Транснациональные корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:33, реферат

Описание

Целью настоящей работы является анализ современных ТНК, их роли в мировом экономическом, политическом и социальном процессе.

Содержание

Введение
Определение ТНК
История развития ТНК
Факторы размещения ТНК
Секреты экономической устойчивости ТНК
Причины роста ТНК
ТНК в мировой экономике
6.1 Прямые инвестиции и транснациональные корпорации
6.2 Изменение отношения правительств к ТНК 6.3 Особенности современного этапа глобализации
Россия и ТНК
7.1 Проблемы создания ТНК в рамках СНГ (Содружества)
7.2 Иностранные инвестиции в России
8. Взаимоотношения ТНК с правительствами
8.1 Положительные и отрицательные аспекты привлечения инвестиций
8.2 “Треугольная дипломатия” и сценарии отношений 8.3 Экономический суверенитет иглобализация
9.ТНК и развивающиеся старны
Отрицательные стороны деятельности ТНК. ТНК и безработица. Профсоюзы и ТНК.
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Транснациональные корпорации.docx

— 101.88 Кб (Скачать документ)

Документом конституирована  совокупность устраивающих все стороны форм транснациональных объединений. Допускается их создание в любых областях деятельности, не запрещенных национальным законодательством, и в различных разновидностях, включая: совместные финансово-промышленные группы; международные хозяйственные объединения; корпорации; холдинговые компании; ассоциации и союзы; совместные предприятия; торгово-посреднические организации типа торговых домов, агентств и международных бирж; совместные коммерческие банки и их объединения; финансовые и страховые компании. Перечисленные объединения могут осуществлять одновременно несколько видов деятельности.

Принципиально важны и  следующие, установленные «Соглашением», правовые нормативы деятельности транснациональных предпринимательских объединений: 1) транснациональные объединения являются юридическими лицами по законодательству государства места их регистрации; 2) статус филиалов (отделений) и представительств транснациональных объединений определяется в учредительных документах в соответствии с законодательством государства местонахождения филиалов (отделений) и представительств; 3) порядок оценки финансовых, материальных ресурсов и имущества, вносимых учредителями в уставной фонд транснациональных объединений, устанавливается по согласованию между ними; 4) уставной фонд транснациональных объединений формируется при этом на согласованных учредителями условиях путем объединения их финансовых, материальных ресурсов и имущества; 5) условия распределения прибыли и возмещения убытков транснациональных объединений определяются их учредительными документами; 6) взаимоотношения предприятий, входящих в транснациональные объединения, с соответствующим бюджетом государства их местонахождения, определяются законодательством этого государства; 7) инвестиционная деятельность транснациональных объединений, в том числе связанная с привлечением капитала из третьих стран, осуществляется в соответствии с законодательством государства, на территории которого производятся соответствующие вложения, и договорами, заключенными между сторонами, о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности и о взаимной защите инвестиций.

Охарактеризованное “Соглашение” положило начало формированию международно-правовой базы учреждения и функционирования транснациональных экономических  структур в рамках Содружества. В  этой связи можно констатировать следующее.14

Во-первых, после появления  документа заметно усилилось  внимание к проблеме интеграции стран  Содружества. “Соглашение” переводится  в практическую плоскость путем  заключения более конкретных межправительственных соглашений (преимущественно - двухсторонних) рамочного характера и оформления на их основе договорных отношений  между непосредственными участниками  создаваемых транснациональных  экономических структур.

Однако практическое создание транснациональных объединений  идет крайне медленно; принимаемые  в этой области межгосударственные решения не реализуются или реализуются  крайне плохо. Вопросы создания и  функционирования транснациональных  объединений нуждаются в дополнительной законодательной и правовой проработке как в рамках органов СНГ, так  и на национальных уровнях. Чтобы  эффективно перейти от общих рамочных соглашений к практической работе по согласованию конкретных условий создания этих объединений, необходимо более  энергичное сближение соответствующих  национальных законодательств. Существенное значение в этом плане имели бы разработка странами СНГ совместных проектов приватизации взаимосвязанных производств и развитие перекрестного акционирования смежных предприятий.

Ускорение процесса создания российских транснациональных структур сопряжено с инициируемой Россией  унификацией соответствующих аспектов хозяйственных законодательств, с  преодолением таможенных барьеров и  с решением комплекса непростых  вопросов, касающихся собственности  участников, расчетно-платежных отношений, различий в системах ценообразования  и налогообложения (в частности  на кооперируемую продукцию), других проблем обеспечения в рамках формирующегося экономического союза условий для эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов пост союзных стран. Продвижение на данных направлениях, вкупе с доведением до логического конца линии по отмене необоснованных ограничений и бюрократических завалов на пути создания транснациональных объединений, а также с применением всего спектра законодательно предусмотренных в их отношении льгот - все это и формирует главные задачи системной государственной поддержки российских транснациональных структур.

Исходя из вышесказанного можно утверждать, что только транснационализация  процессов интеграции, идущая “снизу”  и поддерживаемая “сверху”, способна превратить Содружество в новый динамично развивающейся центр мировой экономики.15

 

7.2 Иностранные  инвестиции в России.

Мировой опыт доказал, что  прямые инвестиции имеют ряд существенных преимуществ перед другими формами  экономического содействия реформам: во-первых, они служат источником капитала для финансирования производства товаров  и услуг, обеспечивают трансферт  технологии, ноу-хау, передовых методов  управления и маркетинга; во-вторых, в отличие от иностранных займов и кредитов не ложатся тяжелым  бременем на внешний долг и даже способствуют его погашению; в-третьих, обеспечивают наиболее эффективную  интеграцию национальной экономики  в мировую. Исходя из этого основными  задачами политики России, связанной  с привлечением иностранных капиталов, являются: становление эффективно хозяйствующих  единиц; стабилизация хозяйственного и финансового положения; подъем отраслей и секторов, важных для  жизнеобеспечения страны в целом; ускорение  структурной перестройки; формирование конкурентной рыночной среды и эффективная  борьба с монополизмом; расширение экспорта и сдерживание импорта.16

В нынешний переходный период для России наиболее эффективным  является использование следующей  отраслевой схемы, отражающей роль иностранного капитала в экономике: а) отрасли, приоритетные для привлечения иностранного капитала; б) отрасли, где участия иностранного капитала ограничиваются; в) небольшое  число отраслей, закрытых для иностранного капитала по соображениям национальной безопасности, защиты национальных интересов  и сохранения достояния, важного  для жизнеобеспечения страны.

Конкуренция на рынке капиталов  имеет сегодня глобальный характер. В тех случаях, когда инвесторы  имеют выбор для вложений в  страны со схожими природными условиями, географическим положением и человеческим капиталом, они обращают внимание на факторы риска и экономическую  мотивацию инвестиций. С этой точки  зрения некоторые отрасли (например, алмазная или золотодобывающая) имеют  мало конкурентов, тогда как в  обрабатывающей промышленности и сфере  услуг размеры потенциального рынка, квалификация рабочей силы при относительно низкой ее цене уже не являются достаточно сильными преимуществами. Государственная  политика в отношении иностранных  инвестиций, какой бы либеральной  она не была, оказывается успешной только в том случае, если иностранные  инвесторы уверены в последовательности и необратимости системных преобразований, в стабильности страны, приемщика  инвестиций.

Исходя из нынешних условий  инвестирования и финансовых ресурсов России, экономисты предлагают сосредоточиться  на следующих мерах стимулирования иностранных инвесторов, которые  могут применяться в различных  сочетаниях: освобождение вновь создаваемых  совместных и иностранных предприятий  от отдельных видов налогов и  платежей на период от трех до десяти лет  после объявления ими прибыли; вычет  убытков первых лет финансирования из налоговых платежей после объявления прибыли; снижение ставок налога на прибыль  и подоходного налога; уменьшение или отмена налога на добавленную  стоимость, а также на прибыль, переводимую  за границу; освобождение от налогов  предприятий, ориентированных на экспорт; специальные гарантии правительства  о сохранении налогового режима по конкретным проектам на срок их окупаемости; меры по защите внутреннего рынка посредством импортных пошлин и налогов в рамках структурной и промышленной политики; сокращение или освобождение от экспортных и/или импортных пошлин на оборудование и материалы, ввозимые иностранными инвесторами; освобождение от квотирования и/или лицензирования экспорта товаров, производимых на предприятиях с иностранными инвестициями или на территории свободных экономических зон; предоставление права ускоренной амортизации; субсидии на проведение НИОКР, строительство и эксплуатацию зданий, покрытие транспортных расходов.

Для наиболее важных и эффективных  проектов целесообразны стимулы  нефинансового характера, которые  могут быть связаны: а) С улучшением условий для новых инвесторов - выделение земли, поддержка при  сооружении предприятий, предоставление необходимой информации и услуг  по изучению российского рынка, подготовке бизнес-плана, выбору удобного местоположения; б) с государственными расходами  на развитие инфраструктуры - связи, транспорта, дорог, портов и обеспечением иностранным  инвесторам права их льготного использования.17

Согласно расчетам ученых, для удовлетворения наиболее неотложных инвестиционных потребностей России необходимо примерно 9-10 млрд. долл.; для осуществления  задачи технического перевооружения устаревших производств - как минимум 50-60 млрд.; на конверсию оборонных отраслей - 25-30 млрд., в том числе в первые два-три года - 8-12 млрд. долл. В ближайшей  перспективе следует ожидать  вложений иностранного капитала прежде всего в отрасли, обеспечивающие доступ к использованию природных  ресурсов. Возможно также размещение на территории России трудоемких и  энергоемких производств иностранных  фирм.

Характеризуя административный режим, сложившийся в России для  иностранных инвесторов, можно отметить излишнюю забюрократизованность принятия решений по поводу инвестиционных проектов, что дезориентирует и отпугивает иностранных инвесторов.

Основные барьеры, стоящие  на пути иностранных инвестиций в  Россию, рассматриваются на примере  нефтяной промышленности. Ких числу  относятся барьеры: а) юридического характера: отсутствие законодательства о нефти, неэффективное законодательство о недрах, частые изменения налоговых  режимов; б) административного характера: нерегламентированная процедура утверждения  контрактов и проведения конкурсов, неурегулированность процедуры  взаимодействия местной администрации  с правительством и госпредприятиями; в) экономического характера: нестабильная налоговая система, жесткое валютное регулирование, трудности открытия счетов за рубежом; г) внешние факторы, связанные с получением кредитов для иностранных и российских предприятий.

В России длительные бюрократические  процедуры проведения переговоров (один-два года), подписания и утверждения  контрактов (еще два-три месяца), согласования и получения лицензии (два-три месяца) столь сложны и  запутанны, что можно всерьез  говорить о новом типе риска - “бюрократическом риске”. Необходима строгая регламентация  этих процедур.18

 

8.Взаимоотношения ТНК с правительствами.

 

Современное развитие мировой  экономики осуществляется в условиях усиления взаимозависимости ведущих  стран в области торговли, инвестиций, допускающей лишь незначительные ограничения  или дискриминацию в отношении  иностранных фирм. Растущая взаимозависимость  проявляется в том, что темпы  роста мировой торговли превышают  темпы роста мирового ВВП, а темпы  роста прямых зарубежных инвестиций в 4 раза превышают темпы роста мировой торговли, а также в увеличении международных потоков финансового капитала, вызванном дерегулированием рынков капитала.19

Центральную роль в процессе глобализации экономики играют ТНК, что проявляется в следующем: 1. Уже в 70-е годы объем производства иностранных филиалов ТНК превысил объем мировой торговли. Зарубежное производство ТНК имеет высокую  концентрацию: более 50% его величины приходится на долю 420 из 37 тыс. крупнейших ТНК. 2. Рост доли ТНК в экспорте как  из страны происхождения, так и из стран размещения зарубежных филиалов. Объем экспорта американских зарубежных филиалов более чем в 2 раза превышает  объем всего американского экспорта. 3. На долю ТНК приходится основной объем  научных исследований и разработок, финансируемых частным капиталом. 4. Увеличение численности стратегических альянсов между ТНК и развитие различных форм межфирменного сотрудничества.

За последние 20 лет произошли  значительные изменения в отношении  к международным инвестициям  как со стороны правительств принимающих  стран, так и со стороны ТНК. Если во второй половине 70-х и в 80-х  годах отношение правительств принимающих  стран к прямым иностранным инвестициям  часто носило враждебный характер, то с начала 90-х годов это отношение  стало одобрительным. Такое изменение  объясняется следующими обстоятельствами: возрождением рыночной системы; глобализацией  экономической активности; ростом мобильности  активов, создающих богатство; увеличением  числа стран, достигших достаточно высокого уровня развития; сближением экономических структур промышленно  развитых стран и новых индустриальных стран; разработкой критериев оценки прямых инвестиций со стороны правительств принимающих стран.

В 90-х годах ТНК превращаются в главного организатора наукоемкого  производства, лежащего в основе экономического процветания в глобальном масштабе.

Проводя политику привлечения  иностранных инвестиций, правительства  принимающих стран должны изучить  предыдущий опыт, успехи и неудачи  в этой области в разных странах  и разработать макроорганизационную стратегию, в наибольшей степени  соответствующую условиям и потребностям своей страны. Не следует ожидать  общего благоприятного экономического эффекта от иностранных инвестиций, поскольку такой эффект зависит  и от экономической политики принимающей  страны и от возможных альтернатив.

 

8.1 Положительные  и отрицательные аспекты привлечения  инвестиций.

Главной целью правительств, привлекающих прямые инвестиции в 90-х  годах, является повышение с их помощью  конкурентоспособности страны или  производительности ресурсов и создание активов в сфере юрисдикции этих стран. Принимающие страны могут  повысить конкурентоспособность и  укрепить сравнительные преимущества путем: 1) повышение эффективности  использования существующих активов  за счет применения более эффективных  процедур контроля за качеством и  использования более дешевых  ресурсов, создания сети межфирменных связей; 2) создания новых продуктов, процессов и организационных  структур, благодаря усовершенствованию национальной инновационной системы, лучшему использованию экономии на масштабах; 3) совершенствования  размещения ресурсов и мощностей  с целью повышения сравнительных  преимуществ страны; 4) завоевания новых  рынков в результате развития систем маркетинга и техники распределения; 5) ускорения процесса структурной  перестройки и сокращение расходов на ее осуществление.

Информация о работе Транснациональные корпорации