Транспортная система Республики Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:25, реферат

Описание

Большое влияние на экономическое и социальное развитие страны и ее регионов оказывает транспортная система. Транспорт является одним из основных звеньев производственной и социальной инфраструктуры. Транспорт призван обеспечивать своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей материального производства, непроизводственной сферы и населения в перевозках. Он оказывает многостороннее влияние на экономическое и социальное развитие страны и ее регионов, определяя во многом эффективность функционирования экономики и качества жизни населения.

Содержание

Введение……………………………………….…………………………..2
1.Структура транспортной системы……………………………………..3
1.1.Железнодорожная сеть Башкортостана
1.2.Трубопроводный транспорт РБ
1.3.Автомобильный транспорт
1.4.Внутренний водный транспорт РБ
1.5.Воздушный транспорт
2.Транспорт и дорожное хозяйство
2.1.Структура грузооборота транспорта в 2010 году

Работа состоит из  1 файл

транспортная система Республики Башкортостан.docx

— 34.39 Кб (Скачать документ)
 

Федеральное агентство по образованию и науки

Стерлитамакский филиал

ГОУ ВПО  «Башкирский государственный университет»

Экономический факультет 
 
 
 
 

Реферат на тему: «Транспортная система Республики Башкортостан » 
 
 

                                                                    Выполнил: студент 4 курса ОДО

                                                                    по специальности «Бухгалтерский

                                                                    учет анализ и аудит», группа  №41

                                                                    Файзуллина Г.Р.

                                                                    Проверил:

                                                                    Асс.  Юсупов Р.А. 
 
 
 

Стерлитамак, 2011 
 

     Содержание

     Введение……………………………………….…………………………..2

     1.Структура  транспортной системы……………………………………..3

     1.1.Железнодорожная  сеть Башкортостана

     1.2.Трубопроводный  транспорт РБ

     1.3.Автомобильный транспорт

     1.4.Внутренний водный транспорт РБ

     1.5.Воздушный  транспорт

     2.Транспорт  и дорожное хозяйство

     2.1.Структура  грузооборота транспорта в 2010 году 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Большое влияние на экономическое и социальное развитие страны и ее регионов оказывает  транспортная система. Транспорт является одним из основных звеньев производственной и социальной инфраструктуры. Транспорт  призван обеспечивать своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей материального производства, непроизводственной сферы и населения  в перевозках. Он оказывает многостороннее влияние на экономическое и социальное развитие страны и ее регионов, определяя во многом эффективность функционирования экономики и качества жизни населения.

     Для Республики Башкортостан повышенное значение транспорта обусловлено рядом ее региональных особенностей. Во-первых, в республике широкое развитие получили грузоёмкие отрасли хозяйства (нефтяная, химическая, горнорудная, сельскохозяйственная и др.), которые дают большой объем продукции, имеющей к тому же обширные зоны сбыта. Во-вторых, крупномасштабное производство РБ связано со все расширяющимся ввозом недостающих видов сырья и топлива, машин и оборудования, товаров народного потребления, нередко из отдаленных регионов.

     Транспортная  сеть Башкортостана обеспечивает не только внутриреспубликанские, но и  мощные транзитные потоки грузов и  пассажиров из азиатской части России в европейскую ее часть (и обратно). Вдоль оси этих потоков сложилась  крупнейшая в стране политранспортная магистраль в составе параллельно расположенных и тесно взаимодействующих транспортных артерий - железной дороги Самара-Уфа-Челябинск, многониточных трубопроводов, высоковольтной линии электропередачи Поволжье-Урал и автомагистрали Самара-Уфа-Челябинск. 
 
 
 

     1. Структура транспортной системы 

     В структуре транспортной системы  принято различать транспорт  общего и не общего пользования. Транспорт  общего пользования - транспорт, удовлетворяющий  потребности всех отраслей экономики  и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные  виды продукции между производителями  и потребителями, осуществляя общедоступное  транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования  относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров и грузов.

     Транспорт необщего пользования (ведомственный), как правило, перевозит грузы и пассажиров своего предприятия, объединения.

     За  последние годы объем перевозок  грузов транспортом общего пользования (за исключением трубопроводного) в  РБ и в России в целом заметно  сократился, что является следствием общего спада производства и разрыва  хозяйственных связей как между  отдельными регионами России, так  и бывшими союзными республиками, а ныне независимыми государствами Содружества.

     Единая  транспортная система Башкортостана  сложилась под влиянием отраслевой и территориальной структуры  его хозяйства и местоположения республики в транспортной сети страны. Это обусловило значительное своеобразие  системы транспортного обслуживания республики, которое проявляется, прежде всего, в соотношении отдельных  видов транспорта в перевозочном процессе.

      «Соотношение видов транспорта в  перевозочном процессе в республике не остается неизменным. Это обусловлено  как различными темпами развития отдельных видов транспорта, так  и изменениями в межрайонных  и внутриреспубликанских транспортно-экономических  связях республики. В перевозках грузов и пассажиров в долгосрочный период, как и по стране в целом, произошло  снижение удельного веса железнодорожного и речного транспорта при одновременном  увеличении доли остальных видов  транспорта. Лишь в последние годы как результат проявления конкурентной среды между видами транспорта произошло  резкое сокращение объема перевозок  воздушным и автомобильным транспортом  в пользу более дешевого железнодорожного транспорта. Что же касается магистрального трубопроводного транспорта, то сокращение объема его работы тесно связано  с резким падением объема добычи нефти  в РБ, запасы которой за продолжительный  период разработки стали истощаться"1 .

     В общем объеме перевозок грузов в  республике главную роль играют магистральный  трубопроводный и железнодорожный  виды транспорта. Но в РБ доля железнодорожного транспорта в перевозках грузов на 30 пунктов выше, автомобильного - на 9 пунктов ниже, чем соответствующие  показатели по РФ, а степень участия  магистральных трубопроводов более  чем в 3 раза выше среднефедерального уровня. Исключительно высокий удельный вес трубопроводного транспорта в перевозках является наглядной иллюстрацией общефедеральной специализации РБ на добыче, переработке и транспортировке нефти. В перевозках пассажиров резкое преобладание принадлежит автомобильному транспорту.

     Ведущее место в транспортном обслуживании многоотраслевого хозяйства Башкортостана  и особенно его межрайонных связей принадлежит железным дорогам. Автомобильный  транспорт, как и повсюду, применяется  главным образом на коротких расстояниях  для осуществления перевозок  в основном в городах, колхозах и  совхозах, а также на подъездных путях к железнодорожным и  речным магистралям. Поэтому он по грузообороту намного уступает железнодорожному транспорту, который наиболее эффективен в перевозках на дальние расстояния и играет важную роль в межрайонных и внешних транспортно-экономических связях республики. 
 
 

     1.1 Железнодорожная сеть Башкортостана 

     Железнодорожная сеть Башкортостана представляет собой  пространственную систему линий  с их перегонами, разъездами, обгонными  путями и станциями. Территориальное  размещение их в значительной мере определяется существующей в республике структурой и географией хозяйства  и населения.

     Железнодорожная сеть республики сочетает все виды рельсовых путей от низших до высших технических классов. Основу сети образуют федеральные (магистральные) линии, предназначенные для дальних, массовых и быстрых перевозок.

     Главной железнодорожной артерией РБ служит электрифицированная сверхмагистраль Самара-Уфа-Челябинск с высокой загрузкой грузовым и пассажирским движением, имеющая наилучшую в стране техническую вооруженность. Она пересекает территорию республики с запада на восток почти по ее середине и является частью главной общероссийской широтной магистрали Москва-Владивосток (ее участок от Челябинска до Владивостока получил название Транссибирской магистрали) и играет исключительно важную роль в системе железнодорожной сети страны. Она представляет собой главное звено в связях Москвы с крупными промышленными центрами Поволжья, Южного Урала, Сибири и Дальнего Востока, обеспечивает основной выход из республики как в восточном, так и в западном направлениях.

     Западнее  столицы республики от магистрали Самара-Уфа-Челябинск  ответвляется другая широтная рельсовая  магистраль Чишмы-Ульяновск-Инза. Дорога на участке Чишмы-Туймазы электрифицирована, а на остальной части работает на тепловозной тяге.

     В районе Уфы к магистрали Самара-Уфа-Челябинск  примыкает еще одна широтная электрифицированная  дорога Карламан-Белорецк-Маг-нитогорск. Она служит западным звеном Южно-Сибирской железнодорожной магистрали, идущей через Акмолы-Новокузнецк-Абакан-Тайшет и продолжающейся далее на восток в виде Байкало-Амурской магистрали. С вводом в эксплуатацию железной дороги Карламан-Бело-рецк-Магнитогорск завершилось создание новой рельсовой связи между европейской и азиатской частями страны. Дорога на сотни километров сократила путь из районов Башкирского Зауралья в столицу республики. Кроме того, она прорезала Уральские горы в той части, где они пока мало освоены, но богаты природными ресурсами.

     На  северо-западе территория Башкортостана  выходит к электрифицированной  двухпутной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург, представляющей кратчайший путь между Средним Уралом и Центром. Протяженность башкирского участка дороги 59 км. Однако восточнее названного участка дорога на значительном протяжении проходит недалеко от северных районов РБ и играет весьма важную роль в обслуживании их.

     Все четыре магистральные дороги используются, главным образом, для пропуска транзита. На них преобладает поток с  востока к Центру РФ, грузонапряженность дорог значительно выше сетевой.

     Главные железные дороги дополняются железными  дорогами районного и местного значения. Важное районное значение имеет железная дорога меридионального направления  Дема-Мурапталово-Оренбург, вторая по протяженности дорога в пределах республики после башкирского участка магистрали Самара-Уфа-Челябинск. Эта однопутная железная дорога с двухпутными вставками на участке Дема-Карламан электрифицирована, а на остальном участке обслуживается тепловозной тягой. Дорога играет важную роль в обеспечении внутриреспубли-канских связей и обеспечивает кратчайшее сообщение РБ с Оренбургской областью. Западным Казахстаном, Средней Азией, Нижнем Поволжьем и Северным Кавказом. Преобладают грузовые потоки с юга на север.

     Остальные железные дороги республики относятся  к линиям местного значения и в  большинстве своем выполняют  территориально ограниченные функции. Они представляют собой тупиковые  дороги, отходящие от широтных магистралей  и выполняющие роль подъездных путей. Таковы дороги Черниковка-Загородная, Иглино-Дема (обход Уфы), Бердяуш-Дружинино, Миасс-Учалы, Уруссу-Нарышево, Аксаково-Белебей, Амзя-Агидель. На юго-востоке республика имеет выход на линию южного Зауралья (Магнитогорск-Сибай).

     Рельсовые пути, размещенные на территории Башкортостана, по линии удобства эксплуатации и  организации перевозок входят в  состав трех железных дорог. Участок  железной дороги Москва-Казань-Екатеринбург со своей линией Амзя-Агидель эксплуатируется Ижевским отделением Горьковской железной дороги, линии Магнитогорск-Белорецк, Магнитогорск-Сибай, Миасс-Учалы и Бердяуш-Дружинине - Карталинским и Златоустовским отделениями Южно-Уральской железной дороги, остальные - Башкирским отделением Куйбышевской железной дороги. Около 75% общей протяженности железных дорог республики и более 90% перевозок по ним приходится на долю Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги.

     Другая  региональная особенность железнодорожной  сети РБ - широкая схваченность ее электрификацией: около двух третей дорог работает на электрической тяге (по стране - более трети дорог). Электрифицированный железнодорожный транспорт является наиболее надежным, скоростным, высококомфортабельным, экономически выгодным, экологически чистым.

     Важной  региональной особенностью конфигурации железнодорожной сети Башкортостана  является преобладание широтных и отсутствие сквозных меридиональных направлений.

     Основное  место среди грузов, перевозимых  железнодорожным транспортом, принадлежит  продукции нефтепереработки, химии, стройинду-стрии, горнорудной и угольной промышленности. Пассажирские перевозки выполняются почти на всех линиях железных дорог республики (кроме подъездных путей предприятий). На них насчитывается более 150 железнодорожных станций, разъездов и других остановочных пунктов пассажирских и пригородных поездов. 

Информация о работе Транспортная система Республики Башкортостан