Теория спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение спроса и предложения и их влияния на рыночные механизмы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические понятия спроса и предложения;

- выяснить основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;

- проанализировать взаимодействие спроса и предложения на рынке.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Спрос как экономическая категория, сущность, факторы, влияющие на спрос

1.1. Понятие спроса, его характерные черты, закон спроса……………………5

1.2. Факторы, оказывающие влияние на спрос, эластичность спроса…………8

Глава II. Предложение как экономическая категория: общая характеристика, факторы, оказывающие влияние, эластичность предложения

2.1. Сущность предложения как экономической категории, закон предложения……………………………………………………………………...13

2.2. Неценовые факторы предложения, эластичность предложения………...16

Глава III Взаимодействие спроса и предложения, рыночное равновесие

3.1.Спрос и предложение: их взаимодействие. Рыночное равновесие и его сдвиг………………………………………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………..22

Список использованной литературы………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

Teoria_sprosa_i_predlozhenia_kursovaya.docx

— 141.56 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Спрос как экономическая категория, сущность, факторы, влияющие на спрос

1.1. Понятие спроса, его характерные черты, закон спроса……………………5

1.2. Факторы, оказывающие влияние на спрос, эластичность спроса…………8

Глава II. Предложение как экономическая категория: общая характеристика, факторы, оказывающие влияние, эластичность предложения

2.1. Сущность предложения как экономической категории, закон предложения……………………………………………………………………...13

2.2. Неценовые факторы предложения, эластичность предложения………...16

Глава III Взаимодействие спроса и предложения, рыночное равновесие

3.1.Спрос и предложение: их взаимодействие. Рыночное равновесие и его сдвиг………………………………………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………..22

Список использованной литературы………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Спрос рождает предложение».1

Экономическая теория является универсальной наукой. Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М. Кейнс, экономическая теория - не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной  политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто  владеет ею, приходить к правильным заключениям.2

Микроэкономика рассматривает  принципы действия рыночного механизма, мотивацию потребителей и товаропроизводителей, проблемы эффективного и рационального  использования экономических ресурсов, дает представление о механизме  установления цены на тот или иной товар под воздействием спроса и  предложения, об объеме выпускаемой  продукции в различных рыночных структурах, о получении максимальной прибыли и достижении уровня минимальных  издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Рыночная экономика нестабильна  и находится в постоянном движении. Актуальность данной работы обусловлена  тем, что в настоящее время  в связи с затянувшимся кризисом, экономические проблемы стоят особенно остро. Для объяснения многих изменений, происходящих в экономике, есть очень  эффективный инструмент - это теория спроса и предложения

Цель исследования: изучение  спроса и предложения и их влияния  на рыночные механизмы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические  понятия спроса и предложения; 

 

- выяснить основные влияющие  факторы и законы спроса и  предложения; 

- проанализировать взаимодействие  спроса и предложения на рынке. 

Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.

Объект исследования - факторы  и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.

Поставленные задачи предопределили  структуру работы, которая состоит  из введения, основной части, заключения.

Основная часть разбита  на три главы. В первой главе рассматривается  спрос как экономическая категория, сущность и факторы, влияющие на спрос.

Во второй главе -  такая  экономическая категория, как предложение, ее  общая характеристика, факторы, оказывающие влияние, а также  эластичность предложения. Третья глава  посвящена  взаимодействию спроса и  предложения, их рыночному равновесию.

Необходимо отметить, что  рассматриваемая тема исследования освящена в литературе в достаточной  степени.

Во время подготовки работы использовались труды  таких авторов, как: Базылев  Н.И., Гурко С.П., Мамедова О.Ю. , Белокрылова  О.С., Л.М. Куликов и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.Спрос как экономическая категория, его сущность, факторы, влияющие на спрос

1.1.Понятие спроса, его характерные черты, закон  спроса

Спрос в условиях рынка имеет большое значение. Интуитивное представление о спросе имеют все: это потребность в определенных благах. Рассмотрим такую экономическую категорию, как спрос.

Спрос -  желание и способность  людей приобретать товары на рынке  при некоторых ценах.

Спрос - платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им блага.3 То есть исходя из экономического смысла, основу спроса составляет не только потребность или нужда в определенном товаре (благе), а готовность и способность платить за него. Результирующий спрос потребителей на товар (благо) находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляет себя в величине своего объема, которая означает количество товара, которое было бы куплено  по определенной цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Известный экономист А.Маршалл (1842г.-1924г.) определил наличие связи между ценой товара (блага) и величиной спроса на него. Данная зависимость получила название закона спроса. Данный закон определяет, что количество блага, на которое имеется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении.4 Однако здесь не утверждается некоего строгого соотношения между уменьшением цены на благо и увеличением спроса на него. Обращаясь к современной экономической литературе, обнаружим, что в настоящее время под законом спроса понимают обратную зависимость между ценой и величиной спроса на товар за определенный период. Данная зависимость получила название шкалы спроса (кривая спроса).

Таким образом, кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость  между ценой и количеством  товара, который потребители хотят  и имеют возможность приобрести за единицу времени.

На рис.1.5 изображена кривая спроса. По горизонтальной оси графика откладываются объем спроса на товар, а по вертикальной - цена на него. Из графика можно заметить, что чем выше цена блага, тем меньше объем спроса на него. Данная зависимость получила название закона отрицательного наклона кривой спроса.

Рис.1. Кривая спроса на товар

Снижение объема спроса вследствие роста цены обусловлено двумя  причинами. Во-первых, имеет место  так называемый эффект замены, или  замещения. Он состоит в том, что  при росте цены определенного  блага потребитель старается  найти ему замену схожим товаром. Так, к примеру, если цена масла увеличивается, то покупатель перейдет на потребление  маргарина. А во - вторых, уменьшение количества спроса при повышении цены обозначено эффектом дохода. При увеличении цен на товар, покупатель начинает ощущать, что он становится относительно беднее, чем прежде. Например, если цена мяса увеличится в два раза, то покупатель будет обладать меньшим уровнем реального дохода, и, как следствие, сократит потребление указанного товара. Справедливо, что, так как экономическая жизнь имеет свойство к постоянному изменению, то вполне естественно, что и спрос находится в движении. Заметим здесь, что неизменные кривые спроса мы можем обнаружить лишь в учебниках. В чем же причина сдвижения кривой спроса? Дело в том, что здесь в силу сложности функционирования экономической системы в целом, в игру помимо цены товара вступает множество других внешних факторов. Так может увеличиваться средний реальный доход населения, изменятся численность трудоспособного населения, что может вызвать, к примеру, сдвиг кривой спроса на автомобили вправо. Однако движение кривой спроса может быть разнонаправленным. В целом, выделяется два типа сдвигов. Первый случай состоит в большем количестве покупаемого блага при каждой цене. Здесь кривая спроса сдвинется вправо, и величина спроса увеличится по сравнению со своим значением до перемещения кривой (рис.2.)6. Второй тип сдвига состоит в обратном - величина спроса будет ниже при каждой цене, чем она была до перемещения кривой.

Рис.2. Сдвиги кривой спроса

Таким образом, на основании Рис.2 мы можем заметить, что увеличение объема спроса влечет сдвиг кривой вправо, а его уменьшение, соответственно, влево. Далее особого внимания требует выделить изменение спроса, состоящее в перемещении по кривой спроса (рис. 3). Таким образом, изменение величины спроса знаменуется вариацией элементов, которые лежат в основе кривой спроса. К примеру, если возросли доходы покупателей, то происходит увеличение спроса, если даже цены на товар не менялись. Как результат процесса имеем сдвиг кривой спроса вправо.

 

Рис.3. Перемещение по кривой спроса

Также если цена на товар уменьшится при прочих равных условиях, покупатели аналогично станут больше потреблять данный товар (если он не относится  к специальным группам). Однако здесь  объем покупок увеличивается  за счет снижения цены, а не благодаря  увеличению спроса. Данное изменение  иллюстрируется перемещением по кривой спроса.

1.2. Факторы, оказывающие  влияние на спрос, эластичность  спроса

Факторы спроса (детерминанты спроса)7 - факторы, влияющие на величину спроса. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на спрос в соответствии с законом спроса.

Можно выделить некоторые факторы, оказывающие влияние на величину спроса:

- цена товара (блага);

- цены прочих товаров  (благ);

- доходы потребителей;

- количество потребителей  данного товара (блага) в целом; 

- предпочтения потребителей;

- инфляционные ожидания;

- общий курс экономической  политики государства. 

Кроме того, существует ряд  других факторов, которые принято  называть неценовыми факторами спроса.

Неценовые факторы (неценовые детерминанты спроса) - факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара.

Итак, к  неценовым факторам относят:8

- Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается. Однако следует учитывать, что при этом изменяется структура потребления, и поэтому некоторые товары не подчиняются общей закономерности. Так, спрос на самые дешевые, низкокачественные товары (например, на одежду «секонд-хенд», обувь из дешевого кожзаменителя, пищевые продукты низкого сорта), наоборот снижается, поскольку люди, которые были вынуждены покупать эти товары, теперь способны приобрести более качественные продукты. Товары, спрос на которые растет с увеличением денежного дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются товарами низшей категории.

- Вкусы, мода. Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. При росте потребительских предпочтений спрос на товар растет, при снижении – снижается. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на товары, подверженные моде (одежду, обувь), и наименьшее - на товары длительного пользования.

- Количество потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса. Количество потребителей может изменяться в связи с различными факторами, например, изменением численности населения, связанным с естественным приростом или миграциями. В условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран; наоборот, снижение экспортных и импортных квот, введение экономического эмбарго снижает количество потребителей товара на мировом рынке.

- Цены заменителей. Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же или почти те же функции. Примером могут быть телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей. Товары -заменители делят между собой рынок данного вида товаров. В том случае, когда цена на один из взаимозаменяющих товаров вырастает, часть его покупателей из соображений экономии перейдет на другой, более дешевый товар; если же цена снизится, то это, наоборот, привлечет покупателей из числа пользующихся товарами - заменителями. Таким образом, рост цены на товары - заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар.

К другим неценовым факторам спроса относят:

- Ожидания потребителя. Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков. То же самое происходит при ожидании повышения цен на те или иные товары.

- Цены дополняющих товаров. Некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти.

При  этом следует отметить, что уровень влияния различных неценовых факторов на спрос сильно зависит от типа товара.

Эластичность - мера реакции  одной экономической переменной на изменение другой.

В экономической теории рассматривают  эластичность спроса и предложения.

Эластичность спроса  на товар9 - это процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса.

Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, а также перекрестную эластичность по цене 2-х товаров.

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:10

- Наличие товаров - конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

- Незаметное для покупателя изменение уровня цен;

- Консерватизм покупателей во вкусах;

- Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание - тем выше эластичность);

- Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

Информация о работе Теория спроса и предложения