Теоретический анализ сервисной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:57, реферат

Описание

Анализ исторической эволюции услуг в обществах разного типа позволяет сформулировать научное понимание сервисной деятельности, которая свойственна современному миру. Сервисная деятельность ─ это активность людей, вступающих в специфические взаимодействия с целью реализации общественных, групповых и индивидуальных услуг. Одна сторона в этих взаимодействиях, обладая многообразными потребностями, желает получить определённые блага, а другая сторона, оказывая конкретные услуги, предоставляет им возможность обладать такими благами.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 45.02 Кб (Скачать документ)

     Подобная схема классификации  услуг действует и в российской  практике хозяйствования, где на  её основе разработан общероссийский  классификатор услуг населению,  а также представлены показатели  государственной статистики. В этом случае к сфере услуг относят следующие области сервисной деятельности, представляющие собой её важнейшие типологические направления:

     • торговлю (оптовую  и розничную);

     • услуги по обеспечению  питания и проживания (гостиницы,  структуры общественного питания);

     • транспорт;

     • связь и информационное  обслуживание;

     • услуги по снабжению,  заготовкам и хранению материально-технических  ресурсов;

     • кредит, финансы  и страхование, сделки с недвижимостью;

     • образование, культуру  и искусство;

     • науку и научное  обслуживание;

   • здравоохранение, включая физическую культуру и спорт;

     • услуги по обслуживанию  домашнего хозяйства (ремонт жилья,  производственно-бытовые и коммунальные  услуги);

     • услуги личного  характера (непроизводственные, бытовые  и др.);

     • услуги государственного  управления;

     • другие услуги.

     Сравнение российской  и североамериканской моделей  классификации услуг показывает, что отечественная модель более  детализирована относительно одних  типов услуг и более слабо  отображает другие типы услуг.  В частности, в ней не представлены  услуги рыночно-коммерческого типа, которые в этом случае приходится  включать в группу «другие  услуги». 

     Это её своеобразие  получило отражение в статистическом  сборнике «Сфера услуг в России»  (М.,2000). В нём имеются данные относительно всех указанных в общероссийском классификаторе направлений сервисной деятельности в российской экономике за 1998 – 1999 гг. Наряду с этим в дополнительном разделе «Показатели развития отдельных видов рыночных услуг» представлены подробные статданные о новых услугах, которые ещё не выделены в отдельные направления, но по большей части фигурируют в общем виде в группировке «другие услуги». В этом случае в сборнике фигурирует информация о:

     • посреднических  услугах в сделках с недвижимостью;

     • услугах по оценке  стоимости имущества;

     • информационно-компьютерных услугах;

     • услугах в области  рекламы;

     • деятельности игорных  заведений. 

     В разных странах  действуют аналогичные, но выработанные  на собственной практике сервиса  группировки услуг, которые по-разному  конкретизируются и дополняются.  Например, в одних странах в  перечень таких группировок включено строительство, газификационные сети, энергетические системы и др., в то время как в других странах эти элементы инфраструктуры отнесены в статистической отчётности к несервисным отраслям.

     Наряду с общественными  группировками, которые действуют  в практике государственного  учёта и статистики, вырабатываются  и другие классификационные направления  и группы услуг, удобные для  экономического анализа. В отечественной  науке и сервисной деятельности  нередко выделяются укрупнённые  единицы членения услуг и сервисной  деятельности по следующим направлениям, связанным с их функциональной сущностью:

     • услуги производственного характера – оказываются экономическим структурам в связи с их производственными нуждами (в том числе охранные, ремонтные, банковские, деловые и др.);

     • торговые услуги (оптовые и розничные);

     • услуги жизнеобеспечения  – связаны с обслуживанием  граждан в рамках семейно-домашних  связей, т.е. с обустройством жилища, ведением домашнего хозяйства,  реализацией семейных потребностей, домашним отдыхом;

     • социальные услуги  – нацелены на удовлетворение  потребностей людей в тех товарах,  качествах и функциях, которые необходимы им как субъектам общественных отношений: транспортные, финансовые, почтовые, рекреационные (поддержание здоровья, организация отдыха в общественно-массовых формах), образовательные, информационные и др.;

     • культурные услуги  – связаны с оказанием услуг  познавательно-научного, художественно-эстетического,  развлекательного плана. 

     Представленный вариант  типологических направлений сервисной  деятельности выступает одним  из наиболее распространённых  в отечественной практике анализа  сферы услуг. Особенно часто  говорят о социальных и культурных  услугах. В этой связи две  последние единицы членения нередко  объединяются, образовывая крупный  сегмент социокультурных услуг. Социокультурный сервис нацелен на удовлетворение потребностей, связанных с социальными, культурными и духовными запросами людей.

     В свою очередь  каждая в представленном варианте  классификации услуг (типологическое  направление) может быть разбита на более дробные разновидности и группы. Так, услуги, ориентированные на домашнее хозяйство, подразделяются на коммунальные, связанные с поддержанием чистоты в доме, с ремонтом бытовой техники, с техническим обслуживанием и др. В свою очередь услуги по техническому обслуживанию домашнего жилища могут быть разбиты на услуги электриков, слесарей-сантехников, газовиков и др.

     Рассмотренный вариант  классификации выступает достаточно  простым в своей очевидности  и пригодным для использования  в практике сервисной деятельности. Вместе с тем он имеет недостатки. В данном случае указывается на то, что остаётся неясным, к какому направлению могут быть отнесены некоторые услуги, если они оказываются разным типологическим группам потребителей или реализуются в несходных функциональных обстоятельствах. Например, деловые и банковские услуги могут быть применимы не только к производственным коллективам, но и к частным лицам; рекреационные услуги могут приобретать массовый характер или сугубо семейно-домашний масштаб и т.п.

     В российской практике  классификации услуг весьма широко  распространено их деление на материальные и нематериальные. К материальным относят услуги, требующие материальных ресурсов (сырьё, запчасти, полуфабрикаты, продукты повседневного спроса и др.), которые позже люди используют, потребляют, изнашивают. Нематериальные услуги задействуют неосязаемые, духовные компоненты человеческой активности – знания, математический аппарат и статистику, художественные образы, духовные ценности. Однако данное деление остаётся весьма условным, так как тот т другой тип услуг невозможно реализовать без использования как материальных, так и духовных элементов обслуживания.

     Как одним из вариантов  классификации сервисной деятельности  можно представить выработанную  в отечественной науке модель, основанную на согласованных между собой критериях, которые весьма важны в производственно-экономической практике сервиса. Эти критерии позволяют развивать все услуги на основе связанных между собой содержательно-функциональных качеств и разносить их в разные классы (группы). Принципиально важно то, что в данном случае одна и та же услуга по тем или иным качествам может быть занесена в разные группы. В каждой из групп она соседствует с различными услугами (Приложения, табл.3).

     Можно представить  ещё один пример классификации  отраслей, в которых реализуются  услуги центральной и локальной  власти. Данная модель классификации  интересна тем, что она сосредоточивает  внимание на видах услуг, реализуемых  властными органами, общественными  организациями, гуманитарными фондами на смешанных принципах: коммерческих, частично коммерческих и некоммерческих. Данные виды услуг особенно актуальны для переходного периода, в котором находится российское общество. Выделяются следующие отрасли сферы услуг и репрезентирующие их организационные системы, учреждения:

     • отрасли социальной  защиты населения (услуги правоохранительных  органов, системы здравоохранения,  социальной и пенсионной системы  и др.);

     • отрасли развития  интеллектуального, духовного и  физического потенциала населения  (услуги научных, образовательных  учреждений, организаций культуры, спорта и др.);

     • отрасли защиты  населения от социальных издержек рынка и от теневых структур (услуги организаций экономической защиты, учреждений занятости, охранных структур, органов, контролирующих организацию и оплату труда, структур, обеспечивающих социальную и индивидуальную безопасность, и др.);

     • отрасли помощи  предпринимательству (услуги институтов  фондового рынка, консультативных  структур, страховых организаций  и др.);

     • отрасли, повышающие  бытовую культуру населения (услуги  бытовые, транспортные, коммунальные  и др.);

     • другие отрасли  услуг.

     Как следует из  рассмотренных выше зарубежных  и отечественных моделей классификации услуг, обработка классификационных критериев и разбиение сервисной деятельности на группообразующие единицы требует немалых усилий со стороны специалистов разных стран. Эта работа пока не завершилась созданием общепринятых классификационных схем анализа, хотя движение в этом направлении продолжается во многих странах, включая и Россию.

     Множество вариантов  классификации сервисной деятельности  не случайно – в этом факте  отражается адаптивная и пластичная  природа сервисного труда, постоянный  рост в мире числа услуг  и способов обслуживания, динамизм  развития сервисной деятельности  в целом.

 

 

 

 

 

 

                                      5 Список литературы.

     1 Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное  пособие для студентов вузов  ⁄ Г.А. Аванесова. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2006. – 320 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          6 Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

   

 

    

    

        

 

 


Информация о работе Теоретический анализ сервисной деятельности