Теории инфляции. Виды и источники инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 09:51, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучить сущность инфляции, ее виды и источники, а также известные теории инфляции.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть сущность, причины и источники инфляции ; – изучить показатели инфляции и способы их измерения;
– определить социально-экономические последствия инфляции;

Содержание

Введение 3
1 Экономическая природа инфляции 5
1.1 Сущность, причины и источники инфляции 5
1.2. Показатели инфляции, измерение и их изменение 9
1.3 Социально-экономические последствия инфляции 12
2. Виды инфляции 16
2.1. Классификация видов инфляции с позиции темпов роста 16
2.2. Открытая и скрытая инфляция и другие формы инфляции 20
3. Эволюция современной теории инфляции 25
3.1. Развитие монетаристской теории инфляции 25
3.2. Эволюция кейнсианской теории инфляции 28
3.3. Прочие теории инфляции 32
Заключение 35
Список использованных источников 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Инфляция.docx

— 95.90 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

   с.

 

Введение                                                                                                     3

1 Экономическая природа инфляции         5

1.1 Сущность, причины и источники инфляции        5

1.2. Показатели инфляции, измерение и их изменение                            9

1.3 Социально-экономические  последствия инфляции                          12

2. Виды инфляции                                                                                    16

2.1. Классификация видов инфляции с позиции темпов роста              16

2.2. Открытая и скрытая инфляция и другие формы инфляции            20

3. Эволюция современной теории инфляции                                          25

3.1. Развитие монетаристской теории инфляции                                    25

3.2. Эволюция кейнсианской теории инфляции                                      28

3.3. Прочие теории инфляции                                                                  32

Заключение                                                                                               35

Список использованных источников                                                      38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человечество  столкнулось  с инфляцией очень давно, можно  сказать, что это произошло в  момент возникновения денег. По мере развития денежных отношений и рыночной экономики в целом усложнялись и инфляционные процессы. В настоящее время уровень инфляции – один из важнейших макроэкономических показателей, влияющий на потребительский и инвестиционный спрос, обменные курсы, процентные ставки, а также на многие социальные аспекты, в том числе, на стоимость и качество жизни. Именно в решении проблемы инфляции современные ученые видят ключ к устойчивому и динамическому развитию всей экономической системы в целом.

В настоящее время понятие «инфляция» вышло за рамки чисто денежного феномена. Связано это с теми кардинальными изменениями, которые произошли в системе денежных отношений: отмена золотого стандарта; замещение наличных денег чеко- и жирооборотом; изменение механизма эмиссии денежных средств, включающего депозитно-чековую эмиссию и эмиссию банкнот Центробанка; широкое распространение в сфере розничного товарооборота новых кредитных инструментов (депозитные карточки, «электронные деньги»). Если в период золотого стандарта инфляция возникала периодически, то в современных условиях процесс инфляции стал постоянным и периоды снижения цен наблюдаются теперь все реже и реже.

Соответственно, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что инфляция сегодня является весьма сложным социально-экономическим явлением, выступающим следствием несбалансированного производства в разных сферах экономики.

    Цель данной работы – изучить сущность инфляции, ее виды и источники, а также известные теории инфляции.  

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть сущность, причины и источники инфляции ;   – изучить показатели инфляции и способы их измерения;  

– определить социально-экономические последствия инфляции;

– провести классификацию видов инфляции с позиции темпов роста;

– рассмотреть открытую и скрытую инфляция, другие ее формы;

– проследить развитие монетаристской теории инфляции;

– изучить эволюцию кейнсианской теории инфляции;

– познакомиться с прочими теориями инфляции.

Объект исследования –  инфляционный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Экономическая природа  инфляции

 

1.1 Сущность, причины и  источники инфляции

 

Общепринятым экономистами определением инфляции считается следующее: инфляция – это переизбыток каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, влекущий за собой обесценение денежной единицы и, соответственно, рост цен на товары и услуги. Однако признаком инфляции рост цен является не всегда, скрытая ее форма, например, проявляется через дефицит товаров и услуг при неизменных ценах, а также невыплату заработной платы в срок с последующей ее выплатой обесцененными деньгами.

Кроме того, не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут возрастать и в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. В перечисленных случаях рост цен будет носить не инфляционный характер, а в некотором смысле логичный и оправданный. Так, повышение качества продукции обоснованно приводит к повышению ее цены в силу большей себестоимости и большей потребительской ценности, а вот рост цены, не связанный с какими-либо конструктивными изменениями, носит ярко выраженный инфляционный характер.

Наиболее распространенная причина инфляции — превышение количества денег в обращении над количеством товаров, то есть превышение покупательского спроса над товарным предложением. Этот вывод вытекает из формулы обмена количественной теории денег, которая имеет следующий вид:

MV=PY,            (1)

где М — денежная масса;

      V — скорость обращения денег;

      Р — уровень цен;

     Y — объем валового внутреннего продукта.

Из данной формулы математически можно вывести, что уровень цен прямо пропорционален совокупным расходам покупателей на приобретение производимых благ MV и обратно пропорционален реальному объему производства Y:

Р = MV/Y.            (2)

Соответственно становятся очевидными три дополнительные причины инфляции:

а) увеличение денежной массы;

б) ускорение обращения денег;

в) снижение объема выпуска продукции.

Рассмотрим каждую из обозначенных причин более подробно.

Увеличение денежной массы в экономике происходит, как правило, вследствие ошибочности проводимой Центральным банком денежно-кредитной политики либо вследствие покрытия бюджетного дефицита дополнительным выпуском денег. Последняя причина является приоритетной, согласно накопленного мирового опыта инфляция чаще всего порождается именно дефицитом государственного бюджета и последующим печатанием денег как альтернативой получения налогов. При этом в случае, если эмиссией покрывается значительный бюджетный дефицит, инфляция может приобрести стремительные темпы и перейти в форму гиперинфляции. Тогда все доходы резко обесцениваются, соответственно обесцениваются и налоговые поступления, что еще в большей степени усугубляет проблему бюджетного дефицита.

При отсутствии дополнительного  денежного выпуска становится заметным действие второго фактора инфляции, а именно скорости обращения денег. Ее увеличение также приводит к росту  денежной массы (через увеличение количества оборотов) и соответственно выступает  инфляционным импульсом. Особенно заметно влияние указанного фактора в периоды, когда одно макроэкономическое состояние (к примеру, низкие темпы инфляции) резко сменяется другим (высокие темпы инфляции).

Третьей причиной инфляции является сокращение реального объема выпуска продукции. В условиях стабильного уровня денежной массы это также способствует росту темпов инфляции, поскольку прежнее количество денег противостоит меньшему объему товаров и услуг. Действие этого фактора вызывает инфляцию издержек, первых двух – инфляцию спроса.

Все перечисленные источники  инфляции относятся ко внутренним, то есть возникающим внутри страны и обусловленным ее социально-экономическим положением причинам. Кроме них, в эту группу можно отнести:

а) увеличение расходов на военные цели. Влияние этого фактора двояко. С одной стороны военные ассигнования увеличивают расходную часть бюджета, способствуя появлению его дефицита. С другой стороны, люди, занятые в военном секторе экономики, выступают на потребительском рынке только в роли покупателей, поскольку потребительский продукт они не создают. Поэтому увеличение военных расходов приводит к росту платежеспособного спроса, не сопровождающемуся товарным покрытием, и соответственно – к инфляции;

б) чрезмерные расходы на социальные цели, обусловленные стремлением правительства поддержать население путем дополнительных ассигнований (индексация зарплаты, выплата различных пособий, в том числе по безработице и т.п.), что также ведет к увеличению количества наличных денег в обращении;

в) инфляционные ожидания. В момент возникновения инфляции население страны начинает планировать свое поведение с учетом дальнейшего роста цен, например, приобретает товары «про запас». Увеличение спроса, в свою очередь, стимулирует предложение, что подстегивает рост цен. Бизнесмены, соответственно, включают ожидаемый процент инфляции в долгосрочные контракты, увеличивается заработная плата, индексируются и другие платежи. Увеличение заработной платы стимулирует дальнейший рост цен;

г) нулевой или низкий эффект инвестиций в отдельные отрасли  экономики способствует появлению  эффекта, аналогичного росту военных  расходов: повышение платежеспособного  спроса, не подкрепленное соответствующим  увеличением товарной массы;

д) структурные нарушения в экономике – диспропорции между накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства экономики, существенное отставание развития отраслей, производящих потребительские товары и услуги;

е) рост государственного долга, подрывающий покупательную способность национальной валюты и обостряющий дефицит госбюджета;

ж) высокий уровень монополизма. Государство может практиковать административное повышение цен; крупные фирмы-монополисты также могут влиять на цены, особенно в отраслях так называемого первого передела (сырье, топливо, энергия). Наконец, в экономике может сложиться монополия профсоюзов, которая резко ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемую для экономики ставку заработной платы.

Помимо внутренних причин инфляции выделяют и внешние факторы, к которым можно отнести интернационализацию  хозяйственных связей, мировые экономические кризисы, ухудшение условий международной торговли (торговая дискриминация), сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо платежного и внешнеторгового баланса. Так, наличие инфляции в других странах влияет на динамику внутренних товарных цен через цены импортируемых товаров. Центральный банк страны в целях создания собственных валютных резервов покупает иностранную валюту у коммерческих банков, выпуская для этих целей дополнительную национальную валюту, что увеличивает количество денег в обращении. Структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, валютный) сопровождаются многократным ростом цен на сырье и топливо, который впоследствии через импорт соответствующих товаров распространяется в других странах. Сила воздействия последнего фактора прямо пропорциональна степени открытости экономики.

 

1.2. Показатели инфляции, измерение и их изменение

 

Количественную оценку инфляционных процессов можно дать с помощью  нескольких показателей.

Индекс цен рассчитывается по формуле:

I = x 100%,             (3)

где I – индекс цен;

      Рt – цена текущого года;

      Рb – цена базисного года.

Различают следующие основные виды индекса цен:

а) индекс потребительских цен;

б) индекс оптовых цен;

в) индекс экспортных и импортных цен;

г) дефлятор валового внутреннего продукта.

Наиболее часто используемым показателем уровня цен является индекс потребительских цен - это  отношение цены потребительской  корзины в текущем году к ее цене в базисном году. При вычислении индекса потребительских цен принимают во внимание не все конечные товары и услуги, а только те, которые составляют так называемую "потребительскую корзину", приобретаемую типичным домашним хозяйством.

 В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 03.12.2012 г. №233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» с 1 января 2013 года вступила в силу новая потребительская корзина, которая будет действовать до 2018 года, а также дано новое ее определение.

Согласно статье 1 указанного закона «потребительская корзина - необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания». В потребительскую корзину включены:

а) продукты питания: хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, масло растительное, маргарин и другие жиры, прочие продукты (соль, чай, специи);

б) непродовольственные товары: верхняя пальтовая группа, верхняя костюмно-платьевая группа, белье, чулочно-носочные изделия, головные уборы и галантерейные изделия, обувь, школьно-письменные товары, постельное белье, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства;

в) услуги: жилье, центральное отопление , холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, электроэнергия, транспортные услуги, услуги культуры и другие виды услуг.

Индекс оптовых цен  используется для прогнозирования движения потребительских цен на 2-3 месяца и представляет собой типичный набор товаров, приобретаемых фирмами.

Информация о работе Теории инфляции. Виды и источники инфляции