Можно
разделить аспекты регулирования
иностранных инвестиций в РФ на правовое
регулирование и административное.
Правовое регулирование любых общественных
отношений начинается с определения в
законе тех или иных ключевых понятий.
К таким ключевым понятиям можно отнести
категорию «иностранная инвестиция» Определение
этой категории имеет большое теоретическое
и практическое значение. Государство,
признавая то или иное лицо иностранным
инвестором, тем самым признает его право
на льготы и гарантии, провозглашенные
в законе.
Основным
законом, призванным регулировать инвестиционную
деятельность иностранных инвесторов
в РФ, является № 160-ФЗ «Об иностранных
инвестициях в РФ» от 25 июня 1999 года (в
ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ,
от 25.07.2002 N 117-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 22.07.2005
N 117-ФЗ, от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от
29.04.2008 N 58-ФЗ).
Федеральный
закон «Об иностранных инвестициях
в РФ» регулирует отношения, связанные
с государственными гарантиями прав
иностранных инвесторов при осуществлении
ими инвестиций на территории Российской
Федерации.
В
этом ФЗ приведены определения таким
понятиям как:
иностранный
инвестор - иностранное юридическое
лицо, гражданская правоспособность
которого определяется в соответствии
с законодательством государства,
в котором оно учреждено; иностранная
организация, не являющаяся юридическим
лицом, гражданская правоспособность
которой определяется в соответствии
с законодательством государства, в котором
она учреждена; иностранный гражданин,
гражданская правоспособность и дееспособность
которого определяются в соответствии
с законодательством государства его
гражданства и который вправе в соответствии
с законодательством указанного государства
осуществлять инвестиции на территории
Российской Федерации; лицо без гражданства,
которое постоянно проживает за пределами
Российской Федерации, гражданская правоспособность
и дееспособность которого определяются
в соответствии с законодательством государства
его постоянного места жительства; международная
организация, которая вправе в соответствии
с международным договором Российской
Федерации осуществлять инвестиции на
территории Российской Федерации; иностранные
государства в соответствии с порядком,
определяемым федеральными законами;
иностранная
инвестиция - вложение иностранного капитала
в объект предпринимательской деятельности
на территории РФ.
Также
закон определяет основные гарантии
прав иностранных инвесторов на инвестиции
и получаемые от них доходы и прибыль и
условия предпринимательской деятельности
иностранных инвесторов на территории
Российской Федерации.
В
соответствии с ФЗ «Об иностранных
инвестициях в РФ» государство
предоставляет иностранному инвестору
следующие права и гарантии:
1)
иностранный инвестор может участвовать
в приватизации объектов государственной
и муниципальной собственности
путем приобретения прав собственности
на государственное и муниципальное
имущество или доли, долей (вклада) в уставном
(складочном) капитале приватизируемой
организации;
2)
гарантия предоставления иностранному
инвестору права на земельные
участки, другие природные ресурсы,
здания, сооружения и иное недвижимое
имущество;
Право
аренды земельного участка может быть
приобретено коммерческой организацией
с иностранными инвестициями на торгах
(аукционе, конкурсе).
Одним
из важнейших законодательных актов,
регулирующих иностранные инвестиции
в РФ стал новый Федеральный закон
т 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления
иностранных инвестиций в хозяйственные
общества, имеющие стратегическое значение
для обеспечения обороны страны и безопасности
государства», который ограничил участие
иностранцев в 42 секторов экономики. В
соответствии с данным законом иностранный
инвестор будет обязан получить разрешение
у властей РФ, если в результате сделки
станет владельцем более 50 процентов акций
предприятия, относящегося к стратегической
отрасли, и 10 и более процентов акций стратегического
предприятия, использующего недра федерального
значения.
Что
касается административного аспекта
регулирования иностранных инвестиций
в РФ, то в соответствии с Федеральным
конституционным законом от 17.12.1997
N 2-ФКЗ (ред. от 30.12.2008 с изм. и доп.,
вступившими в силу с 10.01.2009) «О Правительстве
Российской Федерации» Правительство
Российской Федерации разрабатывает и
реализует государственную политику в
сфере международного инвестиционного
сотрудничества. Правительство Российской
Федерации определяет целесообразность
введения запретов и ограничений осуществления
иностранных инвестиций на территории
Российской Федерации, определяет меры
по контролю за деятельностью иностранных
инвесторов в Российской Федерации, разрабатывает
и обеспечивает реализацию федеральных
программ привлечения иностранных инвестиций,
привлекает инвестиционные кредиты международных
финансовых организаций и иностранных
государств на финансирование Бюджета
развития Российской Федерации и инвестиционных
проектов федерального значения, осуществляет
взаимодействие с субъектами Российской
Федерации по вопросам международного
инвестиционного сотрудничества, осуществляет
контроль за подготовкой и заключением
инвестиционных соглашений с иностранными
инвесторами о реализации ими крупномасштабных
инвестиционных проектов, осуществляет
контроль за подготовкой и заключением
международных договоров Российской Федерации
о поощрении и взаимной защите инвестиций.
[2]
Согласно
статье 24 Федерального закона «Об иностранных
инвестициях в РФ» Правительство
Российской Федерации определяет федеральный
орган исполнительной власти, ответственный
за координацию привлечения прямых иностранных
инвестиций в экономику Российской Федерации.
По
состоянию на конец сентября 2009 г. накопленный
иностранный капитал в экономике России
составил 251,3 млрд.долларов США, что на
27,0% больше по сравнению с соответствующим
периодом предыдущего года. Наибольший
удельный вес в накопленном иностранном
капитале приходился на прочие инвестиции,
осуществляемые на возвратной основе
- 50,7% (на конец сентября 2009 г. - 53,5%), доля
прямых составила 46,9% (44,4%), портфельных
- 2,4% (2,1%).
Основные
страны-инвесторы в январе-сентябре
2009 г. - Кипр, Соединенное Королевство
(Великобритания), Нидерланды, Германия,
Люксембург, Франция, Виргинские (Британские)
острова. На долю этих стран приходилось
78,0% от общего объема накопленных иностранных
инвестиций, 81,1% общего объема накопленных
прямых иностранных инвестиций.
В
январе-сентябре 2009 г. в экономику России
поступило 75,8 млрд. долларов иностранных
инвестиций, что на 13,8% меньше, чем в январе-сентябре
2008 года. В I квартале 2008г. поступило иностранных
инвестиций 17,3 млрд.долларов США (на 29,9%
меньше соответствующего периода предыдущего
года), во II квартале - 29,3 млрд.долларов
США (меньше на 18,0%), в III квартале - 29,2 млрд.долларов
США (больше на 6,1%). Объем погашенных инвестиций,
поступивших ранее в Россию из-за рубежа,
составил в январе-сентябре 2009 г. 48,1 млрд.долларов,
или на 30,7% больше, чем в январе-сентябре
2008 года. В I квартале 2009г. объем погашенных
инвестиций 14,3 млрд.долларов США (на 18,0%
меньше соответствующего периода предыдущего
года), во II квартале - 20,0 млрд.долларов
США (меньше на 54,2%), в III квартале - 13,8 млрд.долларов
США (меньше на 5,7%). Объем инвестиций из
России, накопленных за рубежом, на конец
сентября 2009. составил 52,7 млрд.долларов.
В январе-сентябре 2008г. из России за рубеж
направлено 91,3 млрд.долларов иностранных
инвестиций, или на 68,6% больше, чем в январе-сентябре
2007года. Объем погашенных инвестиций,
направленных ранее из России за рубеж,
составил 81,5 млрд.долларов, или на 96,9% больше,
чем в январе-сентябре 2007 года.
Теперь рассмотрим отраслевую
структуру иностранных инвестиций
в экономику РФ, которая представлена
в таблице 2.
|
В млн.долл. |
2007 |
2008 |
2009 |
Промышленность |
4 721 |
5 662 |
3 332 |
Транспорт
и связь |
1 947 |
1 259 |
610 |
Торговля
и общественное питание |
1 954 |
5 290 |
3 800 |
Коммерческая
деятельность по обслуживанию рынка |
271 |
792 |
355 |
Финансы,
кредит, страхование, пенсионное обеспечение |
274 |
127 |
72 |
Прочие
отрасли |
1 791 |
1 128 |
974 |
|
Таблица
2. Отраслевая структура иностранных
инвестиций в российскую экономику
в 2007-2009 гг.
Что касается
структуры накопленных иностранных
инвестиций по основным странам-инвесторам,
результаты приведены в следующей таблице
(табл. 3)
|
Накоплено
на 01.01.2008 г., млн.долл. |
Изменение
к 01.01.2007 г., % |
Всего |
Прямые |
Портф. |
Прочие |
Всего |
Прямые |
Портф. |
Прочие |
США |
5 522 |
4 220 |
68 |
1 234 |
- 1,8 |
3,4 |
- 24,4 |
- 15,0 |
Германия |
8 146 |
1 714 |
384 |
6 048 |
33,8 |
13,4 |
в 13,7 раза |
33,0 |
Франция |
3 033 |
303 |
0,1 |
2 730 |
- 7,6 |
-14,4 |
0,0 |
- 6,8 |
Великобритания |
5 054 |
2190 |
128 |
2 736 |
32,6 |
15,4 |
1,6 |
53,0 |
Кипр |
5 627 |
3 927 |
305 |
1 395 |
6,0 |
5,3 |
- 34,8 |
25,7 |
Нидерланды |
2 850 |
2 398 |
21 |
431 |
12,1 |
11,6 |
- 4,5 |
15,9 |
Прочие
страны |
12 696 |
5 599 |
567 |
6 530 |
41,5 |
26,0 |
14,3 |
62,1 |
Итого |
42 928 |
20 351 |
1 473 |
21 104 |
20,5 |
12,0 |
19,8 |
30,1 |
|
Таблица
3.Структура накопленных иностранных
инвестиций по основным странам-инвесторам.
Региональная
структура иностранных инвестиций
в экономику РФ представлена в таблице
4.
Иностранные
инвестиции – всего |
Прямые
иностранные инвестиции |
Субъекты
Федерации |
долл.США/чел. |
Субъекты Федерации |
долл.США/чел. |
Ненецкий
АО |
5178 |
Ненецкий АО |
1800 |
Сахалинская
область |
1210 |
Сахалинская область |
1164 |
Омская
область |
1129 |
Ямало-Ненецкий
АО |
263 |
г. Москва |
989 |
г. Москва |
177 |
Свердловская
область |
298 |
Московская
область |
92 |
Респ.
Саха (Якутия) |
296 |
Ленинградская
область |
70 |
Ямало-Ненецкий
АО |
273 |
Калужская область |
33 |
Челябинская
область |
220 |
Астраханская
область |
31 |
г. Санкт-Петербург |
192 |
Самарская область |
30 |
Республика
Татарстан |
171 |
среднее по РФ |
28 |
Ханты-Мансийский
АО |
163 |
Свердловская
область |
22 |
среднее
по РФ |
138 |
г. Санкт-Петербург |
18 |
Красноярский
край |
123 |
Краснодарский
край |
18 |
Камчатская
область |
114 |
Костромская область |
17 |
Московская
область |
108 |
Новгородская
область |
17 |
|