Участие России в международном движении капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 15:48, контрольная работа

Описание

Цель работы изучение участие России в международном движении капитала.
Для достижения цели работы были выдвинуты следующие задачи:
1. Охарактеризовать привлечение иностранного капитала
2. Рассмотреть условия привлечения прямых иностранных инвестиций

Содержание

Введение 3
1. Привлечение иностранного капитала 5
2. Условия привлечения прямых иностранных инвестиций 9
3. Иностранные инвестиции в российскую экономику 14
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Мир.Эк. - Участие России в международном движении капитала.doc

— 289.50 Кб (Скачать документ)

Несмотря на достаточно критическое отношение международных  организаций к использованию указанных стимулов, они активно применяются большинством стран мира в конкурентной борьбе за привлечение ПИИ. Более того, в 90-х годах использование стимулирующих мер в мире знасительно расширилось. При этом страны с рыночной экономикой в своей практике больше опираются на финансовые стимулы и вложения в инвестиционную инфраструктуру, а развивающиеся страны и страны с переходной экономикой – на фискальные меры.

Для коренного изменения  сложившейся в России ситуации и  интенсификации притока ПИИ необходимо пересмотреть политику в области иностранных инвестиций. Кардинальные сдвиги в политике привлечения ПИИ предполагают использование принятых в мире принципов в отношении иностранных инвестиций, пересмотр приоритетов в отношении сфер приложения инвестиций. Россия не имеет возможности осуществлять стимулирование ПИИ в значительных масштабах. Ограниченность средств требует четкого решения таких вопросов, как методы стимулирования, на какие цели должны тратиться средства, приоритетные области привлечения ПИИ, кому, на каких условиях и кем могут предоставляться льготы.

Стратегической целью политики в сфере привлечения ПИИ должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока ПИИ в экономику России. Для этого необходима серьезная подготовительная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса. Существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Учитывая обострение конкуренции в мире за иностранные инвестиции, сопровождающееся предоставлением странами многочисленных льгот иностранным инвесторам, а главное – неблагоприятный инвестиционный климат в России, принцип национального режима в России должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов.

Наряду с применением принципа национального режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования иностранных инвестиций. В первую очередь, речь идет о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к инвесторам из каких-либо стран.

Режим в отношении ПИИ в России должен характеризоваться высокой  транспарентностью. Принцип транспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускать неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам.

Политика по отношению к ПИИ  должна включать следующие обязательные характеристики:

  • четкая последовательная стратегия, отражающая серьезность и долговременность намерений государства в привлечении ПИИ, вызывающая доверие инвесторов;
  • согласованность основных положений политики привлечения ПИИ во всех ветвях власти на региональном и федеральном уровне, а также в предпринимательских кругах;
  • соответствие деклараций и реальных действий, отсутствие конъюнктурных политических изменений, ясность конкретной программы действий органов власти федерального и регионального уровня, обеспечивающих улучшение инвестиционного климата в России в целом и субъектах РФ.

Приоритеты политики привлечения ПИИ в России должны быть сосредоточены на нескольких аспектах:

  • поощрение отдельных, важных для экономики РФ видов деятельности, включая экспорт конкурентоспособной продукции и импорт новых технологий;
  • отраслевые приоритеты: привлечение ПИИ в высокотехнологичные отрасли (информационные технологии, аэрокосмическая и атомная промышленность); отрасли, имеющие характер “узких мест” в экономике; и отрасли, обусловливающие развитие экспорта – машино- и станкостроение для лесной, нефтяной, газовой промышленности, энергетики, металлургии.
  • приоритеты в отношении компаний: в настоящее время нецелесообразно отказываться от стимулирования инвестиций крупных компаний (хотя в более отдаленной перспективе это нужно делать), но в то же время следует обратить внимание на привлечение инвестиций мелких и средних иностранных компаний, которые в гораздо большей степени нуждаются в совершенствовании общей законодательной базы стимулирования ПИИ и предоставлении гарантий стабильности условий инвестиционной деятельности на федеральном уровне;
  • приоритеты регионального развития: вместо практики создания искусственно благоприятных условий инвестиционной деятельности в отдельных субъектах РФ путем предоставления им статуса свободных экономических зон необходимо использовать новую стратегию, направленную на использование ресурсного потенциала регионов с учетом развития инфраструктуры и административных институтов, необходимых для целевого привлечения перспективных инвесторов;
  • страновые приоритеты: активизация процесса привлечения ПИИ в экономику России требует диверсификации страновых источников притока инвестиций как за счет экономически развитых стран, так и стран с динамично развивающимися рынками.4

В соответствии с международной  практикой, важным средством реализации приоритетов может стать создание специфических стимулов для прямых инвестиций. В ближайшей перспективе стоит задача четкого определения возможных изъятий из национального режима хозяйственной деятельности. При этом, как и другим странам с переходной экономикой, России придется в большей степени опираться на фискальные (налоговые и таможенные льготы), нежели на финансовые льготы. Расширение круга льгот может происходить только в рамках соблюдения принципа РНБ, т.е. использование индивидуальных льгот для инвесторов из отдельных стран категорически исключено. Дискуссия о допустимости льгот для иностранных инвесторов после десяти лет ожидания инвестиционного бума вообще основана на возможности очень быстрого формирования благоприятного инвестиционного климата. Международная практика показывает, что создание такого климата и приток инвестиций тесно взаимосвязаны. В этом контексте прямой задачей Правительства остается определить, что является более важным и существенным: получение налогов от доходов на сравнительно небольшие по объемам инвестиции, лишенные всяких льгот; или предоставление льгот, способных наряду с другими мерами дать эффект в виде достаточно быстрого и значительного притока ПИИ и, соответственно, роста налоговых поступлений в будущем.

 

3. Иностранные инвестиции в российскую экономику

 

В 2009 г. интерес иностранных инвесторов к вложениям в российскую экономику заметно вырос. Объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор российской экономики без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США, в I квартале 2010 г. составил 24,5 млрд.долл., что в 2,8 раза превышает показатель I квартала 2009 г.

Благоприятным является тот факт, что впервые объемы иностранных вложений в российскую экономику превысили инвестиции из России за рубеж более чем в 2 раза.

В относительном и  в абсолютном выражении наибольший рост в I квартале текущего года отмечен  в сегменте прочих инвестиций, которые выросли в 3,1 раза (до 14,67 млрд. долл.) по сравнению с I кварталом 2009 г. Прямые вложения за рассматриваемый период увеличились в 2,5 раза и достигли 9,76 млрд. долл. Портфельные инвестиции снизились на 14,2% до 197 млн. долл.5

Поскольку темпы роста прямых инвестиций в I квартале текущего года оказались ниже темпов роста общего показателя, их доля в структуре совокупных вложений в российскую экономику снизилась.

 

Таблица 1

Структура иностранных инвестиций, поступивших в РФ в 2005-2009 гг.

 

2005

2006

2007

2008

2009

Прямые инвестиции

16,5%

23,9%

31,9%

43,7%

39,5%

Портфельные инвестиции

0,3%

1,4%

1,3%

2,6%

0,8%

Прочие инвестиции

83,2%

74,6%

66,8%

53,6%

59,6%


 

Говоря о прямых инвестициях, следует отметить, что в их структуре  до 76,5% выросла доля кредитов, полученных от зарубежных совладельцев организаций (2008 г. - 13,1%). Взносы в уставный капитал предприятий, находящихся на территории РФ, в структуре прямых инвестиций составили по итогам 2009г. 20,6% (2008 г. - 46,0%).

Таблица 2

Прямые иностранные инвестиции, поступившие в РФ в 2006-2009 гг.

 

В млн.долл.

Изменение в % к соотв. периоду пред. года

2006

2007

2008

2009

2006

2007

2008

2009

Прямые иностранные инвестиции, всего

1476

1919

3845

9756

142,8

130,0

в 2 р.

в 2,5 р.

В том числе:

- взносы в уставной капитал

1058

1564

1768

2008

в 3,4 раза

147,8

113,0

113,5

- кредиты от совладельцев предприятий

321

324

504

7463

76,3

101,0

155,6

в 14,8 р.

- прочие прямые инвестиции

97

31

1573

287

32,0

32,0

в 50 р.

18,2


 

В 2009 г. темпы роста иностранных вложений в строительство, торговлю, транспорт и связь существенно превысили аналогичные показатели других отраслей, что отразилось на увеличении их долей в отраслевой структуре. Как и в предыдущие годы, наибольший объем иностранных вложений направлялся в промышленность, хотя их доля в отраслевой структуре заметно снизилась. Второе место по привлекательности для иностранных инвесторов занимает торговля и общественное питание.

 

Таблица 3

Отраслевая структура  иностранных инвестиций в российскую экономику в 2007-2009 гг.

 

В млн.долл.

В

% к итогу

Изменение в % к периоду пред.

соотв. период года

2007

2008

2009

2007

2008

2009

2007

2008

2009

Промышленность

3346

5214

11899

55,6

59,3

48,3

115,4

155,8

в 2,3 р.

Строительство

20

25

272

0,3

0,3

1,1

36,4

125,0

в 10,9 р.

Транспорт и связь

781

701

2 740

13,0

8,0

11,1

в 4,8 р.

89,8

в 3,9 р.

Торговля и общественное питание

1094

1635

7 895

18,2

18,6

32,1

56,6

149,5

в 4,8 р.

Коммерческая

                 

деятельность по обслуживанию

461

434

891

7,7

4,9

3,6

85,2

94,1

в 2,1 р.

рынка Финансы, кредит, страхование, пенс-ое обеспечение

261

689

821

4,3

7,8

3,3

110,6

в 2,6 р.

119,2

Прочие отрасли

58

792

106

1,0

9,0

0,4

17,0

в 13,7 р.

13,4


 

По итогам 2009 г. в связи с сохранением высоких цен на нефть среди производственных отраслей, по-прежнему, наибольшей популярностью пользовалась добыча топливно-энергетических ископаемых, инвестиции в которую увеличились в 3,1 раза до 8,2 млрд. долл. Инвестиции в российский обрабатывающий сектор по сравнению с 2008 годом в 1,5 раза и составили 3,4 млрд. долл. Среди обрабатывающих отраслей в 2009 г. наибольший объем инвестиций был направлен в металлургию (987 млн.долл. или 29,3% совокупного объема иностранных инвестиций, поступившего в обрабатывающие отрасли промышленности), пищевую (621 млн.долл. или 18,5%) и химическую (360 млн.долл. или 10,7%) промышленность.

 

Рис. 1. Отраслевая структура  иностранных инвестиций в промышленность в 2009 г. (в скобках приведены данные за 2008 г)

 

Структура иностранных  инвестиций, направленных в 2009 г. в промышленность, отличается от аналогичной структуры совокупных иностранных вложений в российскую экономику более высоким удельным весом прямых инвестиций. Прямые инвестиции в промышленность выросли по сравнению с 2008 г. в 2,9 раза, в то время как прочие инвестиции в промышленность увеличились на 62,7%.

Таблица 4

Иностранные инвестиции в промышленность в 2005—2009 гг.

 

2005

2006

2007

2008

2009

Прямые инвестиции

27,0%

35,5%

43,2%

56,2%

70,3%

Портфельные инвестиции

0,8%

0,3%

2,2%

3,5%

1,0%

Прочие инвестиции

72,2%

64,2%

54,5%

40,3%

28,7%


 

Прямые инвестиции в  промышленность в 2009 г. составили 85,8% совокупных прямых иностранных вложений в российскую экономику (2008 г. - 76,2%). Удельный вес в соответствующих совокупных показателях для портфельных и прочих вложений в промышленность оценивается в 58,9% и 23,3% (2008 г. - 79,6% и 55,0%, соответственно).

В 2009 г. произошли изменения в географической структуре иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику за данный период. В первую пятерку стран-инвесторов в российскую экономику вошла Ирландия, инвестиции которой оцениваются в 1,7 млрд. долл. Около 80% вложений из Ирландии было направлено в сферу транспорта и связи.6

Как и в 2007 г., Нидерланды заняли лидирующую позицию в списке основных стран-инвесторов в РФ (по итогам 2008 г. Нидерланды находились на 3-ей позиции). Их вложения в 2009 г. выросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 7 раз и составили 7,76 млрд.долл. Из данной суммы 7,44 млрд.долл. (95,9%) пришлось на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, что составляет 88,2% всех иностранных инвестиций в данную отрасль.

Информация о работе Участие России в международном движении капитала