Уровень жизни населения и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 09:48, курсовая работа

Описание

Цель данной работы ‒ изучить уровень жизни населения и его составляющие, рассмотреть различные концепции уровня жизни, а также проанализировать динамику уровня жизни в Республике Беларусь.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие уровня и качества жизни населения;
изучить различные подходы к определению понятия уровня жизни;
рассмотреть основные показатели уровня жизни;
выявить виды факторов, влияющих на уровень жизни;
проанализировать систему мер по повышению уровня и качества жизни;
изучить динамику уровня жизни в Республике Беларусь;
определить пути повышения уровня жизни в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Уровень жизни населения 6
1.3 Показатели уровня жизни 12
12
2.1 Виды факторов, влияющих на уровень жизни 15
2.2 Система мер по повышению уровня и качества жизни 16
3.1 Показатели уровня жизни населения в Республике Беларусь 21
3.2 Анализ уровня жизни населения в Республике Беларусь 23
3.3 Пути повышения уровня жизни в Республике Беларусь 27
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Основные показатели уровня жизни………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

первая глава.doc

— 636.00 Кб (Скачать документ)

     Для обеспечение этих целей государство  должно совершенствовать политику доходов через постепенный перенос социальных расходов (оплаты услуг социальной сферы, в том числе жилищно-коммунальных, бытовых и других, а также пенсионного обеспечения) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан; через развитие социального партнерства, что обеспечит взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества и станет важным средством защиты интересов работающих; через переход на инструменты тонкой настройки (финансовые, бюджетные, налоговые, кадровые, информационные), на системы социальных стандартов в реализации социальной политики.

     В данном контексте приоритетными  направлениями политики в области  оплаты труда являются:

  1. кардинальное повышение уровня платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности;
  2. снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.

     Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:

  1. обеспечение роста заработанной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;
  2. регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;
  3. усиление законодательной защиты прав наемных работников и его справедливую оплату.

     Минимальная заработанная плата является минимальным  социальным стандартом в области  оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства. Минимальная заработанная плата по отношению к средней должна составить не менее 30—40 %, что соответствует параметрам экономически развитых стран.

     Важным  направлением социальной политики является оптимизация структуры и норм потребления во взаимодействии с изменением структур производства.

     Определение объемов и структуры потребления  продуктов питания и обеспечения  непродовольственными товарами следует  производить с учетом, с одной  стороны, необходимости более полного удовлетворения потребностей населения в материальных благах, а с другой – повышения требований к ассортименту и качеству, то есть сфере производства.

     Повышение уровня потребления и его рационализация возможны лишь на основе устойчивой сбалансированности спроса и предложения по оптимизации производства товаров и развития сферы услуг, совершенствования системы распределительных отношений.

     Борьба  с бедностью является важнейшим  приоритетом социальной политики. Для  устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

     Для обеспечения повышения уровня жизни пенсионеров необходимо реформировать и пенсионную систему путем создания стабильной, финансово устойчивой  системы. На ближайшие годы государством намечено проведение следующих мероприятий:

  1. развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработной платы;
  2. совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании с целью наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;
  3. обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.[8, с. 672]

     В перспективе на основе роста денежных доходов необходимо обеспечить дополнительное пенсионное страхование. Решение поставленных перед пенсионной системой задач призвано повысить уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан.

     Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

     Государственное социальное страхование застрахованным гражданам обеспечивает следующие  социальные гарантии:

– пенсии по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет; пособия и компенсации в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

– пособия, связанные с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;

– пособия по болезни и временной нетрудоспособности, выплаты, связанные с санаторно-курортным лечением и оздоровлением; пособия по безработице; пособия на погребение.[18, с. 79] Граждане имеют право заключать договоры на добровольное социальное страхование. Наниматели имеют право за счет собственных средств осуществлять дополнительное социальное страхование своих работников.

     Республика  Беларусь осуществляет также политику в области социальной помощи населению. Она направлена на обеспечение гарантии дохода лицам, имеющим доход или ресурсы ниже определенного уровня. Она ориентирована на те группы и слои населения, которые не могут быть охвачены программами занятости или мерами социальной защиты и не могут воспользоваться услугами социального обеспечения. (Речь идет о различного рода льготах и разовых выплатах при несчастных случаях, бедствиях и др.). Наряду с государственными формами предполагается параллельное развитие негосударственных форм оказания социальной помощи (спонсорства, благотворительности и др.). В число приоритетных должна войти задача удовлетворения социальных потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей. В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития необходимо существенно повысить значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов.

     Таким образом, в Республике Беларусь проводится множество мер по повышению уровня жизни населения. Государство также  разработало на ближайшее будущее  большое количество мероприятий, которые имеют единую цель – повышение уровня благосостояния населения, что в свою очередь будет положительно влиять на развитие национальной экономики Республики Беларусь.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Интегральной  характеристикой благосостояния граждан  страны являются уровень и качество жизни населения. Уровень жизни – это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами. Качество жизни как показатель (категория) благосостояния характеризуется степенью удовлетворения потребностей, отношениями к соответствующим нормам, обычая и традициям.

     Существует  множество подходов к определению  сущности, структуры понятия уровня жизни. В данной работе были рассмотрены различия в подходах определения составных компонентов уровня жизни в концепции ООН и шведской модели. Основными компонентами уровня жизни концепции ООН являются здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и условия труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека. Основными компонентами данной категории в шведской модели являются труд и условия труда, экономические и политические возможности, школьное обучение, здоровье и использование медицинской помощи, социальные возможности, жилище, питание, свободное время и его проведение.

     Для измерения уровня жизни населения используется ряд показателей. Такие показатели могут образовывать целые системы, которые наилучшим образом будут подходить для измерения уровня жизни в определенной стране.

     Так, например, для измерения уровня жизни населения в Беларуси используются такие показатели,  как  денежные доходы населения, реальные денежные доходы населения, располагаемые денежные доходы населения, расходы и сбережения населения, покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения, денежные расходы и сбережения населения, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата,  реальная заработная плата, средний размер назначенных пенсий, реальный размер назначенных пенсий.

     Уровень жизни – это динамическая категория, которая испытывает на себе воздействие множества факторов. Эти факторы делят на внешние и внутренние. К внешним, например, относят: экономико-географическое положение, природно-климатические условия, природно-ресурсный потенциал и др.; к внутренним – доходы населения, потребление и расходы населения, социальная дифференциация населения и др. При этом все эти факторы могут оказывать как негативное, так и позитивное влияние на уровень жизни населения.

          В январе — августе 2011 г. общий объем денежных доходов населения по сравнению с январем — августом 2010 г. увеличился на 40,1 %. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за январь — август 2011 г. в процентах к январю — августу 2010 г. составила 143,6 %. Реальная заработная плата в январе — августе 2011 г. по сравнению с январем — августом 2010 г. увеличилась на 10,1 %. Реальный размер назначенных пенсий в сентябре 2011 г. по сравнению с сентябрем 2010 г. уменьшился на 19,5 %.

     Для обеспечения высокого уровня и качества жизни необходима специальная деятельность государства, направленная на улучшение условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращение и устранение социального неравенства, на постоянное повышение образовательного и культурного уровня всего населения. Системой мер, которая позволяет достичь этих целей, является социальная политика. В Республике Беларусь вопросам социальной политики уделяется большое внимание.

     Таким образом, уровень жизни населения  является одним из важнейших показателей  экономического развития страны. Поэтому  государство должно постоянно проводить определенные мероприятия по повышению жизненного уровня населения страны. 
 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Галаева, Е.В., Корсакова, А.А., Марыганова, Е.А. Макроэкономика: учебное пособие / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, — М., 2003. — 267 с.
  2. Зайченко, Н.П., Полоник, С.С., Богданович, А.В., Александрович, Я.М. Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь за период до 2020 года // Белорусский экономический журнал. — 2004. — № 3. — С. 4–19.
  3. Козырев, В.М. Основы современной экономики: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, — 2005. — 528 с.
  4. Ласкин, А. Изучение региональных различий уровня жизни населения Российской Федерации [Электронный ресурс] / Электронный журнал «Полемика» — 2010 – № 13 — Режим доступа: http://www.irex.ru/press/pub/polemika/13/las/. — Дата доступа: 29.10.2011.
  5. Макроэкономика: социально-ориентированный подход / Э.А. Лутоухина [и др.]; под ред. Э.А. Лутоухиной. — Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. — 400 с.
  6. Макроэкономика: учеб. пособие / А. В. Бондарь [и др.]. — 2-е изд. — Минск: БГЭУ, 2009. — 415 с.
  7. Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов [и др.]; под общ. ред. М.И. Плотницкого. — М.: Новое знание, 2002. — 462 с.
  8. Национальная экономика Беларуси: учебник / В. Н. Шимов [и др.]; под ред. В. Н. Шимова. — 3-е изд. — Минск: БГЭУ, 2009. — 751 с.
  9. Национальная экономика: учебник / Под общ. ред. В.А. Шульги — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. — 502 с.
  10. Остапенко, Ю. М. Экономика труда: учеб. пособие. — 2-е изд., — М.: ИНФРА-М, 2007. — 272 с.
  11. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. Н. А. Горелова. — СПб. Питер, 2003.— 653 с.
  12. Проблемы повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь: сб. научных трудов. — Минск: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2001. — 168 с.
  13. Регионы Республики Беларусь 2011: стат. сборник / Под ред. В. И. Зиновского. — Мн: Информационно-вычислительный центр Национального статистического комитета Республики Беларусь, 2011. — 633 с.
  14. Социальная политика Беларуси в начале XXI века: сб. научных трудов. — Мн.: НИЭИ Мин-ва экономики Респ. Беларусь, 2005. — 280 с.
  15. Социальная политика Республики Беларусь в условиях реформирования экономики: сб. научных трудов. — Минск: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 1997. — 261 с.
  16. Социальная политика в Республике Беларусь: учеб. пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. — Мн.: БГЭУ, 2005. — 146 с.
  17. Социальная политика: учебник. / Под общ. ред. Н.А. Волгина — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Изд-во РАГС, 2008. — 408 с. 
  18. Социальный работник – это звучит гордо / Охрана труда и социальная защита. — 2006. — № 2. — С. 79.
  19. Электронный ресурс Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. — Дата доступа: 07.11.2011
  20. Электронный ресурс Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by. — Дата доступа: 08.11.2011

Информация о работе Уровень жизни населения и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь