Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 15:48, контрольная работа
Цель работы изучение участие России в международном движении капитала.
Для достижения цели работы были выдвинуты следующие задачи:
1. Охарактеризовать привлечение иностранного капитала
2. Рассмотреть условия привлечения прямых иностранных инвестиций
Введение 3
1. Привлечение иностранного капитала 5
2. Условия привлечения прямых иностранных инвестиций 9
3. Иностранные инвестиции в российскую экономику 14
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Несмотря на достаточно
критическое отношение
Для коренного изменения сложившейся в России ситуации и интенсификации притока ПИИ необходимо пересмотреть политику в области иностранных инвестиций. Кардинальные сдвиги в политике привлечения ПИИ предполагают использование принятых в мире принципов в отношении иностранных инвестиций, пересмотр приоритетов в отношении сфер приложения инвестиций. Россия не имеет возможности осуществлять стимулирование ПИИ в значительных масштабах. Ограниченность средств требует четкого решения таких вопросов, как методы стимулирования, на какие цели должны тратиться средства, приоритетные области привлечения ПИИ, кому, на каких условиях и кем могут предоставляться льготы.
Стратегической целью политики в сфере привлечения ПИИ должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока ПИИ в экономику России. Для этого необходима серьезная подготовительная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса. Существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Учитывая обострение конкуренции в мире за иностранные инвестиции, сопровождающееся предоставлением странами многочисленных льгот иностранным инвесторам, а главное – неблагоприятный инвестиционный климат в России, принцип национального режима в России должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов.
Наряду с применением принципа национального режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования иностранных инвестиций. В первую очередь, речь идет о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к инвесторам из каких-либо стран.
Режим в отношении ПИИ в России должен характеризоваться высокой транспарентностью. Принцип транспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускать неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам.
Политика по отношению к ПИИ должна включать следующие обязательные характеристики:
Приоритеты политики привлечения ПИИ в России должны быть сосредоточены на нескольких аспектах:
В соответствии с международной практикой, важным средством реализации приоритетов может стать создание специфических стимулов для прямых инвестиций. В ближайшей перспективе стоит задача четкого определения возможных изъятий из национального режима хозяйственной деятельности. При этом, как и другим странам с переходной экономикой, России придется в большей степени опираться на фискальные (налоговые и таможенные льготы), нежели на финансовые льготы. Расширение круга льгот может происходить только в рамках соблюдения принципа РНБ, т.е. использование индивидуальных льгот для инвесторов из отдельных стран категорически исключено. Дискуссия о допустимости льгот для иностранных инвесторов после десяти лет ожидания инвестиционного бума вообще основана на возможности очень быстрого формирования благоприятного инвестиционного климата. Международная практика показывает, что создание такого климата и приток инвестиций тесно взаимосвязаны. В этом контексте прямой задачей Правительства остается определить, что является более важным и существенным: получение налогов от доходов на сравнительно небольшие по объемам инвестиции, лишенные всяких льгот; или предоставление льгот, способных наряду с другими мерами дать эффект в виде достаточно быстрого и значительного притока ПИИ и, соответственно, роста налоговых поступлений в будущем.
В 2009 г. интерес иностранных инвесторов к вложениям в российскую экономику заметно вырос. Объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор российской экономики без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США, в I квартале 2010 г. составил 24,5 млрд.долл., что в 2,8 раза превышает показатель I квартала 2009 г.
Благоприятным является тот факт, что впервые объемы иностранных вложений в российскую экономику превысили инвестиции из России за рубеж более чем в 2 раза.
В относительном и в абсолютном выражении наибольший рост в I квартале текущего года отмечен в сегменте прочих инвестиций, которые выросли в 3,1 раза (до 14,67 млрд. долл.) по сравнению с I кварталом 2009 г. Прямые вложения за рассматриваемый период увеличились в 2,5 раза и достигли 9,76 млрд. долл. Портфельные инвестиции снизились на 14,2% до 197 млн. долл.5
Поскольку темпы роста прямых инвестиций в I квартале текущего года оказались ниже темпов роста общего показателя, их доля в структуре совокупных вложений в российскую экономику снизилась.
Таблица 1
Структура иностранных инвестиций, поступивших в РФ в 2005-2009 гг.
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Прямые инвестиции |
16,5% |
23,9% |
31,9% |
43,7% |
39,5% |
Портфельные инвестиции |
0,3% |
1,4% |
1,3% |
2,6% |
0,8% |
Прочие инвестиции |
83,2% |
74,6% |
66,8% |
53,6% |
59,6% |
Говоря о прямых инвестициях, следует отметить, что в их структуре до 76,5% выросла доля кредитов, полученных от зарубежных совладельцев организаций (2008 г. - 13,1%). Взносы в уставный капитал предприятий, находящихся на территории РФ, в структуре прямых инвестиций составили по итогам 2009г. 20,6% (2008 г. - 46,0%).
Таблица 2
Прямые иностранные инвестиции, поступившие в РФ в 2006-2009 гг.
В млн.долл. |
Изменение в % к соотв. периоду пред. года | |||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Прямые иностранные инвестиции, всего |
1476 |
1919 |
3845 |
9756 |
142,8 |
130,0 |
в 2 р. |
в 2,5 р. |
В том числе: - взносы в уставной капитал |
1058 |
1564 |
1768 |
2008 |
в 3,4 раза |
147,8 |
113,0 |
113,5 |
- кредиты от совладельцев |
321 |
324 |
504 |
7463 |
76,3 |
101,0 |
155,6 |
в 14,8 р. |
- прочие прямые инвестиции |
97 |
31 |
1573 |
287 |
32,0 |
32,0 |
в 50 р. |
18,2 |
В 2009 г. темпы роста иностранных вложений в строительство, торговлю, транспорт и связь существенно превысили аналогичные показатели других отраслей, что отразилось на увеличении их долей в отраслевой структуре. Как и в предыдущие годы, наибольший объем иностранных вложений направлялся в промышленность, хотя их доля в отраслевой структуре заметно снизилась. Второе место по привлекательности для иностранных инвесторов занимает торговля и общественное питание.
Таблица 3
Отраслевая структура иностранных инвестиций в российскую экономику в 2007-2009 гг.
В млн.долл. |
В |
% к итогу |
Изменение в % к периоду пред. |
соотв. период года | |||||
2007 |
2008 |
2009 |
2007 |
2008 |
2009 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Промышленность |
3346 |
5214 |
11899 |
55,6 |
59,3 |
48,3 |
115,4 |
155,8 |
в 2,3 р. |
Строительство |
20 |
25 |
272 |
0,3 |
0,3 |
1,1 |
36,4 |
125,0 |
в 10,9 р. |
Транспорт и связь |
781 |
701 |
2 740 |
13,0 |
8,0 |
11,1 |
в 4,8 р. |
89,8 |
в 3,9 р. |
Торговля и общественное питание |
1094 |
1635 |
7 895 |
18,2 |
18,6 |
32,1 |
56,6 |
149,5 |
в 4,8 р. |
Коммерческая |
|||||||||
деятельность по обслуживанию |
461 |
434 |
891 |
7,7 |
4,9 |
3,6 |
85,2 |
94,1 |
в 2,1 р. |
рынка Финансы, кредит, страхование, пенс-ое обеспечение |
261 |
689 |
821 |
4,3 |
7,8 |
3,3 |
110,6 |
в 2,6 р. |
119,2 |
Прочие отрасли |
58 |
792 |
106 |
1,0 |
9,0 |
0,4 |
17,0 |
в 13,7 р. |
13,4 |
По итогам 2009 г. в связи с сохранением высоких цен на нефть среди производственных отраслей, по-прежнему, наибольшей популярностью пользовалась добыча топливно-энергетических ископаемых, инвестиции в которую увеличились в 3,1 раза до 8,2 млрд. долл. Инвестиции в российский обрабатывающий сектор по сравнению с 2008 годом в 1,5 раза и составили 3,4 млрд. долл. Среди обрабатывающих отраслей в 2009 г. наибольший объем инвестиций был направлен в металлургию (987 млн.долл. или 29,3% совокупного объема иностранных инвестиций, поступившего в обрабатывающие отрасли промышленности), пищевую (621 млн.долл. или 18,5%) и химическую (360 млн.долл. или 10,7%) промышленность.
Рис. 1. Отраслевая структура иностранных инвестиций в промышленность в 2009 г. (в скобках приведены данные за 2008 г)
Структура иностранных инвестиций, направленных в 2009 г. в промышленность, отличается от аналогичной структуры совокупных иностранных вложений в российскую экономику более высоким удельным весом прямых инвестиций. Прямые инвестиции в промышленность выросли по сравнению с 2008 г. в 2,9 раза, в то время как прочие инвестиции в промышленность увеличились на 62,7%.
Таблица 4
Иностранные инвестиции в промышленность в 2005—2009 гг.
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Прямые инвестиции |
27,0% |
35,5% |
43,2% |
56,2% |
70,3% |
Портфельные инвестиции |
0,8% |
0,3% |
2,2% |
3,5% |
1,0% |
Прочие инвестиции |
72,2% |
64,2% |
54,5% |
40,3% |
28,7% |
Прямые инвестиции в промышленность в 2009 г. составили 85,8% совокупных прямых иностранных вложений в российскую экономику (2008 г. - 76,2%). Удельный вес в соответствующих совокупных показателях для портфельных и прочих вложений в промышленность оценивается в 58,9% и 23,3% (2008 г. - 79,6% и 55,0%, соответственно).
В 2009 г. произошли изменения в географической структуре иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику за данный период. В первую пятерку стран-инвесторов в российскую экономику вошла Ирландия, инвестиции которой оцениваются в 1,7 млрд. долл. Около 80% вложений из Ирландии было направлено в сферу транспорта и связи.6
Как и в 2007 г., Нидерланды заняли лидирующую позицию в списке основных стран-инвесторов в РФ (по итогам 2008 г. Нидерланды находились на 3-ей позиции). Их вложения в 2009 г. выросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 7 раз и составили 7,76 млрд.долл. Из данной суммы 7,44 млрд.долл. (95,9%) пришлось на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, что составляет 88,2% всех иностранных инвестиций в данную отрасль.
Информация о работе Участие России в международном движении капитала