Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:07, контрольная работа
Необходимость осмысления роли и значения трансакционных
издержек в экономике вызвана рядом обстоятельств. Во-первых, в ус-
ловиях становления рыночной экономики в России очень важно учесть
те издержки, которые оказывают достаточно сильное влияние на раз-
витие хозяйственной системы страны
НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Экономической теории
(наименование
кафедры)
Учебная дисциплина: Микроэкономика
Тема контрольной работы: Трансакционные издержки в переходной экономике и методы их снижения: влияние на инвестиционную активность
Номер группы: БУМ12
Наименование специальности: Экономика Бухгалтерский учет в коммерческих организациях
Ф.И.О. студента: Попова Анна Сергеевна
Номер зачетной книжки: 113213
Дата регистрации представительством: «____» __________20__ г.
Дата регистрации институтом: «_____» ________________ 20___ г.
Дата регистрации кафедрой: «_____» __________________ 20___ г.
Проверил: ______________________________
2011г.
Задание
1. Теоретическая часть
Трансакционные
издержки в переходной экономике и методы
их снижения: влияние на инвестиционную
активность
01
И. А. Гильдингерш
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ В ПЛАНОВОЙ
И РЫНОЧНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ
Рассмотрен вопрос о роли трансакционных издержек в различных хозяйственных
системах.
Ключевые слова: хозяйственная система, план, рынок, издержки.
Необходимость осмысления роли и значения трансакционных
издержек в
экономике вызвана рядом
ловиях становления рыночной экономики в России очень важно учесть
те издержки, которые оказывают достаточно сильное влияние на раз-
витие хозяйственной системы страны. Несмотря на десятилетний пе-
риод продолжающихся преобразований, экономика России все еще не
может называться рыночной в полном смысле этого слова: недоста-
точно развита рыночная инфраструктура, нет необходимого количест-
ва институтов и законодательной базы, регламентирующих деятель-
ность предприятий. Государство все еще выполняет функцию эконо-
мического центра страны и контролирует производственные ресурсы,
землю, недра, часть производственных мощностей в промышленности
на государственных предприятиях и предприятиях смешанной формы
собственности. В условиях переходной экономики трансакционные
издержки имеют высокое значение. Поэтому нам представляется очень
важным исследование уровня трансакционных издержек для определе-
ния и анализа
степени эффективности
ванной и децентрализованной хозяйственной системы. В данной рабо-
те мы будем
рассматривать понятие
структурного
параметра хозяйственной
пень ее централизации и децентрализации.
Фундаментальной проблемой для экономической теории и
практики был и остается способ согласования действий участников
общественного производства. От выбора того или иного способа зави-
сят, в конечном счете, суть и особенности функционирования различ-
ных хозяйственных систем. По существу этот выбор сводится к сле-
дующей альтернативе: «план» или «рынок», то есть к определению то-
го механизма, который заставляет производителя выполнять работу,
нужную для удовлетворения общественных потребностей, причем с
высоким качеством и эффективностью.
Под плановой (централизованной) экономической системой по-
нимается такая
система, руководство которой
ного центра. Решения относительно объема производства, его формы,
относительно потребления, инвестиций и использования факторов
производства принимаются централизованно. При централизованном
управлении экономикой центр должен располагать чрезвычайно боль-
шим количеством информации относительно потребностей, запасов
товаров и сырья, производственных мощностей, т.е. основного капита-
ла и рабочей силы. Поэтому необходим хорошо развитый государст-
венный аппарат, который будет добывать эту информацию, обрабаты-
вать ее, составлять конкретные планы, согласовывать их между собой,
сводить в единый план, в случае необходимости пересматривать пла-
ны, контролировать и добиваться их исполнения. В централизованной
экономике право распоряжения материальными средствами производ-
ства, землей и капиталом находится в руках экономической админист-
рации (центра), т.е. государства. Поэтому в хозяйственной системе, ос-
нованной на централизованном управлении, почти нет частной собст-
венности на средства производства. В таких условиях выполнение ус-
танавливаемых государством экономических планов обеспечивается с
помощью «экономических рычагов», таких как зарплата, премия, об-
щественное поощрение, возможности профессионального и социаль-
ного развития, социальные блага, зависящих от экономических показа-
телей, а также с помощью санкций, то есть штрафов за невыполнение
плана или несоблюдение распоряжений.
ьзовании производственных факторов и распределении ресурсов
принимаются централизованно, ограничивается возможность субъек-
тов хозяйственной
системы принимать решения
процессе централизованного принятия решений учитываются такие
факторы, как степень готовности руководства предоставлять свободу
индивидуального развития, а также возможность преобразовывать во-
лю и потребности большинства с помощью системы сбора и обработки
информации в экономические действия.
Под рыночной (децентрализованной) хозяйственной системой
понимается система, основанная на сочетании экономических стиму-
лов и санкций, которые исходят не от руководящего органа, а от само-
го потребителя. Особенность рыночного решения проблемы управле-
ния заключается в том, что составление планов и принятие экономиче-
ских решений являются прерогативой самостоятельных хозяйств. Та-
ким образом, средством координации в такой системе выступают то-
варно-денежные отношения и конкуренция. Производители сами при-
нимают решения о том, какие товары и в каком объеме будут произво-
дить (принцип свободы производства), потребители в свою очередь
самостоятельно принимают решения о том, какой товар, в соответст-
вии со своими потребностями и доходами, они собираются потребить
(свобода потребления). Спрос и предложение товаров и услуг коорди-
нируются за счет того, что предприятия обменивают на различных
рынках товары и услуги на деньги по ценам, которые устанавливаются
свободно в зависимости от соотношения спроса и предложения, т.е. в
зависимости от степени ограниченности наличия товара.1 Взаимная
координация планов потребителей и производителей происходит сле-
дующим образом: цена предложения является для потребителей мас-
штабом, на основании которого они принимают решение о требуемом
количестве товара, т.е. структура цен предложения влияет на уровень
потребления. Если
потребители владеют
формации о рынке, то они, естественно, выберут наиболее дешевое из-
делие.
Важными признаками рыночной экономики, являются наличие
частной собственности на средства производства и относительное эко-
номическое воздержание государства. Экономическая активность го-
сударства ограничивается в значительной степени предоставлением
общественных благ или таким производством, которое не может осу-
ществляться на основе конкуренции, например, производство
электричества, газа, воды.
Сравнивая основные факторы, характеризующие плановую и
рыночную экономики, мы приходит к выводу, что составляющие и той
и другой системы идентичны: объем производства, объем потребления,
цена и субъекты хозяйственной системы, которые выступают или в ро-
ли производителей, или в роли потребителей. Различие заключается в
том, что в централизованной регулируемой хозяйственной системе це-
на является фиксированной величиной, которая рассчитывается и ут-
верждается экономическим центром, а в рыночной экономике цена за-
висит от поведения производителей и потребителей на том или ином
рынке, т.е. от соотношения спроса и предложения.
Механизм цен в рыночной экономике одновременно является
аппаратом контроля. Он обладает силой принуждения. Если расходы
производителя превышают его доходы, то он вынужден либо пере-
страивать свое производство, либо уходить с рынка.2
1 Х. Ламперт. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М. 1993.
2 В. Ойкен. Политика централизованного управления экономическим процес-
сом. М. 1995
В централизованно управляемой экономике, поскольку цены
являются фиксированными, одним из наиболее важных моментов нам
представляется степень соответствия объема продукции производителя
объему плановых потребностей экономики. Издержки функциониро-
вания производства не влияют на работу предприятия, и их высокий
уровень не будет являться поводом для вынужденных изменений или
перестройки на предприятии. Если продукция предприятия отвечает
плановым потребностям, то, несмотря на убыточность, производство
будет продолжать работать. В плановой экономике определение по-