Управление показателями рентабельности производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью обеспечения их роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:34, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить такое экономическое понятие, как рентабельность, дать теоретическую характеристику основным показателям рентабельности предприятия, проанализировать основные показатели рентабельности на примере конкретного предприятия, разработать пути повышения рентабельности предприятия на основании данных проведенного анализа.
В соответствии с целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
- изучается нормативная и законодательная база, специальная литература по теме;
- рассматривается действующая методика анализа рентабельности предприятия;
- производится анализ рентабельности на основе финансовой отчетности;
- рассматриваются основные направления повышения рентабельности предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..4
1. Рентабельность, её сущность и роль в оценке финановых результатов деятельности предприятия…………………………………………………………….6
1.1. Определение и сущность рентабельности………………………………….6
1.2. Роль рентабельности в оценке финансовых результатов деятеьности предприятия…………………………………………………………………………….7
2. Показатели рентабельности, их характеристика и определение…………………9
3. Анализ и оценка показателей рентабельности работы предприятия…………...12
3.1. Методика анализа рентабельности производства (доходности работы предприятия)…………………………………………………………………………..12
3.2. Анализ и оценка показателей рентабельности работы предприятия…….16
4. Разработка мероприятий по обеспечению роста рентабельности производства на предприятии………………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

Управление показателями рентабельности.doc

— 403.50 Кб (Скачать документ)

 · увеличение рентабельности  обеспечивает победу предприятия  в конкурентной борьбе и способствует  выживанию предприятия в рыночной  экономике;

 · рентабельность  имеет важное значение для собственников (акционеров и учредителей), так как при её увеличении возрастает интерес к данному предприятию, растёт цена акции;

 · кредиторов и  заёмщиков денежных средств уровень  рентабельности интересует с  точки зрения реальности получения  процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заёмных средств, платёжеспособности предприятия;

 · динамика рентабельности  предприятия изучается налоговыми  службами, фондовыми биржами, министерствами;

 · для предпринимателей  показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Показатели рентабельности, их характеристика и определение

 

В экономической литературе приводится большое количество показателей  рентабельности. Каждый их них играет определённую роль в оценке эффективности деятельности предприятия. На практике следует использовать систему показателей рентабельности.

 Для расчета уровня  доходности предприятия все показатели  рентабельности могут быть объединены  в следующие группы:

1. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности деятельности предприятия в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли предприятия или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, себестоимости, величины акционерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).

2. Показатели, рассчитываемые  для оценки доходности продукции,  а также используемых ресурсов  производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т.д.

 Наиболее распространенными  показателями в практике отечественных  предприятий являются:

 • рентабельность  продукции - определяется как  отношение прибыли предприятия  (прибыли от реализации продукции  или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);

 • рентабельность  изделия - определяется как отношение  прибыли, закладываемой в цену  изделия, к себестоимости изделия. 

 Кроме того, предприятие  может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции [4].

 Существует множество коэффициентов рентабельности, использование каждого из которых зависит от характера оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. От этого в первую очередь зависит выбор оценочного показателя (прибыли), используемого в расчетах. Зачастую используется четыре различных показателя: валовая прибыль (стр. 050 формы № 2), операционная прибыль (стр. 100 формы № 2), прибыль до налогообложения (стр. 170 формы № 2),чистая прибыль (стр. 220 формы № 2).

В зависимости от того, с чем  сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют три группы коэффициентов рентабельности:

— рентабельность инвестиций (капитала);

— рентабельность продаж;

— рентабельность производства.

Рентабельность  инвестиций (капитала)

В этой группе коэффициентов  рентабельности рассчитывается два  основных коэффициента: рентабельность совокупного капитала и рентабельность собственного капитала.

Рентабельность совокупного капитала (ROA).

Этот коэффициент рассчитывается следующим образом:

       (2.1)

Показатель рентабельности собственного капитала представляет интерес, прежде всего, для инвесторов.

Рентабельность собственного капитала (ROE) рассчитывается по формуле:

                    (2.2)

Этот показатель представляет интерес  для имеющихся и потенциальных  собственников и акционеров. Рентабельность собственного капитала показывает, какую прибыль приносит каждая инвестированная собственниками капитала денежная единица.

Он является основным показателем, используемым для характеристики эффективности вложений в деятельность того или иного вида.

Рентабельность  продаж

При оценке рентабельности продаж на основе показателей прибыли и выручки от реализации рассчитываются коэффициенты рентабельности по всей продукции в целом или по отдельным ее видам. Как и в случае с рентабельностью капитала, существует множество показателей оценки рентабельности продаж, многообразие которых обусловлено выбором того или иного вида прибыли. Чаще всего используется валовая, операционная или чистая прибыль. Соответственно рассчитываются три показателя рентабельности продаж.

Валовая рентабельность реализованной  продукции:

                   (2.3) 

Коэффициент валовой  прибыли показывает эффективность  производственной деятельности предприятия, а также эффективность политики ценообразования.

Операционная рентабельность реализованной продукции:

                    (2.4)

Операционная прибыль — это  прибыль, остающаяся после вычета из валовой прибыли административных расходов, расходов на сбыт и прочих операционных расходов. Этот коэффициент показывает рентабельность предприятия после вычета затрат на производство и сбыт товаров.

Показатель операционной рентабельности является одним из лучших инструментов определения операционной эффективности и показывает способность руководства предприятия получать прибыль от деятельности до вычета затрат, которые не относятся к операционной эффективности. При рассмотрении этого показателя совместно с показателем валовой рентабельности можно получить представление о том, чем вызваны изменения рентабельности. Если, например, на протяжении ряда лет валовая рентабельность существенно не изменялась, а показатель операционной рентабельности постепенно снижался, то причина кроется, скорее всего, в увеличении расходов по статьям административных и сбытовых расходов.

Чистая рентабельность реализованной  продукции:

                   (2.5)

В отечественной практике чаще всего  используется именно показатель чистой рентабельности реализованной продукции. Неизменность на протяжении какого-либо периода показателя операционной рентабельности с одновременным снижением показателя чистой рентабельности может свидетельствовать либо об увеличении финансовых расходов и получении убытков от участия в капитале других предприятий, либо о повышении суммы уплачиваемых налоговых платежей. Этот коэффициент показывает полное влияние структуры капитала и финансирования компании на ее рентабельность.

Рентабельность  производственной деятельности

Здесь можно выделить два основных показателя - чистая рентабельность производства и валовая рентабельность производства. Данные показатели показывают, сколько предприятие имеет прибыли с каждой гривны, затраченной на производство продукции. Они рассчитываются следующим образом.

Валовая рентабельность производства:

                   (2.6)

Валовая рентабельность производства представляет собой отношение валовой прибыли к себестоимости продукции и показывает, сколько гривен валовой прибыли приходится на гривну затрат, формирующих себестоимость реализованной продукции.

Чистая рентабельность производства:

                 (2.7)

Показатель чистой рентабельности производства показывает, сколько гривен чистой прибыли приходится на гривну реализованной продукции. По аналогии с показателями рентабельности продаж, из двух названных выше показателей рентабельности производственной деятельности более жестким тестом прибыльность предприятия является показатель чистой рентабельности производства, так как при его расчете применяется чистая прибыль предприятия.

Как и в отношении  прочих показателей рентабельности в отношении этих можно сказать, что желаемой является их положительная динамика [6].

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ и оценка показателей рентабельности работы предприятия

 

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных уровней, направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами. Показатели рентабельности используют как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Поскольку получение  прибыли является обязательным условием коммерческой деятельности, а финансовая устойчивость предприятия в значительной мере определяется размером полученной прибыли, анализ финансовых результатов становится весьма актуальным.

Анализируя доходность (убыточность) работы предприятия следует  иметь ввиду, что в соответствии с формой 2, прибыль формируется  в результате его операционной, финансовой, инвестиционной деятельности и может корректироваться в связи с возникновением чрезвычайных событий. Такая классификация финансовых результатов деятельности предприятия представляется важной при установлении показателей рентабельности и дифференциации направлений образования прибыли.

В данной курсовой работе мы будем анализировать и оценивать  показатели рентабельности производственно-хозяйственной  деятельности ОАО «Харцызский трубный  завод».

 

3.1. Методика  анализа рентабельности производства (доходности работы предприятия)

Оценка состояния прибыльности производственно-хозяйственной и  финансовой деятельности предприятия  производится на основании горизонтального  анализа формы 2. Результат оценки сведен в таблицу 3.1.

 

Таблица 3.1. Горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах, тыс. грн.

Статья

Код строки

Предыдущий период

Отчетный период

Отклонение

Абсолютное

%

1

2

3

4

5

6


 

На основании полученных результатов анализа в таблице 3.1 необходимо дать общую оценку изменения прибыли в отчетном периоде и осуществить анализ себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) с использованием данных по операционным расходам, представленным в разделе II формы 2. Результаты анализа себестоимости продукции отразим в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2. Анализ себестоимости реализованной продукции

Наименование показателя

Код строки

Предыдущий период

Отчетный период

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение

1

2

3

4

5

6


Произведем расчет и  анализ показателей рентабельности предприятия ОАО «Харцызский  трубный завод» за отчетный и предыдущий период, отражающих эффективность финансово-хозяйственной деятельности, по следующим формулам:

1. Рентабельность активов  (экономическая рентабельность):

                                          (3.1)

2. Рентабельность собственного  капитала (финансовая рентабельность):

                                           (3.2)

3. Рентабельность реализованной  продукции (работ, услуг):

                                          (3.3)

4. Рентабельность основной  деятельности:

          (3.4)

5. Рентабельность инвестиций (всего используемого капитала):

                                                (3.5)

6. Рентабельность оборотных активов:

                                               (3.6)

7. Рентабельность основных  средств:

                                                (3.7)

Расчет показателей рентабельности и анализ их изменений сведем в форму таблицы 3.3, просчитав отдельно показатели по операционной и обычной деятельности.

Информация о работе Управление показателями рентабельности производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью обеспечения их роста