Теория и практика ценовой дискриминации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение анализа ценовой дискриминации, мотодов ценовой дискриминации, используемые фирмами на практике.
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
- изучить историю понятия «ценовая дискриминация»;
- определить типы ценовой дискриминации;
- рассмотреть практический пример ценовой дискриминации.

Содержание

Введение 3
I. Понятие и сущность ценовой дискриминации 5
1.1 История понятия «ценовая дискриминация» 5
1.2 Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации……………8
1.3 Типы ценовой дискриминации 11
1.4. Практика ценовой дискриминции………………………………………..18
II. Тарифы на электрическую энергию и ценовая дискриминация……………………………………………………………23
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ».

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА  И БИЗНЕСА.

 

 

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ (ЭТР)

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Микроэкономика»

на тему: «Теория и  практика ценовой дискриминации».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы Эб-12-3

Зверев Александр.

 

Проверил:

Золотухина С.Б.

 

 

Тюмень 2012 г.

 

 

Содержание

 

Введение 3

I. Понятие и сущность ценовой дискриминации 5

   1.1 История понятия «ценовая дискриминация» 5

   1.2 Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации……………8

   1.3 Типы ценовой дискриминации 11

   1.4. Практика ценовой дискриминции………………………………………..18

II. Тарифы на электрическую энергию и ценовая дискриминация……………………………………………………………23

Заключение 29

Список использованной литературы 31

 

 

Введение

 

Среди причин возникновения и осуществления  монопольной власти необходимо анализировать стратегическую ценовую политику фирм по отношению, как к фактическим, так и к потенциальным конкурентам. Стратегическая ценовая политика по отношению к конкурентам позволяет фирме сохранить рыночную власть. Зачастую фирмы используют имеющуюся монопольную власть для максимизации прибыли.

Модель простой монополии  построена исходя из допущения, что  все единицы продукции, продаваемые  на протяжении определенного периода  времени, реализуются по одной и  той же цене. Такая ценовая политика является абсолютно неизбежной в  любой ситуации, когда возможна перепродажа продукции. Например, весьма маловероятно, чтобы книжный магазин, расположенный на территории университетского городка (типичная монополия), стал вдруг продавать учебники по экономике студентам старших курсов по одной цене, а всем остальным - с 25%-й скидкой. Если даже он и попытается так сделать, то какой-нибудь сметливый второкурсник вскоре начнет покупать эти книги для их последующей перепродажи старшекурсникам по сходной цене. Вскоре продажи книг в этом магазине по исходной цене упадут до нуля.

Однако не все фирмы  вынуждены продавать все единицы  продукции по одной цене. Есть фирмы, которые устанавливают разные цены для разных покупателей на один и  тот же продукт. Если цены, установленные  для разных покупателей, отражают не различия в издержках фирмы, связанных с индивидуальным подходом к обслуживанию этих покупателей, то фирма осуществляет ценовую дискриминацию.

Так, театр, устанавливающий цену на билет в 5 долларов для взрослых и 3 доллара для детей, осуществляет ценовую дискриминацию, поскольку издержки театра одинаковы для всех посадочных мест. Иначе обстоит дело, например, на бензоколонке, где цена одного галлона бензина на 4 цента ниже, если клиент платит наличными, а не с помощью кредитной карточки. Здесь просто учитывается разница в издержках при различных видах кассовых операций.

В данной курсовой работе рассмотрены схемы ценообразования, которые служат этой цели.

Целью работы является рассмотрение анализа ценовой дискриминации, мотодов ценовой дискриминации, используемые фирмами на практике.

Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

- изучить историю понятия «ценовая дискриминация»;

- определить типы ценовой дискриминации;

- рассмотреть практический пример ценовой дискриминации.

Объектом данной работы является ценовая дискриминация, предметом - эффективное использование ценовой дискриминации на практике.

Работа состоит из ведения, двух частей и заключения. Первая часть  – теоретическая, в ней представлен  весь объем знаний накопленный по данному вопросу. Вторая часть – практическая, в ней приведены примеры использования ценовой дискриминации. В заключении даны выводы, сделанные в ходе исследования.

 

 

I. Понятие и сущность ценовой дискриминации

 

1.1 История понятия «ценовая дискриминация»

 

Первоначальное представление о ценовой дискриминации можно найти в работах Ж. Дюпюи и Д, Ларднера, а свою развитую форму оно нашло в трудах А. Пигу. О вкладе каждого из этих экономистов и пойдет речь.

Ж. Дюпюи был первым, кто привлек  внимание исследователей к факту ценовой дискриминации и попытался выяснить его смысл. В основе подхода Дюпюи к ценовой дискриминации лежит концепция полезности.

Что же дает нам право говорить о приоритете этого французского инженера и экономиста в разработке понятия ценовой дискриминации? Прежде всего — это ее определение, вошедшее почти без изменения в экономическую литературу. В определении Дюпюи схвачена самая суть явления: «Один и тот же товар... продается по разным ценам» разным покупателям, причем различия в ценах, уточняет Дюдюи, безотносительны к различиям в затратах.

Помимо определения ценовой  дискриминации Дюпюи частично освещает и условия, необходимые для ее осуществления. Он разъясняет, что негоциант (который одновременно является и  фабрикантом) может вести такую  продажу только в том случае, если он защищен от конкуренции, т. е. является монополистом. Выполнение этого условия необходимо для того, чтобы продавец мог контролировать цену. Но его еще недостаточно, ибо нельзя понять, откуда вообще берутся две (и более) цены на один и тот же товар, если различия в затратах столь малы, что ими можно пренебречь, или их просто нет.

Установление цен, уточняет затем  Дюпюи, зависит не только от интересов  продавца-монополиста, но и от того, как оценивают ту или иную вещь покупатели. В глазах разных покупателей одна и та же вещь имеет разную полезность, поэтому и цены, которые они готовы платить за нее, могут быть разными. И поскольку существуют разные (отдельные) группы покупателей — «богатые, зажиточные и бедняки», констатирует Дюпюи очевидный факт, то монополист, посвященный в хитрости торговли, способен распознать эти группы, учесть разную готовность платить за товар. Интуитивно Дюпюи натолкнулся на основу отделения одной группы от другой — различие эластичности спроса.

Оставалось лишь выразить ее в явном виде, и еще одно условие ценовой дискриминации было бы сформулировано полностью.

Зачем монополист идет на такую продажу? Дюпюи отвечает: чтобы «заставить каждого покупателя принести ему  как можно больше прибыли». Здесь  структура понятия ценовой дискриминации увязывается Дюпюи с понятием излишка потребителя: увеличение прибыли, с точки зрения покупателя, представляет собой изъятие в пользу монополиста большей или меньшей части излишка потребителя, который в противном случае принадлежал бы ему.

Почти одновременно с Дюпюи вопрос о ценовой дискриминации ставился еще одним инженером и экономистом  англичанином Д. Ларднером. Его анализ и выводы изложены в работе «Экономика железных дорог: трактат о новом  виде транспорта, управлении им, перспективах. И отношениях коммерческих, финансовых и социальных», вышедшей в Лондоне в 1860 г., в которой рассматриваются экономические проблемы зарождающейся отрасли — железнодорожного транспорта.

Подход Ларднера отличается от подхода  Дюпюи. Ларднер анализировал ценовую дискриминацию с позиции теории фирмы, как теперь сказали бы мы. Он доказывал, что дискриминация может использоваться в качестве средства, с помощью которого фирма способна максимизировать прибыль. Анализ железнодорожных тарифов позволил ему обобщить практику их дифференциации в зависимости от расстояния и характера перевозимых грузов. Эту дифференциацию он объяснил различиями эластичности спроса на услуги железнодорожного транспорта, во-первых, и перевозимых грузов, во-вторых. Реальный вклад Ларднера — это выявление им роли эластичности спроса в практике ценовой дискриминации.

Ларднер современник Дюпюи, и естественно  возникает вопрос о его отношении  к идеям французского экономиста. Достоверных свидетельств об этом, к сожалению, нет. Известно лишь, что Ларднер ссылается на журнал, в котором публиковал отдельные свои работы Дюпюи, но фамилию французского экономиста он не упоминает. Очевидно, анализ Ларднера не был прямо связан с идеями Дюпюи. Можно предположить, что Ларднер или не знал о его работе, или не придавал ей значения.

Полвека спустя теория ценовой дискриминации  получила дальнейшее развитие и, если не считать незначительные дополнения и уточнения, нашла свою современную  форму в работах английского  экономиста А. Пигу, ученика и последователя  А. Маршалла.[3, c. 56]

В работе «Экономическая теория благосостояния»  Пигу дал более глубокий, нежели его предшественники (и современники), анализ ценовой дискриминации. Он выявил и постулировал общие условия  ценовой дискриминации и выделили три вида (степени) ценовой дискриминации.

Согласно Пигу, общие условия, в  полной мере благоприятствующие осуществлению  ценовой дискриминации, складываются тогда, когда цена спроса на любую  единицу товара не зависит от продажной  цены любой другой единицы товара. А это возможно лишь в том случае, когда никакая единица товара не может заменить какую-либо другую единицу этого же товара. Предполагается, что: 1) никакую из единиц товара, проданную на одном рынке, нельзя передать на другой рынок и 2) никакую из единиц спроса, предъявленного на одном рынке, невозможно перевести на другой рынок. При этих допущениях на рынке возникнут условия, при которых дискриминация позволит монополисту извлечь наибольшие выгоды. По сути дела речь идет об условиях некой идеальной (совершенной) дискриминации.

Ценовая дискриминация в интерпретации  А. Пигу в настоящее время вошла  во все учебники экономики.

1.2 Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации

 

Фирма, действующая в условиях рынка  совершенной конкуренции, не обладает властью над ценой, она вынуждена продавать весь объем выпуска по той цене, которую предлагает рынок. На рынке несовершенной конкуренции отдельная фирма приобретает определенную (большую или меньшую) власть над ценой, повышая ее по сравнению с конкурентным уровнем с целью максимизации прибыли. Однако если фирма будет использовать ценовую дискриминацию, ее прибыль вырастет. Ценовая дискриминация наблюдается там, где фирма назначает разные цены на один и тот же товар для разных групп потребителей, причем различия в цене не обусловлены различиями в издержках или качестве товара.

Мотив использования системы ценовой  дискриминации состоит в стремлении фирмы, обладающей монопольной властью  на рынке, максимизировать прибыль. Назначая для всех покупателей единую цену, продавец теряет потенциальную прибыль из-за того, что на рынке остаются покупатели, чья максимальная готовность платить превышает предельные издержки производства товара.

Поскольку фирма в условиях несовершенного рынка обладает рыночной властью, расширение объема продаж возможно только за счет снижения цены единицы товара. Функция спроса отдельной фирмы не является абсолютно эластичной. Дополнительная выручка, полученная при продаже дополнительной единицы товара, отражает два эффекта: рост обшей выручки от продажи еще одной единицы товара и уменьшение средней выручки на весь предыдущий объем выпуска:

MR= P+ dP x Q                                                                (1.1)

              dQ

 

где MR - предельная выручка фирмы;

Р - цена, назначаемая фирмой на товап;

Q - объем продаж фирмы;

dP

dQ  - изменение пены товара в результате изменения объема выпуска.,

 

Если бы фирме удалось уменьшить  цену только одной дополнительной единицы  выпуска, не сокращая цены других единиц, ее прибыль существенно возросла бы. Методы ценовой дискриминации призваны разграничить существующий выпуск и дополнительные продажи с целью получения дополнительной прибыли, которая в обычном случае достается потребителям как часть потребительского излишка.

Ценовую дискриминацию нелегко  осуществить на практике. Для того чтобы ценовая дискриминация была эффективной - способствовала бы росту прибыли фирмы - должны выполняться следующие условия:

Наличие у фирмы рыночной власти. Если фирма не обладает определенной степенью влияния на рынок - рыночной властью, то ее решения никоим образом не могут повлиять на действия покупателей, на рыночную цену и на получаемую ею прибыль. Следовательно, возможность воздействовать на спрос посредством изменения объемов выпуска и цен товара составляет первое необходимое условие существования эффективной ценовой дискриминации. [5, c. 23]

Способность фирмы отделить одну группу потребителей от другой в соответствии с разной готовностью потребителей платить за товар. Однородность потребителей какой-либо фирмы означает одинаковую ценовую оценку ими полезности, получаемой от использования товара в потреблении. Такие потребители будут одинаковым образом реагировать на действия фирмы в отношении цен и объемов выпуска (а также качества товара). Назначение разных цен на один и тот же товар для подобных покупателей не приведет к изменению спроса - все потребители будут покупать товар по низким ценам, прибыль фирмы сократится, ценовая дискриминация окажется неэффективной. Поэтому прибыльная ценовая дискриминация требует наличия разных по ценовым оценкам товара покупателей, причем эта их разность должна быть легко определяема и контролируема.

Способность фирмы исключить арбитраж - перепродажа товара со стороны потребителей, покупающих его по низкой цене, потребителям, покупающим его по высокой цене. Когда фирма разделяет рынок путем ценовой дискриминации на сектора с разной ценовой эластичностью спроса и, следовательно, назначает цены разного уровня, у потребителей с низкой ценовой эластичностью возникает соблазн арбитража - купив товар по относительно низкой цене, перепродать его тем потребителям, которые готовы платить за него высокую цену. В таком случае дополнительная прибыль от ценовой дискриминации достается не фирме, а потребителям, осуществляющим арбитраж. Чтобы этого не происходило, фирма должна создать искусственные барьеры между секторами рынка. Такие барьеры могут возникать (и использоваться фирмой) благодаря действию ряда факторов, среди которых можно выделить:

Информация о работе Теория и практика ценовой дискриминации