Трансакционные издержки в переходной экономике и методы их снижения: влияние на инвестиционную активность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:07, контрольная работа

Описание

Необходимость осмысления роли и значения трансакционных
издержек в экономике вызвана рядом обстоятельств. Во-первых, в ус-
ловиях становления рыночной экономики в России очень важно учесть
те издержки, которые оказывают достаточно сильное влияние на раз-
витие хозяйственной системы страны

Работа состоит из  1 файл

Микроэкономика.docx

— 162.73 Кб (Скачать документ)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ» 

Кафедра Экономической теории

(наименование  кафедры)  
 
 

Учебная  дисциплина: Микроэкономика

Тема контрольной  работы: Трансакционные издержки в переходной экономике и методы их снижения: влияние на инвестиционную активность

Номер группы: БУМ12

Наименование  специальности: Экономика Бухгалтерский учет в коммерческих организациях

Ф.И.О. студента: Попова Анна Сергеевна

Номер зачетной книжки: 113213

Дата регистрации  представительством: «____» __________20__ г.

Дата регистрации  институтом: «_____» ________________ 20___ г.

Дата регистрации  кафедрой: «_____» __________________ 20___ г.

Проверил: ________________________________________________

                                                     (фамилия, имя, отчество)  
 
 
 
 
 
 
 

2011г. 

    Задание 1. Теоретическая часть 

    Трансакционные издержки в переходной экономике и методы их снижения: влияние на инвестиционную активность 

    01

И. А. Гильдингерш

ТРАНСАКЦИОННЫЕ  ИЗДЕРЖКИ В ПЛАНОВОЙ

И РЫНОЧНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ  СИСТЕМАХ

Рассмотрен  вопрос о роли трансакционных издержек в различных хозяйственных

системах.

Ключевые  слова: хозяйственная система, план, рынок, издержки.

Необходимость осмысления роли и значения трансакционных

издержек в  экономике вызвана рядом обстоятельств. Во-первых, в ус-

ловиях становления  рыночной экономики в России очень  важно учесть

те издержки, которые оказывают достаточно сильное  влияние на раз-

витие хозяйственной  системы страны. Несмотря на десятилетний пе-

риод продолжающихся преобразований, экономика России все  еще не

может называться рыночной в полном смысле этого слова: недоста-

точно развита  рыночная инфраструктура, нет необходимого количест-

ва институтов и законодательной базы, регламентирующих деятель-

ность предприятий. Государство все еще выполняет  функцию эконо-

мического центра страны и контролирует производственные ресурсы,

землю, недра, часть  производственных мощностей в промышленности

на государственных  предприятиях и предприятиях смешанной  формы

собственности. В условиях переходной экономики  трансакционные

    издержки  имеют высокое значение. Поэтому  нам представляется очень

важным исследование уровня трансакционных издержек для  определе-

ния и анализа  степени эффективности функционирования централизо-

ванной и  децентрализованной хозяйственной  системы. В данной рабо-

те мы будем  рассматривать понятие трансакционных издержек как

структурного  параметра хозяйственной системой, влияющего на сте-

пень ее централизации  и децентрализации.

Фундаментальной проблемой для экономической  теории и

практики был  и остается способ согласования действий участников

общественного производства. От выбора того или иного  способа зави-

сят, в конечном счете, суть и особенности функционирования различ-

ных хозяйственных  систем. По существу этот выбор сводится к сле-

дующей альтернативе: «план» или «рынок», то есть к определению  то-

    го  механизма, который заставляет производителя  выполнять работу,

нужную для  удовлетворения общественных потребностей, причем с

высоким качеством  и эффективностью.

Под плановой (централизованной) экономической системой по-

нимается такая  система, руководство которой осуществляется из еди-

ного центра. Решения относительно объема производства, его формы,

относительно  потребления, инвестиций и использования  факторов

производства  принимаются централизованно. При  централизованном

управлении  экономикой центр должен располагать  чрезвычайно боль-

шим количеством  информации относительно потребностей, запасов

товаров и сырья, производственных мощностей, т.е. основного  капита-

ла и рабочей  силы. Поэтому необходим хорошо развитый государст-

венный аппарат, который будет добывать эту информацию, обрабаты-

вать ее, составлять конкретные планы, согласовывать их между собой,

сводить в единый план, в случае необходимости пересматривать пла-

ны, контролировать и добиваться их исполнения. В централизованной

экономике право  распоряжения материальными средствами производ-

ства, землей и  капиталом находится в руках  экономической админист-

рации (центра), т.е. государства. Поэтому в хозяйственной  системе, ос-

нованной на централизованном управлении, почти  нет частной собст-

венности на средства производства. В таких условиях выполнение ус-

танавливаемых государством экономических планов обеспечивается с

помощью «экономических рычагов», таких как зарплата, премия, об-

щественное  поощрение, возможности профессионального  и социаль-

ного развития, социальные блага, зависящих от экономических  показа-

телей, а также  с помощью санкций, то есть штрафов  за невыполнение

    плана или несоблюдение распоряжений.

ьзовании производственных факторов и распределении ресурсов

принимаются централизованно, ограничивается возможность субъек-

тов хозяйственной  системы принимать решения самостоятельно. В

процессе централизованного  принятия решений учитываются такие

факторы, как  степень готовности руководства  предоставлять свободу

индивидуального развития, а также возможность  преобразовывать во-

лю и потребности  большинства с помощью системы  сбора и обработки

информации  в экономические действия.

Под рыночной (децентрализованной) хозяйственной системой

понимается  система, основанная на сочетании экономических  стиму-

лов и санкций, которые исходят не от руководящего органа, а от само-

го потребителя. Особенность рыночного решения  проблемы управле-

ния заключается  в том, что составление планов и принятие экономиче-

ских решений  являются прерогативой самостоятельных  хозяйств. Та-

ким образом, средством  координации в такой системе  выступают то-

    варно-денежные отношения и конкуренция. Производители  сами при-

нимают решения  о том, какие товары и в каком  объеме будут произво-

дить (принцип  свободы производства), потребители  в свою очередь

самостоятельно  принимают решения о том, какой  товар, в соответст-

вии со своими потребностями и доходами, они  собираются потребить

(свобода потребления). Спрос и предложение товаров  и услуг коорди-

нируются за счет того, что предприятия обменивают на различных

рынках товары и услуги на деньги по ценам, которые  устанавливаются

свободно в  зависимости от соотношения спроса и предложения, т.е. в

зависимости от степени ограниченности наличия  товара.1 Взаимная

координация планов потребителей и производителей происходит сле-

дующим образом: цена предложения является для потребителей мас-

штабом, на основании  которого они принимают решение  о требуемом

количестве  товара, т.е. структура цен предложения  влияет на уровень

потребления. Если потребители владеют достаточным  объемом ин-

формации о  рынке, то они, естественно, выберут  наиболее дешевое из-

делие.

Важными признаками рыночной экономики, являются наличие

частной собственности  на средства производства и относительное  эко-

номическое  воздержание государства. Экономическая  активность го-

сударства ограничивается в значительной степени предоставлением

общественных  благ или таким производством, которое  не может осу-

ществляться на основе конкуренции, например, производство

    электричества, газа, воды.

Сравнивая основные факторы, характеризующие плановую и

рыночную экономики, мы приходит к выводу, что составляющие и той

и другой системы  идентичны: объем производства, объем  потребления,

цена и субъекты хозяйственной системы, которые  выступают или в ро-

ли производителей, или в роли потребителей. Различие заключается в

том, что в  централизованной регулируемой хозяйственной  системе це-

на является фиксированной величиной, которая  рассчитывается и ут-

верждается  экономическим центром, а в рыночной экономике цена за-

висит от поведения  производителей и потребителей на том  или ином

рынке, т.е. от соотношения  спроса и предложения.

Механизм цен  в рыночной экономике одновременно является

аппаратом контроля. Он обладает силой принуждения. Если расходы

производителя превышают его доходы, то он вынужден либо пере-

страивать свое производство, либо уходить с рынка.2

1 Х. Ламперт. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М. 1993.

2 В. Ойкен. Политика централизованного управления экономическим процес-

    сом. М. 1995

В централизованно  управляемой экономике, поскольку  цены

являются фиксированными, одним из наиболее важных моментов нам

представляется  степень соответствия объема продукции  производителя

объему плановых потребностей экономики. Издержки функциониро-

вания производства не влияют на работу предприятия, и  их высокий

уровень не будет  являться поводом для вынужденных  изменений или

перестройки на предприятии. Если продукция предприятия  отвечает

плановым потребностям, то, несмотря на убыточность, производство

будет продолжать работать. В плановой экономике определение  по-

Информация о работе Трансакционные издержки в переходной экономике и методы их снижения: влияние на инвестиционную активность