Любое социальное напряжение
может превратиться в социальный
конфликт при соответствующих
условиях. Однако ход этого превращения,
способ осмысления этого процесса, характер
его представления в сознании действующего
субъекта будет вместе с тем развиваться
по определенным правилам. При этом будет
сохраняться определенная последовательность
в аргументации, в выдвижении притязаний
и в обосновании своих требований.
В действиях противостоящих сторон
всегда будет иметь место апелляция
к тому, что жизненно необходимо
для соответствующего субъекта,
к тому, что представляют собой
вариации средств удовлетворения
соответствующих жизненных потребностей
и к тому, что для него существенно и важно
с точки зрения сохранения собственной
идентичности. Эти три линии аргументации,
выдвигаемые обеими сторонами конфликта,
могут быть обозначены как апелляции к
потребностям, интересам и ценностям.
Мы не будем здесь рассматривать
вопрос о том, в какой мере
конкретное содержание притязаний
в ходе развертывания конфликта
соответствует «действительным»
потребностям, интересам и ценностям.
Дело в том, что если эти
линии аргументации возникают и разрабатываются,
то они становятся сами по себе реальностью
конфликтной ситуации, опровержение которых
осуществляется не теоретическим путем,
а в ходе практического развертывания
и ''разрешения'' конфликта. Суть дела в
том, что в конфликте одна совокупность
потребностей, интересов и ценностей противостоит
другой, выдвигаемой противоположной
стороной. При этом обозначенные линии
причинного развертывания конфликта могут
действовать не только совместно, но и
каждая в отдельности. Конфликт будет
полным и развернутым, когда он основывается
на одновременном включении в мотивацию
всех трех способов причинных обоснований
или всех трех уровней мотивации: и потребностей,
и ценностей, и интересов. Но на практике
дело может обстоять таким образом, что
в конфликт может быть включен лишь один
уровень мотивации: только потребности
или только ценности. При этом интересы
трудно выделить в качестве самостоятельной
линии мотивации, так как они развертываются
на пересечении потребностей и ценностей.
Вторая линия аналитического расчленения
конфликтов связана с тем, в какой из сфер
жизнедеятельности общества развертывается
данный конфликт. Речь идет о трех сферах:
экономической, политической и культурной.
В первой из них конфликт, как правило,
развертывается по поводу ресурсов социального
действия или, более широко, по поводу
средств жизнедеятельности субъекта.
Во второй - политической сфере - главным
предметом конфликта будет являться власть.
В третьей - интерпретация культурных
норм и целевых установок общества как
некоего социального целого.
Сопоставляя между собой обозначенные
выше линии аналитического расчленения
конфликтов, мы получаем искомую
схему, которая будет выглядеть
следующим образом:
Перекрестный
анализ движущих сил конфликта и
сфер жизнедеятельности
Движущие
силы |
Сферы
жизнедеятельности |
Экономика |
Политика |
Духовная жизнь
|
Потребности |
Варианты использования
Ресурсов |
Варианты самоорганизации |
Человек:
рациональный – эмоциональный |
Интересы |
Институты
распределения |
Интеграция – раскол |
Тип культуры |
Ценности |
Ориентация на рынок
– государство |
Власть как средство
или самоцель |
Интерпретация
высших
ценностей |
Предложенная
схема позволяет выявить наиболее
существенные причины глубинных
конфликтов между субъектами разного
уровня. В сфере экономики это
будут конфликты, сопряженные с
вариантами распределения ресурсов,
конфликты, связанные с функционированием
институтов распределения, и конфликты,
раскрывающие противоположность экономических
установок разного типа. В сфере политики
вся совокупность жизненных интересов
вращается вокруг способов организации
обществом, уровня его сплоченности и
характера властных отношений. В сфере
духовной жизни конфликты связаны с внутренним
миром человека, характером свободы, типом
культуры и интерпретацией высших ценностей:
добра, справедливости, высшего блага.
Что касается движущих сил
или глубинных причин конфликтов, то они
также обладают значительной вариабельностью.
Если речь идет о потребностях, то необходимо
учитывать не только проблему воспроизводимости
ресурсов и характера их использования,
но и фундаментальные проблемы, касающиеся
способов самоорганизации общества, равно
как и преимущественную ориентацию субъекта
действия либо на рациональные, либо на
эмотивные характеристики и побуждения
деятельности.
Интересы в свою очередь представляют
собой не просто некоторые
стремления к благам, удовлетворяющим
жизненные нужды и потребности. Они определяют
отношение к сложившимся в обществе институтам
распределения, которые в свою очередь
определяют допустимые для данного общества
пределы и социально устоявшиеся формы
неравенства. Во взаимодействии с духовными
сферами жизнедеятельности людей интересы
определяют типы культуры: ее ориентацию
преимущественно на познание, на труд,
на досуг, на индивидуальные достижения
или на сильно развитые формы группового
контроля над поведением индивида. Ценности
проявляются, как видно из предложенной
схемы, не только в области чисто духовных
отношений. Они в значительной мере определяют
базовые ориентации общества, в том числе
и его выбор между типами экономического
развития и экономической организации
общества. Характер ценностных ориентаций
в обществе во многом определяет и отношение
к власти. Крайние варианты этого отношения
сопряжены с прагматическим отношением
к ней или с восприятием ее как самодовлеющего
начала, выполняющего роль терминальной
ценности в отношениях между членами сообщества.
Предложенная схема может служить
важным средством исследования
реальных конфликтных ситуаций,
поскольку она определенным образом
показывает порядок выдвижения
требований конфликтующими сторонами.
В схеме содержится по сути дела
минимальный набор предъявляемых требований
и притязаний. Этот набор предъявляется
каждой из сторон. В определенных случаях
выдвигаемые требования могут носить
''зеркальный'' характер: потребности, выдвигаемые
одной из сторон, с той же силой предъявляются
и другой стороной. Но в большинстве реальных
ситуаций характер притязаний является
асимметричным, что позволяет более тщательно
отнестись к проблематике обмена уступками,
подводя на практике дело к взаимной выгоде.
Важно обратить внимание и на структуру
каждой из клеточек мотивационного ядра
конфликта. Каждая из них содержит определенные
варианты устремлений. В силу этого каждая
из них может быть источником напряжения,
раскола, возникновения новых конфликтных
ситуаций и усугубления стародавних конфликтов.
Предложенная схема не исчерпывает
собой всех возможных вариантов
классификации конфликта. В нее
не включена характеристика самого
субъекта действия или конфликтующей
стороны. Используя схематику,
предложенную Н.Смелсером, можно
выстроить следующий ряд уровней конфликтующих
сторон, поднимаясь от простых к все более
сложным субъектам действия:
1. Межиндивидуальные
конфликты.
2. Межгрупповые
конфликты, при этом в числе
групп можно выделить:
а) группы
интересов,
б) группы
этно-национального характера,
в) группы,
объединенные общностью положения.
3. Конфликты
между ассоциациями (партиями).
4. Внутри
и межинституциональные конфликты.
5. Конфликты
между секторами общественного
разделения труда.
6. Конфликты
между государственными образованиями.
7. Конфликт
между культурами или типами
культур.
Важно обратить внимание на
то, что каждый из субъектов
действия может выступать стороной
конфликта, при этом применительно
к данному субъекту конфликт
может развертываться во всех
сферах его жизнедеятельности и со всей
полнотой мотивации или с включением всей
совокупности его движущих сил.
Рассмотрим более подробно наиболее
существенные проблемы детерминации
конфликта через выстроенную
систему движущих сил.
КОНФЛИКТ
ПО ПОВОДУ ЖИЗНЕННЫХ СРЕДСТВ ИЛИ КОНФЛИКТ
ПОТРЕБНОСТЕЙ
Современная ситуация в мире
выдвигает проблему ресурсов
или жизненных потребностей на
одно из первых мест. Как известно,
имеются различные оценки состояния
экономических и демографических
ресурсов как применительно к миру
в целом, так и применительно к его отдельным
регионам, странам и народам. Эти оценки
распадаются, как правило, на две крайние
группы - алармистские и оптимистические.
Каждая из этих крайних позиций пытается
воздействовать на сложившуюся ситуацию
таким образом, чтобы предоставить аргументы
в пользу своей точки зрения определенным
политическим силам и группировкам и оказать
влияние на состояние общественного мнения.
Это, разумеется, не означает, что проблем
не существует на самом деле. В полемике
по вопросам экологии рассматриваются
действительно существенные вопросы,
решение которых связано с обеспечением
перспектив жизнедеятельности соответствующих
общественных групп и человечества в целом.
Для Украины наиболее существенными проблемами
экологического порядка оказываются загрязнение
атмосферы и водных массивов, истощение
почвы, нарушение экологического равновесия
в ряде регионов страны в результате индустриализации
и химизации народного хозяйства. Огромный
ущерб жизненным интересам населения
Украины и бывшего Советского Союза нанесла
Чернобыльская авария. Однако применение
средств контроля радиационной обстановки
не развито. Население в целом, за исключением
сравнительно узких привилегированных
групп, не имеет доступа к информации по
этим вопросам.
Конфликты по поводу потребностей
могут быть подразделены на
два типа: во-первых, конфликт из-за
реальной или кажущейся ограниченности
ресурсов; во-вторых, из-за соотношения
краткосрочных и долгосрочных
потребностей. Несомненно, что к
числу наиболее существенных долгосрочных
потребностей всего человечества относится
освоение околоземного космического пространства.
Однако реализация соответствующих программ
– дело чрезвычайно дорогостоящее. В условиях
кризиса это дополнительная нагрузка
на бюджет, в связи с чем появляются аргументы
против развертывания соответствующих
программ. Примерно таким же образом обстоит
дело и с вопросами финансирования фундаментальных
научных исследований, которые не могут
дать непосредственной отдачи в краткосрочной
перспективе. Однако свертывание этих
программ означает некоторый выигрыш
с точки зрения ближайшей перспективы
и проигрыш в долгосрочном варианте.
Проблема ориентации на ближайшие
и отдаленные цели является
общечеловеческой и вечной проблемой.
Она касается не только человечества
в целом, но и жизнедеятельности любых
сообществ, социальных институтов, социальных
групп, жизненных потребностей любой семьи
и каждого отдельного индивида. Во всех
структурах человеческого взаимодействия
эта проблема возникает вновь и вновь,
решается и вновь перерешается. Примеры,
иллюстрирующие значение этой проблемы,
могут быть приведены из самых разных
областей. Так, каждая семья в современном
обществе самостоятельно решает вопрос
о количестве детей, т. е. о продолжении
своей жизни в потомстве. При этом семейная
политика призвана учитывать с помощью
семейного планирования ‘’качество''
будущих новых членов семьи – их здоровье,
уровень образования, характер жилищных
условий и т.д. Все это связано с долгосрочными
потребностями воспроизводства на индивидуальном
уровне. Выбор в пользу этих потребностей,
несомненно, означает определенный ущерб
текущему благосостоянию семьи. В кризисных
условиях ущерб этот может быть весьма
существенным. Совокупный результат решений,
принимаемых на индивидуально-семейном
уровне, может стать и становится подчас
важнейшим фактором неблагоприятной демографической
ситуации для населения данной страны
или данной этнической группы. Так, с 1993
г. в Украине наблюдается тенденция превышения
смертности над рождаемостью, зафиксированная
в социальной статистике и в семейно-демографических
обследованиях населения.
Следующая линия конфликта, связанного
с динамикой потребностей, проходит
через формы и способы организации
совместной жизни людей. Сами
эти способы неверно представлять в
качестве некоторой внешней силы по отношению
к данному сообществу. Случаи навязывания
политического строя имеют место в истории,
но лишь в редких случаях они оказывают
определяющее воздействие на потребности
людей. По большей части эти формы совместной
жизни вырабатываются обществом и являются
существенной характеристикой народного
образа жизни. В современной политологической
литературе принято деление политических
систем на четыре группы: либеральные,
демократические, авторитарные и тоталитарные.
Каждый из вариантов политической системы
опирается на определенную сумму стереотипов
политического поведения, которые и составляют
потребности определенного рода.