Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:34, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить такое экономическое понятие, как рентабельность, дать теоретическую характеристику основным показателям рентабельности предприятия, проанализировать основные показатели рентабельности на примере конкретного предприятия, разработать пути повышения рентабельности предприятия на основании данных проведенного анализа.
В соответствии с целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
- изучается нормативная и законодательная база, специальная литература по теме;
- рассматривается действующая методика анализа рентабельности предприятия;
- производится анализ рентабельности на основе финансовой отчетности;
- рассматриваются основные направления повышения рентабельности предприятия.
Введение………………………………………………………………………………..4
1. Рентабельность, её сущность и роль в оценке финановых результатов деятельности предприятия…………………………………………………………….6
1.1. Определение и сущность рентабельности………………………………….6
1.2. Роль рентабельности в оценке финансовых результатов деятеьности предприятия…………………………………………………………………………….7
2. Показатели рентабельности, их характеристика и определение…………………9
3. Анализ и оценка показателей рентабельности работы предприятия…………...12
3.1. Методика анализа рентабельности производства (доходности работы предприятия)…………………………………………………………………………..12
3.2. Анализ и оценка показателей рентабельности работы предприятия…….16
4. Разработка мероприятий по обеспечению роста рентабельности производства на предприятии………………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………………………...26
Таблица 3.3. Анализ показателей рентабельности, %
Показатели |
Предыдущий период |
Отчетный период |
Изменение |
1 |
2 |
3 |
4 |
Факторный анализ рентабельности произведем с использованием модели фирмы «Du Pont», применяя прием элиминирования – метод абсолютных разниц.
Модель фирмы «Du Pont» предполагает, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов первого порядка: чистой рентабельности продаж (реализации), ресурсоотдачи и структуры источников средств, инвестированных в предприятие. Значимость данных показателей объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия: первый фактор отражает отчет о финансовых результатах, второй – актив баланса, третий – пассив баланса.
Вышеприведенные показатели рассчитываются по следующим формулам:
1. Чистая рентабельность продаж (реализации):
2. Ресурсоотдача:
3. Коэффициент финансовой зависимости:
С целью удобства расчетов влияния факторов на коэффициент рентабельности собственного капитала заполним вспомогательную таблицу 3.4.
Таблица 3.4. Изменение коэффициента рентабельности собственного капитала и факторных показателей в динамике
Показатель |
Начало периода |
Конец периода |
Изменение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Чистая рентабельность продаж |
|||
2 Ресурсоотдача |
|||
3. Коэффициент финансовой |
|||
4. Рентабельность собственного капитала |
Влияние на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала динамики показателя чистой рентабельности продаж определяется по формуле:
,
Где - изменение чистой рентабельности реализации в течение рассматриваемого периода;
- ресурсоотдача на начало периода;
- коэффициент финансовой
Изменение коэффициента рентабельности собственного капитала за счет изменения показателя ресурсоотдачи:
(3.12)
Где - коэффициент рентабельности на конец периода.
Изменение коэффициента рентабельности собственного капитала за счет изменения коэффициента финансовой зависимости:
(3.13)
Сложив все алгебраически
рассчитанные изменения, получим общий
результат влияния
Таблица 3.5. Влияние факторов на рентабельность собственного капитала
Показатель |
Изменение |
1 |
2 |
1. Чистая рентабельность |
|
2 Ресурсоотдача |
|
3. Коэффициент финансовой |
|
4. Изменение коэффициента |
3.2. Анализ и оценка показателей рентабельности работы предприятия
Проведем горизонтальный анализ формы 2 с целью оценки состояния прибыльности (убыточности) производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия ОАО «Харцызский трубный завод». Результат оценки сведем в таблицу 3.6.
Таблица 3.6. Горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах, тыс. грн.
Статья |
Код строки |
Предыдущий период |
Отчетный период |
Отклонение | |
Абсолютное |
% | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) |
010 |
1 599 836,9 |
3 219 372,5 |
1 619 535,6 |
101,23% |
НДС |
015 |
73 128,9 |
66 499,0 |
-6 629,9 |
-9,07% |
Акцизный сбор |
020 |
||||
025 |
|||||
Другие отчисления из дохода |
030 |
117,5 |
4,3 |
-113,2 |
-96,34% |
Чистый доход от реализации продукции(товаров, работ, услуг) |
035 |
1 526 590,5 |
3 152 869,2 |
1 626 278,7 |
106,53% |
Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) |
040 |
1 161 728,5 |
2 466 300,7 |
1 304 572,2 |
112,30% |
1. Валовый: |
|||||
прибыль |
050 |
364 862,0 |
686 568,5 |
321 706,5 |
88,17% |
убыток |
055 |
||||
другие операционные доходы |
060 |
1 043 389,7 |
2 305 446,4 |
1 262 056,7 |
120,96% |
административные затраты |
070 |
54 409,8 |
72 609,4 |
18 199,6 |
33,45% |
затраты на сбыт |
080 |
27 608,0 |
34 567,0 |
6 959,0 |
25,21% |
другие операционные расходы |
090 |
1 096 371,4 |
2 309 731,6 |
1 213 360,2 |
110,67% |
2. Финансовые результаты от операционной деятельности: |
|||||
прибыль |
100 |
229 862,5 |
575 106,9 |
345 244,4 |
150,20% |
убыток |
105 |
||||
доход от участия в капитале |
110 |
||||
другие финансовые доходы |
120 |
677,5 |
7 214,6 |
6 537,1 |
964,89% |
другие доходы |
130 |
8 016,0 |
27 166,1 |
19 150,1 |
238,90% |
финансовые затраты |
140 |
6 859,2 |
15 511,9 |
8 652,7 |
126,15% |
потери от участия в капитале |
150 |
||||
другие затраты |
160 |
27 677,8 |
41 143,2 |
13 465,4 |
48,65% |
3. Финансовые результаты от |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
прибыль |
170 |
204 019,0 |
552 832,5 |
348 813,5 |
170,97% |
убыток |
175 |
||||
налог на прибыль от обычной деятельности |
180 |
67 726,7 |
159 633,6 |
91 906,9 |
135,70% |
4. Финансовые результаты от |
|||||
прибыль |
190 |
136 292,3 |
393 198,9 |
256 906,6 |
188,50% |
убыток |
195 |
||||
5. Чрезвычайные: |
|||||
доходы |
200 |
||||
затраты |
205 |
||||
Налог с чрезвычайной прибыли |
210 |
||||
6. Чистые: |
|||||
прибыль |
220 |
136 292,3 |
393 198,9 |
256 906,6 |
188,50% |
убыток |
225 |
На основании полученных результатов в таблице 3.6 можно говорить о положительной динамике многих показателей за отчетный период. Так увеличился доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на 101,23%, чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) увеличился на 106,53%, валовая прибыль увеличилась на 88,17%, другие операционные доходы увеличились на 120,96%, другие финансовые доходы увеличились на 964,89%, другие доходы увеличились на 238,9%. Также наблюдается увеличение показателей затрат. Так на 33,45% увеличились административные затраты, затраты на сбыт увеличились на 25,21%, другие операционные расходы увеличились на 110,67%, финансовые затраты увеличились на 126,15%, увеличился налог на прибыль от обычной деятельности на 135,7%. Наблюдается снижение некоторых статей расходов предприятия: снизился НДС на 9,07%, другие отчисления из дохода уменьшились на 96,34%. Таким образом, можно сделать вывод, что показатели деятельности предприятия в отчетном периоде улучшились по сравнению с предыдущим, чистая прибыль предприятия в отчетном периоде увеличилась на 188,5% по сравнению с предыдущим.
Анализ себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) проведем с использованием данных по операционным расходам, представленных в разделе II формы №2, рассчитаем отклонения абсолютных и относительных значений элементов операционных затрат и проанализируем их динамику (табл. 3.7).
Таблица 3.7. Анализ себестоимости реализованной продукции
Наименование показателя |
Код строки |
Предыдущий период |
Отчетный период |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Материальные расходы |
230 |
1 082 948,6 |
2 247 495,2 |
1 164 546,6 |
107,53% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Расходы на оплату труда |
240 |
69 582,0 |
104 161,3 |
34 579,3 |
49,70% |
Выплаты на социальные расходы |
250 |
35 123,1 |
36 684,4 |
1 561,3 |
4,45% |
Амортизация |
260 |
32 076,8 |
115 285,8 |
83 209,0 |
259,41% |
Другие операционные расходы |
270 |
1 142 432,9 |
195 636,5 |
-946 796,4 |
-82,88% |
Всего |
280 |
2 362 163,4 |
2 699 263,2 |
337 099,8 |
14,27% |
Из таблицы 3.7 видно, что практически все показатели, оказывающие влияние на себестоимость реализованной продукции, в отчетном периоде увеличились. Так, материальные расходы возросли на 107,53 %, расходы на оплату труда – на 49,70 %, выплаты на социальные расходы – на 4,45%, амортизация – на 259,41 %. Другие операционные расходы в отчетном периоде снизились на 82,88%. Эти изменения вцелом привели к увеличению себестоимости реализованной продукции на 14,27% по сравнению с предыдущим периодом.
Результаты показывают увеличение удельных и абсолютных значений как доходов, так и расходов предприятия, что однако приводит к положительной динамике и увеличению прибыли на 188,5% в отчетном периоде.
Произведем расчет и анализ показателей рентабельности предприятия ОАО «Харцызский трубный завод» за отчетный и предыдущий период, отражающих эффективность финансово-хозяйственной деятельности.
Сначала произведем расчет показателей рентабельности предприятия в предыдущем и отчетном периоде при осуществлении им операционной деятельности, для чего в основу расчетов поставим показатель прибыли от операционной деятельности, отраженный в строке 100 формы 2 (табл. 3.8).
Таблица 3.8. Анализ показателей рентабельности по операционной прибыли, %
Показатели |
Предыдущий период |
Отчетный период |
Изменение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Рентабельность активов |
|
|
21,71% |
Рентабельность собственного капитала |
|
|
29,66% |
Рентабельность реализованной продукции |
|
|
3,19% |
Рентабельность основной деятельности |
|
|
3,53% |
Рентабельность инвестиций |
|
|
141,06% |
1 |
2 |
3 |
4 |
Рентабельность оборотных |
|
|
26,92% |
Рентабельность основных средств |
|
|
75,83% |
Как видно из расчетов, произведенных в табл. 3.8, все показатели рентабельности по операционной прибыли и в предыдущем, и в отчетном периодах положительны, и наблюдается их рост, что связано с увеличением прибыли от операционной деятельности на 150,20% по сравнению с предыдущим периодом.
Произведем расчет показателей рентабельности ОАО «Харцызский трубный завод» при осуществлении предприятием обычной деятельности, для расчетов будем используем строку 190 формы 2 (табл. 3.9).
Таблица 3.9. Анализ показателей рентабельности обычной деятельности, %
Показатели |
Предыдущий период |
Отчетный период |
Изменение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Рентабельность активов |
|
|
16,52% |
2. Рентабельность собственного капитала |
|
|
22,43% |
3. Рентабельность реализованной продукции |
|
|
3,55% |
4. Рентабельность основной деятельности |
|
|
4,21% |
5. Рентабельность инвестиций |
|
|
107,25% |
6. Рентабельность оборотных активов |
|
|
23,05% |
7. Рентабельность основных средств |
|
|
54,81 % |
Анализ показателей рентабельности обычной деятельности дал нам такую же картину, как и при анализе показателей рентабельности по операционной прибыли: все показатели положительны и увеличились в отчетном периоде за счет роста прибыли от обычной деятельности на 188,50%.
Проведя анализ показателей рентабельности предприятия в отчетном и предыдущем периоде, а так же проведя сравнительный анализ двух этих периодов можно сделать вывод, что предприятие нормально функционирует, все показатели рентабельности положительны, а по сравнению с предыдущим периодом наблюдается тенденция роста всех показателей рентабельности, что свидетельствует о повышении эффективности деятельности предприятия.
Проведем факторный анализ рентабельности собственного капитала ОАО «Харцызский трубный завод» с использованием модели фирмы «Du Pont», применяя прием элиминирования – метод абсолютных разниц.
Расчет влияния факторов на коэффициент рентабельности собственного капитала отражается во вспомогательной таблице 3.10.
Таблица 3.10. Изменение коэффициента рентабельности собственного капитала и факторных показателей в динамике
Показатель |
Начало периода |
Конец периода |
Изменение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Чистая рентабельность продаж |
|
|
0,0355 |
2 Ресурсоотдача |
|
|
0,9750 |
3. Коэффициент финансовой |
|
|
0,0490 |
4. Рентабельность собственного капитала |
|
|
0,2241 |