Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:20, реферат
Взаимодействие территорий и государств с различной институциональной структурой - одна из сложнейших проблем современной мировой экономики. Даже если игнорировать все множество неформальных институциональных сред, формальные институты (определяемые в виде норм писаного права, соблюдение которых поддерживается государством) сильно различаются.
Цель данной работы - определить сущность и роль неформальных институтов в пе-рераспределении ресурсов советской экономики, а также сопоставить полученные сведе-ния с реалиями современной экономики России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
1.Понятие неформальных институтов и их происхождение……………3
2.Преимущества и недостатки неформальных институтов……………..7
3.Эволюция неформальных институтов………………………………….8
4.Условия эффективности и проблемы исследования неформальных институтов……………………………………………………………………..11
5.Институциональная трансформация российской федеративной системы………………………………………………………………………...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….23
Несмотря на то, что данные соглашения имели под собой определённые конституционные основания, их действие выходило далеко за рамки конституционных норм. Это позволяет говорить о двусторонних договорах как о ключевом неформальном институте, регулировавшем взаимодействие федеральных и региональных властей на протяжении всего периода 90-х годов.
В сущности, заключение двусторонних договоров явилось продолжением процесса «торга» между Центром и регионами. Но уже не по поводу установки «правил игры», а в рамках самих этих правил. Обе стороны по-прежнему стремились к обладанию большим объёмом властного ресурса. При этом объектом «торга» становились не только вопросы, «оставленные на потом», то есть относящиеся к предметам совместного ведения Федерации и субъектов, но и также и те полномочия, которые находились в исключительном ведении Федерации. Ряд таких полномочий, в частности, был передан республиканским органам власти Татарстана. Республики пытались упрочить позиции и сохранить привилегии, полученные на предыдущем этапе, субъекты, образованные по территориальному принципу, в свою очередь, стремились укрепить положение по сравнению с республиками.
Наряду
с подобными договорами происходило
заключение многочисленных межправительственных
соглашений. Столь очевидное преобладание
неформальных правил в институциональном
комплексе имело место на фоне
явного перевеса в сторону децентрализационных
тенденций. Фактически, данная практика
привела к формированию системы
так называемого
К концу 90-х годов перевес в сторону центробежных тенденций стал слишком очевиден. В таких условиях неформальные практики должны были либо приобрести иной вид, постепенно растворяясь в двух других институциональных «слоях», либо, сохраняясь в прежних формах, вести систему к глубокому кризису, угрожающему её распадом. Наиболее неблагоприятного варианта развития удалось избежать. Институциональный «переход» на данном этапе осуществлялся тремя способами.
Во-первых,
созданием новых формальных институтов,
что нашло своё выражение в
Федеративной реформе, проводимой новой
властью в 2000 году. Во-вторых, через
использование тех формальных правил,
которые существовали на предыдущем
этапе, но по тем или иным причинам
не работали. И, в-третьих, за счёт частичной
легализации неформальных практик.
Предпосылки для такого «перехода»
были во многом созданы на предыдущем
этапе, о чём свидетельствует
принятие ряда законодательных норм,
направленных на урегулирование процессов
взаимодействия Центра и регионов.
Их последующая корректировка и
внесение ряда поправок превратили эти
формальные институты в реальные
правовые механизмы, регламентирующие
отношения Федерации и её субъектов.
В свою очередь, несмотря на то, что
подавляющее большинство
По
сути, происходила частичная
Таким
образом, несмотря на то, что федеративной
системе удалось избежать дивергенции
импортированных институтов на первых
этапах её функционирования, сегодняшняя
стадия развития государственно-
Сам
по себе произошедший в последние
годы в стране резкий переход от
центробежных тенденций к
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В отличие
от формальных институтов, неформальные
институты выступают продуктом
спонтанной эволюции общества или свободного
выбора институциональных норм участниками
сделки. Зачастую они основаны на религиозных,
идеологических и эмоциональных
факторах и обеспечиваются внутренними
установками человека или неорганизованным
контролем со стороны общества. Помимо
всего прочего, неформальные институты
определяют отношение индивидов
к различным вариантам "формальных
институтов", предлагаемых государством.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Галкин А.А., Федосов П.А., Валентей С.Д., Соловей В.Д. Эволюция российского федерализма //ПОЛИС (Политические исследования). 2002. №3.
2. Гельман В.Я.
Институциональное
3. Глигич-Золотарёва
М.В. Правовые основы
4. Захаров А.А.
Epluribusunum Очерки современного
5. Панов П.В.
Теории политических
6. Тэпс Д. Концептуальные основы федерализма. СПб., 2002.
7. Черепанов
В.А. Теория российского
8. Элазар Д. Дж. Сравнительный федерализм // ПОЛИС (Политические исследования). 1995. №5.
9. Helmke G., Levitsky S. Informal Institutions and Comparative Politics: A Research Agenda// Perspectives on Politics. December 2004. Vol.2/No. 4.
10. Pejovich S. The Effects of the Interaction of Formal and Informal Institutions on Social Stability and Economic Development// Journal of Markets & Morality 2, no. 2 (Fall 1999).
Информация о работе Трансформация неформальных институтов в России