Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 09:48, курсовая работа
Цель данной работы ‒ изучить уровень жизни населения и его составляющие, рассмотреть различные концепции уровня жизни, а также проанализировать динамику уровня жизни в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие уровня и качества жизни населения;
изучить различные подходы к определению понятия уровня жизни;
рассмотреть основные показатели уровня жизни;
выявить виды факторов, влияющих на уровень жизни;
проанализировать систему мер по повышению уровня и качества жизни;
изучить динамику уровня жизни в Республике Беларусь;
определить пути повышения уровня жизни в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Уровень жизни населения 6
1.3 Показатели уровня жизни 12
12
2.1 Виды факторов, влияющих на уровень жизни 15
2.2 Система мер по повышению уровня и качества жизни 16
3.1 Показатели уровня жизни населения в Республике Беларусь 21
3.2 Анализ уровня жизни населения в Республике Беларусь 23
3.3 Пути повышения уровня жизни в Республике Беларусь 27
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Основные показатели уровня жизни………………………. 39
6) создание
условий для всестороннего
В любом обществе большинство людей способны самостоятельно обеспечить себе приемлемые условия для жизни. Цель социальной политики в этом случае состоит в создании благоприятной обстановки для трудовой и предпринимательской деятельности. Из этого можно сделать вывод, что стимулирующая функция – это главная функция социальной политики. То есть происходит содействие процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствование отношений занятости. Это предполагает стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокой мотивации работников к высокоэффективному труду, учет доли каждого работающего в созданном продукте.
Однако в любом обществе существуют социально уязвимые слои населения. К ним относятся граждане, в силу объективных причин не имеющие возможности удовлетворять свои потребности путем приложения собственных усилий (дети, инвалиды, пенсионеры). Социальная политика в данном случае должна обеспечить помощь и поддержку таким категориям лиц. Это достигается на основе реализации стабилизирующей функции. Она предполагает перераспределение доходов, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий как для населения в целом, так и для каждой из его социальных групп. Упор при этом делается на выплату пенсий и пособий нетрудоспособным, малоимущим, безработным, на обеспечение определенного уровня образования и медицинского обслуживания для всех слоев населения.
Данные функции неразрывно
Социальная политика осуществляется на разных уровнях:
С точки зрения субъектов
Государственная социальная политика характеризуется единым законодательным пространством, социальной инфраструктурой, кадровым и информационным обеспечением всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: утверждаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране; устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; разрабатываются целевые социальные программы.
Региональная социальная политика учитывает особенности этнического, культурного и исторического характера региона, потребности его жителей. На этом уровне разрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальные программы. Вместе с тем данный уровень не всегда может учитывать запросы и нужды отдельных людей.
Муниципальная социальная политика, в отличие от региональной, направлена на решение конкретных проблем населения. Именно на данном уровне легче оценить реальные потребности и возможности человека, проверить степень эффективности оказываемых социальных услуг. Данный уровень находится ближе к потребителю.
Существует ряд принципов, на которых базируется социальная политика.
Реализация распределительного типа справедливости, дифференциация населения по заслугам, является важнейшим условием прогрессивного формирования общества, стимулом для формирования личности, ее потребностей и приоритетов. Обоснованное неравенство обуславливает повышение экономической эффективности, однако уменьшает шансы тех, кто по не зависящим от них причинам не может осуществлять активную деятельность. Кроме того, крайняя степень дифференциации и неравенства может привести к деградации производительных сил, нестабильности и социальным конфликтам.
Таким образом, данный принцип социальной политики содержит оба типа справедливости и означает, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой – сохраняющееся неравенство. Поэтому государство при проведении социальной политики должно стремиться обеспечить всем гражданам равные стартовые условия существования, но вместе с тем наиболее активные и работоспособные члены общества должны иметь возможность получать за свой труд больший объем благ и услуг.
Социальная политика в переходный период реализуется по трем основным направлениям. Это политика доходов, политика занятости и политика социального партнерства. Политика доходов предполагает осуществление мер по смягчению их неравенства: политика занятости состоит в обеспечении условий эффективности трудовой деятельности; политика социального партнерства направлена на регулирование взаимоотношений между работодателями и работополучателями.
Меры по осуществлению социальной политики финансируются государством. В настоящее время происходит переход от государственного финансирования к социальному партнерству. Это означает, что ряд социальных программ по созданию рынка жилья, использованию возможностей страховой медицины, переход ряда социальных услуг на платную основу осуществляются за счет средств не только бюджета, но и предприятий.
Между социальной политикой и уровнем экономического развития общества существует взаимосвязь. Решение многих задач социальной политики определяется экономическими ресурсами, выделяемыми государством. В то же время социальную политику можно рассматривать как важнейший фактор экономического роста, так как именно благодаря ее целенаправленному действию появляются условия для возрастания и реализации инновационного потенциала трудовых ресурсов общества.
Предметом теоретических дискуссий является проблема эффективности социальной политики. Одни экономисты утверждают, что любое социальное вмешательство снижает эффективность рыночной экономики. Так, пособия по безработице порождают иждивенческие настроения у человека, делают возможным затягивание поиска нового рабочего места. Расходы на социальное обеспечение, являясь частью затрат на заработную плату, делают фактор труда слишком дорогим. Перераспределение доходов может привести к сокращению сбережений, уменьшению аккумулирования капитала и, следовательно, подорвать основы экономического роста. Другие экономисты, наоборот, подчеркивают, что в рамках социальной политики проводятся мероприятия, направленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, создание новых рабочих мест, оказание содействия в поиске работы. Обеспечение социальной стабильности имеет большое значение, что создает предпосылки экономического роста. Этот фактор особенно важен для стран с переходной экономикой.
Характеристика негативных и позитивных сторон социальной политики показывает, что ее отсутствие ставит под угрозу социальную и экономическую безопасность общества, оставляет обездоленными тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что для обеспечения высокого уровня и качества жизни необходима специальная деятельность государства, направленная на улучшение условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращение и устранение социального неравенства, на постоянное повышение образовательного и культурного уровня всего населения. В своей деятельности государство должно руководствоваться рядом принципов, важнейшим из которых является принцип социальной справедливости.
3 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь
Для измерения уровня жизни в Республике Беларусь используются следующие показатели.
1) Денежные доходы населения. Включают оплату труда, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению), доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и прочие доходы от собственности), прочие доходы (поступления от продажи продукции сельского хозяйства, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, и прочие поступления).
2) Реальные денежные доходы населения ‒ относительный показатель, рассчитанный путем деления номинальных темпов роста денежных доходов населения на индекс потребительских цен на товары и услуги за соответствующий временной период.
3) Располагаемые денежные доходы населения ‒ это денежные доходы населения за вычетом налогов и взносов.
4) Покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения отражает потенциальную возможность приобретения товаров и услуг населением и выражается через товарный эквивалент среднемесячных среднедушевых располагаемых денежных доходов.
5) Денежные расходы и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, на оплату налогов, взносов и прочих расходов, сбережения, изменение задолженности населения по кредитам.
6) Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников рассчитывается путем деления начисленного фонда заработной платы, включая подоходный налог и обязательный страховой взнос работника, на среднесписочную численность работников, принимаемую для исчисления средней заработной платы, и на количество месяцев в периоде. Пособия, получаемые из средств социального страхования, в среднюю заработную плату не включаются.
7) Реальная заработная плата характеризует покупательную способность заработной платы в отчетном периоде в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги по сравнению с базисным периодом. Для этого рассчитывается индекс реальной заработной платы путем деления индекса номинальной начисленной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.
8) Средний размер назначенных пенсий определяется как отношение общей суммы назначенных пенсий к численности пенсионеров.
9) Реальный размер назначенных пенсий характеризует покупательную способность назначенных пенсий в отчетном периоде в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги по сравнению с базисным периодом. Для этого рассчитывается индекс реального размера назначенных пенсий путем деления индекса среднего размера назначенных пенсий на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.