Уголь в XXI веке: из темного прошлого в светлое будущее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:55, реферат

Описание

До середины ХХ века в мировом топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) уголь занимал ведущие позиции – на его долю приходится свыше 90% всех запасов топливно-энергетических ресурсов. В период «первой угольной волны» отрасль удовлетворяла потребности внутренних рынков, на экспорт шел в основном коксующийся уголь.

Работа состоит из  1 файл

Уголь в XXI веке Экономика.docx

— 63.37 Кб (Скачать документ)

Речь идет об освоении трех групп новых технологий по облагораживанию  и переработке рядовых углей  в различные виды продукции.

Первая  группа позволит довести  качество угольной продукции  до уровня мировых  показателей за счет более полной переработки  энергетических углей  на обогатительных фабриках. То есть обогащать  уголь до очень  высокой чистоты  – до зольности 0,15%, почти до чистого  углерода. На электростанции должно поставляться приготовленное среднего размола топливо  с жесткими стандартами. Тогда в обогащенном  виде за счет улучшения  теплотехнических характеристик  угольное топливо  может быть технологически взаимозаменяемым для  различных типов  котлов и даже сжигаться  непосредственно  на турбине в смеси  с водой, по сути дела, в виде жидкого  топлива, заменителя мазута. Возможен безотходный  комплекс: высокосортные  угли используются в  химии, металлургии, часть низкокачественных  высокозольных углей  является не отходом, а топливом для  газогенератора. Шлак тоже идет в дело, его даже нет смысла складировать.

Вторая  группа технологий, обеспечивающих производство продукции с новыми потребительскими свойствами – это получение  механоактивированных углей микропомола, суспензионных, а также синтетических твердых, газообразных и жидких топлив. Перспектива – газификация твердого топлива с последующим использованием генераторного синтез-газа в машинах нового поколения[17].

Третья  группа – технологии, обеспечивающие переработку  углей в нетопливную продукцию, а также извлечение редких и редкоземельных элементов из углей и золошлаковых отходов, производство экологически чистых гуминовых препаратов и буроугольных восков. 

Важнейшая задача –  создание современных энерготехнологических  комплексов. Так, в список приоритетных проектов, реализуемых в рамках Кузбасского  технопарка, вошел в 2010 г. проект по созданию энерготехнологического комплекса  глубокой переработки угля на участке  «Серафимовский» Ушаковского каменноугольного месторождения (Промышленновский район).  

Угольная промышленность характеризуется одновременно наличием возобновляемых и вторичных источников энергии, к которым относится  теплота шахтных вод, вентиляционных выбросов, хозяйственно-бытовых стоков и породных отвалов, дымовые газы котельных. Весьма актуально использование  этих источников энергии, утилизация низкопотенциального тепла одновременно с использованием шахтного метана для теплоснабжения и горячего водоснабжения. По оценкам «Газпрома», запасы метана только в Кузбассе составляют примерно 13 трлн м3.  

К 2030 г. средний калорийный эквивалент угольного топлива вырастет до 0,75 по сравнению с 0,58 в 2007 г.  

Опережающие темпы  угольной электроэнергетики позволят развивать новые экологически чистые технологии сжигания угля, дадут мощный импульс развитию энергетического  и угольного машиностроения, высвободят ресурсы газа для стабильной поставки на экспорт. В структуре потребления топлива на тепловых станциях СФО доля угля сохранится на уровне 84–86%. Доля угля в структуре потребления на ТЭС в целом по России вырастет до 40–44% к 2030 г. по сравнению с 25,3% в 2007 г. Вводимые энергомощности в европейской части РФ и в Уральском регионе будут покрывать значительную долю своей потребности в топливе за счет кузнецких и канско-ачинских углей. Продолжится переориентация поставок энергетических углей на внутренний рынок. Но в среднесрочной перспективе о достижении заявленных в Генсхеме до 2020 г. параметров, по крайней мере в области угольной генерации, речи не идет. Максимум – расширение мощностей на уже действующих угольных ТЭС и модернизация имеющихся энергоблоков.  

Российская специфика  размещения ресурсной базы и потребителей угля не позволяет радикально изменить в перспективе дальность перевозок  сибирских углей. Так, рост доли добычи угля в Восточной Сибири приведет, с одной стороны, к сокращению расстояния для экспортных поставок сибирских углей в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а с другой – к увеличению транспортного плеча для перевозок  в западном направлении.  

Необходимо рассмотреть  различные варианты широкомасштабной передачи энергии сибирских углей  в европейскую часть страны: а) поставки рядовых углей или углепродуктов (например, полукокса, водоугольной суспензии, метанола и др.) с использованием углевозных железнодорожных магистралей, углепроводного гидротранспорта, крупных терминалов на р. Енисей для перевалки угля на суда типа «река – море» и др.; б) производство электроэнергии на ТЭС в местах добычи угля и передача электроэнергии по ЛЭП высокого напряжения; в) рассредоточение ТЭС вдоль коридора поставок угля.  

Надежность портовой инфраструктуры возрастет за счет строительства  портов и терминалов для экспорта угля на Черном, Балтийском, Баренцевом и Белом морях и на Тихом  океане. Общая мощность портов по перевалке  угля увеличится на 18–23 млн т.  

Совершенствование технологии и оборудования обеспечит  безопасность функционирования угледобывающих предприятий и снижение вредного воздействия на окружающую среду. Сброс  сточных вод в поверхностные  водоемы сократится с 1,39 млн м3 на 1 т добытого угля в 2007 г. до 1,18 к 2030 г., количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, – с 2,39 до 1,98 тыс. т на 1 т угля, количество отходов – с 6,55 до 5,40 т.  

Суммарная потребность  в капиталовложениях на развитие угольной отрасли СФО в период до 2030 г. оценивается в 1040 млрд руб. На долю добычи угля придется 50,5%, строительство обогатительных фабрик – около 14% от общей суммы инвестиций, доля транспортной инфраструктуры – порядка 17%.  

Доля проектов, предполагающих внедрение новых технологий использования  угля (утилизация метана, подземная  газификация, строительство заводов  полукоксования, установок по производству синтетического жидкого топлива), составит около 18% от общего объема инвестирования в угольную промышленность СФО (почти 185 млрд руб.).

Сотрудничество  властей и бизнеса 

Для реализации инвестиционных планов необходимы четкие экономические  стимулы, которые подвигали бы угольные компании более широко применять  новые технологии углепереработки, а генерирующие компании – использовать уголь в электроэнергетике. Одними призывами и ссылками на структуру баланса США, в которой более 50% тепловой энергетики – это угольная генерация, делу не поможешь. Важнейшим стимулом могло бы стать изменение соотношения цен на газ и уголь, но, несмотря на декларации, этого не происходит, что формирует порочный круг. Сопоставление фактической динамики соотношения этих цен с декларируемым ранее прогнозным показывает, что в 2005–2008 гг. никакого роста не было (рисунок). Для этого до сих пор не разработаны мероприятия и механизмы взвешенной комплексной политики. Перекос цен тормозит направления научно-технического прогресса в энергетике, которые в мире признаны перспективными, а при сложившихся в России ценах не оправдываются экономически и поэтому не реализуются.  

   

Прогнозное соотношение  цен на газ и уголь  

Целесообразно ввести гибкий механизм государственного регулирования  ценообразования, распространив его  на сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, отдельные виды грузовых и  пассажирских перевозок, а также  некоторые социально-важные виды продукции (услуг). Предлагается использовать прямые методы регулирования ценообразования (нормативы затрат и рентабельности, фиксирование уровня цены, налоговые  инструменты и др.).  

Ввиду незначительной величины прибыли соответствующий  налог не играет для угольной промышленности такой роли, как, например, для нефтяной. А транспортная составляющая в конечной цене угля, достигшая 60%, в угольной отрасли выполняет такие же функции, как и экспортные пошлины в нефтяной, но при этом тариф не привязан к ценам на уголь. При перевозках угля и кокса действует многолетняя система исключительных тарифов: сохранены коэффициент 0,909, выравнивающий тарифы на перевозки коксующихся углей для нужд энергетики с энергетическими углями, а также система понижающих коэффициентов при перевозке углей на экспорт через российские порты (включая Архангельск, Кандалакшу, Мурманск, Ванино, Посьет, Находку, Восточный) и погранпереходы на расстояние свыше 3500 км.  

Следует освободить от обложения таможенными пошлинами  машины и оборудование для угольной промышленности, не имеющие российских аналогов.  

Налоговый кодекс России надо дополнить разделами о налоговом  стимулировании использования ресурсов угольных месторождений, включая проекты  по утилизации дегазационного метана и стимулированию внедрения экологически чистых технологий добычи угля и производства электроэнергии на угольных электростанциях. Угольному бизнесу удалось пролоббировать изменения в ставку налога на добычу, что позволяет учитывать сложность добычи на разных участках.  

Бизнес и власть заинтересованы, по крайней мере, на словах, в росте эффективности  работы угольной отрасли, и одним  из путей является объединение усилий в рамках ежегодных соглашений о  социально-экономическом сотрудничестве. Так, с 2002 г. в Кемеровской области  с крупными собственниками ежегодно подписываются соглашения о социально-экономическом  партнерстве, в которых четко  прописаны обязательства собственников  по развитию своих предприятий, реализации социальных программ городов и поселков, а также участию в региональных и национальных проектах. Эта, по существу, партнерская модель взаимоотношений, с одной стороны, отвечает интересам  сторон, способствуя решению экономических  и социальных задач, с другой –  ограничивает вхождение в регион новых собственников, не согласных  с неформально прописанными требованиями власти к бизнесу. Но такая форма  взаимодействия, эффективная для  решения локальных задач, малопродуктивна  при разработке стратегии развития региона.  

Это взаимодействие необходимо вывести на новый уровень  за счет практики разработки и применения отраслевого контракта, который фактически будет реализовывать форму частно-государственного партнерства. Взаимные обязательства и претензии друг к другу по поводу возможного их невыполнения приобретают совершенно конкретный характер. Сторонами отраслевого контракта могут являться правительство РФ (в лице Минэнерго России) и угольный бизнес (крупные угольные компании, составляющие в совокупности более 70% объемов годовой добычи)[18].  

Главной частью отраслевого  контракта должен стать индикативный пятилетний план, утвержденный сторонами. Его реализация станет логическим развитием  отраслевой системы прогнозных документов, в которой на начальном этапе  формировались бы списки инновационных  технологий, а они затем включались в «Энергостратегии», в рамках которых фиксируются параметры развития отрасли на 20 лет.  

Второй аспект взаимодействия угольной отрасли и властей всех уровней касается стимулирования ускоренного  развития угольной электроэнергетики  и внедрения новых технологий на всех этапах добычи, транспортировки  и использования угля. Без государственных  программ, без поддержки государства  невозможно преодолеть отставание в  этой сфере. Но прямые инвестиции государства  – это на сегодняшний день нонсенс, они противоречат идеологии реформ, поэтому требуется государственная  поддержка науки, строительного  комплекса и энергомашиностроения. Необходима разработка и законодательная  фиксация системы мер, обеспечивающих развитие глубокой переработки и  получения продуктов с высокой  долей добавленной стоимости (высококачественные концентраты, продукты углехимии, углеродные и композитные материалы). Это могут быть государственные гарантии угольным компаниям, налоговые послабления, инвестиции в форме кредитов или лизинга.  

Нужна ассоциация организаций, заинтересованных в развитии угольной генерации, возможно, имеет смысл  обсудить идею создания фонда развития угольных технологий с участием государства  и российских компаний, участвующих  в финансировании разработок технологий, связанных с большим потреблением угля, как в энергетике, так и  в других отраслях.  

Ранее государство  участвовало в проектах по подготовке инфраструктуры для освоения новых угольных месторождений с низкими производственными затратами на добычу угля. Создание железнодорожной магистрали к Элегестскому месторождению в Республике Тыва было включено в состав проектов, финансируемых из Инвестиционного фонда, строительство дороги к Эльгинскому месторождению в Якутии шло совместно с РЖД. Также оказывалась господдержка при освоении новых месторождений в Кузбассе (Менчерепское) и в Хабаровском крае (Ургальское), а также для окончания строительства портов Ванино и Усть-Луга.

*** 

Если cтратегические цели развития угольной отрасли будут реализованы, то угольную промышленность России ждёт большое будущее. Её образ как депрессивной, социально проблемной и отсталой отрасли будет забыт навсегда.


Информация о работе Уголь в XXI веке: из темного прошлого в светлое будущее