Трансакционные издержки в переходной экономике и методы их снижения: влияние на инвестиционную активность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:07, контрольная работа

Описание

Необходимость осмысления роли и значения трансакционных
издержек в экономике вызвана рядом обстоятельств. Во-первых, в ус-
ловиях становления рыночной экономики в России очень важно учесть
те издержки, которые оказывают достаточно сильное влияние на раз-
витие хозяйственной системы страны

Работа состоит из  1 файл

Микроэкономика.docx

— 162.73 Кб (Скачать документ)

Следовательно, можно записать уравнение:  

,                        (1)  

где   - оценка ценности после обмена;   

- оценка ценности  до обмена;   

- прирост ценности; во всех состоявшихся добровольных  обменах  .  

Уравнение (1) описывает  единичный акт обмена. Ключевым здесь  является показатель  , характеризующий прирост ценности или ее разность и, следовательно, саму возможность и выгодность обмена[2]. 

Менгер отмечал, что в действительности случаи, когда  «жертвы меновой операции» сводятся к минимуму, и контрагенты получают всю выгоду, встречаются редко, и  вряд ли можно столкнуться в реальности с такой ситуацией, чтобы акт  мены происходил совершенно без экономических  жертв, хотя бы последние ограничились только потерей времени. Фрахты, примажи, таможенные сборы, аварии, почтовые расходы, страховка, провизия и комиссионное вознаграждение, куртаж, весовые упаковочные  и складочные сборы, содержание людей, занимающихся торговлей, и их помощников вообще, расходы по денежному обращению  и т.п. - всё это не что иное, как экономические жертвы, требуемые  меновыми операциями; они отнимают часть экономической пользы, которую  можно извлечь из существующего  менового отношения, и нередко даже делают невозможным реализацию его  там, где она была бы еще мыслима, не будь этих «издержек» в общем, народнохозяйственном смысле слова[3]. Из приведенного выше определения  мы видим, что Менгер фактически дал  определение трансакционным издержкам, впоследствии переоткрытых Коузом.  

Также можно  ввести в модель экономического обмена трансакционные издержки для иллюстрации  его пределов. Вернемся к уравнению (1). Если принять трансакционные издержки первого индивида как  , а второго  , то можно записать:      

(2)  

Очевидно, что  обмен будет возможен, если   – положительное число, или  .  

Проблема заключения сделок и воздействия на этот процесс  институтов получила отражение в  трудах представителей старого институционализма. Так, Дж. Коммонс одно из центральных  мест в своих теоретических моделях  отводил понятию трансакции. 

Согласно Коммонсу, трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности  и свобод, созданных обществом. Такое  определение имеет смысл (по Коммонсу) в силу того, что  институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он  может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, т. е. за рамки физического контроля, и, следовательно, оказываются трансакциями, в отличие от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.  

Коммонс различал три основных вида трансакций:  

1. Трансакция  сделки служит для осуществления  фактического отчуждения и присвоения  прав собственности и свобод, и при её осуществлении необходимо  обоюдное согласие сторон, основанное  на экономическом интересе каждой  из них.  

В трансакции сделки соблюдается условие симметричности отношений между контрагентами. Отличительным признаком трансакции сделки, по мнению Коммонса, является не производство, а передача товара из рук в руки.  

2. Трансакция  управления – в ней ключевым  является отношение управления  подчинения, которое предполагает  такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения  принадлежит только одной стороне.  В трансакции управления поведение  явно асимметрично, что является  следствием асимметричности положения  сторон и, соответственно, асимметричности  правовых отношений.  

3. Трансакция  рационирования – при ней сохраняется  асимметричность  правового положения сторон, но место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. К трансакциям рационирования можно отнести: составление бюджета компании советом директоров, федерального бюджета правительством и утверждение органом представительной власти, решение арбитражного суда по поводу спора, возникающего между действующими субъектами, посредством которого распределяется богатство. В трансакции рационирования отсутствует управление. Через такую трансакцию осуществляется наделение богатством того или иного экономического агента.  

Наличие трансакционных издержек делает те или иные виды трансакций более или менее экономичными в зависимости от обстоятельств  времени и места. Поэтому одни и те же операции могут быть опосредованы различными типами трансакций в зависимости  от правил, которые они упорядочивают.  

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30–е  годы в его статье «Природа фирмы». Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирмы. Р. Коуз связывал образование этих «островков сознательности» с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.  

Согласно Коузу, трансакционные издержки трактуются как  «издержки сбора и обработки  информации, издержки проведения переговоров  и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта»[4].  

В рамках современной  экономической теории трансакционные издержки получили множество трактовок, иногда диаметрально противоположных.  

Так, К. Эрроу  определяет трансакционные издержки как  издержки эксплуатации экономической  системы[5].  

Многими экономистами при объяснении феномена трансакционных издержек проводится аналогия с трением. У Коуза есть ссылка на слова Стиглера: Стиглер сказал о «теореме Коуза»: «Мир с нулевыми трансакционными  издержками оказывается столь же странным, как физический мир без  сил трения. Монополистам можно выплачивать  компенсацию за то, чтобы они вели себя конкурентно, а страховые компании просто не существовали бы»[6].  

На основании  подобных предположений делаются выводы о том, что чем ближе экономика  к модели общего равновесия Вальраса, тем ниже в ней уровень трансакционных издержек, и наоборот.  

В трактовке  Д. Норта трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств  объекта обмена и издержек обеспечения  прав и принуждения к их соблюдению»[7]. Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов.  

Г. Демсец понимает данную категорию издержек «как издержки любой деятельности, связанной с  использованием ценового механизма. Аналогично, издержки управления он определяет как  «затраты, связанные с осознанным управлением использованием ресурсов»[8] и предлагает использовать следующие  аббревиатуры: PSC (price system costs) и MSC (management system costs) – соответственно издержки использования ценового механизма  и механизма управления.  

Также в Новой  институциональной экономической  теории (НИЭТ) распространён следующий  взгляд на природу трансакционных издержек: «Фундаментальная идея трансакционных издержек – в том, что они состоят  из издержек составления и заключения контракта ex ante, а также издержек надзора за соблюдением контракта  и обеспечения его выполнения ex post в противоположность производственным издержкам, которые суть издержки собственно выполнения контракта. В значительной мере трансакционные издержки – это  отношения между людьми, а издержки производства – это издержки отношения  между людьми и предметами, но это  следствие скорее их природы, чем  определения»[9].  

В теориях некоторых  экономистов трансакционные издержки существуют не только в рыночной экономике (Коуз, Эрроу, Норт), но и в альтернативных способах экономической организации  и, в частности, в плановой экономике (С. Чанг, А. Алчиан). Так, согласно Чангу, максимальные трансакционные издержки наблюдаются в плановой экономике, что, в конечном счёте, определяет её неэффективность.   

  

2. Классификации  трансакционных издержек  

Значительное  количество видов классификаций  трансакционных  издержек является следствием множественности подходов к изучению данной проблемы. О.Уильямсон различает два типа трансакционных издержек: ex ante  и  ex post. К издержкам типа  ex ante относятся затраты на составление проекта соглашения и проведения переговоров по нему. Издержки типа ex post включают в себя организационные  и эксплуатационные затраты, связанные с использованием структуры управления; затраты, возникающие по причине плохой адаптации;  расходы на тяжбы, возникающие в ходе приспособления контрактных отношений к непредвиденным обстоятельствам; затраты, связанные с выполнением контрактных обязательств[10].  

К. Менар разделяет  трансакционные издержки на 4 группы[11]:  

-                           издержки вычленения;  

-                           издержки масштаба;  

-                           информационные издержки;  

-                           издержки поведения.  

В функционировании любой организации существует, прежде всего, проблема  неотделимости, и совокупные издержки вычленения именно поэтому и возникают. В большинстве случаев экономическая деятельность обеспечивается совместными усилиями, при этом невозможно точно измерить предельную производительность каждого задействованного фактора и его вознаграждение. К. Менар приводит пример бригады  грузчиков: «Чтобы установить плату труда бригады, использование организации оказывается более эффективным, чем использование рынка. Организация превосходит рынок и в том случае, когда последний требует слишком детальной, иначе – невозможной дифференциации»[12].  

Далее, К. Менар  выделяет издержки масштаба. Чем больше масштабы рынка, тем более обезличены в нем акты обмена, и тем более  необходимо развивать институциональные  механизмы, определяющие природу контракта, правила его применения, санкции  за несоблюдение обязательств и т.д. Заключение трудовых договоров, предназначенных  для стабилизации отношений между  нанимателем и нанимаемым, контрактов по поставкам – для гарантии регулярности потока затрат – частично объясняются  именно необходимостью установить «доверие, которое масштабы рынков и периодическое  заключение контрактов сделали бы одновременно проблематичным и дорогостоящим»[13].  

Отдельную категорию  представляют информационные издержки.  Трансакция связана с информационной системой, роль которой в современной экономике играет система цен. В данную категорию входят издержки, охватывающие все аспекты функционирования системы информации: издержки кодирования, стоимость передачи сигналов, издержки по обучению пользованию системой и т.д. Всякая система своим функционированием создает различные помехи, «которые понижают степень точности сигналов-цен. Последние не могут быть слишком дифференцированными, так как манипулирование очень большим числом сигналов связано с непомерными издержками. Организация в этом случае позволяет сокращать издержки путем меньшего использования рынка и ограничения числа посланных и принятых сигналов»[14].  

Последнюю группу составляют издержки поведения. Они  связаны с  «эгоистическим поведением агентов»; аналогичное понятие, принятое и используемое сейчас – «оппортунистическое поведение».  

Самой известной  отечественной типологией трансакционных издержек является классификация, предложенная Р. Капелюшниковым[15]:  

1. Издержки поиска  информации. Перед тем, как будет  совершена сделка или заключён  контракт, нужно располагать информацией  о том, где можно найти потенциальных  покупателей и продавцов соответствующих  товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный  момент цены. Издержки такого  рода складываются из затрат  времени и ресурсов, необходимых  для ведения поиска, а также  из потерь, связанных с неполнотой  и несовершенством приобретаемой  информации.  

2. Издержки ведения  переговоров. Рынок требует отвлечения  значительных средств на проведение  переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление  контрактов. Основной инструмент  экономии такого рода затрат  – стандартные (типовые) договоры.  

3. Издержки измерения.  Любой продукт или услуга –  это комплекс характеристик. В  акте обмена неизбежно учитываются  лишь некоторые из них, причём  точность их оценки (измерения)  бывает чрезвычайно приблизительной.  Иногда интересующие качества  товара вообще неизмеримы, и для  их оценки приходится пользоваться  суррогатами (например, судить о  вкусе яблок по их цвету). Сюда  относятся затраты на соответствующую  измерительную технику, на проведение  собственно измерения, на осуществление  мер, имеющих целью обезопасить  стороны от ошибок измерения  и, наконец, потери от этих  ошибок. Издержки измерения растут  с повышением требований к  точности.  

Информация о работе Трансакционные издержки в переходной экономике и методы их снижения: влияние на инвестиционную активность