Теория обмена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание

Основная цель данной работы – рассмотреть теорию общественного выбора с исторической, теоритической и практической точек зрения. Поставленная в работе цель обусловила следующие задачи исследования, а именно:
- рассмотреть историю развития теории общественного выбора и её предпосылки
- рассмотреть основные проблемы, структуру и стадии теории общественного выбора
- рассмотреть общественный выбор в условиях прямой и представительной демократи

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.03 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

     Теория общественного выбора опирается на базовую идею о том, что человек в своей деятельности всегда стремится максимизировать результат в собственных интересах. В качестве самостоятельного направления экономической науки рассматривая концепция сформировалась в 60-х годах XX века, но в современной интерпретации она берет начало с работы Дж. Бьюкенена «Границы свободы» (1975).

     Объектом  анализа изучаемой теории выступает общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии, поэтому основные сферы её анализа следующие: избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регулирования и конституционная экономика.

     Представители теории общественного выбора рассматривают  политический рынок по аналогии с  товарным, где государство также  представляет собой рынок, на котором  избиратели и политики обмениваются голосами и предвыборными обещаниями ради получения доступа к распределению  ресурсов и мест на иерархической  лестнице. При этом деятельность представителей государства нередко далека от идеальной.

     Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что и граждане, и официальные лица, входящие во власть, всегда сталкиваются с выбором одной из ряда имеющихся альтернатив. Именно теория общественного выбора, проводя аналогию между товарным и политическим рынком, объясняет, каким образом делается этот выбор.

     Среди зарубежных учёных, активно занимавшихся изучением теории общественного выбора, можно отметить Дж. Бьюкенена, Мюллера Дэниса и Д. Таллока. Из отечественных учёных – Нуреева Р. М.

     Основная  цель данной работы – рассмотреть теорию общественного выбора с исторической, теоритической и практической точек зрения. Поставленная в работе цель обусловила следующие задачи исследования, а именно:

     - рассмотреть историю развития  теории общественного выбора  и её предпосылки

     - рассмотреть основные проблемы, структуру и стадии теории общественного выбора

    - рассмотреть общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии

    - рассмотреть  взгляды представителей изучаемой  теории на экономику бюрократии. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА: ГЕНЕЗИС И ЕГО ИТОГ 

     1.1. История развития и предпосылки теории общественного выбора 

     Теория  общественного выбора, как самостоятельное  направление экономической науки  оформилось лишь к 50-60-х гг. ХХ века. Старт теории общественного выбора обусловили дискуссии 30-40-х гг. по проблемам рыночного социализма и экономики благосостояния (А. Бергсон, П. Самуэльсон). Существенную роль в 60-е гг. вызвала книга К. Эрроу «Социальный выбор и индивидуальные ценности» (1951), в которой проводилась аналогия между личностью и государством. Противоположностью этого подхода стала книга Дж. Бьюкенена и Г. Таллока «Исчисление согласия» (1962), в которой проводилась аналогию между государством и рынком. Отношения граждан с государством рассматривались в данной книге согласно принципу «услуга за услугу». Именно эти идеи легли в основу теории общественного выбора. Важную роль в ее разработке сыграли также Д. Мюллер, У. Несканен, М. Олсон, Р. Толлисон и др.

     Впервые идеи, лежащие в основе теории общественного  выбора, были сформулированы в конце 19-го века представителями итальянской  школы государственных финансов: М. Панталеони, У. Маццола, А. Де Вити де Марко и др. Эти исследователи впервые использовали предельный анализ и теорию цены для изучения бюджетного процесса, а также для моделирования спроса и предложения на рынке общественных благ. Данный подход нашел дальнейшее развитие в работах представителей шведской школы в экономической науке – К. Викселля и Э. Линдаля, уделявших первостепенное внимание политическим процессам, обеспечивающим определение государственной бюджетной политики.

     Разработанные подходы долгое время оставались в тени для ряда исследователей. Вместе с тем в 1940-50-х годах представления о рациональном характере поведения индивидов в политической сфере стали активно проникать в научные дискуссии, благодаря опубликованным в этот период работам Й. Шумпетера, К. Эрроу, Д. Блэка, Э. Даунса. Объединение двух указанных направлений стало основой теории общественного выбора. Ключевую роль в этом сыграли представители Вирджинской школы экономической теории. Лидером этой школы является Дж. Бьюкенен, награжденный в 1986 г. Нобелевской премией за совокупность своих трудов.

     В своей Нобелевской лекции Дж. Бьюкенен назвал три основных предпосылки, на которые опирается рассматриваемая теория:

     - методологический индивидуализм

     - концепция экономического человека

     - анализ политики, как процесса  обмена

     Первая  предпосылка состоит в том, что  люди в своих действиях преследуют свои личные интересы не только на рынке, но и в политической сфере. Здесь  имеется в виду то, что государство  как совокупность индивидов, наделенных какой-то властью, также реализует  свои собственные цели, и оно тоже ищет выгоду от своих действий, подобно  тому как индивид ищет нужный товар на рынке. Эта предпосылка отвергает то предположение, что государство должно заботиться только об обществе и его интересах. В реальной жизни политики выступают за те высказывании и проекты, которые бы увеличивали имидж политика и помогали ему выиграть очередные выборы. В этом заключается и разумность действий политика. Никакой политик не будет поддерживать конкурента, даже если его программа будет выглядеть лучше и эффективней. Таким образом, сторонники рассматриваемой теории утверждают, что индивидуализм присутствует во всех сферах деятельности человека, в том числе и в политике.

     Второй  предпосылкой теории общественного выбора является концепция «экономического человека». Человек в условиях рыночной экономики сопоставляет свои предпочтения с товаром. Он стремится сделать выбор в пользу того товара, который имеет максимальное значение полезности. Такое поведение является рациональным.

     Рациональность  какого-либо лица в рассматриваемой  теории обладает универсальностью. Это означает, что все - от избирателей до президента - руководствуются в своей деятельности прежде всего принципом превышения предельной выгоды (MB) над предельными издержками (МС).

     Третья  предпосылка - политика как процесс  обмена - рассматривает политику как  специфический рынок, где товаром  выступает возможность иметь  власть и реализовывать ее. Государство - это рынок, где обмениваются возможности  влияния на принятие решений, доступа  к распределению ресурсов, продвижения  по иерархической лестнице.

     В этой связи можно сказать, что  государство является инструментом для достижения своих собственных  интересов. Причем интересы каждого  участника различны. Представители  теории общественного выбора пытаются понять природу взаимодействия этих участников, объяснить мотивы их действий, как сформировывается общее коллективное решение.

      Таким образом, появление рассматриваемой  теории стало возможным благодаря идеи о том, что человек в своей деятельности всегда стремится максимизировать результат в собственных интересах. 

     1.2.  Теория общественного выбора, как самостоятельное направление экономической науки 

     Теория  общественного выбора – это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

     Объектом  изучения рассматриваемой теории является общественный выбор в условиях как прямой, так и представительной демократии. Поэтому основными сферами анализа выступают избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регулирования и конституционная экономика. Подобный анализ проводили Дж. Бьюкенен, Д. Мюллер, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Таллок, Р. Толлисон, Ф.А. Хайек. По аналогии с рынком совершенной конкуренции они начинают свой его с прямой демократии, переходя затем к представительной, которая выступает, как ограничивающий фактор.

      Основные проблемами, которые затрагивает теория общественного выбора, заключаются в следующих вопросах:

- Возможно ли найти справедливое коллективное решение?

- Почему голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявление действительных предпочтений общества?

- Как люди получают выгоду с помощью политического процесса?

- Как  измерить мнение отдельных избирателей?

- Почему происходит искажение демократического идеала, а закон превращается в произвол?

     Важнейшим направлением исследования в теории общественного выбора является экономика бюрократии.

     Необходимо  отметить тот факт, что на концепции  общественного выбора основывается ряд теорий:

     1) Теория политического делового  цикла, которая предполагает, что  некоторые экономические индикаторы  могут меняться синхронно с  выборами. Однако этому нет достаточных подтверждений, а сама теория исходит лишь из ряда предположений.

     2) Теория политической ренты, которая заостряет внимание на том, что целью участия экономических субъектов в политических процессах является получение каких-либо преимуществ, обеспечивающих им политическую ренту, т.е. доходы, которые превышают конкурентный уровень на находящиеся в их руках факторы производства.

     3) Основная идея теории эндогенного определения экономической политики заключается в том, что мероприятия государственной экономической политики, которые в рамках основного направления экономической теории понимаются как «внешние», рассматриваются в концепции общественного выбора как эндогенные, задаваемых условиями функционирования всей экономико-политической системы.

     4) Экономическая теория политических институтов рассматривает проблемы институциональной организации процесса принятия государственных решений.

     В рассматриваемой теории выделяют две  стадии общественного выбора: конституционная и постконституционная. На первой определяются правила взаимоотношений между участниками политического процесса, а на второй - стратегия в пределах установленных правил.

     Важнейшим направлением исследования в изучаемой теории является экономика бюрократии.

     Главной заслугой теории общественного выбора является рассмотрение вопроса о фиаско государства, т.е. неспособности правительства обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Примером подобного «провала» может служить ограниченность информации, несовершенство политического процесса и т.д.

     Таким образом, теория общественного выбора стирает границы между сферой бизнеса и политики, провозглашая своим основным принципом аналогичность  поведения людей, как в роли частного лица, так и любой общественной роли.

     ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА 

     2.1. Основные стадии общественного  выбора 

     Ещё в статье 1954 года «Индивидуальный выбор при голосовании и рынок» Бьюкенен выделил два уровня общественного выбора: начальный т.е. конституционный выбор (который совершается еще до принятия конституции) и постконституционный. На начальном этапе определяются права индивидов, устанавливаются правила взаимоотношений между ними. Этим сводом правил является сама конституция. На постконституционном этапе формируется стратегия поведения индивидов в рамках установленных правил.

     Однако здесь возникает проблема «дурной бесконечности»: чтобы принять конституцию, необходимо разработать предконституционные правила, по которым будет, и т.д. Чтобы выйти из этой ситуации, Бьюкенен и Таллок предлагают правило единогласия для принятия первоначальной конституции. Конечно, это не решает проблему, так как содержательный вопрос подменяется процедурным. Однако в истории такой пример есть: США в 1787 году показали уникальный пример осознанного выбора правил политической игры. В условиях отсутствия всеобщего избирательного права Конституция США была принята на конституционном совещании.

     Правовая  система выступает как своеобразный общественный капитал. Характеристика закона как капитального блага получила всестороннее обоснование в работе Бьюкенена «Границы свободы». «Система законов, формализованы ли они на практике или нет, представляет из себя общественный капитал, отдача от которого повышается с течением времени» [2, с. 79].

Информация о работе Теория обмена