Теоретико-методологические подходы к исследованию динамики денежных доходов населения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание

Цель курсового проектирования заключается в комплексном исследовании проблемы дифференциации денежных доходов среди населения России и повышения уровня жизни; а также в разработке рекомендаций по решению поставленной проблемы.
Соответственно, задачами будут:
Изучить сущность и содержание денежных доходов, определить источники их формирования;
Выделить особенности формирования денежных доходов населения;
Рассмотреть механизм формирования денежных доходов;
Провести анализ современного состояния денежных доходов населения и оценку существующей дифференциации, проследить основные тенденции динамики денежных доходов;
Выявить нерешенные проблемы и разработать меры повышения денежных доходов и уровня жизни населения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию динамики денежных доходов населения в России………………………….4

1.1. Сущность и содержание денежных доходов, их виды и источники
формирования………………………………………………………………..4
1.2. Особенности формирования денежных доходов населения в России…...7
1.3. Механизм формирования и использования денежных доходов населения
В России……………………………………………………………………..10

Глава 2. Анализ состояния денежных доходов населения в России……19

2.1. Показатели динамики и дифференциации денежных доходов населения...............................................................................................................19
2.2. Основные тенденции в структуре денежных доходов населения………24
2.3. Основные проблемы повышения денежных доходов населения в России………………………………………………………………….…………27

Глава 3. Пути преодоления проблем в дифференциации денежных доходов населения России при помощи государственных мер…………..32
3.1. Совершенствование российской политики в сфере государственного регулирования доходов.…………………………………………………..…..32
3.2. Меры по повышению уровня доходов населения России………………35

Заключение……………………………………………………………………….38
Список используемой литературы……………...………………………………40

Работа состоит из  1 файл

Курсач по ЭТ.docx

— 293.25 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

2.3. Основные проблемы  повышения денежных доходов населения в России.

 

Основные проблемы

Причины их возникновения

Пути решения

 

Проблема  бедности

  • гиперинфляция и обесценивание основных видов доходов населения как заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, а также сбережения граждан;
  • рост безработицы, задержки и невыплаты заработной платы;
  • снижение объемов производства и закрытие многих предприятий, приведшее к значительному сокращению рабочих мест и высвобождению работников;
  • уменьшение возможностей государства по финансированию социальных расходов и перераспределению доходов;

рост межрегиональной дифференциации по уровню экономического и социального  развития в силу разных стартовых  условий и специфики регионов

Пути решения  предполагают:

  • Детальную проработку механизмов практической реализации правовых норм о труде, которые бы включали создание предпосылок, стимулов и методов контроля с целью их более эффективного действия. Необходимо повысить ответственность не только работодателей за нарушение трудовых прав работников, но также и государственных правоохранительных и судебных органов за некачественное и несвоевременное реагирование на нарушение этих прав.
  • Либерализацию отношений найма и увольнения работников. Следует изменить концепцию социальной поддержки безработных и повысить качество надзора за исполнением трудового законодательства работодателями. В противном случае, для того чтобы не допустить роста численности трудоспособных бедных, целесообразно остаться в рамках старых правовых норм.

Сокращение численности  низкооплачиваемых работников является главным приоритетом в содействии сокращению бедности в сфере оплаты труда. Для увеличения объема средств, направляемых на рост заработной платы низкооплачиваемым работникам, ресурсы могут быть получены как за счет экономического роста, так и за счет совершенствования распределительных отношений.

Следует более четко разграничить два направления активной социальной политики: общественные работы и создание временных рабочих мест, которые должны быть ориентированы на разные категории безработных.

Проблема неравенства

Различия физических, умственных и  предпринимательских способностей. Различия в доходности профессиональной деятельности. Различия в производительности и интенсивности труда .разница в унаследованном и приобретенном богатстве. Различия социально-экономических условий в регионах.

Различия в отношении к риску. На предприятиях с повышенным риском для жизни человека более высокие  доходы.

Дискриминация в трудовых отношениях.

Неформальные отношения и др.

Государство должно в полной мере осуществлять процесс изменения  существующего в обществе распределения  доходов или богатства в целях  достижения большей социальной справедливости, т.е. осуществлять грамотное перераспределение  доходов.

Проблема справедливого  распределения доходов

сокращение трудовых доходов, а  также массовая безработица, вызванная  социально-экономическими реформами, неэффективная система социальной защиты населения, низкие доходы занятого населения, особенно в сельской местности  и малых городах, высокое экономическое  неравенство в распределении  денежных доходов и имущества  между бедными и богатыми.

Государство должно непосредственно  вмешиваться в первичное распределение  денежных доходов и устанавливать верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Государство должно проводить политику доходов для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции,формировании различных социальных программ помощи малоимущим, лицам, потерявшим работу, и т.п


Проблема  бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.

Массовая бедность населения  и чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат созданию институтов социального государства. Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного  большинства населения. Здоровый и  устойчивый рост экономики не может  опираться только на богатое и  сверхбогатое население в условиях массовой бедности.

Отсутствие нормальных экономических  условий жизнедеятельности значительной части населения страны снижает качество человеческого капитала. Обесценение труда понижает экономическую ответственность работника за выполненный труд, негативно влияет на производительность общественного труда. Несмотря на предпринимаемые усилия, хронической остается проблема задолженности по заработной плате, которая обостряется при каждом повышении минимальных размеров оплаты труда.

Низкая оплата труда не позволяет перейти на рыночные механизмы  функционирования отраслей социальной сферы, развитие платных услуг, в  том числе провести пенсионную и  жилищно-коммунальную реформы, отказаться от ряда льгот для работающих граждан  и обеспечить эффективную адресную социальную помощь нетрудоспособным гражданам.

Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования  и здравоохранения, возможности  успешной социализации детей и молодежи.

Низкий уровень доходов  значительной части семей в сочетании  с чрезмерной поляризацией доходов  обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют демографический кризис и кризисные  процессы в семье и обществе.

Проблема  неравенства заключается в том, что денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. В условиях развитого рынка существование неравенства объективно задано тем, что рыночная система - это бесстрастный и жесткий механизм, который не знает благотворительности и вознаграждает людей лишь по конечной эффективности их деятельности. Люди же весьма различаются между собой: по трудолюбию, активности, способностям, образованию, владению собственностью, по умению продуктивно тратить доходы. Значит, они не могут работать, зарабатывать и жить одинаково. 
 
     Доходы являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. При этом различают социальное неравенство и экономическое.  
Чрезмерное неравенство в доходах может угрожать политической стабильности в стране. Когда большое число людей не удовлетворено своим положением в обществе, труднодостижимы политические компромиссы между богатыми и бедными. Политическая нестабильность наносит огромный ущерб перспективам экономического развития страны, увеличивая риск инвестирования в экономику страны, отпугивая потенциальных инвесторов. Высокий уровень неравенства в доходах ограничивает возможности применения важнейших рыночных методов регулирования экономики, таких, как повышение цен или обложение налогами и штрафами. Например, существенное повышение коммунальных платежей могло бы стать решающим способом повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства, однако в условиях острого неравенства доходов такие меры могут привести к неприемлемым лишениям среди беднейших слоевнаселения. 
Hеравенство в доходах может также отрицательно сказываться на моральных нормах поведения участников экономических процессов, препятствовать возникновению отношений доверия и приверженности выполнению принятых на себя обязательств. В результате существенно затрудняется всякая деловая активность. Чрезмерное неравенство в доходах отрицательно влияет также на качество жизни людей, обусловливает относительно большую долю бедняков в составе населения страны.

Проблема  справедливого распределения доходов.

Распределение доходов имеет  свои особенности на каждом этапе  общественного развития. В период становления рыночной экономики  в России, к сожалению, такие особенности  носят негативный характер.

Распределение доходов в  рыночной экономики не гарантирует  каждому человеку приемлемый уровень  дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической  деятельности.

Любая ломка сложившихся  экономических стереотипов, переход  на новые принципы хозяйствования связаны  с усилением социальной принадлежности, ухудшением условий жизни населения.В России на быстрый рост уровня бедности повлияли сокращение трудовых доходов, а также массовая безработица, вызванная социально-экономическими реформами, неэффективная система социальной защиты населения, низкие доходы занятого населения, особенно в сельской местности и малых городах.

Глава 3. Пути преодоления  проблем в дифференциации денежных доходов населения России при  помощи государственных мер.

3.1. Совершенствование российской политики в сфере государственного регулирования доходов.

Для предотвращения дальнейшего  роста численности бедного населения необходимо обеспечить соблюдение следующих правил:

  • Прохождение всех масштабных реформ через процедуру экспертизы социальных последствий. В случае, если реформы приводят к ухудшению положения уязвимых категорий граждан, они не могут быть одобрены без наличия компенсационной социальной компоненты. В преддверии реформ в сфере медицины, образования, жилищно-коммунального хозяйства и реструктуризации РАО ЕС этот принцип приобретает особую актуальность.
  • До тех пор, пока положительная динамика уровня жизни не приведет к существенному сокращению масштабов бедности, следует воздержаться от принятия новых методологических принципов определения и измерения бедности, следствием которых является рост численности бедных. В условиях, когда такие шаги не подкреплены адекватными мерами социальной поддержки, существенно затрудняется доступ к социальной помощи самых уязвимых категорий граждан.

Создание условий для  самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения. В сфере доступа бедных к ресурсам, позволяющим им самостоятельно выйти из бедности, ключевые проблемы сконцентрировались в четырех направлениях: институциональное регулирование рынка труда; оплата труда; содействие занятости; помощь безработным.

Меры институционального регулирования занятости в настоящее время предполагают:

  • Детальную проработку механизмов практической реализации правовых норм о труде, которые бы включали создание предпосылок, стимулов и методов контроля с целью их более эффективного действия. Необходимо повысить ответственность не только работодателей за нарушение трудовых прав работников, но также и государственных правоохранительных и судебных органов за некачественное и несвоевременное реагирование на нарушение этих прав.
  • Либерализацию отношений найма и увольнения работников. Следует изменить концепцию социальной поддержки безработных и повысить качество надзора за исполнением трудового законодательства работодателями. В противном случае, для того чтобы не допустить роста численности трудоспособных бедных, целесообразно остаться в рамках старых правовых норм.

Сокращение численности  низкооплачиваемых работников является главным приоритетом в содействии сокращению бедности в сфере оплаты труда. Для увеличения объема средств, направляемых на рост заработной платы низкооплачиваемым работникам, ресурсы могут быть получены как за счет экономического роста, так и за счет совершенствования распределительных отношений.

Следует более четко разграничить два направления активной социальной политики: общественные работы и создание временных рабочих мест, которые должны быть ориентированы на разные категории безработных. Как показывает опыт многих стран, общественные работы организуются на достаточно продолжительный период времени и участвовать в них предлагают преимущественно длительно безработным, в значительной мере утратившим квалификацию и навыки регулярной трудовой деятельности. Доля трудоустраивающихся по окончании общественных работ невелика в силу специфики контингента. Временные рабочие места организуются для лиц, недавно лишившихся работы, и для молодежи, впервые выходящей на рынок труда. Как показывает практика, они являются достаточно эффективным "мостом" к последующей постоянной занятости.

Содержание и направленность программ борьбы с бедностью во многом будет зависеть от принципиально  выбранной стратегии, которая имеет  две альтернативы.

Первая состоит в том, что эффективная борьба с бедностью, исходя из мирового опыта, возможна только в условиях оживления национального  производства и роста источников самообеспечения: труда и предпринимательства. Все экономические, финансовые и иные инструменты макроэкономической и региональной политики должны быть направлены на это оживление. Однако, стоит подчеркнуть, что нет автоматической связи между экономическим и социальным прогрессом, важна политическая идеология, - либо опора национального роста и развития на дифференциацию и конкуренцию в обществе и на активность частного капитала , либо - на социальное рыночное хозяйство, государство благосостояния, социальное государство с высокой долей социальных вложений в человеческий капитал.

Другая альтернатива борьбы с бедностью - введение пособий по нуждаемости для всех, не имеющих  прожиточного минимума.

Предлагаемый комплекс мер, с одной стороны, предполагает дальнейшее проведение реформ, направленных на обеспечение  устойчивого экономического роста, с другой - нацелен на смещение приоритетов  социальной политики в сторону тех, кто не способен самостоятельно обеспечить приемлемый уровень жизни. Центральным  звеном приоритетов являются процессы на рынке труда: как в сфере занятости, так и оплаты труда. Расширение для трудоспособных бедных возможностей получения доходов - это ключевое звено. Отправной точкой в реализации данного приоритета является легализация неформальных моделей поведения как работников, так и работодателей. Позитивные перемены в сфере занятости в любом случае приведут к увеличению официального фонда оплаты труда. Это в свою очередь не только сократит потенциальную нагрузку на программы социальной поддержки уязвимых групп населения, но и увеличит социальные отчисления, что будет способствовать укреплению финансовой базы социальных трансфертов.

 

 

3.2. Меры по повышению  уровня доходов населения России.

Повышения уровня жизни россиян  является важнейшей программной  задачей социальной политики Российского  государства. В числе приоритетов  правительства – восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Для этого разработаны основные направления социально-экономической  политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу.

Решение этих и других проблем  позволит стабилизировать уровень  жизни россиян, а также развернуть вектор в сторону его повышения. В основных направлениях социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу  дана количественная оценка общего роста  благосостояния – увеличение частного потребления (имеется в виду конечное потребление домашних хозяйств) не менее чем на 80%.

Государственные программы  стабилизации доходов имеют место  в различных странах. Но порядок  их формирования различен.

Одна часть средств  таких программ формируется через  государственный бюджет и используется централизованно. Другая часть средств  образуется за счет прибыли на самих  предприятиях и фондах, (В бывших странах «государственного социализма»  около 70% средств таких программ формировалось за счет государственного бюджета и только 25-30% средств  — за счет прибылей предприятий).

Через каналы государственных  программ помощи удовлетворяются

Информация о работе Теоретико-методологические подходы к исследованию динамики денежных доходов населения в России