Учет и отчетность граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:57, дипломная работа

Описание

За последние годы наметилась стойкая тенденция к увеличению количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Значение их деятельности велико как для экономики России, так и для решения социальных вопросов, например, обеспечения занятости, как самих предпринимателей, так и лиц, работающих у них по найму.
Правовой статус индивидуальных предпринимателей регулируется ст. 23-25 ГК РФ.

Содержание

Введение
1. Предпринимательская деятельность в Российской Федерации
1.1 Понятие предпринимательской деятельности и организационно- правовые формы
1.2 Индивидуальное предпринимательство в РФ
2. Учет и отчетность граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность
2.1 Учет и отчетность индивидуального предпринимателя при применении традиционной системы налогообложения
2.1.1 Учет предпринимательской деятельности граждан при применении общей системы налогообложения
2.1.2 Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций
2.1.3 Общие требования к порядку заполнения Книги учета
2.1.4 Отчетность индивидуального предпринимателя при общем режиме налогообложения
2.2 Учет и отчетность граждан, деятельность которых попадает под действие специальных режимов налогообложения
2.2.1 Учет и отчетность при применении упрощенной системы налогообложения
2.2.2 Упрощенная система налогообложения на основе патента
2.2.3 Учет и отчетность при применении единого налога на вмененный доход
2.2.4 Учет и отчетность при применении единого сельскохозяйственного налога
3. Практическое задание
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

185664.rtf

— 1.15 Мб (Скачать документ)

налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением деятельности, облагаемой единым налогом.);

индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не перечисленных выше, осуществляются предпринимателями в соответствии с общим режимом налогообложения.

Так, в частности, переход на упрощенную систему не освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты следующих федеральных налогов:

  • государственная пошлина;
  • таможенные пошлины и уплата НДС на таможне;
  • платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;
  • плата за пользование водными объектами;
  • налог на добычу полезных ископаемых. Переход на упрощенную систему не освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты регионального транспортного налога.

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты следующих местных налогов:

  • земельный налог;
  • иные налоги и сборы, установленные местными законодательными органами в соответствии с действующим законодательством.

Налогоплательщики, использующие упрощенную систему налогообложения, продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ).

Предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, как за себя, так и за наемных работников. Размер уплаты взносов за себя регулируется статьей 28 Закона № 167-ФЗ.

Согласно указанной статье, индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда России в виде фиксированного платежа.

Минимальный размер данного платежа равен 150 рублям в месяц. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством РФ. При этом размер фиксированного платежа в расчете на месяц должен устанавливаться исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством России. Пока этого не сделано и поэтому используется ставка фиксированного платежа.

Кроме того, на основании Федерального закона РФ от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» «упрощенцы» также должны уплачивать взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Размер страхового тарифа определяется по группам отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска.

Пунктом 5 статьи 346.11 НК РФ также прямо предусмотрено, что лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

Такие обязанности прямо установлены в соответствующих главах части второй НК РФ:

по НДС в статье 161 НК РФ;

по налогу на доходы физических лиц в статье 226 НК РФ.

Исчисление и перечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц налоговыми агентами производятся в отношении всех доходов налогоплательщика (физического лица), источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствий со статьями 227 и 228 НК РФ.

по налогу на прибыль у предпринимателя в случае выплаты доходов иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 310 НК РФ.

Исполняя обязанности налогового агента при выплате доходов иностранным организациям, не состоящим на учете в налоговых органах Российской Федерации, необходимо принимать во внимание положения международных договоров об избежание двойного налогообложения.

Не могут применять данный режим индивидуальные предприниматели, которые:

  • занимаются производством подакцизных товаров (п. 1 ст. 181 НК РФ), а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
  • являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг (ст. 3-9 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
  • занимаются игорным бизнесом;
  • являются участниками соглашений о разделе продукции;
  • переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ;
  • переведены на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ;
  • имеют среднюю численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемую в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом РФ по статистике, не превышающую 100 человек.

Кроме того, есть еще одно ограничение, установленное пунктом 7 статьи 346.13 НК РФ. В соответствии с ним налогоплательщикам, ранее использовавшим упрощенную систему, но перешедшим затем на общий режим налогообложения, запрещается в течение года с момента утраты ими права на применение упрощенной системы налогообложения вновь перейти на нее.

Других ограничений для предпринимателей, в том числе и по объему доходов, полученных от предпринимательской деятельности (которое применяется в отношение организаций, лимит для которых равен 20 млн. рублей), для перехода на упрощенную систему глава 26.2 НК РФ не содержит.

Данный налоговый режим предполагает, что объектом налогообложения могут быть либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Налогоплательщик сам может выбрать, каким из этих двух способов рассчитывать единый налог, указав это в своем заявлении.

Однако имейте в виду: вы не сможете поменять свое решение в течение всего срока применения упрощенной системы. Единственным исключением из данного правила является следующая ситуация. Налогоплательщик, впервые переходящий на упрощенную систему налогообложения, может изменить первоначально выбранный им объект налогообложения уже после подачи заявления о переходе, но не позднее 20 декабря текущего года путем направления уведомления (по произвольной форме) об этом в налоговый орган.

Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

В частности, к таким доходам, относятся все поступления предпринимателя от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, от реализации основных средств, нематериальных активов, любого иного имущества и/или имущественных прав, использовавшихся им в его предпринимательской деятельности, а также стоимость безвозмездно полученного имущества, предназначенного для осуществления такой деятельности.

Следует помнить, что при упрощенной системе все доходы и расходы определяются кассовым методом.

Принципиально этот метод хорошо знаком предпринимателям, так как он положен в основу и традиционной системы налогообложения предпринимателей и просто физических лиц.

Напомним, что кассовый метод означает, что доход считается полученным на дату, когда на банковский счет или в кассу поступили деньги или получено имущество (работы, услуги) и/или имущественные права. В соответствии с этим принципом доходами признаются также денежные средства, полученные в качестве авансов, то есть до момента перехода права собственности на товары, даты подписания акта сдачи работ или даты оказания услуг. Расходы также учитываются только после их фактической оплаты.

Расходы, которые учитываются при расчете единого налога, при выборе налогоплательщиком в качестве объекта налогообложения дохода, уменьшенного на расходы, приведены в статье 346.16 НК РФ. Перечень данных расходов является закрытым. Это означает, что, какие бы расходы, указанные налогоплательщики не осуществляли, в целях налогообложения признаются только те расходы, которые приведены в данной статье. К ним, в частности, относятся:

  • расходы на приобретение нематериальных активов;
  • расходы на приобретение основных средств;
  • расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
  • арендные и лизинговые платежи;
  • материальные расходы (учитываются в порядке, установленном статьей 254 НК РФ);
  • расходы на оплату труда и выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ (учитываются в порядке, установленном ст. 255 НК РФ, в том числе по перечню, указанному в данной статье);
  • расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ (учитываются в порядке, установленном статьи ст. 263 НК РФ);
  • НДС по приобретенным товарам (работам, услугам);
  • суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину НДС) (учитываются в порядке, установленном статьи 268 НК РФ);
  • проценты по заемным средствам и расходы на оплату банковских услуг (учитываются в порядке, установленном ст. 269 НК РФ);

Все остальные ниже приведенные расходы учитываются в порядке, установленном статье 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» НК РФ, если в указанной статье упомянуть, данные конкретные виды расходов.

  • расходы на пожарную безопасность и охрану имущества;
  • суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством РФ;
  • расходы на содержание служебного транспорта и выплату компенсаций работникам, использующим личные автомобили для служебных поездок (в пределах норм);
  • командировочные расходы;
  • нотариальные расходы (в пределах законодательно утвержденных тарифов);
  • расходы на аудиторские услуги;
  • расходы на публикацию (раскрытие) бухгалтерской отчетности и иной информации, если такая обязанность возложена на налогоплательщика законодательно;
  • канцелярские, почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные расходы;
  • расходы на приобретение права пользования компьютерными программами и базами данных, включая расходы на их обновление;
  • расходы на рекламу;
  • расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.

Таким образом, для возможности уменьшения полученных доходов при применении упрощенной системы на величину произведенных расходов необходимо, чтобы расход одновременно соответствовал следующим критериям:

  • обоснованность (экономическая оправданность) расхода;
  • подтверждение осуществления расхода документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществление расхода в рамках деятельности, направленной на получение дохода.

Если произведенный расход не соответствует хотя бы одному из критериев, то такой расход в целях налогообложения не признается, даже если он включен в перечень расходов, приведенный в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ как уменьшающий полученные доходы.

Глава 26.2 НК РФ предусматривает возможность и возврата к обычной системе налогообложения. Переход от упрощенной системы налогообложения на общий режим исчисления и уплаты налогов может осуществляться как в добровольном, так и в обязательном порядке.

Информация о работе Учет и отчетность граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность