использованы и четыре типа методов решения проблем:

     стандартные процедуры и правила определения решений;

     экономико-математические методы поиска оптимальных решений;

     системный анализ для построения рациональных альтернатив;

     экспертно-интуитивные методы принятия решений.

     Поскольку решения направлены прежде всего на поиск и разрешение задач в той или иной обстановке, внимание во многом концентрируется на новых методах их разработках. Отсюда попытки некоторой формализации встречающихся ситуаций, которая позволяет типизировать их и определять наиболее характерные признаки.

     В результате осмысливания проблемы порождается цель (иногда цели) будущего решения и его содержание.

     Методы выбора и обоснование рациональных решений являются важнейшим компонентом процесса принятия решения в управлении. Усложнение управленческих ситуаций, резкое возрастание объемов информации, на основании которой принимается решение, требуют использования экономико-математических методов и компьютеризации процесса анализа и выбора решения.

     Методы выбора решения сами по себе еще не гарантируют правильности решения.

     Различают две группы методов выбора решений:

     методы нахождения решения путем формализации задачи и дальнейшего ее решения средствами математики;

     методы выбора решения, имеющие эвристическую оценку, т.е. такие методы выбора решения, которые базируются на интуитивно-логических заключениях.

     По мере совершенствования формальных методов управления роль человека в принятии решений не только не уменьшается, но и возрастает, поскольку он высвобождается от выполнения работы формализуемых процедур.

     При принятии решения очень важно обеспечить правильное сочетание формальных и неформальных методов, максимально использовать те возможности, которые несет с собой автоматизация процессов принятия решений, но и не следует переоценивать эти возможности.

     Моделирование заключается в том, что создается модель, т.е. нечто похожее на реальную систему и сохраняющие существенные свойства ее как оригинала.

     Модели могут быть:

     физическими;

     аналоговыми;

     математическими.

     Физическая модель представляет то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы.

     Аналоговая модель представляет собой исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой.

     Математические модели характеризуют реальную систему символическими уравнениями или неравенствами.

     Универсальность математического языка делает математические модели наиболее удобным инструментом изучения объекта, его основных свойств.

     Применение математических методов для подготовки решений имеет несколько этапов:

     определяется круг проблем, подлежащих решению, причем должна быть четко сформулирована цель решения;

     разбивается на составные части - постоянные и переменные величины;

     требуется формализовать задачу и построить модель, которая выражает качественное содержание явлений через количественные характеристики.

     Вторая часть модели - ее ограничение - представляет собой математическую запись условий, при которых осуществляется выбор решения.

     После того как модель построена, начинается ее экономико-математический анализ, основной целью которого является нахождение оптимального решения.

     Моделирование может охватывать все виды аналитических действий, совершаемых при непосредственной подготовке решений.

     Каждый вид моделирования - это способ, метод возможного отображения социально-экономических процессов и отыскания на основе определенных критериев и оценок оптимального варианта решения. Модели могут применяться как относительно самостоятельно, так и в сочетании друг с другом, в виде системы моделей.

     На выбор оптимального варианта решения влияет и информация. Информация необходима как для разработки и принятия решений, так и для насыщения управляющей системы такими исходными данными, которые позволяют сформулировать и осуществить управляющее воздействие, команду. Соотношение между ними всегда должно быть в пользу времени и труда, затрачиваемого на обработку информации. В противном случае принятие решений превратится в беспрерывный механический процесс. Информация необходима и на стадии реализации решения.

     Важное значение имеет своевременность сбора и обработки информации. Нельзя допускать преждевременного сбора информации, когда еще не созрели условия для появления факта или изменения обстановки. Равным образом недопустимо проводить сбор и анализ информации с опозданием.

     «Баланс» информации и решений достигается благодаря поиску и установлению обоснованной меры информации для каждого органа управления, соответствующей выполняемым им функциям. Необходимо также увязывать виды и объем информации по отдельным функциям вышестоящих и нижестоящих органов. Несовпадение каналов и видов собираемой информации ведет к тому, что вышестоящее звено «собирает» от нижестоящих такую информацию, которую оно не «накапливает» для себя.

     Иногда еще до сбора всей информации уже можно предвидеть цель и основное содержание решения, тогда роль информации сводится к более точному их обоснованию. Но чаще всего именно анализ информации позволяет выявить обоснования и цели решений, определить их направленность и т.п.

     Полнота, объективность и оптимальность информации позволяют наиболее правильно оценить все фактические данные, выработать варианты решений и выбрать оптимальные из них.

     Моделирование позволяет заранее предвидеть ход событий и тенденции развития, присущие управляемой системе, выяснить условия ее существования и установить режим деятельности с учетом влияния разных факторов. 

2.2 Математический инструментарий принятия решений 

     Этот инструментарий (экономико-математические модели и методы - ЭМММ) представляет собой логический системный подход к решению проблемы управления. Схематически его можно изобразить, как это показано на рис. 1.4.

     С точки зрения ЭМММ центральным моментом становится конструирование модели - абстрактного представления существующей проблемной ситуации. Обычно такая модель представляется в виде математического соотношения или графика.

Рис. 1.4 Использование ЭМММ при принятии решения 

     Предположим, фирма продает продукт по цене 20$, а его себестоимость - 5$. Полная прибыль: z = 20x-5x,

     где x - число проданных единиц продукта, x и z - переменные, причем x - независимая, z - зависимая переменная; числа 20 и 5 - параметры.

     Это соотношение - модель определения прибыли фирмы. Предположим, что продукт делается из стали и что фирма имеет 100 кг стали в своем распоряжении. На единицу продукта идет 4 кг стали. Следовательно, 4x = 100 кг.

     Теперь модель выглядит так:

     z = 20x - 5x. (1)

     4x = 100. (2)

     Здесь уравнение (1) - целевая функция, а уравнение ресурсов (2) - ограничение, то есть управленческое решение будет моделироваться так:

     max z = 20x - 5x при 4x = 100.

     Итак, если менеджер решает продать 25 единиц продукта (x = 25), фирма получит прибыль z = 375$. Эта величина не действительное решение, а скорее информация, которая служит рекомендацией или руководством, помогающим менеджеру принять решение.

     Некоторые модели не дают ответа и рекомендаций по решению. Однако они обеспечивают описательные результаты: эти результаты описывают моделируемую систему (например, дисперсия продаж некоторых товаров по месяцам в течение года).

     Менеджер не прямо применяет полученный результат как решение, а сопоставляет его со своими оценками и прогнозами. Если менеджер не использует результаты ЭМММ, то они нереализуемы. Если это так, то должны быть введены дополнительные ресурсы или усилия при решении проблемы, конструировании модели и ее решении.

     Результаты моделирования и решения основаны на сравнении путем обратной связи с первоначальной моделью, которая может модифицироваться при испытаниях в различных условиях и будущих решениях менеджера. Результаты могут указывать, что проблема полностью не охвачена ранее и это требует изменений или реконструкции первоначальной модели. В этом случае ЭМММ представляют непрерывный процесс, а не одиночное решение одиночной проблемы.

     Классификация ЭМММ приведена на рис. 1.5. Далее содержится краткая оценка их практической применимости в современном менеджменте.

     Наиболее популярна техника линейного программирования. К ней проводят задачи, связанные с ограничениями (по ресурсам, времени, рабочей силе, энергии, финансам, материалам) и с целевой функцией типа максимизации прибыли. Существенным является линейность функциональных соотношений в математической модели. Конкретная техника решений состоит в использовании алгоритма последовательных шагов (т. е. программы).

Информация о работе Теоретические основы экономико-математических моделей управления