Теории олигополистического ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 05:50, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является: Изучение поведения предприятий на рынке с помощью необходимых для этого моделей. Показать, на что основывается модель.
Работа состоит из введения, заключения и списка использованных источников и литературы, приложений. Курсовая работа посвящена модели Курно, происхождению и применению данной модели. В приложениях к данной работе находятся примеры моделей на основе измененных данных.

Содержание

Введение. 2
Понятие и виды олигополий 2
Позитивные и негативные последствия олигополии 4
Основные методы ценообразования в условиях олигополии 5
Теории олигополистического ценообразования 6
Картельное соглашение 15

Заключение 21
Список используемой литературы 23

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая работа.docx

— 233.97 Кб (Скачать документ)

 
                 

 
Оглавление

Введение. 2

Понятие и виды олигополий 2

Позитивные и негативные последствия олигополии 4

Основные методы ценообразования в условиях олигополии 5

Теории олигополистического ценообразования 6

Картельное  соглашение 15

Приложения 20

Заключение 21

Список используемой литературы 23

 
              Введение.                               

     Многие  экономические явления и процессы носят по самой своей природе  количественный характер. Даже если какие-либо величины в экономике невозможно или, нецелесообразно измерять, обычно можно, по крайней мере, что-то сказать  о них по принципу 'меньше - больше'. Кроме того, между экономическими величинами часто существуют функциональные связи: если изменяется одна из них, то по какому-то закону изменяется другая или другие, связанные с первой. Приблизительно такие соображения  заставили некоторых мыслящих людей  уже в XVIII в. задуматься над вопросом, не следует ли применить математику для изучения экономических явлений.

     Борьба  организации за место лидерства  начинается с самого появления фирмы  на рынке. Многие факторы влияют на положение и существование данной фирмы. Основным звеном является продажа  и реализация производимой или поступающей  продукции. С помощью этого предприятия  получают прибыль и основной доход.

     Помимо  данного предприятия на рынке  существуют и другие. Которые тоже борются за место лидерства. Многие организации продают или производят одну и ту же продукцию. И тут играет немаловажный фактор выбора стратегии  фирмы. От данной стратегии зависит, как будет развиваться фирма  в будущем. На любого желающего приобрести товар, могут сыграть даже самые  мелкие факторы. Многие экономисты предлагали решение данных проблем, но основное решение остается за руководством фирмы.

     Целью данной работы является: Изучение поведения  предприятий на рынке с помощью  необходимых для этого моделей. Показать, на что основывается модель.

        Работа состоит из введения, заключения и списка использованных источников и литературы, приложений. Курсовая работа посвящена модели Курно, происхождению и применению данной модели. В приложениях к данной работе находятся примеры моделей на основе измененных данных. 
 

 
Понятие и виды олигополий

 

             Олигополия — это такая ситуация, когда число фирм на рынке настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Олигополию можно определить как рыночную структуру, при которой на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты.

              Количество субъектов олигополии  может быть разным. Все зависит  от концентрации продаж в руках  той или иной фирмы. По мнению  некоторых экономистов, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредоточивается от 2 до 24 продавцов. Если на рынке существуют только два продавца — это дуополия, частный случай олигополии. Верхний предел условно ограничивается 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.

               Олигополия может быть жесткой, когда на рынке господствуют 2—3 фирмы, и расплывчатой, при которой 6 и более фирм делят 70—80% рынка.

         По концентрации продавцов на  рынке олигополии подразделяются  на плотные и разреженные. К первым относят такие отраслевые структуры, где представлены 2—8 продавцов, ко вторым — более 8 хозяйствующих субъектов. В случае плотной олигополии возможны различного рода сговоры в отношении согласованного поведения продавцов на рынке в силу их ограниченного количества. При разреженной олигополии это практически невозможно.

                Исходя из характера предлагаемой  продукции, олигополии можно подразделить на однородные и дифференцированные. Первые связаны с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продуктов. Они характерны для тех отраслей, в которых имеется возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг.

         Олигополии присущи следующие  черты:

     • наличие нескольких фирм, незначительное число производителей;

     • контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью или значительный при  тайном сговоре;

     • наличие существенных экономических  и юридических препятствий для  вступления в отрасль (прежде всего  — эффект масштаба, патенты, владение сырьем);

     • взаимозависимость, предполагающая ответные действия конкурента, особенно при  проведении ценовой политики;

     • типична неценовая конкуренция, особенно при дифференцировании  цен.

            Многие из указанных признаков  характерны и для других рыночных  структур. Поэтому невозможно выдвинуть  единую модель олигополии. Тем  не менее, особенности олигополистической  взаимозависимости позволяют определить  типичные варианты поведения фирмы на данном рынке: олигополия, не основанная на тайном сговоре; олигополия, основанная на соглашении; лидерство в ценах; ценообразование по принципу «издержки плюс».

           Олигополия в большей степени  распространена в отраслях, где  эффективнее крупное производство  и отсутствуют широкие возможности  для дифференциации отраслевого  товара. Такое положение характерно  для обрабатывающей, добывающей, нефтеперерабатывающей,  электротехнической промышленности, а также для оптовой торговли.

        Так же можно указать основные  черты становления олигополии:

     • в некоторых отраслях эффективное  производство возможно только на крупных  предприятиях (эффект масштаба);

     • владение патентами и контроль над  сырьем;

     • поглощение слабых фирм более сильными. Такое поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретение предприятия полностью либо частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала;

     • эффект слияния, которое, как правило, носит добровольный характер. При  слиянии нескольких фирм в одну новая  фирма может добиться за счет укрупнения ряда преимуществ: возможности контролировать рынок, цену, закупать сырье по более низким ценам и т.д.;

     • научно-технический прогресс, с которым  связано существенное расширение производства с целью реализации эффекта масштаба.

 
Позитивные  и негативные последствия  олигополии

 

     Олигополии  имеют позитивные и негативные последствия. В качестве положительных можно отметить следующие моменты:

     • крупные фирмы имеют значительные финансовые возможности для научных  разработок, технических нововведений;

     • конкурентная борьба между фирмами, входящими в олигополии, способствует развитию научно-технического прогресса.

     Эти положительные стороны отмечали И. Шумпетер и Дж. Гэл-брейт, которые утверждали, что крупные олигополистические фирмы способны быть технически прогрессивными и финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для достижения высоких темпов научно-технического прогресса.

     По  мнению других экономистов, преимуществами олигополии являются отсутствие столь  разрушительной силы конкуренции, какая  существует в условиях свободного рынка, более низкие цены и более высокое  качество продукции, чем в условиях монополии; трудность проникновения  посторонних фирм в олигополистические структуры благодаря эффекту  масштаба.

     Наконец, экономистами отмечается и то обстоятельство, что в целом олигополистические монополии необходимы обществу. На них возлагается исключительная роль в ускорении научно-технического прогресса, так как они в состоянии  финансировать дорогостоящие научные  проекты.

     Негативные  моменты олигополии сводятся к следующему:

     • олигополии не столь опасаются конкурентов, так как проникнуть в отрасль  практически невозможно. Поэтому  они не всегда торопятся с внедрением новой техники и технологий;

     • заключая тайные соглашения, олигополии стремятся извлечь выгоду за счет покупателей, (например, повышают цены на продукцию). Это снижает уровень  удовлетворения потребностей людей.

     • олигополии сдерживают научно-технический прогресс. Пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный крупный капитал, они не спешат с внедрением новшеств. Это препятствует моральному износу машин, оборудования, технологий и продуктов.

 
  Основные методы ценообразования в условиях олигополии

 

     Механизму ценообразования при олигополии присущи две взаимосвязанные  черты. Во-первых, это жесткость цен. Они изменяются реже, чем в других рыночных структурах. Во-вторых — согласованность  действий всех фирм в области ценообразования.

     Ценовая политика в условиях олигополии проводится с помощью следующих основных методов (некоторые экономисты считают  их принципами):

     • ценовая конкуренция;

     • тайный сговор о цене;

     • лидерство в ценах;

     • ценовая накидка.

     Ценовая конкуренция в условиях олигополии носит сдержанный характер. Это связано, во-первых, со слабыми надеждами  на достижение рыночных преимуществ  по сравнению с конкурентами, а  во-вторых, с риском развязывания ценовой  войны, которая чревата негативными  последствиями для всех ее субъектов.

     Тайный  сговор в области ценообразования  позволяет олигополистам уменьшить неопределенность, получать экономическую прибыль и препятствовать проникновению в отрасль новых конкурентов. Олигополии согласны в ограниченных масштабах максимизировать прибыль, иногда даже сводить ее к нулевому значению, чтобы блокировать вторжение в отрасль новых товаропроизводителей.

     Лидерство в ценах — это ситуация, когда  повышение или понижение цен  фирмой, доминирующей в олигополии, поддерживается всеми или большинством компаний на рынке. При олигополии, как правило, имеется крупная  фирма, которая выступает ценовым  лидером. Изменение цен происходит только в том случае, если имеют  место заметные отклонения в стоимости  тех или иных факторов производства или изменения в условиях функционирования предприятия либо выпуска продукции.

     Ценовая накидка (обычно в размере определенного  процента) прибавляется к средним  общим издержкам производства. Она  призвана учитывать действительную или возможную конкуренцию, финансово-экономическую  и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и др. Этот принцип известен под названием «издержки плюс». Накидка обеспечивает получение  прибыли, определяет поведение и  действия фирмы.

 
Теории  олигополистического  ценообразования

Информация о работе Теории олигополистического ценообразования