Транспортная система Республики Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:25, реферат

Описание

Большое влияние на экономическое и социальное развитие страны и ее регионов оказывает транспортная система. Транспорт является одним из основных звеньев производственной и социальной инфраструктуры. Транспорт призван обеспечивать своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей материального производства, непроизводственной сферы и населения в перевозках. Он оказывает многостороннее влияние на экономическое и социальное развитие страны и ее регионов, определяя во многом эффективность функционирования экономики и качества жизни населения.

Содержание

Введение……………………………………….…………………………..2
1.Структура транспортной системы……………………………………..3
1.1.Железнодорожная сеть Башкортостана
1.2.Трубопроводный транспорт РБ
1.3.Автомобильный транспорт
1.4.Внутренний водный транспорт РБ
1.5.Воздушный транспорт
2.Транспорт и дорожное хозяйство
2.1.Структура грузооборота транспорта в 2010 году

Работа состоит из  1 файл

транспортная система Республики Башкортостан.docx

— 34.39 Кб (Скачать документ)

     1.2 Трубопроводный транспорт РБ 

     Высокий уровень развития трубопроводного  транспорта в РБ обусловлен двумя  причинами. Во-первых, развитие промышленности по добыче и переработке нефти  и газа сопровождалось созданием  разветвленной сети трубопроводов. Во-вторых, территорию республики, занимающую транзитное положение между восточными и западными регионами, пересекло  большинство трубопроводов, соединивших  эти две составные части страны. Пожалуй, ни один регион страны не имеет  такую высокую плотность сети трубопроводов, как Республика Башкортостан. Обширна и географическая направленность трубопроводов, которая расходится отсюда в сторону восточного склона Урала, Сибири, Казахстана, Прикамья, Оренбуржья, Поволжья. Очень разнообразен и видовой состав трубопроводов, что обеспечивает перекачку сырой нефти, светлых нефтепродуктов, газового конденсата, этилена, горючего газа. Впервые в стране проложены здесь мазутопровод для подачи мазута от нефтеперерабатывающего завода до ТЭЦ, рассолопровод, по которому перекачивается раствор поваренной соли с соляного промысла до химического предприятия, трубопровод для подачи дистиллярной жидкости -отхода содового производства - на нефтяное месторождение, где она закачивается в недра для поддержания пластового давления.

     Первый  нефтепровод на территории республики длиной в 168 км стал функционировать  в 1936 г., по которому ишимбайская нефть стала поступать на Уфимский нефтеперерабатывающий завод.

     Широкому  развертыванию строительства трубопроводов  дало толчок освоение крупных запасов  девонской нефти Туймазинского месторождения. Были проложены нефтепроводы, соединившие Туймазы с Уфой и Омском. Несколько позже для обеспечения выхода нефти Шкаповского и Арланского месторождений построили нефтепроводы на НПЗ в Ишимбае и Салавате. Особенно большим событием явилось завершение сооружения транссибирской подземной магистрали Туймазы-Омск-Иркутск протяженностью 3800 км, сыгравшей исключительно большую роль в разгрузке Транссибирской железной дороги от перевозок нефтесырья на нефтеперерабатывающие заводы Сибири.

     Освоение  быстро увеличивающегося грузооборота по нефтегрузам значительно облегчило  создание трубопроводов для перекачки  нефтепродуктов (Уфа-Омск-Новосибирск, Уфа-Курган-Петропавловск, Уфа-Западное направление). 

     1.3 Автомобильный транспорт РБ 

     Автомобильный транспорт РБ. По объему перевозок  пассажиров автомобильный транспорт  стоит на первом месте, грузов - на третьем, уступая трубопроводному и железнодорожному видам транспорта. Он имеет в основном внутриреспубликанское значение и  принимает сравнительно ограниченное, но растущее в последнее время  участие в межрайонных транспортно-экономических  связях республики.

     Во  многих районах Предуралья с развитой сетью железных дорог и водных путей автотранспорт занят главным  образом перевозкой грузов и пассажиров из глубинок к железнодорожным станциям и пристаням. В ряде районов северной и северо-восточной частей республики автотранспорт выступает главным, нередко даже единственным видом  транспорта.

     Первые  шаги по созданию автомобильного транспорта в Башкортостане были предприняты  в 1921 г. созданием Башкирского центрального управления местного транспорта при  Совете Народных Комиссаров республики.

         С 1922-1923 гг. в республике началась работа по выявлению сети и грузонапряженности имеющихся дорог, а затем стали осуществляться меры по восстановлению их. В годы первой пятилетки было положено начало планомерному созданию в республике сети автомобильных дорог за счет приспособления существующих дорог к развивающемуся автомобильному движению и строительства новых шоссе.

     Республика, встав на суверенный путь развития, стала предпринимать действенные  меры по преодолению отставания инфраструктуры, в том числе одного из важнейших  ее звеньев - материально-технической  базы автотранспорта. За короткий срок были приобретены десятки асфальтобетонных заводов, асфальтоукладчиков, задействован ряд бензозаправок, создана сеть карьеров с камнедробилками. Возобновилась работа по переводу автомобилей на газовое топливо, что ощутимо снижает стоимость их эксплуатации и экологическую обстановку населенных пунктов. Построены автодорожные мосты через реку Белая в Уфе, Дюртюлях и в Гафурийском районе, через реки Бирь и Быстрый Танып в Мишкинском и Балтачевском районах, через реку Зилаир в Зилаирс-ком районе. Сданы в эксплуатацию новые автовокзалы в Уфе, Бакалах и некоторых других населенных пунктах. Создается автодорожное кольцо в обход Уфы, ведется реконструкция дорог Исянгулово-Зилаир, Сибай-Акъяр, Серменево-Старосубхангулово и отдельных участков дорог Уфа-Оренбург, Самара-Уфа-Челябинск и др. За 199171995 гг. в республике построено столько по протяженности дороге твердым покрытием, сколько за 1980-1990 гг. За 1995 - 2000 гг. строительство автомобильных дорог, мостов, автовокзалов, автозаправок получило еще больший размах.

     В последние годы в структуре перевозимых  автомобильным транспортом грузов произошли существенные изменения. Главным видом грузов стали строительные материалы. Второе место занимает продукция  сельского хозяйства, третье - грузы  для сельского хозяйства (минеральные  удобрения, нефтепродукты и т.д.). Значительная доля в перевозках автотранспорта приходится на лесные грузы и товары народного потребления.

     Среди автомобильных дорог по грузонапряженности выделяются дороги Самара-Уфа-Челябинск, Нефтекамск-Уфа-Оренбург и Уфа-Казань. Далее по интенсивности движения грузовых автомобилей следуют дороги Булгаково-Белорецк, Буздяк-Чекмагуш-Дюртюли, Октябрьский-Белебей-Бижбуляк, Стерлитамак-Раевский, отдельные участки дороги Ира-Сибай-Магнитогорск.

     В последние десятилетия особенно большое развитие получили пригородные  перевозки пассажиров, что связано  с дальнейшим углублением связей городов с окружающей территорией, в результате чего растут повседневные трудовые поездки жителей из пригородной  зоны на предприятия и в учреждения городов и обратно, расширяется  обслуживание жителей соседних поселений  культурно-бытовыми учреждениями городов, а граждан - местами отдыха в пригородной  зоне. На развитие пригородных перевозок оказывает влияние расширение индивидуального и коллективного садоводства, огородничества и дачно-жилищного строительства в пригородных зонах городов. 

     1.4 Внутренний водный транспорт  РБ 

     Река  Белая со своим судоходным притоком - рекой Уфой - составная часть  Волжско-Камского водного пути, обеспечивающего  республике связь с регионами  Западного Урала, Поволжья, Центра, Северного Кавказа и Северо-Запада РФ и выход на Каспийское, Балтийское, Азовское и Черное моря. Важную роль играет внутренний водный транспорт и во внутриреспубликанских перевозках, особенно в сообщении с северными и северо-западными районами, не имеющими железнодорожной связи с остальными частями РБ. В зоне обслуживания внутреннего водного транспорта находится 15 административных районов, на долю которых приходится 22% территории и около трети населения республики.

     Для судоходства на протяжении всего  навигационного периода используются: река Белая от устья Сима до впадения в Каму, река Уфа -от села Нижний Суян до впадения в Белую и река Кама, с которой территория республики имеет непосредственное соприкосновение на протяжении около 40 км. По большой весенней воде суда могут заходить по Уфе на 77 км выше Нижнего Суяна (до устья реки Аи), на 100 км по Симу, на 15-20 км по Юрюзани и Урюшу. Эксплуатационная длина водных путей превышает 900 км.

     Перевозки по рекам РБ производятся АО «Бельское  речное пароходство» и Башкирским филиалом АО Волжского нефтеналивного пароходства  «Волготанкер». Первое из них занимается перевозкой сухогрузов (строительные грузы, зерно и продукты перемола, лесные грузы и т.д.) и пассажиров, второе осуществляет вывоз жидкого топлива с нефтеперерабатывающих заводов РБ. Они имеют в своем составе современный самоходный, несамоходный (буксирный) сухогрузный и нефтеналивной, а также пассажирский флот, способный работать не только в пределах РБ, но и за ее пределами с выходом на судоходные реки Волжско-Камского бассейна, на Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря.

     Внутренний  водный транспорт РБ, как и железнодорожный, работает главным образом по отправлению. Но в перевозках внутреннего водного  транспорта, в отличие от перевозок  железными дорогами, более высока доля местного (внутриреспубликанского) грузообмена.

     Во  внутриреспубликанских перевозках водного транспорта основную роль играют такие массовые грузы, как минерально-строительные материалы (особенно песчано-гравийная  смесь), добываемые средствами Вельского  пароходства непосредственно со дна Белой, доставляемые баржами  строительным организациям Уфы и  других прибельских городов и районов республики. Для нужд прибрежных местностей от Уфимского воднотранспортного узла доставляют нефтепродукты, отчасти каменный уголь и товары народного потребления. На Уфимский мелькомбинат для переработки доставляется зерно с элеваторов, расположенных на нижнем течении Белой.

     Внутренним  водным транспортом из республики вывозятся, главным образом, нефтепродукты, нерудные строительные материалы, зерно, различное  оборудование, товары народного потребления. Уфимский транспортный узел выступает  значительным перевалочным пунктом  грузов с воды на железную дорогу (песчано-гравийной  смеси для последующей транспортировки  в города и районы республики и  отчасти соседних регионов, не примыкающих  к речным путям).

     По  Белой, Каме и Уфе осуществляются также пассажирские перевозки по маршрутам Уфа-Пермь-Уфа, Уфа-Казань-Уфа, Уфа-Н.Новгород-Уфа, Уфа-Астрахань-Уфа и др. 

     1.5 Воздушный транспорт 

     В силу графических особенностей расположения республики важное экономическое значение имеет воздушный транспорт. Воздушный  транспорт на территории республики начал функционировать в 1932 г., когда  был организован первый авиаотряд  в составе 4 самолетов для перевозки  почты и борьбы с вредителями  сельского хозяйства. В 1933 г. была открыта  первая местная авиалиния по кольцевому маршруту Уфа-Магнитогорск-Белорецк-Мелеуз-Мраково-Баймак-Архангельское-Уфа. В том же 1933 г. воздушным транспортом  Башкортостана перевезено 12 т почтовых грузов и 200 пассажиров .

     В послевоенные годы были установлены  авиаперевозки между Уфой и Москвой, некоторыми другими крупными городами и многими районными центрами республики. Коренной перелом в воздушном  транспорте Башкортостана произошел  в середине 60-х гг., когда в Уфе  был введен новый аэропорт и на воздушные линии вышли новые  типы самолетов (АН-24, ТУ-124, ТУ-134 и др.). Впервой половине 70-х гг. Уфимский аэропорт вошел в число 15 крупнейших аэропортов Союза. 
 
 

     2.Транспорт и дорожное хозяйство 

     Транспортная  система, развитие которой стабилизирует  и обеспечивает рост национальной экономики, имеет важное стратегическое значение для республики.

     Деятельность  грузового транспорта в 2010 году характеризовалась  ростом объема перевозок грузов и  снижением грузооборота. Транспортом  республики перевезено свыше 187,0 млн. тонн груза, что на 2,8% больше, чем в 2009 году. Положительная динамика объема перевозок наблюдалась на трубопроводном и железнодорожном транспорте. Грузооборот  транспорта республики, по оценке, выполнен в объеме 188,9 млрд. тонно-км и уменьшился на 0,5%, что обусловлено снижением объемов на трубопроводном транспорте. 
 

     2.1.Структура грузооборота транспорта в 2010 году 

     Пассажирооборот транспорта общего пользования в 2010 году ориентировочно составил 6689,0 млн. пасс.-км и снизился по сравнению с 2009 годом на 11,8%.

     На  железнодорожном транспорте объем  погрузки грузов увеличился на 4,4% по сравнению  с 2009 годом и составил 28,4 млн. тонн. Наблюдался рост погрузки кокса, угля, строительных грузов, черных металлов, химических и минеральных удобрений, хлебных грузов и лома черных металлов. По-прежнему основную долю погрузки составляет нефть и продукты ее переработки, что составляет 53,4% от общего объема погрузки грузов.

     Автомобильным транспортом за 2010 год перевезено 51,3 млн. тонн груза, в том числе  крупными и средними организациями  всех видов деятельности – 35,0 млн. тонн груза, что на 15,5% меньше, чем в 2009 году. Снижение объемов перевозок произошло практически во всех основных видах экономической деятельности. Наибольшее снижение объема перевозок грузов отмечено в сельском хозяйстве, строительстве и транспорте.

     Грузооборот автомобильного транспорта за 2010 год  составил 2688,1 млн. тонно-км, в том числе крупных и средних организаций всех видов деятельности – 1521,1 млн. тонно-км, что на 0,3% ниже уровня 2009 года.

Информация о работе Транспортная система Республики Башкортостан