Уровень жизни, его показатели, факторы роста и динамика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:31, курсовая работа

Описание

Экономическая эффективность охватывает проблемы «затраты – выпуск», «результаты – затраты» и характеризует связь между количеством единиц ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо продукта. Больший объем продукта, получаемый от данного объема затрат, означает повышение эффективности, меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффективности.

Работа состоит из  1 файл

работа1.docx

— 53.34 Кб (Скачать документ)

 

 – обеспечение роста реальных  денежных доходов населения;

 

 – последовательное повышение  уровня оплаты труда как основного  источника денежных доходов населения  и важнейшего стимула трудовой  активности работников наемного  труда;

 

 – формирование среднего  класса как фактора стабилизации  общества на основе значительного  роста денежных доходов населения  и снижения уровня малообеспеченности;

 

 – повышение уровня пенсионного  обеспечения;

 

 – снижение уровня малообеспеченности населения;

 

 – повышение социальной защиты  нуждающихся [17, с. 10].

 

 Государственная политика повышения  уровня и качества жизни населения  Республики Беларусь проявляется  в разнообразных формах: пособия  по безработице; пенсии; пособия  по болезни, инвалидности; жилищные  пособия; пособия на получение  образования; медицинская помощь; гарантирование государством минимального  уровня доходов [10, с. 319]. Для сохранения  определенного уровня жизни граждан,  особенно малоимущих, производится  индексация доходов, их соотнесение  с повышением стоимости жизни.  Индексируются выплаты, производимые  из бюджета: социальные пенсии, пособия, стипендии, заработная  плата работников непроизводственной  сферы, денежное обеспечение.  Компенсация потерь от инфляции  населению, которое получает доходы  не из бюджета (работники производственной  сферы), осуществляется на условиях, предусмотренных коллективными  договорами. Индексируются также  все выплаты по компенсации  урона, нанесенного увечьем или  вызванным другими повреждениями  здоровья, связанными с выполнением  трудовых обязанностей.

 

 Развитие рынка предъявляет  особые требования к образованию  и физическому состоянию людей,  что обусловливает развитие системы  образования и охраны здоровья  на принципиально иных началах  [10, с. 321]. В условиях постоянного  роста цен величина прожиточного  минимума постоянно корректируется [21, с. 626].

 

 Государственное социальное  страхование застрахованным гражданам  обеспечивает следующие социальные  гарантии:

 

 – пенсии по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца,  за выслугу лет; пособия и  компенсации в связи с несчастными  случаями на производстве и  профессиональными заболеваниями;

 

 – пособия, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;

 

 – пособия по болезни и  временной нетрудоспособности, выплаты,  связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением; пособия по безработице; пособия на погребение. Граждане имеют право заключать договоры на добровольное социальное страхование. Наниматели имеют право за счет собственных средств осуществлять дополнительное социальное страхование своих работников.

 

 В то же время пособие  по безработице в Республике  Беларусь не позволяет обеспечить  минимальные жизненные потребности  (средний его размеров – всего  45 тыс. руб., или 24% бюджета прожиточного  минимума в среднем на душу  населения), поэтому планируется  в долгосрочной перспективе принятие  мер по увеличению данного  пособия [20, с. 28]. Политика социальной  защиты в Республике Беларусь  уделяет особое внимание трудоустройству  безработных. В 2008 году уровень  регистрируемой безработицы по  отношению к экономически активному  населению снизился до 1%. Численность  безработных составила 44,1 тыс.  человек. В 2007 году обеспечено  создание 153,4 тыс. новых рабочих  мест (при задании – 140 тыс.), из  них 28,7 тыс. – в малых и  средних городских поселениях, 18 тыс. – в сельской местности.  При содействии органов по  труду, занятости и социальной  защите трудоустроено 201,4 тыс.  человек.

 

 В центре внимания политики  социальной защиты также постоянно  находятся вопросы обеспечения  занятости инвалидов. В прошлом  году в органах по труду,  занятости и социальной защите  их было зарегистрировано в  качестве безработных более 4 тыс. человек. Оказано содействие  в трудоустройстве 2,3 тыс., в том  числе 1,1 тыс. человек трудоустроены  в счет брони приема на работу; на профессиональное обучение  направлено 446 инвалидов; организована  трудовая реабилитация 366 безработных  из числа данной категории  граждан [19, с. 41].

 

 Одним из приоритетных направлений  политики регулирования доходов  является поддержка ветеранов,  инвалидов и пожилых людей.  Продолжается реализация мероприятий  Комплексной программы по совершенствованию  системы социальной работы с  одинокими гражданами пожилого  возраста. Внедрение в практику  выявительного принципа работы с инвалидами, ветеранами, одинокими пожилыми людьми позволило более оперативно, комплексно и максимально эффективно предоставлять данным категориям граждан необходимую социальную поддержку.

 

 Сегодня расширяется область  социального обслуживания – 156 территориальных центров социального  обслуживания обеспечивают оказание  разносторонней качественной помощи  гражданам и семьям, находящимся  в трудной жизненной ситуации [19, с. 47].

 

 В проведении политики регулирования  доходов населения Республики  Беларусь были произведены изменения  в декабре 2007 года. В указе Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. №638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» в целях усиления государственной поддержки населения в связи с упорядочением социальных льгот определено, что государственная поддержка населения осуществляется в форме: государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий для частичного возмещения платы за пользование жилыми помещениями, что позволит усилить адресность политики повышения благосостояния населения [15, с. 19].

 

 В будущем планируется развивать  данные направления политики  повышения уровня и качества  жизни.

 

 

 

1.3.3 Показатели уровня жизни  в Республике Беларусь

 

 В январе-мае 2008 г. в Беларуси, как и в большинстве стран  Содружества, отмечены достаточно  высокие темпы экономического  роста, хотя в ряде стран  они были ниже, чем в аналогичном  периоде 2007 г.

 

 ВВП в Беларуси в январе-мае  2008 г. увеличился на 10,4% (в среднем  по странам СНГ – на 8%), производство  промышленной продукции – на 13,3 (на 7), розничный товарооборот  – на 19.6 (на 17), инвестиции в основной  капитал – на 22.5% (на 18%).

 

 В январе-мае 2008 г. рост цен производителей промышленной продукции в Беларуси был одним из самых низких среди стран СНГ – 110,3%. Индекс потребительских цен в Беларуси в мае 2008 г. составил 106,6% к декабрю 2007 г., при этом он был выше, чем в Казахстане и Грузии, и ниже по сравнению с другими странами СНГ [2, с. 11].

 

 В текущем году сохраняется тенденция высоких темпов роста денежных доходов населения: за пять месяцев 2008 г. они увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. на 27% и составили 27,9 трлн. руб., а реальные денежные доходы возросли на 11,5%. По прогнозу на 2008 г., рост реальных денежных доходов населения должен составить 109–110%. Вместе с тем, по оценке, ожидается перевыполнение данного показателя – рост реальных денежных доходов населения в 2008 г. достигнет 112%. Среднемесячные денежные доходы на душу населения в январе-мае 2008 г. составили 576,5 тыс. руб. 11,8% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года) и превысили минимальный потребительский бюджет в 1,8, бюджет прожиточного минимума – в 2,8 раза. Положительная динамика показателей доходов населения в последние годы отражает процесс восстановления уровня жизни, снизившегося в годы трансформационных преобразований.

 

 Наибольший рост доходов  населения обеспечен за счет  повышения оплаты труда и увеличения  размеров социальных трансфертов,  доля которых в структуре денежных  доходов в январе-мае 2008 г. составила  соответственно 58 и 21,3% [3, с. 23].

 

 В первом полугодии 2008 г.  происходил рост расходов населения  на покупку товаров и оплату  услуг, уплату налогов и добровольных  взносов, увеличивалась задолженность  населения по кредитам и резко  снизилась доля сбережений населения  во вкладах и ценных бумагах  (вдвое по сравнению с аналогичным  периодом 2007 г.). Данные тенденции  обусловлены, в первую очередь,  ростом цен на товары и услуги.

 

 Рост денежных доходов сопровождался  снижением уровня малообеспеченности. Доля населения со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума в I квартале текущего года составила 7,3%, что ниже аналогичного за 2007 г. на 0,4 п.п. Вместе с тем в группе наименее обеспеченных граждан по-прежнему остаются семьи с детьми, жители сельской местности и малых городских поселений.

 

 В целях дальнейшего роста  денежных доходов населения требуются  целенаправленные меры по созданию  условий для активизации трудовой  деятельности, в том числе индивидуального  предпринимательства и самостоятельной  занятости населения, легализации  доходов от скрытой экономической  деятельности, роста доходов от  собственности, повышения государственных  гарантий в области оплаты  труда и социального обеспечения.  Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в Республике Беларусь в январе-мае 2008 г. увеличилась в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года на 23,4% и составила 802,4 тыс. руб. В бюджетном секторе экономики темпы роста заработной платы были ниже и составили 114,6% по отношению к январю-маю 2007 г. В анализируемом периоде номинальная заработная плата работников в ряде важнейших отраслей была значительно ниже среднереспубликанских значений: в сельском хозяйстве – на 37,6%: в социальном обеспечении – на 34,2; образовании – на 22: в здравоохранении – на 20%. В то же время в таких отраслях, как банковский сектор, управление, наука, строительство и промышленность в целом заработная плата превышала среднереспубликанский уровень.

 

 Несколько увеличилась межотраслевая  дифференциация в оплате труда  работников. Так, за январь-май  2008 г. она составила 3,4 раза  между нефтеперерабатывающей промышленностью  (1633,3 тыс. руб.) и сельским хозяйством (484,1 тыс. руб.). Среди регионов  самый низкий уровень номинальной  среднемесячной заработной платы  отмечен в Брестской области  (699 тыс. руб.), наиболее высокий  – в г. Минске (1075,4 тыс. руб.). Межрегиональная дифференциация  составила 1,5 раза.

 

 Возросла покупательная способность  заработной платы: 254,9% минимального  потребительского бюджета в мае  2008 г. Реальная заработная плата  в среднем по республике увеличилась  за январь-май 2008 г. к соответствующему  периоду 2007 г. На 8,3%. Имеются все  предпосылки выполнения прогнозного  значения роста реальной заработной  платы в 2008 г. – 109,5%. [3, с. 24].

 

 Минимальная заработная плача  (МЗП) в первом полугодии не  менялась и составила сегодня  208,8 тыс. руб. Тарифная ставка  первого разряда с 1 апреля 2008 г. установлена в размере 73 тыс. руб. [3, c. 25].

 

 Государственное регулирование  МЗП требует упорядочения действующего  законодательства с целью придания  ей статуса минимальной социальной  гарантии в соответствии с  конвенциями МОТ-обеспечения поэтапного сближения к 2010 г. МЗП и МПБ: установления в Генеральном соглашении соотношения МЗП со средней заработной платой; пересмотра ряда методологических подходов к формированию структуры МПБ.

 

 Назрела необходимость научно обосновать критерии установления величины тарифной ставки первого разряда, что позволит реализовать воспроизводственную и стимулирующую функции трудоспособного работника, экономически обосновать межразрядные соотношения ETC в целях достижения материальной заинтересованности работника в результатах своего труда: разработать меры по систематизации компенсационных выплат к тарифной заработной плате, индивидуализации доплат и надбавок стимулирующего характера. В то же время должна усиливаться роль коллективно-договорного регулирования для эффективного и сбалансированного развития трудовых отношений.

 

 Одной из главных задач  в области пенсионного обеспечения  является последовательное повышение  размеров пенсий с учетом роста  средней заработной платы в  республике и изменения бюджета  прожиточного минимума. В первом  полугодии 2008 г. по решениям  Главы государства трудовые пенсии  повышались дважды (с 1 февраля  и с 1 мая). С начала года пенсии  в среднем увеличились на 6.4%.

 

 Обеспечено выполнение прогнозных  показателей пенсионного обеспечения.  Среднемесячный размер пенсии  по возрасту в январе-июне 2008 г.  увеличился по сравнению с  соответствующим периодом прошлого  года на 24,2% и составил в июне 366,9 тыс. руб., минимальной пенсии  по возрасту соответственно на 21,1% и 206.2 тыс. руб. Реальная  пенсия по возрасту увеличилась  на 8,7%.

 

 В этом году принят ряд  решений, направленных на укрепление  материального обеспечения пенсионеров.  На основании Декрета Президента  Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. №12 «Об установлении размеров  социальных пенсий» с июля  увеличены социальные пенсии. Повышен  размер пособия по уходу за  инвалидами 1 группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста (постановление  Совета Министров от 14 июня 2008 года  №868). До конца текущего года  в целях выполнения заданных  прогнозных показателей предусматривается  еще один перерасчет трудовых  пенсий.

Информация о работе Уровень жизни, его показатели, факторы роста и динамика в Республике Беларусь