Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:20, реферат
Взаимодействие территорий и государств с различной институциональной структурой - одна из сложнейших проблем современной мировой экономики. Даже если игнорировать все множество неформальных институциональных сред, формальные институты (определяемые в виде норм писаного права, соблюдение которых поддерживается государством) сильно различаются.
Цель данной работы - определить сущность и роль неформальных институтов в пе-рераспределении ресурсов советской экономики, а также сопоставить полученные сведе-ния с реалиями современной экономики России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
1.Понятие неформальных институтов и их происхождение……………3
2.Преимущества и недостатки неформальных институтов……………..7
3.Эволюция неформальных институтов………………………………….8
4.Условия эффективности и проблемы исследования неформальных институтов……………………………………………………………………..11
5.Институциональная трансформация российской федеративной системы………………………………………………………………………...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….23
Очевидную популярность использования принципов неоинституционального подхода в политическом анализе принято связывать с изучением хода «третьей волны демократизации». Усвоение целым рядом стран новых формальных демократических институтов вызвало необходимость исследования как самих условий переноса заимствуемых «правил игры», так и процесса их дальнейшей адаптации в уже сложившейся культуре. Наряду с изучением политической системы в её динамическом аспекте принципы неоинституционализма давали возможность разглядеть «особость» каждого отдельного случая трансформации, её уникальность и многоплановость. Вполне естественно, что взгляд учёного, как правило, сосредотачивался на каком-то отдельном компоненте
В
фокусе внимания специалистов оказывались
и вопросы территориально-
В
теоретическом плане
Перенос
в определённое политическое пространство
качественно новых «правил
Проблема
траектории институционального развития
непосредственным образом связана
с так называемым понятием «конгруэнтности».
Попытка установления демократических
институтов в развивающихся странах
предоставила значительный объём материала
для анализа. В ряде исследований
акцент делался на потенциале и способности
самих проводников
Вопрос конгруэнтности институтов – вопрос сложный, требующий глубокого и комплексного анализа, а также тщательной методологической проработки. Вместе с тем, в целом ряде концепций, предлагаемых различными специалистами, его решение выглядит весьма упрощённым. Исследование в этой сфере неизбежно сопряжено с анализом многочисленных культурных и этнопсихологических факторов, его результат во многом зависит от привлечения данных смежных с политологией дисциплин. Поэтому говорить о выработке готовых рецептов успешного «импорта» вряд ли возможно.
Как представляется, вопрос конгруэнтности институтов ставит одну крайне важную и, по сути, ключевую проблему – проблему взаимоотношения формальных и неформальных практик. Именно она является определяющей в оценке институциональной стабильности системы. Прочность институционального комплекса, его способность адаптироваться к меняющимся условиям являются результатом взаимодействия формальных и неформальных институтов, траектории их совместного развития, их сосуществования как такового.
Однако, сам анализ взаимоотношения формальных и неформальных практик, по нашему мнению, должен подразумевать рассмотрение двух аспектов проблемы. Во-первых, собственно соотношения формальных и неформальных институтов в рамках институционального комплекса. А, во-вторых, их сочетаемости.
Соотношение
формальных и неформальных практик
подразумевает их примерную взаимную
пропорцию в общей структуре
институтов. Это, в своём роде, количественная
характеристика институционального комплекса.
Когда речь идёт о преобладании одного
типа институтов над другим, о положении,
которое занимают в системе формальные
или неформальные нормы или о
существовании баланса между
ними, то имеется в виду этот параметр.
В данном случае внимание специалистов
сосредотачивается не на механизмах
функционирования институтов и характере
их взаимодействия. Взгляд исследователя
направлен на общую оценку присутствия
в институциональном комплексе
регуляторов обоих типов. Использование
этого параметра позволяет
Условно
можно выделить три варианта такого
соотношения, что в определённой
степени позволяет
Первый
вариант подразумевает
Второй
вариант связан с примерным количественным
равенством в соотношении формальных
и неформальных институтов. Существование
институтов обоих типов представляется
здесь равно значительным. Каждый
из них выполняет свою определённую
роль, внося ощутимый вклад в функционирование
всей системы. Так, в Канаде неформальные
ограничения, действуя параллельно
с формальными институтами, поддерживают
в современных условиях баланс интересов
центра и регионов, стараясь сохранять
в допустимых границах центростремительные
и центробежные тенденции. Более
того, практика «исполнительного федерализма»
в этой стране, будучи стержнем институциональной
структуры взаимодействия федерации
и провинций, ставит перед канадскими
властями и обществом проблему соблюдения
баланса в использовании
Наконец,
третий вариант соотношения формальных
и неформальных институтов предполагает
доминирование последних. Преобладание
значения неформальных практик в
регулировании социально-
Сочетаемость
формальных и неформальных институтов
определяет степень их взаимного
соответствия. В отличие от предыдущей,
это качественная характеристика институционального
комплекса. Она предполагает выявление
взаимосвязи между
Если
придерживаться терминологии и основных
положений теории трансформации, то
сочетаемость формальных и неформальных
институтов можно определять двумя
категориями – конвергенции и
дивергенции. Обе они используются
специалистами при оценке результатов
«импорта» институтов. Конвергенция
означает его положительный итог,
то есть фактически сочетаемость формальных
и неформальных правил, дивергенция
же, наоборот, – отрицательный, когда
происходит отторжение новых формальных
институтов. Примечательно, что критерий
институциональной
В
случае с федеративными системами
конвергенция означает успешное усвоение
институтов федерализма государством-«
Дивергенция
формальных институтов федерализма
предполагает их неприятие реально
сложившимися формами государственно-
Естественно, что две эти модели являются в определённой степени крайними вариантами результатов взаимодействия формальных и неформальных институтов. На практике обычно наблюдается появление так называемых «гибридных» форм, где, несмотря на весьма условное соответствие этих ограничений, отторжения новых правил не происходит. Анализ систем подобного характера представляет наибольший интерес. Здесь важно проследить траекторию взаимоотношений институтов, выявить их функциональные особенности, а также последующие изменения.
Принятие
Конституции РФ 1993 года, ознаменовав
юридическое закрепление модели
российского федерализма, поставило
перед Центром и регионами
проблему выстраивания взаимоотношений
в заданных рамках новых «правил
игры». И если на предыдущем этапе
эти правила так или иначе
претерпевали изменения, то теперь они
получили окончательное конституционное
оформление. Поэтому перед обеими
сторонами вставал вопрос выбора
конкретных способов и механизмов взаимодействия
в изменившихся условиях. Стадия импорта
институтов переходила в стадию адаптации
к ним. Естественно, что в таком
случае всегда имеет место определённое
«ознакомление» только что установленных
правил с уже сложившимся в
данном обществе комплексом регуляторов,
то есть тем типом неформальных институтов,
который неизменно в нём
[7;
120]. В условиях, когда регионы
как раз и пытались
Вполне
закономерным результатом несоответствия
новых формальных ограничений сложившимся
в стране за десятилетия неформальным
правилам явилось образование вакуума
взаимодействия двух уровней власти.
Такое несоответствие отнюдь не означало
обязательной дивергенции импортированных
институтов. Вопрос заключался в том,
каким образом этот вакуум может
быть заполнен. Требовалось появление
регулятора, способного на данном этапе
сдержать возможный конфликт между
новыми формальными институтами
и комплексом неформальных норм взаимодействия,
достаточно прочно укоренившимся в
социально-политической практике государственно-
Информация о работе Трансформация неформальных институтов в России