Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:57, курсовая работа
Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а следовательно, и методов мотивации.
В настоящее время основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату.
Процесс
мотивации очень сложен и неоднозначен.
Существует большое количество различных
теорий мотивации, пытающихся дать объяснение
этому явлению.
Теории
содержания мотивации анализируют
факторы, оказывающие влияние на мотивацию.
Суть теорий заключается в анализе потребностей
и их влиянии на мотивацию. Эти теории
описывают структуру потребностей, их
содержание и то, как данные потребности
связаны с мотивацией человека к деятельности.
В данных теориях делается попытка дать
ответ на вопрос о том, что внутри человека
побуждает его к деятельности.
Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп: физиологические потребности, потребности в защите и безопасности, социальные потребности, потребность в уважении и самоуважении, потребность в самовыражении. Необходимо определить, какие потребности являются ведущими для этих работников, и разработать факторы мотивации в соответствии с ними. 5
Первые
две группы потребностей первичные,
а следующие три вторичные. Согласно
теории Маслоу, все эти потребности
можно расположить в строгой
иерархической
Рис.
2. Пирамида А. Маслоу
Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен. Более того, предполагается, что только около 3 -5 % от всего числа сотрудников компании могут иметь доминирующую потребность в самовыражении (см. приложение 1).
Вывод: долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
С
развитием экономических
При
таком утверждении успех
Согласно теории Мак Клелланда, люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.
Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому (см. приложение 2).
Вывод: в данной теории главной задачей является поиск методов, при помощи которых можно выявить ведущие потребности тех или иных сотрудников. Если при оценке сотрудника допущена ошибка и мотивирующий фактор выбран неправильно, вместо мотивации и повышения эффективности возникает демотивация и производительность сотрудника снижается.
Теория мотивации Фредерика Герцберга появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.
Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.
Рассматриваются две группы факторов: гигиенические и мотивационные. Гигиенические факторы не мотивируют сотрудников, а предотвращают их неудовлетворенность и снижают повышенную текучесть персонала. Мотивируют только мотивационные факторы.
К гигиеническим факторам относятся политика компании, условия и режим работы, заработная плата, отношения между коллегами, система контроля и оценки.
Мотивационная группа факторов: возможность достижения успеха, условия построения карьеры, признание и одобрение высоких результатов со стороны руководства, наличие персональной ответственности, возможность творчества.
Применение данной теории при разработке системы мотивации персонала должно быть осторожным, поскольку она отражает западную практику управления персоналом. В крупных и успешных западных компаниях разделение условий труда на гигиенических и мотивирующих может быть оправдано, во многих российских компаниях – нет. Так, известно, что для сотрудников российских компаний ведущим мотивационным фактором нередко выступает заработная плата.
Заработная плата становится мотивирующей в те периоды жизни, когда молодому сотруднику необходимо решить жизненно важные задачи: создать собственную семью и отделиться от родителей, купить квартиру, машину, родить ребенка и т. п. Значение заработной платы высоко и для сотрудников, которые имеют несколько иждивенцев (детей, больных родителей или родственников).
Вывод: трудности в применении теории
Фредерика Герцберга связаны с российскими
особенностями, поскольку гигиенические
факторы часто выступают для сотрудников
такими же стимулирующими их профессиональную
активность, как и мотивационные факторы.
Можно сказать, что в российских условиях
подобная классификация не оправдана:
все перечисленные факторы часто выступают
мотивационными.
Второй
подход к мотивации базируется на
процессуальных теориях. Здесь говорится
о распределении усилий работников
и выборе определенного вида поведения
для достижения конкретных целей. К таким
теориям относятся теория ожиданий, или
модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости
и теория или модель Портера - Лоулера.
Рис.
3. Общая схема мотивационного процесса
Согласно теории ожиданий, не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные
теории ожидания устанавливают, что
поведение сотрудников
Следовательно,
сотрудник имеет следующие
Сказанное
означает, что в теории ожидания
подчеркивается необходимость в
преобладании повышения качества труда
и уверенности в том, что это
будет отмечено руководителем, что
позволяет ему реально
Необходимо
иметь в виду, что кроме вознаграждения
работника мотивируют также полезность
полученного результата для достижения
другой значимой для него цели, а
также привлекательность и
Многие ученые - бихевиоралисты объясняют производительность труда с помощью теории ожиданий, согласно которой именно ожидание вознаграждения активизирует поведение и именно осознаваемое вознаграждение, связываемое с результатом каждого курса действий, придает поведению его определенную направленность (управляет поведением).
Подобно Курту Левину, В. Врум принимает термин «валентность», чтобы показать силу желания или силу индивидуального предпочтения по отношению к некоторому результату. Врум утверждает, что если работник А предпринимает действие X, то действие Х имеет некоторые результаты первого уровня. Так, если действие Х состоит в усердной работе, то результатом первого уровня может быть «высокая эффективность». По Вруму, человек рассматривает результаты первого уровня как средство для получения желательных результатов второго уровня (например продвижение по службе, заработок и т. д.). Как следствие, валентность, или желательность, результатов первого уровня является функцией суммы валентностей результатов второго уровня, умноженных на осознаваемую способность (или субъективную вероятность) результатов первого уровня привести к достижению результатов второго уровня. Чем меньше результаты первого уровня осознаются как ведущие по отношению к результатам второго уровня, тем меньше валентность, или желательность, результатов первого уровня. Это означает, что человек, по-видимому, будет меньше стремиться к таким результатам. Пусть V- валентность высокой эффективности работы. Тогда желаемыми результатами второго уровня являются вознаграждения, связанные с различными степенями эффективности.
Предположим, что ими будут:
Vm - валентность денег;
Vp - валентность продвижения;
Vg - валентность хорошего мнения администрации и поддержки с ее стороны;
Vc - валентность высокого положения среди коллег; Vs - валентность сохранения места.
Стремится ли работник к высокой эффективности, зависит от того, как высоко он ценит приведенные выше факторы и каким образом осознает связь между высокой эффективностью труда и достижением этих целей.