Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:25, реферат
Большое влияние на экономическое и социальное развитие страны и ее регионов оказывает транспортная система. Транспорт является одним из основных звеньев производственной и социальной инфраструктуры. Транспорт призван обеспечивать своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей материального производства, непроизводственной сферы и населения в перевозках. Он оказывает многостороннее влияние на экономическое и социальное развитие страны и ее регионов, определяя во многом эффективность функционирования экономики и качества жизни населения.
Введение……………………………………….…………………………..2
1.Структура транспортной системы……………………………………..3
1.1.Железнодорожная сеть Башкортостана
1.2.Трубопроводный транспорт РБ
1.3.Автомобильный транспорт
1.4.Внутренний водный транспорт РБ
1.5.Воздушный транспорт
2.Транспорт и дорожное хозяйство
2.1.Структура грузооборота транспорта в 2010 году
Федеральное агентство по образованию и науки
Стерлитамакский филиал
ГОУ ВПО
«Башкирский государственный
Экономический
факультет
Реферат
на тему: «Транспортная система
Стерлитамак,
2011
Содержание
Введение……………………………………….…
1.Структура
транспортной системы…………………………
1.1.Железнодорожная сеть Башкортостана
1.2.Трубопроводный транспорт РБ
1.3.Автомобильный транспорт
1.4.Внутренний водный транспорт РБ
1.5.Воздушный транспорт
2.Транспорт и дорожное хозяйство
2.1.Структура
грузооборота транспорта в 2010 году
Введение
Большое влияние на экономическое и социальное развитие страны и ее регионов оказывает транспортная система. Транспорт является одним из основных звеньев производственной и социальной инфраструктуры. Транспорт призван обеспечивать своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей материального производства, непроизводственной сферы и населения в перевозках. Он оказывает многостороннее влияние на экономическое и социальное развитие страны и ее регионов, определяя во многом эффективность функционирования экономики и качества жизни населения.
Для Республики Башкортостан повышенное значение транспорта обусловлено рядом ее региональных особенностей. Во-первых, в республике широкое развитие получили грузоёмкие отрасли хозяйства (нефтяная, химическая, горнорудная, сельскохозяйственная и др.), которые дают большой объем продукции, имеющей к тому же обширные зоны сбыта. Во-вторых, крупномасштабное производство РБ связано со все расширяющимся ввозом недостающих видов сырья и топлива, машин и оборудования, товаров народного потребления, нередко из отдаленных регионов.
Транспортная
сеть Башкортостана обеспечивает не
только внутриреспубликанские, но и
мощные транзитные потоки грузов и
пассажиров из азиатской части России
в европейскую ее часть (и обратно).
Вдоль оси этих потоков сложилась
крупнейшая в стране политранспортная
магистраль в составе параллельно расположенных
и тесно взаимодействующих транспортных
артерий - железной дороги Самара-Уфа-Челябинск,
многониточных трубопроводов, высоковольтной
линии электропередачи Поволжье-Урал
и автомагистрали Самара-Уфа-Челябинск.
1.
Структура транспортной системы
В
структуре транспортной системы
принято различать транспорт
общего и не общего пользования. Транспорт
общего пользования - транспорт, удовлетворяющий
потребности всех отраслей экономики
и населения в перевозках грузов
и пассажиров, перемещающий различные
виды продукции между
Транспорт необщего пользования (ведомственный), как правило, перевозит грузы и пассажиров своего предприятия, объединения.
За последние годы объем перевозок грузов транспортом общего пользования (за исключением трубопроводного) в РБ и в России в целом заметно сократился, что является следствием общего спада производства и разрыва хозяйственных связей как между отдельными регионами России, так и бывшими союзными республиками, а ныне независимыми государствами Содружества.
Единая
транспортная система Башкортостана
сложилась под влиянием отраслевой
и территориальной структуры
его хозяйства и местоположения
республики в транспортной сети страны.
Это обусловило значительное своеобразие
системы транспортного
«Соотношение видов транспорта в
перевозочном процессе в республике
не остается неизменным. Это обусловлено
как различными темпами развития
отдельных видов транспорта, так
и изменениями в межрайонных
и внутриреспубликанских
В
общем объеме перевозок грузов в
республике главную роль играют магистральный
трубопроводный и железнодорожный
виды транспорта. Но в РБ доля железнодорожного
транспорта в перевозках грузов на
30 пунктов выше, автомобильного - на
9 пунктов ниже, чем соответствующие
показатели по РФ, а степень участия
магистральных трубопроводов
Ведущее
место в транспортном обслуживании
многоотраслевого хозяйства Башкортостана
и особенно его межрайонных связей
принадлежит железным дорогам. Автомобильный
транспорт, как и повсюду, применяется
главным образом на коротких расстояниях
для осуществления перевозок
в основном в городах, колхозах и
совхозах, а также на подъездных
путях к железнодорожным и
речным магистралям. Поэтому он по грузообороту
намного уступает железнодорожному транспорту,
который наиболее эффективен в перевозках
на дальние расстояния и играет важную
роль в межрайонных и внешних транспортно-экономических
связях республики.
1.1
Железнодорожная сеть
Железнодорожная сеть Башкортостана представляет собой пространственную систему линий с их перегонами, разъездами, обгонными путями и станциями. Территориальное размещение их в значительной мере определяется существующей в республике структурой и географией хозяйства и населения.
Железнодорожная сеть республики сочетает все виды рельсовых путей от низших до высших технических классов. Основу сети образуют федеральные (магистральные) линии, предназначенные для дальних, массовых и быстрых перевозок.
Главной
железнодорожной артерией РБ служит
электрифицированная
Западнее столицы республики от магистрали Самара-Уфа-Челябинск ответвляется другая широтная рельсовая магистраль Чишмы-Ульяновск-Инза. Дорога на участке Чишмы-Туймазы электрифицирована, а на остальной части работает на тепловозной тяге.
В
районе Уфы к магистрали Самара-Уфа-Челябинск
примыкает еще одна широтная электрифицированная
дорога Карламан-Белорецк-Маг-
На северо-западе территория Башкортостана выходит к электрифицированной двухпутной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург, представляющей кратчайший путь между Средним Уралом и Центром. Протяженность башкирского участка дороги 59 км. Однако восточнее названного участка дорога на значительном протяжении проходит недалеко от северных районов РБ и играет весьма важную роль в обслуживании их.
Все четыре магистральные дороги используются, главным образом, для пропуска транзита. На них преобладает поток с востока к Центру РФ, грузонапряженность дорог значительно выше сетевой.
Главные железные дороги дополняются железными дорогами районного и местного значения. Важное районное значение имеет железная дорога меридионального направления Дема-Мурапталово-Оренбург, вторая по протяженности дорога в пределах республики после башкирского участка магистрали Самара-Уфа-Челябинск. Эта однопутная железная дорога с двухпутными вставками на участке Дема-Карламан электрифицирована, а на остальном участке обслуживается тепловозной тягой. Дорога играет важную роль в обеспечении внутриреспубли-канских связей и обеспечивает кратчайшее сообщение РБ с Оренбургской областью. Западным Казахстаном, Средней Азией, Нижнем Поволжьем и Северным Кавказом. Преобладают грузовые потоки с юга на север.
Остальные железные дороги республики относятся к линиям местного значения и в большинстве своем выполняют территориально ограниченные функции. Они представляют собой тупиковые дороги, отходящие от широтных магистралей и выполняющие роль подъездных путей. Таковы дороги Черниковка-Загородная, Иглино-Дема (обход Уфы), Бердяуш-Дружинино, Миасс-Учалы, Уруссу-Нарышево, Аксаково-Белебей, Амзя-Агидель. На юго-востоке республика имеет выход на линию южного Зауралья (Магнитогорск-Сибай).
Рельсовые пути, размещенные на территории Башкортостана, по линии удобства эксплуатации и организации перевозок входят в состав трех железных дорог. Участок железной дороги Москва-Казань-Екатеринбург со своей линией Амзя-Агидель эксплуатируется Ижевским отделением Горьковской железной дороги, линии Магнитогорск-Белорецк, Магнитогорск-Сибай, Миасс-Учалы и Бердяуш-Дружинине - Карталинским и Златоустовским отделениями Южно-Уральской железной дороги, остальные - Башкирским отделением Куйбышевской железной дороги. Около 75% общей протяженности железных дорог республики и более 90% перевозок по ним приходится на долю Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги.
Другая региональная особенность железнодорожной сети РБ - широкая схваченность ее электрификацией: около двух третей дорог работает на электрической тяге (по стране - более трети дорог). Электрифицированный железнодорожный транспорт является наиболее надежным, скоростным, высококомфортабельным, экономически выгодным, экологически чистым.
Важной региональной особенностью конфигурации железнодорожной сети Башкортостана является преобладание широтных и отсутствие сквозных меридиональных направлений.
Основное
место среди грузов, перевозимых
железнодорожным транспортом, принадлежит
продукции нефтепереработки, химии,
стройинду-стрии, горнорудной и угольной
промышленности. Пассажирские перевозки
выполняются почти на всех линиях железных
дорог республики (кроме подъездных путей
предприятий). На них насчитывается более
150 железнодорожных станций, разъездов
и других остановочных пунктов пассажирских
и пригородных поездов.
Информация о работе Транспортная система Республики Башкортостан