Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:33, реферат
Целью настоящей работы является анализ современных ТНК, их роли в мировом экономическом, политическом и социальном процессе.
Введение
Определение ТНК
История развития ТНК
Факторы размещения ТНК
Секреты экономической устойчивости ТНК
Причины роста ТНК
ТНК в мировой экономике
6.1 Прямые инвестиции и транснациональные корпорации
6.2 Изменение отношения правительств к ТНК 6.3 Особенности современного этапа глобализации
Россия и ТНК
7.1 Проблемы создания ТНК в рамках СНГ (Содружества)
7.2 Иностранные инвестиции в России
8. Взаимоотношения ТНК с правительствами
8.1 Положительные и отрицательные аспекты привлечения инвестиций
8.2 “Треугольная дипломатия” и сценарии отношений 8.3 Экономический суверенитет иглобализация
9.ТНК и развивающиеся старны
Отрицательные стороны деятельности ТНК. ТНК и безработица. Профсоюзы и ТНК.
Заключение
Список использованных источников
Документом конституирована совокупность устраивающих все стороны форм транснациональных объединений. Допускается их создание в любых областях деятельности, не запрещенных национальным законодательством, и в различных разновидностях, включая: совместные финансово-промышленные группы; международные хозяйственные объединения; корпорации; холдинговые компании; ассоциации и союзы; совместные предприятия; торгово-посреднические организации типа торговых домов, агентств и международных бирж; совместные коммерческие банки и их объединения; финансовые и страховые компании. Перечисленные объединения могут осуществлять одновременно несколько видов деятельности.
Принципиально важны и следующие, установленные «Соглашением», правовые нормативы деятельности транснациональных предпринимательских объединений: 1) транснациональные объединения являются юридическими лицами по законодательству государства места их регистрации; 2) статус филиалов (отделений) и представительств транснациональных объединений определяется в учредительных документах в соответствии с законодательством государства местонахождения филиалов (отделений) и представительств; 3) порядок оценки финансовых, материальных ресурсов и имущества, вносимых учредителями в уставной фонд транснациональных объединений, устанавливается по согласованию между ними; 4) уставной фонд транснациональных объединений формируется при этом на согласованных учредителями условиях путем объединения их финансовых, материальных ресурсов и имущества; 5) условия распределения прибыли и возмещения убытков транснациональных объединений определяются их учредительными документами; 6) взаимоотношения предприятий, входящих в транснациональные объединения, с соответствующим бюджетом государства их местонахождения, определяются законодательством этого государства; 7) инвестиционная деятельность транснациональных объединений, в том числе связанная с привлечением капитала из третьих стран, осуществляется в соответствии с законодательством государства, на территории которого производятся соответствующие вложения, и договорами, заключенными между сторонами, о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности и о взаимной защите инвестиций.
Охарактеризованное “
Во-первых, после появления
документа заметно усилилось
внимание к проблеме интеграции стран
Содружества. “Соглашение” переводится
в практическую плоскость путем
заключения более конкретных межправительственных
соглашений (преимущественно - двухсторонних)
рамочного характера и
Однако практическое создание
транснациональных объединений
идет крайне медленно; принимаемые
в этой области межгосударственные
решения не реализуются или реализуются
крайне плохо. Вопросы создания и
функционирования транснациональных
объединений нуждаются в
Ускорение процесса создания
российских транснациональных структур
сопряжено с инициируемой Россией
унификацией соответствующих
Исходя из вышесказанного можно утверждать, что только транснационализация процессов интеграции, идущая “снизу” и поддерживаемая “сверху”, способна превратить Содружество в новый динамично развивающейся центр мировой экономики.15
7.2 Иностранные инвестиции в России.
Мировой опыт доказал, что
прямые инвестиции имеют ряд существенных
преимуществ перед другими
В нынешний переходный период для России наиболее эффективным является использование следующей отраслевой схемы, отражающей роль иностранного капитала в экономике: а) отрасли, приоритетные для привлечения иностранного капитала; б) отрасли, где участия иностранного капитала ограничиваются; в) небольшое число отраслей, закрытых для иностранного капитала по соображениям национальной безопасности, защиты национальных интересов и сохранения достояния, важного для жизнеобеспечения страны.
Конкуренция на рынке капиталов
имеет сегодня глобальный характер.
В тех случаях, когда инвесторы
имеют выбор для вложений в
страны со схожими природными условиями,
географическим положением и человеческим
капиталом, они обращают внимание на
факторы риска и экономическую
мотивацию инвестиций. С этой точки
зрения некоторые отрасли (например,
алмазная или золотодобывающая) имеют
мало конкурентов, тогда как в
обрабатывающей промышленности и сфере
услуг размеры потенциального рынка,
квалификация рабочей силы при относительно
низкой ее цене уже не являются достаточно
сильными преимуществами. Государственная
политика в отношении иностранных
инвестиций, какой бы либеральной
она не была, оказывается успешной
только в том случае, если иностранные
инвесторы уверены в
Исходя из нынешних условий инвестирования и финансовых ресурсов России, экономисты предлагают сосредоточиться на следующих мерах стимулирования иностранных инвесторов, которые могут применяться в различных сочетаниях: освобождение вновь создаваемых совместных и иностранных предприятий от отдельных видов налогов и платежей на период от трех до десяти лет после объявления ими прибыли; вычет убытков первых лет финансирования из налоговых платежей после объявления прибыли; снижение ставок налога на прибыль и подоходного налога; уменьшение или отмена налога на добавленную стоимость, а также на прибыль, переводимую за границу; освобождение от налогов предприятий, ориентированных на экспорт; специальные гарантии правительства о сохранении налогового режима по конкретным проектам на срок их окупаемости; меры по защите внутреннего рынка посредством импортных пошлин и налогов в рамках структурной и промышленной политики; сокращение или освобождение от экспортных и/или импортных пошлин на оборудование и материалы, ввозимые иностранными инвесторами; освобождение от квотирования и/или лицензирования экспорта товаров, производимых на предприятиях с иностранными инвестициями или на территории свободных экономических зон; предоставление права ускоренной амортизации; субсидии на проведение НИОКР, строительство и эксплуатацию зданий, покрытие транспортных расходов.
Для наиболее важных и эффективных проектов целесообразны стимулы нефинансового характера, которые могут быть связаны: а) С улучшением условий для новых инвесторов - выделение земли, поддержка при сооружении предприятий, предоставление необходимой информации и услуг по изучению российского рынка, подготовке бизнес-плана, выбору удобного местоположения; б) с государственными расходами на развитие инфраструктуры - связи, транспорта, дорог, портов и обеспечением иностранным инвесторам права их льготного использования.17
Согласно расчетам ученых,
для удовлетворения наиболее неотложных
инвестиционных потребностей России необходимо
примерно 9-10 млрд. долл.; для осуществления
задачи технического перевооружения устаревших
производств - как минимум 50-60 млрд.;
на конверсию оборонных отраслей
- 25-30 млрд., в том числе в первые
два-три года - 8-12 млрд. долл. В ближайшей
перспективе следует ожидать
вложений иностранного капитала прежде
всего в отрасли, обеспечивающие
доступ к использованию природных
ресурсов. Возможно также размещение
на территории России трудоемких и
энергоемких производств
Характеризуя административный режим, сложившийся в России для иностранных инвесторов, можно отметить излишнюю забюрократизованность принятия решений по поводу инвестиционных проектов, что дезориентирует и отпугивает иностранных инвесторов.
Основные барьеры, стоящие на пути иностранных инвестиций в Россию, рассматриваются на примере нефтяной промышленности. Ких числу относятся барьеры: а) юридического характера: отсутствие законодательства о нефти, неэффективное законодательство о недрах, частые изменения налоговых режимов; б) административного характера: нерегламентированная процедура утверждения контрактов и проведения конкурсов, неурегулированность процедуры взаимодействия местной администрации с правительством и госпредприятиями; в) экономического характера: нестабильная налоговая система, жесткое валютное регулирование, трудности открытия счетов за рубежом; г) внешние факторы, связанные с получением кредитов для иностранных и российских предприятий.
В России длительные бюрократические процедуры проведения переговоров (один-два года), подписания и утверждения контрактов (еще два-три месяца), согласования и получения лицензии (два-три месяца) столь сложны и запутанны, что можно всерьез говорить о новом типе риска - “бюрократическом риске”. Необходима строгая регламентация этих процедур.18
8.Взаимоотношения ТНК с правительствами.
Современное развитие мировой экономики осуществляется в условиях усиления взаимозависимости ведущих стран в области торговли, инвестиций, допускающей лишь незначительные ограничения или дискриминацию в отношении иностранных фирм. Растущая взаимозависимость проявляется в том, что темпы роста мировой торговли превышают темпы роста мирового ВВП, а темпы роста прямых зарубежных инвестиций в 4 раза превышают темпы роста мировой торговли, а также в увеличении международных потоков финансового капитала, вызванном дерегулированием рынков капитала.19
Центральную роль в процессе
глобализации экономики играют ТНК,
что проявляется в следующем:
1. Уже в 70-е годы объем производства
иностранных филиалов ТНК превысил
объем мировой торговли. Зарубежное
производство ТНК имеет высокую
концентрацию: более 50% его величины
приходится на долю 420 из 37 тыс. крупнейших
ТНК. 2. Рост доли ТНК в экспорте как
из страны происхождения, так и из
стран размещения зарубежных филиалов.
Объем экспорта американских зарубежных
филиалов более чем в 2 раза превышает
объем всего американского
За последние 20 лет произошли значительные изменения в отношении к международным инвестициям как со стороны правительств принимающих стран, так и со стороны ТНК. Если во второй половине 70-х и в 80-х годах отношение правительств принимающих стран к прямым иностранным инвестициям часто носило враждебный характер, то с начала 90-х годов это отношение стало одобрительным. Такое изменение объясняется следующими обстоятельствами: возрождением рыночной системы; глобализацией экономической активности; ростом мобильности активов, создающих богатство; увеличением числа стран, достигших достаточно высокого уровня развития; сближением экономических структур промышленно развитых стран и новых индустриальных стран; разработкой критериев оценки прямых инвестиций со стороны правительств принимающих стран.
В 90-х годах ТНК превращаются в главного организатора наукоемкого производства, лежащего в основе экономического процветания в глобальном масштабе.
Проводя политику привлечения
иностранных инвестиций, правительства
принимающих стран должны изучить
предыдущий опыт, успехи и неудачи
в этой области в разных странах
и разработать
8.1 Положительные
и отрицательные аспекты
Главной целью правительств,
привлекающих прямые инвестиции в 90-х
годах, является повышение с их помощью
конкурентоспособности страны или
производительности ресурсов и создание
активов в сфере юрисдикции этих
стран. Принимающие страны могут
повысить конкурентоспособность и
укрепить сравнительные преимущества
путем: 1) повышение эффективности
использования существующих активов
за счет применения более эффективных
процедур контроля за качеством и
использования более дешевых
ресурсов, создания сети межфирменных
связей; 2) создания новых продуктов,
процессов и организационных
структур, благодаря усовершенствованию
национальной инновационной системы,
лучшему использованию экономии
на масштабах; 3) совершенствования
размещения ресурсов и мощностей
с целью повышения