Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 09:48, курсовая работа
Цель данной работы ‒ изучить уровень жизни населения и его составляющие, рассмотреть различные концепции уровня жизни, а также проанализировать динамику уровня жизни в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие уровня и качества жизни населения;
изучить различные подходы к определению понятия уровня жизни;
рассмотреть основные показатели уровня жизни;
выявить виды факторов, влияющих на уровень жизни;
проанализировать систему мер по повышению уровня и качества жизни;
изучить динамику уровня жизни в Республике Беларусь;
определить пути повышения уровня жизни в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Уровень жизни населения 6
1.3 Показатели уровня жизни 12
12
2.1 Виды факторов, влияющих на уровень жизни 15
2.2 Система мер по повышению уровня и качества жизни 16
3.1 Показатели уровня жизни населения в Республике Беларусь 21
3.2 Анализ уровня жизни населения в Республике Беларусь 23
3.3 Пути повышения уровня жизни в Республике Беларусь 27
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Основные показатели уровня жизни………………………. 39
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
экономической теории
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Уровень
жизни населения и его
составляющие. Динамика
уровня жизни в Республике
Беларусь
Студентка
ФФБД, 2-й курс, ДФФ-3 И.Н. Олесиюк
Руководитель
ассистент
МИНСК 2011
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 34 с., 2 рис., 3 табл., 20 источников, 2 приложение.
ДИНАМИКА
УРОВНЯ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, КОНЦЕПЦИЯ
ООН, УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, ФАКТОРЫ УРОВНЯ ЖИЗНИ,
ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ
Объект исследования - уровень и качество жизни населения.
Предмет исследования – показатели уровня и качества жизни, необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь.
Цель работы: изучить уровень жизни населения и его составляющие, рассмотреть различные концепции уровня жизни, а также проанализировать динамику уровня жизни в Республике Беларусь.
Методы исследования: сравнительный и системный анализ, индукция, дедукция, статистические, графические методы исследования.
Исследования и разработки: в работе проанализированы отличия уровней жизни на разных территориальных единицах, исследованы показатели уровня жизни, показана динамика уровня жизни в Республике Беларусь.
Автор
работы подтверждает, что приведенный
в ней расчетно-аналитический
материал правильно и объективно
отражает состояние исследуемого процесса,
а все заимствованные из литературных
и других источников теоретические,
методологические и методические положения
и концепции сопровождаются ссылками
на их авторов.
_____________
ABSTRACT
Course work: 34 page, 2 fig. 3 tables., 20 sources, 2 annex.
DYNAMICS
OF THE STANDARD OF LIVING, QUALITY OF LIFE, THE UNITED NATIONS CONCEPT,
STANDARD OF LIVING, FACTORS OF THE STANDARD OF LIVING, THE SWEDISH MODEL
Object of research – the level and quality of life.
Subject of research - indicators of level and quality of life, necessity and ways of increase of level and quality of life. in the Republic of Belarus.
Purpose of the work: To study the level of the population and its components, to consider various concepts of quality of life, and to analyze the dynamics of living in Belarus.
Methods: a comparative and systematic analysis, induction, deduction, statistical, graphical methods.
Research and development: This paper analyzes the differences in standards of living in different territorial units have been investigated indicators of living standards, shows the evolution of living standards in Belarus.
The
author of confirms that it reduced the analytical material properly
and objectively reflects the state of the process, and all borrowed
from the literature and other sources of theoretical, methodological
and methodical aspects and concepts accompanied by references to their
authors.
_____________
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Основные показатели уровня жизни………………………. 39
На современном этапе развития экономики Беларуси проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а следовательно, и экономическая стабильность в обществе.
Для обеспечения высокого уровня и качества жизни необходима специальная деятельность государства, направленная на улучшение условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращение и устранение социального неравенства, постоянное повышение образовательного и культурного уровня всего населения.
Республика
Беларусь выбрала социально-
Цель данной работы ‒ изучить уровень жизни населения и его составляющие, рассмотреть различные концепции уровня жизни, а также проанализировать динамику уровня жизни в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования в данной курсовой работе является уровень и качество жизни населения.
Предметом исследования являются показатели уровня и качества жизни, необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь.
При написании работы использовались сравнительный и системный анализ, индукция, дедукция, статистические, графические методы исследования.
В процессе составления курсовой работы был использован ряд источников экономической литературы. Основными из них являются: Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г., Бондарь Н. Н., Шимов . Для исследования динамики уровня жизни были использованы статистические данные, публикуемые на официальном сайте Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.
1.1 Понятие уровня и качества жизни
Среди категорий, с помощью которых выражает себя социальная политика, одно из главных мест занимают «уровень жизни» и «качество жизни».
Основные методологические подходы к определению сущности категории «уровень жизни населения» формировались в процессе долголетнего и многостороннего ее изучения специалистами разных стран. Еще в 1954 г. Комитет экспертов ООН рекомендовал понимать под этим термином фактические условия жизни населения, составляющие 12 групп и включающие наряду с материальными культурные условия – здоровье, занятость, условия труда, фонд накопления, человеческие свободы.
Уровень жизни населения – это обеспеченность людей необходимыми для жизни материальными и духовными благами, степень удовлетворения их физиологических, социальных и духовных потребностей.[3, с. 412]
В экономической теории и практике под уровнем жизни принято понимать количество материальных благ и услуг, приходящихся на душу населения страны в том или ином периоде хозяйствования.[9, с. 386]
Помимо этого, уровень жизни рассматривают как в широком, так и в узком смыслах. Так в широком смысле данная категория включает уровень и структуру потребления, условия труда, структуру и степень удовлетворения социально-культурных потребностей, степень развития сферы услуг, величину и структуру внерабочего и свободного времени, уровень экологической безопасности и т.п. В узком смысле уровень жизни понимают как объем реальных доходов, определяющих объем и структуру фактического потребления конечных товаров и услуг.
Уровень жизни зависит, во-первых, от фактического потребления материальных, духовных благ, во-вторых, от развития потребностей. Обычно различают три уровня потребления:
- индивидуальный, на котором осуществляется потребление одного человека;
- коллективный, на котором происходит потребление коллективов людей;
- общественный, связанный с потребительскими интересами всех людей страны (государства). Это охрана порядка, безопасность, оборона, управление, образование, наука, внешние связи. В них нуждается каждый из нас, но никто в отдельности их удовлетворить не может.[7, с. 333]
Как было изложено чуть выше, уровень жизни зависит от развития потребностей, которые в свою очередь являются системообразующей основой данной категории. Потребность – это нужда человека в чем-либо. Потребности тесно связаны с уровнем и образом жизни человека, так как сам круг потребностей характеризует жизнь людей с позиции их желания, устремлений, интересов.
Следует различать реальные и нормативные потребности. Реальные потребности – это потребности конкретных людей или групп в получении определенного количества благ и услуг. Нормативные потребности – это нормативный уровень удовлетворения данных реальных потребностей, другими словами – это нормы потребления, установленные расчетным путем на основе анализа. При помощи их рассчитывается рациональный потребительский бюджет. Рационально потребительский бюджет ‒ это теоритически построенный идеальный бюджет, в котором расходная часть формируется исходя из рациональных норм потребления материальных и духовных благ и услуг в их определенном целесообразном с научной точки зрения наборе. Он является важнейшим инструментом социально-экономического анализа уровня жизни.
Чем уровень жизни выше, тем выше и потребности. Речь идет главным образом о физических, духовных и социальных потребностях.
Факторами, обусловливающими количественные и качественные характеристики уровня жизни, являются состояние производительных сил, характер производственных отношений, природно-климатические условия, географическое положение государства и другие особенности окружающей среды.
Еще одной характеристикой такого объекта, как «жизнь», является качество жизни.
В середине 1950-х гг. в мировом обиходе появился термин «качество жизни». По поводу данного понятия в литературе нет единого мнения. Это происходит из-за того, что существует множество подходов к определению этого понятия с различных сторон (экономической, социальной, медицинской, экологической, физиологической).
Так, по мнению американского
экономиста Д. Фостера,
Категория «качество жизни» показывает сущность развития личности, социальных групп и всего общество в увязке со степенью удовлетворения личных, групповых и общественных потребностей. Выделяют низкое качество жизни и высокое. Первое предопределяет преобладание у населения забот о выживании, слабо развитые общественные институты, преобладание авторитарных форм управления обществом. Высокое качество жизни, напротив, характеризует преобладание у людей предпочтений высокого порядка, таких, как личная компетентность, культурное и духовное развитие, степень самореализации.
Этот показатель включает в себя помимо уровня жизни условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие. По мнению других экономистов, качество жизни включает в себя уровень потребления материальных благ и услуг, удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, безопасность граждан, свободу личности. Некоторые экономисты в понятие «качество жизни» включают и такие показатели: