Прожиточный минимум – стоимость
минимально необходимого человеку
набора благ, жизненных средств,
позволяющих поддерживать жизнедеятельность.
Прожиточный минимум выступает
в качестве размера денежного
дохода, обеспечивающего при данном
уровне цен удовлетворение основных
физических, духовных и социальных
потребностей человека, принятых
обществом как минимально допустимые
[10, с. 335].
Он включает стоимость соответствующей
потребительской корзины, налоги
и обязательные платежи. Прожиточный
минимум определяется в расчете
на «среднестатистического» жителя
и для различных социально-демографических
групп населения на основе
научно обоснованных норм потребления,
рациональных и других особенностей
и с учетом реальных возможностей
экономики. Прожиточный минимум
используется в качестве базы
для обоснования минимальной
заработной платы. Минимальная
заработная плата представляет
собой минимально допустимый
уровень выплат работнику за
его труд. Минимальная заработная
плата – это официально устанавливаемый
государством минимальный уровень
оплаты труда на предприятиях
любых форм собственности в
виде наименьшей месячной ставки
или почасовой оплаты [10, с. 336].
Одним из показателей уровня
жизни является закон Энгеля.
Немецкий статистик Э. Энгель установил,
что с ростом доходов семьи удельный вес
расходов на питание понижается, доля
расходов на одежду, жилище и коммунальные
услуги меняется мало, а удельный вес расходов
на удовлетворение культурных и иных нематериальных
нужд заметно возрастает [7, с. 325].
Кроме указанных, статистика
отслеживает также показатели
структуры и динамики потребления
населением основных продуктов
питания.
Важной составляющей статистического
изучения уровня жизни являются
выборочные обследования домашних
хозяйств, результаты которых используются
для оценки благосостояния населения
и степени его экономической
дифференциации, а также для разработки
социальной политики государства
и первоочередных направлений
социальной поддержки наиболее
уязвимых групп населения [14, с.
653].
Потребительская корзина –
расчетный набор, ассортимент
товаров и услуг, характеризующий
уровень и структуру месячного
(годового) потребления человека
или семьи. Она включает продовольственные
и непродовольственные товары
и услуги. При расчете потребительской
корзины рекомендуют брать рациональный
уровень потребления (наиболее
благоприятный для человека), минимальный
уровень потребления (на грани
обеспечения нормальных условий
существования) и физиологический
минимум потребления (уровень
физического существования). Потребительская
корзина используется для расчета
минимального потребительского
бюджета исходя из стоимости
потребительской корзины в действующих
ценах. Она служит также базой
сравнения расчетных и реальных
уровней потребления.
Потребительский бюджет семьи
– семейный бюджет, таблица доходов
и расходов семьи за определенный
период времени, чаще всего
за месяц и год. Потребительский
бюджет бывает: фактический; нормативный
(рациональный); минимальный [10, с. 336].
Производится оценка уровня
инфляции. В настоящее время в
официальной статистике в качестве
основного индикатора инфляции
применяется индекс потребительских
цен. Этот индекс определяет
изменение во времени стоимости
фиксированного набора товаров и услуг,
обычно потребляемых населением.
Кроме индекса потребительских
цен также рассчитывают дефлятор
ВНП, который позволяет оценить
уровень инфляции по всей совокупности
благ, производимых и потребляемых
в государстве, включая экспорт,
инвестиционные товары, импорт и
так далее.
Отношение номинального ВНП
к реальному называется дефлятором
ВНП, он показывает, насколько
ВВП возрос за счет роста
уровня цен.
Дефлятор ВВП выражает различия
между номинальным и реальным
ВВП и используется для определения
уровня инфляции. Он показывает,
насколько ВВП возрос за счет
роста уровня цен [10, с. 75].
Для получения сводной характеристики
уровня жизни населения в ООН
разработан ряд показателей, важнейшим
из которых является индекс
развития человеческого потенциала
(ИРЧП).
ИРЧП представляет среднюю из
трех стандартизированных индексов, которые
рассчитываются по формуле:
(3)
где Хф, Xmin, Xmах – фактический, минимальный
и максимальный уровень показателя.
Стандартизированные индексы
меняются от нуля до единицы
и учитывают продолжительность
предстоящей жизни, обучаемость
населения и объем производства
ВВП на душу населения, который
пересчитывается в доллары с
помощью паритета покупательной
способности валют.
При расчете индекса продолжительности
предстоящей жизни Xmin = 25 лет, Xmах
= 85 лет.
Индекс образованности населения
(J2) при расчете делится на две
части. Две трети занимает индекс
грамотности населения от 15 лет
и старше, а одну треть –
обучаемость населения от 6–24 лет,
Xmin = 0, а Xmах = =100%.
При расчете индекса ВВП
на душу населения сначала
исходные данные об уровне
этого показателя переводятся
в доллары с помощью паритета
покупательной способности валют,
а затем логарифмируются (Xmin =100
дол., Xmах = 40 000 дол.). При логарифмировании
используются значения десятичных логарифмов.
Чем ИРЧП ближе к единице, тем выше уровень
жизни в стране [16, с. 334, 335].
Министерство статистики и
анализа Республики Беларусь
в группу основных социально-экономических
показателей уровня жизни населения
включает следующие: денежные
доходы населения, реальные располагаемые
денежные доходы населения, денежные
доходы на душу населения, среднемесячную
начисленную заработную плату
одного работника, реальную начисленную
заработную плату, средний размер
назначенной месячной пенсии, реальный
размер назначенной месячной
пенсии.
1.3.1 Социальная политика и соответствующие
ей принципы
Конечной целью развития
общественного производства является
удовлетворение потребностей людей,
а задачей социальной политики
выступает обеспечение условий,
создание механизмов для наиболее
рационального и всеобъемлющего
обеспечения этих потребностей
за счет созданных обществом
в данный момент благ. Дело
в том, что любое общество
состоит не только из категории
работающих людей, в нем всегда
есть лица, уже не работающие (пенсионеры,
инвалиды и так далее) и еще
не работающие (дети, школьники, студенты),
инвалиды, которые нуждаются в
заботе со стороны семьи, государства.
Государство должно поддерживать
существование безработных. Поэтому
как в Республике Беларусь, так
и в мировой практике особое
внимание уделяется социальной
политике, позволяющей повысить
уровень и качество жизни населения
[1, с. 210].
Социальная политика государства
представляет комплекс мер, направленных
на создание условий для удовлетворения
потребностей населения, повышения
его благосостояния и создания
системы социальных гарантий [6, с.
282].
Важным направлением социальной
политики государства является
обеспечение условий для нормальной
занятости населения [1, с. 210]. Каждый
способный к труду член общества
должен иметь хотя бы потенциальную
возможность трудиться. Для этого
необходимо не только создавать
рабочие места, но и развивать образование,
здравоохранение, создавать систему подготовки
и переподготовки работников.
Одно из направлений социальной
политики – устранение или
нейтрализация негативных моментов
при переходе к рыночным отношениям.
Речь идет о коррупции, взяточничестве,
бесконтрольности по отношению
к развитию теневой экономики.
Социальная политика базируется
на ряде принципов, среди которых
в качестве первоочередных следует
назвать обеспечение ресурсного
потенциала для осуществления
социальной политики. Его реализация
осуществляется по двум направлениям:
с одной стороны, создаются
условия для развития общественного
производства, создающего ресурсный
потенциал для осуществления
социальной политики; с другой
стороны, проводится комплекс
мер по развитию самого человека:
росту образования, квалификации
работников, созданию условий для
здорового образа жизни.
Следующим принципом можно
назвать принцип всеобщности
социальной политики. Он предполагает
охват социальными мероприятиями
всех социально-демографических
слоев и групп населения.
Наконец, необходимо указать
на такой принцип, как гибкость
самой системы социальных гарантий.
Она должна чутко реагировать
на происходящие изменения в
экономической и социальной сферах
развития общества. Это особенно
важно для условий переходной
экономики, где неизбежны кризисные
явления, инфляция, рост безработицы
и как следствие – резкое
падение уровня жизни и социальные
потрясения в обществе [1, с. 211].
Развитие международных экономических
отношений, их интернационализация
и глобализация обусловило формирование
международных аспектов социальной
политики. Последняя уже перестала быть
чисто национальным свойством той или
иной страны, наоборот, складываются общенациональные,
общегосударственные направления ее развития
и принципы функционирования. К таким
общемировым стандартам социальной политики
можно отнести следующее:
– социальная политика приобрела
свойство всеобщности. Это проявляется,
с одной стороны в том, что
все страны мира, независимо от
уровня экономического развития,
разрабатывают комплекс мер по
обеспечению социальной защищенности
своих граждан; с другой стороны,
национальные системы социальной
защиты населения сферой своей
деятельности охватывают все
слои населения, все его демографические
группы;
– разрабатывается в общемировом
масштабе система правового обеспечения
системы социальной защиты от
объективно обусловленных рисков.
Речь идет о том, что население
всех стран мира получает ныне
гарантии социальной поддержки
со стороны государства, международных
благотворительных организаций
на случай потери трудоспособности,
болезни, инвалидности или ущерба
в случае аварии на производстве,
пенсий по старости, пособий на
случай смерти кормильца и
так далее;
– социальная политика носит
адресный характер. Это выражается
в том, что, например, социальная
помощь оказывается не производству
или государству, где произошла
авария или стихийное бедствие,
а конкретным лицам, пострадавшим
от этого бедствия. Причем такая
адресная поддержка оказывается
всем группам населения, попавшим
в критическую ситуацию, а не
только тем из них, которые
отнесены к группам риска;
– выработаны общемировые
подходы к классификации критериев
оценки степени социальной защиты
и видов льгот. Так, например,
целевые пенсии и пособия получают
инвалиды и участники Великой
Отечественной войны, семьи погибших
военнослужащих и бывших узников
фашистских концлагерей, реабилитированных
граждан, пострадавших в результате
аварии на Чернобыльской АЭС,
многодетные семьи, матери одиночки
и так далее. Виды льгот и услуг также
соотносятся между собой. Это могут быть
льготы за оплату жилья, топлива, налоговые
льготы, льготы на проезд в общественном
транспорте, в обеспечении жильем, лекарствами,
санаторно-курортном обслуживании и так
далее;
– во всех странах сейчас
получают распространение такие
формы социальной помощи, как
благотворительные акции, меценатство,
бесплатные социально-бытовые услуги
и питание и так далее [1,
с. 213].
Составляющей социальной политики
называют социальную защиту населения.
Система социальной защиты населения
есть критерий и мера цивилизованности
рыночных отношений в данной
стране. Социальная защита и социальные
гарантии являются условиями
последовательного осуществления
социальной справедливости.
Механизм социальной защиты
включает меры, касающиеся всех
членов общества, а также адресованные
отдельным социальным группам.
К числу первых обычно относятся: обеспечение
эффективной занятости, позволяющей каждому
человеку находить применение своим личным
способностям в соответствующей сфере
деятельности; официальное установление
реального уровня прожиточного минимума,
как в денежной форме, так и по «потребительской
корзине» с учетом дифференциации доходов
и потребления населения; защита интересов
потребителя; компенсация, адаптация и
индексация доходов, развитие отношений
социального партнерства. Ко вторым принадлежат:
социальная помощь бедным или малоимущим
слоям населения, целевые или адресные
выплаты из фондов общественного потребления
[21, с. 625].
1.3.2 Пути повышения уровня и
качества жизни в Республике
Беларусь
Пути повышения уровня и
качества жизни в Республике
Беларусь включают:
– создание условий и возможностей
всем трудоспособным гражданам
зарабатывать средства для удовлетворения
своих потребностей;
– обеспечение рациональной
занятости населения на основе
сохранения рабочих мест на
действующих жизненно важных
и перспективных предприятиях, создания
новых рабочих мест, в том числе
в частном секторе экономики,
организации систем подготовки
и переподготовки кадров;