Теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:57, курсовая работа

Описание

Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а следовательно, и методов мотивации.

В настоящее время основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по управлению персоналом.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

     Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. 

      

  1. Теории мотивации персонала
    1. Теории содержания мотивации персонала
 

     Теории  содержания мотивации анализируют  факторы, оказывающие влияние на мотивацию. Суть теорий заключается в анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос  о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. 

      1. Теория  иерархии потребностей А. Маслоу
 

     Первая  из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп: физиологические потребности, потребности в защите и безопасности, социальные потребности, потребность в уважении и самоуважении, потребность в самовыражении. Необходимо определить, какие потребности являются ведущими для этих работников, и разработать факторы мотивации в соответствии с ними. 5

     Первые  две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности  можно расположить в строгой  иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой  лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

 
 

       

     

       

       

     Рис. 2. Пирамида А. Маслоу 

     Самая высокая потребность - потребность  самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен. Более того, предполагается, что только около 3 -5 % от всего числа сотрудников компании могут иметь доминирующую потребность в самовыражении (см. приложение 1).

     Вывод: долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.

      1. Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда
 

     С развитием экономических отношений  и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится  потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам:

    • стремлению к успеху,
    • стремлению к власти,
    • к признанию.

     При таком утверждении успех расценивается  не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.

     Согласно  теории Мак Клелланда, люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.

     Управлять такими потребностями можно, подготавливая  работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому (см. приложение 2).

     Вывод: в  данной теории главной задачей  является поиск методов, при помощи которых можно выявить ведущие потребности тех или иных сотрудников. Если при оценке сотрудника допущена ошибка и мотивирующий фактор выбран неправильно, вместо мотивации и повышения эффективности возникает демотивация и производительность сотрудника снижается.

      

      1. Теория мотивации Фредерика Герцберга
 
 

     Теория мотивации Фредерика Герцберга появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.

     Фредерик  Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.

     Рассматриваются две группы факторов: гигиенические и мотивационные. Гигиенические факторы не мотивируют сотрудников, а предотвращают их неудовлетворенность и снижают повышенную текучесть персонала. Мотивируют только мотивационные факторы.

     К гигиеническим факторам относятся  политика компании, условия и режим  работы, заработная плата, отношения  между коллегами, система контроля и оценки.

     Мотивационная группа факторов: возможность достижения успеха, условия построения карьеры, признание и одобрение высоких результатов со стороны руководства, наличие персональной ответственности, возможность творчества.

     Применение  данной теории  при разработке системы  мотивации персонала должно быть осторожным, поскольку она отражает западную практику управления персоналом. В крупных и успешных западных компаниях разделение условий труда на гигиенических и мотивирующих может быть оправдано, во многих российских компаниях – нет. Так, известно, что для сотрудников российских компаний ведущим мотивационным фактором нередко выступает заработная плата.

     Заработная  плата становится мотивирующей в  те периоды жизни, когда молодому сотруднику необходимо решить жизненно важные задачи: создать собственную  семью и отделиться от родителей, купить квартиру, машину, родить ребенка и т. п. Значение заработной платы высоко и для сотрудников, которые имеют несколько иждивенцев (детей, больных родителей или родственников).

       Вывод: трудности в применении теории  Фредерика Герцберга связаны с российскими особенностями, поскольку гигиенические факторы часто выступают для сотрудников такими же стимулирующими их профессиональную активность, как и мотивационные факторы. Можно сказать, что в российских условиях подобная классификация не оправдана: все перечисленные факторы часто выступают мотивационными.  

    1. Теории  процесса мотивации
 

     Второй  подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится  о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения  для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера - Лоулера. 

     

        

     

     

       

     

       

       

     Рис. 3. Общая схема мотивационного процесса 

      1. Теория  ожиданий В. Врума
 

     Согласно  теории ожиданий, не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.

     Процессуальные  теории ожидания устанавливают, что  поведение сотрудников определяется поведением:

  1. руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;
  2. сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
  3. сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;
  4. сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.

         Следовательно, сотрудник имеет следующие ожидания:

    1. «Я получу хорошие результаты в своей работе, если истрачу достаточно сил и времени».
    2. «Если моя работа принесет хорошие результаты, я получу обещанное вознаграждение».
    3. «Я получу удовлетворенность своей работой, если получу обещанное вознаграждение».6

     Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в  преобладании повышения качества труда  и уверенности в том, что это  будет отмечено руководителем, что  позволяет ему реально удовлетворить  свою потребность.

     Необходимо  иметь в виду, что кроме вознаграждения работника мотивируют также полезность полученного результата для достижения другой значимой для него цели, а  также привлекательность и ценность результата для него самого.

     Многие  ученые - бихевиоралисты объясняют производительность труда с помощью теории ожиданий, согласно которой именно ожидание вознаграждения активизирует поведение и именно осознаваемое вознаграждение, связываемое с результатом каждого курса действий, придает поведению его определенную направленность (управляет поведением).

     Подобно Курту Левину, В. Врум принимает термин «валентность», чтобы показать силу желания или силу индивидуального  предпочтения по отношению к некоторому результату. Врум утверждает, что если работник А предпринимает действие X, то действие Х имеет некоторые результаты первого уровня. Так, если действие Х состоит в усердной работе, то результатом первого уровня может быть «высокая эффективность». По Вруму, человек рассматривает результаты первого уровня как средство для получения желательных результатов второго уровня (например продвижение по службе, заработок и т. д.). Как следствие, валентность, или желательность, результатов первого уровня является функцией суммы валентностей результатов второго уровня, умноженных на осознаваемую способность (или субъективную вероятность) результатов первого уровня привести к достижению результатов второго уровня. Чем меньше результаты первого уровня осознаются как ведущие по отношению к результатам второго уровня, тем меньше валентность, или желательность, результатов первого уровня. Это означает, что человек, по-видимому, будет меньше стремиться к таким результатам. Пусть V- валентность высокой эффективности работы. Тогда желаемыми результатами второго уровня являются вознаграждения, связанные с различными степенями эффективности.

     Предположим, что ими будут:

     Vm - валентность денег; 

     Vp - валентность продвижения;

      Vg - валентность хорошего мнения  администрации и поддержки с ее стороны;

     Vc - валентность высокого положения среди коллег; Vs - валентность сохранения места.

     Стремится ли работник к высокой эффективности, зависит от того, как высоко он ценит  приведенные выше факторы и каким  образом осознает связь между  высокой эффективностью труда и  достижением этих целей.

Информация о работе Теории мотивации