Теория и практика ценовой дискриминации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение анализа ценовой дискриминации, мотодов ценовой дискриминации, используемые фирмами на практике.
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
- изучить историю понятия «ценовая дискриминация»;
- определить типы ценовой дискриминации;
- рассмотреть практический пример ценовой дискриминации.

Содержание

Введение 3
I. Понятие и сущность ценовой дискриминации 5
1.1 История понятия «ценовая дискриминация» 5
1.2 Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации……………8
1.3 Типы ценовой дискриминации 11
1.4. Практика ценовой дискриминции………………………………………..18
II. Тарифы на электрическую энергию и ценовая дискриминация……………………………………………………………23
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

|Цена (тыс руб. )                                              |

|Количество (шт.)                                              |

|2        |90       |75       |55       |30       |5        |

|3        |80       |65       |45       |20       |0        |

|4        |65       |50       |30       |5        |0        |

|5        |45       |30       |10       |0        |0        |

 

 

      Построим на основе  имеющихся данных схему оптимального ценообразования для фирмы и сравним прибыль, полученную  при  нелинейном  ценообразовании  с максимальной прибылью, которая была бы получена при назначении единой  цены.

Для   того   чтобы    определить    оптимальную    нелинейную    схему ценообразования, необходимо установить, как будет зависеть цена  продажи  от объема  приобретения  товара.  Фирма  получает  четкий  и   ясный   критерий разграничения общего круга покупателей на  сегменты  -  «приобретающие  одну штуку»,  «приобретающие  две  штуки»  и  т  д  -  и  возможность  установить максимизирующую прибыль цену  для  каждого  сегмента  остаточного  спроса  в отдельности. Будем предполагать, что арбитраж исключен.

Установим  максимизирующую  прибыль  цену   для   групп   покупателей, приобретающих разное количество товара:

Установим  максимизирующую  прибыль  цену   для   групп   покупателей, приобретающих разное количество товара (табл. 3.2):

Таблица 3.2.

|Приобретаю-щи|Приобретаю-щи|Приобретаю-щи|Приобретаю-щи|Приобретаю-щи|

|е 1 шт.      |е 2шт.       |е 3 шт.      |е 4шт.       |е 5шт.       |

|Р                            |Qd                                          |

|1                            |4                                           |

|2                            |4                                           |

|3                            |3/4                                         |

|4                            |3                                           |

|5                            |2                                           |

Такая схема ценообразования приносит фирме прибыль в размере 950  тыс.руб. в день от продажи рассматриваемого товара.

Если бы фирма выбирала между  ценами 2, 3, 4  и  5  тыс.  грн.  не  для каждого сегмента спроса, а для всего спроса  в  целом,  фирма  назначила  бы цену, равную 3 тыс. руб., и получала бы прибыль,  равную  850  тыс.  руб.  в день.

Таблица 3.4.

|р                   |Qd                 |?                       |

|2                   |550                |550                     |

|3                   |425                |850                     |

|4                   |275                |825                     |

|5                   |135                |540                     |

Этот пример еще раз показал  нам, что ценовая дискриминация  приводит  к росту прибыли продавца, обладающего монопольной властью.

Сезонное ценообразование

      Ценообразование  при  максимальном  спросе  (сезонное  ценообразование) является формой временной ценовой дискриминации. Очень  часто  производители сталкиваются с ситуацией, когда спрос  достигает  максимума  в  определенное время (в течение рабочего дня (часы пик), по выходным, в некоторые месяцы  и т.д.). Если они будут  устанавливать  цены  в  период  максимального  спроса (пиковый сезон) выше, чем в период пониженного спроса  (мертвый сезон),  то могут  существенно  повысить  свою   прибыль   по   сравнению   со   случаем установления  единой  (недискриминационной)  цены  для  обоих  периодов.  На установления  единой  (недискриминационной)  цены  для  обоих  периодов.  На практике  существует  множество  ситуаций,  когда  осуществляется   подобная ценовая дискриминация:

- повышение стоимости аренды  жилья и цен  на  предметы  потребления  в курортных городках во время туристического сезона;

-  более  низкие  тарифы  на  телефонные  переговоры  после   окончания рабочего дня, по выходным, по праздникам;

- билеты в кинотеатры на  утренние  и  вечерние  сеансы  могут   сильно (иногда в несколько раз) отличаться по цене.

- оплата электроэнергии. На практике  применяют установку двух тарифов.

По одному оплачивается электроэнергия в обычные часы, а по  повышенному  –  в часы пиковых нагрузок, т.е., потребляя ее в этот период времени,  необходимо дополнительно оплатить энергопредприятию постоянные  затраты  на  содержание резервных мощностей. Если установить единый тариф на  уровне  средних  общих затрат с учетом стоимости резервных мощностей, то  потребители,  которые  не увеличивают   потребление  в    часы    совмещенного    максимума,    будут "переплачивать", а остальные - "недоплачивать". Кроме того, исчезнет  стимул к более равномерному потреблению электроэнергии по  времени  суток,  которое позволило бы уменьшить затраты на создание резервных мощностей.

Скидки   как   метод   ценовой   дискриминации   в   украинской промышленности и торговле

В  2006  г.  Центр  экономической  конъюнктуры   провел   опрос   ряда промышленных и торговых предприятий с целью выяснить, насколько активно  они используют  возможности  ценовой  дискриминации   с   помощью   скидок.   По результатам опроса более четверти промышленных  и  более  половины  торговых предприятий Украины предоставляют скидки разным категориям покупателей.

Общий  стимул  использования  скидок   у   промышленных   предприятий-производителей и торговых фирм одинаков – повышение прибыльности  операций.

Но у торговых фирм связь  между  гибкой  ценовой  политикой  и  результатами деятельности более прозрачна: скидки  прямо  связаны  с  объемом  закупаемой партии. Поэтому предприятия оптовой торговли существенно чаще  предоставляют скидки  крупным  покупателям.  Причины  использования  скидок  промышленными предприятиями-производителями гораздо более многообразны. Во-первых,  скидки (и надбавки) по отношению  к  базовой  цене  тесно  связаны  с  используемой формой расчета. Во-вторых, предоставление и масштаб скидок зависят от  срока и суммы предоплаты поставок.  В-третьих,  важным  основанием  предоставления скидки служит отсутствие  задолженности  по  поставке  товара.  В-четвертых, скидки   активно   используются   внутри   вертикально   или   горизонтально интегрированных   структур,   например,   финансово-промышленных   групп   и вертикально интегрированных нефтяных компаний.

Опросы и промышленных, и торговых предприятий Украины показали  тесную зависимость между использованием скидок и  активностью  ценовой  конкуренции предприятий. Чем выше промышленные предприятия и  торговые  фирмы  оценивают риск сокращения круга потенциальных покупателей  из-за  внедрения  на  рынок конкурентов, тем чаще и в больших размерах предоставляются скидки.

 

 

 

 

II. Тарифы на электрическую энергию и ценовая дискриминация

Электрическая энергия - важнейшее благо, без которого невозможно обойтись ни в производстве, ни в быту. Каждый из нас в той или иной мере является потребителем электрической энергии или потребителем товаров, произведенных с ее использованием.

Стандартность качества электроэнергии как товара и, следовательно, отсутствие дифференциации продукта, с одной стороны, а также невозможность ее перепродажи - с другой, вроде бы исключают все факторы ценовых различий, кроме ценовой дискриминации.

Однако электрическая  энергия как товар имеет ряд  особенностей, которые существенно  влияют на формирование затрат при  ее производстве, и именно различия в затратах иногда лежат в основе различий платы за ее использование (тарифов).

Рассмотрим сначала  особенности электрической энергии  с точки зрения потребителя. В  отличие от других благ мы ее получаем точно в тот момент времени, когда в ней возникает потребность, и так же мгновенно можем прекратить ее поступление, нажав на выключатель. Это отличие электрической энергии от других благ существенно. Вы не можете, например, нажав на какую-то кнопку, мгновенно получить конфеты, велосипед или какие-то другие блага; кроме того, не можете, удовлетворив свою потребность, мгновенно отказаться от них, сделать так, чтобы невостребованная их часть в данный момент исчезла.

Можно подвергнуть сомнению это утверждение, приведя в качестве примера водопроводную воду. Действительно, если вода нужна - кран открывается, не нужна - закрывается. Благо и в этом случае поступает в зависимости от потребности и прекращает поступать, когда она исчезает. Если смотреть только со стороны потребителя, то разница действительно невелика. Однако, чтобы глубже разобраться в этом вопросе, необходимо обратиться к процессу производства этих благ.

Природа создала огромные запасы воды как в открытых, так  и закрытых подземных водоемах, где  невостребованное в данный момент благо может храниться, накапливаться и по мере необходимости использоваться. Человеком была создана только система забора, очистки, хранения и доставки воды к местам ее потребления (водопровод).[10, c. 91]

Электрическая энергия, которая используется в настоящее время, не является продуктом природы. Она создана человеком. Техника и технология ее получения не позволяют накапливать электрическую энергию впрок, и поэтому процесс производства практически совпадает во времени с процессом потребления. (Электротехника позволяет в небольших количествах накапливать и хранить электрическую энергию в специальных устройствах, называемых аккумуляторами. Однако дополнительные затраты, связанные с этим, велики. Для того чтобы оценить их, достаточно сопоставить плату за электрическую энергию, получаемую из сети и от аккумуляторов любого типа. Существенны дополнительные затраты и при создании аккумулирующих электрических станций.).

Потребление электрической  энергии значительно изменяется в течение суток. Понятно, что  в ночные часы оно существенно ниже, чем в утренние и дневные, так как количество потребителей и объемы их потребления снижаются как в промышленности, так и у населения на бытовые нужды. Но в дневные часы существуют периоды, когда потребление электрической энергии является максимальным у большинства потребителей. Эти периоды принято называть часами совмещенного максимума. Энергопредприятия вынуждены удовлетворять спрос на электрическую энергию по мере его возникновения, и, следовательно, в часы совмещенного максимума возникает необходимость вводить в действие дополнительные (резервные) мощности. Постоянные затраты, связанные с наличием на энергопредприятиях резервных мощностей, увеличивают средние общие затраты энергопредприятий и энергосистемы в целом. Причем резервные мощности имеются не на всех электростанциях, объединенных в энергосистему; поэтому там, где их нет, производство электроэнергии обходится дешевле, что, однако, не является результатом более эффективной работы таких электростанций.

В энергетике существует четкое деление затрат на постоянные (амортизация, заработная плата обслуживающего персонала и др.) и переменные, которые в основном определяются топливной составляющей затрат.

Некоторые экономисты считают, что средние общие затраты  на производство электрической энергии возрастают во время пиковой нагрузки в связи с тем, что для удовлетворения потребности в этот период энергопредприятия должны пускать в ход устаревшие, более дорогие методы производства. Однако с таким объяснением трудно согласиться, ибо если принять эту точку зрения, то при наличии современных резервных мощностей проблемы оплаты электроэнергии в часы совмещенного максимума не существовало бы. Величиной, определяющей возрастание средних общих затрат на производство в пиковые часы нагрузки, являются постоянные затраты на содержание резервных мощностей; средние переменные затраты в этот период могут оставаться неизменными.

Это и определяет обоснованность установления двух тарифов. По одному оплачивается электроэнергия в обычные  часы, а по повышенному - в часы пиковых нагрузок, т.е., потребляя ее в этот период времени, необходимо дополнительно оплатить энергопредприятию постоянные затраты на содержание резервных мощностей. Если установить единый тариф на уровне средних общих затрат с учетом стоимости резервных мощностей, то потребители, которые не увеличивают потребление в часы совмещенного максимума, будут "переплачивать", а остальные - "недоплачивать". Кроме того, исчезнет стимул к более равномерному потреблению электроэнергии по времени суток, которое позволило бы уменьшить затраты на создание резервных мощностей.

Обратимся к графическому анализу ценообразования по пиковой  нагрузке (англ. реасk-lоаd pricing), представленному на рис. 4. Условно примем, что все электростанции разделены на две группы: первая группа работает непрерывно; вторая группа работает только в часы совмещенного максимума. Линии АСn и АСd отражают соответственно средние затраты на производство "ночной" (первая группа станций) и "дневной" (вторая группа) электроэнергии, т. е. производимой дополнительно в часы совмещенного максимума. Линии МСn и МСd, предельные затраты на производство дневной и ночной энергии, совпадают (МС). Соответственно линии Dn и Dd отражают "ночной" (постоянный в течение суток) и "дневной" (дополнительный в часы совмещенного максимума) спрос на электроэнергию. Объем производства "ночной" (Qn) и "дневной" (Qd) электроэнергии определяется точками пересечения соответствующих линий предельной выручки МRn и MRd линией предельных затрат (МС). Следовательно, цены "ночной" и "дневной" электроэнергии Рn и Pd максимизируют прибыль.

Информация о работе Теория и практика ценовой дискриминации