Участие России в международном движении капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:33, курсовая работа

Описание

Комплексный анализ современных особенностей и основных тенденций международного движения капитала, мировой практики регулирования иностранных инвестиций и регулирования иностранного капитала в России, анализ современной российской инвестиционной позиции и выработка предложений по совершенствованию инвестиционного климата и государственной инвестиционной политики.

Содержание

1.1 СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ КАПИТАЛА. ОСНОВНЫЕ СТРАНЫ ИНВЕСТОРЫ
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ КАПИТАЛА
1.4 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВЫВОЗЕ КАПИТАЛА
1.5 Регулирование иностранных инвестиций
1. 6 Структура иностранных инвестиций в экономику РФ
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа(5).doc

— 302.50 Кб (Скачать документ)

          

                       

                       1.4 Современные тенденции в вывозе капитала. 

              В настоящее время в процессе  международной миграции капитала  проявился ряд устойчивых тенденций,  из которых можно выделить  следующие: вывоз государственного  капитала растет меньшими темпами  по сравнению с экспортом частного капитала; На западе работают сейчас на предприятиях, принадлежащих иностранным компаниям, отсюда  четко прослеживается тенденция перекрестной миграции капитала в рамках промышленно развитых стран. На долю промышленно развитых стран приходится более 70% всех иностранных инвестиций; в качестве экспортеров капитала выступает ряд развивающихся стран (Сингапур, Сянган, Республика Корея, Саудовская Аравия, Бразилия и ряд других); все больше в процесс  миграции капитала вовлекаются такие страны, такие, как Польша, Венгрия, Чехия, а также КНР, и страны СНГ.[14]     

               Международное движение капитала  оказывает огромное влияние на  мировую экономику. Подобное влияние  проявляется, прежде всего в  том, что международный трансферт  капитала способствует росту мировой экономики. Капитал за границей ищет более прибыльного приложения и прироста в мировых масштабах. Для стран — импортеров капитала решается проблема нехватки производственного капитала, увеличивается инвестиционная активность, ускоряются темпы экономического роста, углубляется МРТ и международное сотрудничество. Взаимные инвестиции укрепляют экономические связи, способствуют углублению международной специализации и кооперации производства, увеличению объемов взаимного товарообмена между странами.

              В целом, играя стимулирующую  роль в развитии мировой экономики,  международное движение капитала  имеет различные последствия  для стран — экспортеров и  импортеров капитала. Так, например, рассматривая вывоз капитала  за рубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций может привести к замедлению их экономического развития, отрицательно сказаться на уровне занятости и на состоянии платежного баланса. Страны, импортирующие капитал, имеют возможность создать новые рабочие места, получить новые технологии, эффективный менеджмент, а следовательно, ускорить в стране научно-технический прогресс и обеспечить экономический рост, улучшить платежный баланс.

             При этом не исключены негативные  последствия от вывоза капитала. Например, бесконтрольный экспорт может лишить национального производителя источников внутреннего инвестирования, как следствия отсутствие  рабочих мест и безработица.

Положительные и отрицательные последствия  миграции капитала имеют достаточно условный характер и не учитывают многочисленные исключения. Тем не менее, международное движение капитала играет в целом стимулирующую роль в развитии мировой экономики.

            В последнее время объемы внешней  торговли постоянно растут, но  очень часто этот рост был связан с перемещением капитала, то есть экспорт капитала стал средством поощрения вывоза товаров за границу. Это происходило в силу следующих обстоятельств:

вывоз капитала в товарной форме означает поставки машин, оборудования, технологий и т. д.;

вывоз капитала - это кредиты, предоставляемые на покупку товара  стране кредитором;

вывоз капитала - это внутрифирменные поставки товара в рамках транснациональных  корпораций (ТНК). [1]     

        Прямые инвестиции обнаружили  тенденцию к ускоренному росту. В середине 60-х годов объем прямых инвестиций составил 108 млрд. долларов; а в начале  21 века - 4 трлн. долларов.

       Для малых и средних предприятий  вывоз капитала является положительным  моментом, т.к.  связан с продвижением товаров на зарубежные рынки.

         В последнее время с появлением  транснациональных банков происходит  ускорение финансирования крупных  промышленных проектов в зарубежных  странах.

       Изменилась также и  роль  государства в  вывоза капитала. Государство стало крупнейшим  экспортером капитала, гарантом вывоза частного капитала, особенно при поддержке таких международных валютно-кредитных организаций, как  МФК и ЕБРР. Создаются специальные государственные организации, занимающиеся страхованием экспортных кредитов.

       Число зарубежных филиалов ТНК постоянно растет, преимущественно за счет выхода на мировой рынок компаний среднего и даже небольшого размера. Но основу ТНК по-прежнему составляют крупные корпорации с десятками зарубежных филиалов. Так, на 100 крупнейших транснациональных корпораций приходится шестая часть накопленных в мире иностранных прямых инвестиций. Эти корпорации почти все из развитых стран, именно в этих странах расположены штаб-квартиры их родительских компаний. Однако число ТНК из стран развивающихся и с переходной экономикой активно растет, преимущественно за счет фирм из новых индустриальных стран (Мексики, Бразилии, Малайзии и др.), а также Китая и России.

        В результате картина современной  международной экономической жизни  создается, прежде всего, теми компаниями, которые не только активно торгуют с зарубежными странами, но и активно инвестируют там.

Для компаний многих стран производство товаров  и услуг за рубежом уже стало  важнейшим способом работы на внешнем  рынке. ТНК США и Японии реализовали  таким способом соответственно 1/2 и 1/4 всей продаваемой ими за рубежом продукции.

            

          1.5 Регулирование иностранных инвестиций

    

Различают два способа регулирования иностранных инвестиций: национально-правовой и международно-правовой.

     Национально-правовое регулирование  основано на использовании норм  и институтов традиционных отраслей  национальной системы права (административное, гражданское и др.). В большинстве  стран сложился свод законов по иностранным инвестициям - инвестиционные законы. [4]     

Основные  положения национально-правового  регулирования:

1) условия  и  правовые гарантии иностранных  инвестиций в принимающей стране. Цель этих гарантий - обеспечение  взаимных интересов принимающей страны и иностранных инвесторов. По существу речь идет об отсутствии дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными.

2) Предоставление иностранным инвесторам льгот и привилегий, так как иностранные инвестиции связаны с повышенным политическим и коммерческим рисками, дополнительными расходами на транспорт, связь и многое другое. К числу наиболее распространенных льгот, предоставляемых иностранному инвестору относятся:

- освобождение  на различный период от налогов доходов, прибылей и дивидендов иностранных инвесторов;

- предоставление  льготного режима по налогообложению в отношении реинвестиций;

- освобождение от налогов заработной платы и других видов вознаграждений за работу, выплачиваемых иностранным специалистам, привлеченных на контрактных началах;

- освобождение  от таможенных пошлин временно или постоянно ввозимых имущества, оборудования, сырья и материалов, которые отсутствуют на местном рынке и идут на производство экспортной продукции.

3) защита  от политических рисков. В законодательстве  об иностранных инвестициях обычно  оговаривается, что национализация  иностранной частной собственности  может осуществляться только  в исключительных случаях с  гарантией справедливой и равноценной компенсации.

4) положение  о разрешении инвестиционных  споров. Если раньше их рассматривали  на основе национальных арбитражных институтов и правил, то сегодня происходят изменения в пользу международных арбитражных институтов и правил.

   Для притока иностранных инвестиций недостаточно создания только экономических и правовых условий, необходима политическая стабильность в принимающей стране.

    Что касается  международно-правового регулирования иностранных инвестиций, в этом случае регулирование иностранных инвестиций складывается из специальных межгосударственных соглашений, предметом регулирования которых являются отношения, связанные с движением иностранных инвестиций частного капитала. Существуют двусторонние и многосторонние международные соглашения, в которых формулируются  стандарты – т.е.  международные правила, в соответствии с которыми государство-участник берет на себя обязательство следовать предусмотренным в международном праве принципам правового регулирования иностранных инвестиций.

Приняты и действуют следующие межгосударственные соглашения:

1. Вашингтонская конвенция 1965 г. «О разрешении инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными частными инвесторами в международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) при МБРР». Нормы в этой Конвенции для регулирования процедуры разрешения споров можно разделить на две группы: касающиеся примирительной процедуры; регламентирующие порядок арбитражного производства.

2. Сеульская  конвенция 1985 г. о создании  Международного агентства по  страхованию иностранных частных  инвестиций (МАСИЧИ) при МБРР. При  этом составляется договор страхования, сторонами которого выступают МАСИЧИ (страховщик) и иностранный инвестор (страхователь). В соответствии с контрактом МАСИЧИ обязуется выплатить страхователю определенную в договоре сумму, которую обычно составляет процент от суммы понесенных иностранным инвестором убытков, возникших в результате наступления одного из перечисленных в контракте случаев политических рисков. [11]     

    В Договоре к Энергетической хартии  от 1994 г. предусмотрено, что каждая договаривающаяся сторона в соответствии с положениями этого договора поощряет и создает стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия для инвесторов других договаривающихся сторон с целью осуществления капиталовложений на ее территории. Эти условия включают обязательство предоставлять в любое время в отношении капиталовложений инвесторов других договаривающихся сторон справедливый и равный режим Принципы, имеющие самое непосредственное отношение к гарантиям в отношении инвестиций, закреплены в таких международно-правовых документах, как резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, предусматривающие право государства на национализацию и условия ее проведения (в частности, выплату компенсации собственнику национализированного имущества).

    К таким договорам относятся международные  соглашения, подписанные в результате завершения в 1995 г. уругвайского раунда переговоров, проводимых в рамках ГАТТ, приведших к созданию Всемирной  торговой организации (ВТО). Это - Соглашение об инвестиционных мерах, связанных с торговлей (ТРИМС), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС). В этих соглашениях содержатся обязательства государств - членов ВТО по регулированию инвестиций, осуществляемых в форме вложения капитала (вложений в основные фонды действующих или создаваемых предприятий), в форме оказания услуг, в форме новейших технологий и средств индивидуализации товаров и услуг. [9]     

    В законодательстве об иностранных инвестициях, а также международных договорах применяются различные подходы к определению понятия режима иностранных инвестиций. В одном варианте речь идет о национальном режиме. В этом случае иностранным инвесторам предоставляется режим не менее благоприятный, чем отечественным инвесторам, иными словами, иностранные инвесторы приравниваются к отечественным. В другом варианте инвесторам одной страны предоставляется режим не менее благоприятный по сравнению с тем, который предоставляется инвесторам иного иностранного государства.

    Предоставление  иностранным инвесторам соответствующего режима означает, и это прямо предусмотрено  в международных договорах, что  не должна допускаться дискриминация. В международных документах, касающихся режима иностранных инвестиций, подчеркивается, что равный режим для инвесторов, действующих в равных обстоятельствах, а также свободная конкуренция между ними являются условиями для создания благоприятного инвестиционного климата, а правовой режим определяется как справедливый и равноправный (Руководство МБРР). Согласно Руководству по регулированию прямых иностранных инвестиций МБРР, под «справедливым режимом» понимается режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый государством национальным инвесторам в аналогичных обстоятельствах. Это касается, прежде всего, защиты права собственности инвесторов, контроля и извлечения материальной выгоды, выдачи разрешения на наем рабочей силы, лицензирования экспорта, импорта и других юридических аспектов. В то же время в отношении других вопросов, не касающихся национальных инвесторов, «режим, определяемый в законодательстве государства, а также отдельные правила регулирования не должны носить дискриминационного характера для иностранных инвесторов из разных государств, т.е. не должны применяться с учетом их национальной (государственной) принадлежности» Иностранные инвестиции  в РФ и их регулирование.

Информация о работе Участие России в международном движении капитала