Уровень жизни населения: понятие, показатели, факторы роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание

Под уровнем жизни подразумевают фактически сложившиеся условия жизнедеятельности и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг. Но не следует забывать и о том, что с ростом общественного производства и уровня развития производительных сил изменяется предпочтения и запросы людей, а, следовательно, должны изменяться параметры уровня жизни. Как и в какой степени изменяются эти параметры, что в большей мере оказывает свое влияние на их изменение и в связи с чем это возникает? Все эти вопросы, которые на протяжении долгих лет многих не оставляют в покое, не утрачивают своей актуальности. Ответы на них я постараюсь найти в данной работе, целью которой и является рассмотрения такой категории как «уровень жизни», исследование динамики уровня жизни населения Республики Беларусь через основные показатели.

Содержание

Введение
Уровень жизни: понятие, показатели
Уровень и качество жизни
Основные показатели уровня жизни
2. Распределение доходов: неравенство и бедность
Индекс развития человеческого потенциала: значение, методика расчёта
Сравнительная характеристика уровня человеческого развития в мире
3. Особенности состояния и динамика уровня жизни в Республике Беларусь
Динамика уровня жизни в Республике Беларусь
Перспективы изменения уровня жизни населения в Беларуси
Заключение

Список используемых источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 88.30 Кб (Скачать документ)

Как уже говорилось, определение  индекса сводится к 3 основным показателям, одним из которых является возможности  долгой и здоровой жизни, которая  измеряется её продолжительностью при рождении. Продолжительность жизни в Сьерра Леоне около 40 лет, а в Японии – 80 (приложение Д).

 Важным показателем является степень образованности граждан.  Первое место, по данным исследования ЮНЕСКО, в котором страны оценивались по качеству образования, доступности основного образования для всех, раннему образованию и уходу за детьми, образованию взрослых, занимает Великобритания, далее следуют Словения и Финляндия. Последнее - 125-е - место среди стран, статистика которых в сфере образования доступна, занимает Чад. Африканские государства занимают большинство нижних строчек в этом списке. Среди европейских стран последние места занимают Мальта - 54-е  и Португалия - 55-е.

 При  оценке качества и доступности  образования учитывались также  грамотность (умение читать и писать) взрослых жителей  страны и состояние здоровья населения. В странах с динамично развивающейся экономикой становится все больше студентов вузов - на 77% увеличилось их количество за последние 10 лет. По данным последнего исследования ЮНЕСКО и ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) в богатых странах количество студентов увеличилось на 43%. В Аргентине, Российской Федерации и в Чили число получающих высшее образование достигает соответственно 62, 61 и 53%, а в Таиланде – 50%. В Малайзии и в Уругвае треть бывших школьников поступают в вуз.

Итак, согласно «Докладу о развитии человека» за 2007/2008 год, основой которого является ИРЧП, ситуация в мире является весьма неоднозначной, и индекс варьирует в пределах от 0,965 у Норвегии – страны, занимающей первую строчку рейтинга, до 0,311 у Нигера, обосновавшегося на последней 177-й позиции. В таких странах, как Сьерра-Леоне и Нигер  средняя продолжительность жизни составляет чуть более 40 лет, а в Японии – более 80. Республика Беларусь, согласно «Докладу о развитии человека» за 2007/2008 г. занимает 67 позицию, однако по сравнению с прошлыми годами в данном рейтинге откатывает назад.

Таким образом, ИРПЧ является общепризнанным универсальным сопоставимым показателем и используется при анализе социально-экономического положения в отдельных странах и в мире в целом. Он является сводным показателем, складывающимся в свою очередь из таких показателей, как ожидаемая продолжительность жизни; размер реального ВВП на душу населения; уровень образования и квалификации рабочей силы.

 

 

3. Особенности состояния  и динамика уровня жизни в  РБ

3.1. Динамика уровня жизни  в РБ.

В Республике Беларусь последовательно  проводится социально ориентированная экономическая политика, главной целью которой является рост уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики. Устойчивые высокие темпы роста промышленного производства в 2007-2010 гг. будут обеспечиваться на основе модернизации, совершенствования отраслевой и технологической структуры производства, повышения качества выпускаемой продукции. Создание конкурентоспособного производства и эффективной переработки сельскохозяйственной продукции - главная задача агропромышленного комплекса на сегодняшний день. Повышение качества жизни в нашей стране связывается с развитием предпринимательства. Частный бизнес – это один из важнейших факторов экономического роста. Населению предоставляются новые услуги, рабочие места, соответствующая заработная плата. Немаловажное значение в нашей стране приобретает обеспечение человека жильем. За 2007 года в Республике Беларусь смогли улучшить свои жилищные условия 38,5 тыс. семей. Всего с 2001 по 2005 год построено 173,1 тыс. квартир. Важнейшим направлением станет сельское строительство, ориентированное на широкое применение местных строительных материалов и изделий. За 2001- 2006 гг. в стране увеличилась заработная плата. ВВП за 1 полугодие 2008 года увеличился на 10,3% .

 В нынешнем году сохраняется  характерная для последних лет  тенденция высоких темпов роста денежных доходов населения. В январе-сентябре 2008 г. денежные доходы населения составили 54,3 трлн. рублей и увеличились по сравнению с январем-сентябрем 2007 г. на 28,5% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 14,9%. В результате реальные денежные доходы (скорректированные на индекс потребительских цен), так и реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом налогов и взносов) – увеличились на 11,9%. В январе-сентябре 2008 г. денежные доходы в расчете на душу населения составили 623,4 тыс. рублей в месяц и увеличились по сравнению с январем-сентябрем 2007 г. в реальном выражении на 12,1%.

 Первостепенной задачей государства   остаётся повышение уровня оплаты  труда. Начисленная средняя заработная плата работников в народном хозяйстве в октябре 2008 г. составила 958,4 тыс. рублей, и увеличилась по сравнению с октябрем 2007 г. на 29,7%. Номинальная величина заработной платы в октябре 2008 г. по сравнению с сентябрем 2008 г. увеличилась на 1,6%. Реальная начисленная заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, в октябре 2008 г. по сравнению с сентябрем 2008 г. увеличилась на 0,6%, по сравнению с октябрем 2007 г. - на 12,1%.

Так же, в стране продолжается работа по совершенствованию пенсионного  обеспечения. В январе-июне 2008 года по сравнению с соответствующим  периодом 2007 г. среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 18,3% и  составил 292,4 тыс. руб.

Уровень безработицы в Республике Беларусь самый низкий на постсоветском  пространстве – 1% (по состоянию на 13 мая 2008 г.). Динамику изменения уровня безработицы в РБ можно увидеть в приложении Е.

Последовательное осуществление  государственных мер по повышению  денежных доходов и обеспечению социальной защиты населения способствовало значительному снижению уровня малообеспеченности. Доля населения со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума сократилась с 15,6 % в 1 квартале 2007 г. до 11,1% в 1 квартале 2008 г. За последние пять лет количество малообеспеченных граждан в Беларуси сократилось более чем в 3 раза и составляет 11,1%. Важно, на мой взгляд, отметить, что для малоимущих и социально уязвимых категорий населения сохранены льготы и гарантии. Забота о здоровье каждого человека, о его долголетии, доступность медицинского обслуживания, структурная перестройка отрасли со смещением приоритетов в сторону первичной медико-санитарной помощи, формирование в обществе здорового образа жизни - это главные приоритеты национальной политики в области охраны здоровья. Благодаря прогрессивным методам медицинского обслуживания в нашей стране в 2006 году удалось снизить инфекционную заболеваемость, наметилась тенденция к снижению временной и стойкой утраты трудоспособности; значительно снижена смертность детей в возрасте до 5 лет. Существует 2 универсальных показателя - материнская и младенческая смертность, которые являются критериями развития медицины и, не будет преувеличением сказать, государства в целом. Что касается материнской смертности, то в 1997 году она составляла 27,5 человека на 100 тысяч живорожденных. В 2007 году - уже 15. Что касается младенческой смертности, то в прошедшем году этот показатель составлял 5,3 промилле. Эта цифра выводит Беларусь в число мировых лидеров. Впереди только Франция и Канада. Если говорить о качестве систем здравоохранения, то из постсоветских государств в относительно лучшем состоянии находятся как раз общественные системы здравоохранения Беларуси, Казахстана и Литвы. Белоруссия заняла 72-е место, а, например, Российская Федерация –130-е место.

Белорусское государство расходует  значительные средства на образование: в 1999г. – 6,4% ВВП, в 2004 г. – 6,8% ВВП. В странах  ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) среднее значение – 5,2%. Стоит проблема эффективности их использования, в частности, повышения эффективности производительности труда преподавателей: в Беларуси на одного учителя приходится 10,2 учащихся, а на преподавателя вуза не менее 10 студентов; в странах  ОЭСР – соответственно 14,3 и 17. Планируется довести расходы на образование до 10% от ВВП и увеличить их с 5 трлн. бел. руб. в 2006 году до 40,3 трлн. бел. руб. в 2010г.

 Одним из важнейших показателей  качества жизни населения являются  безопасные и комфортные условия труда. В совершенствовании государственного управления охраной труда большую роль сыграло принятие Президентом Республики Беларусь Директивы от 11 марта 2004г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».  Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, выступая на третьем Всебелорусском народном собрании, отметил: «Мы ставим и решаем задачи, достойные 21 века. Но на какие бы грандиозные планы мы не замахивались, в центре внимания - забота о простом человеке, достижение нового качества жизни,… ибо в процветании Родины - благополучие всех!»

На мой взгляд, для повышения уровня жизни необходимо делать акцент на семью. Семья – это основа стабильного процветания общества. Внимание к семье необходимо и в связи с той демографической ситуацией, которая сложилась в нашей стране. Демографическая ситуация в стране считается благополучной, если в среднем на каждую женщину детородного возраста приходится более двух детей. Этот показатель называется коэффициентом суммарной рождаемости (смотрите приложение Ж). Примерно в каждой третьей стране мира он не достигает нормы, в том числе во всех европейских государствах. Например, в Германии данный коэффициент равен 1,37, Японии – 1,38, Финляндии – 1,8, Франции – 1,9. В Беларуси коэффициент суммарной рождаемости составляет 1,2. Причём ещё в 1990 году он был равен 1,9. Именно поэтому, крепкая семья, в которой воспитывается как минимум двое детей, должна стать идеалом современного общества.

В январе-июне 2007 года размеры пособий  на детей по сравнению с соответствующим периодом 2006 года увеличились на 9,4% (прогноз на 2007 г. – 10,3-11,6%), в том числе в июне – на 10,2%, и составили на детей в возрасте до 3 лет 112,6 тыс. руб., старше 3 лет – 52 тыс. рублей.

2007 год объявлен Годом ребёнка.  В Республике Беларусь принимаются  правовые нормы, направленные на поддержку семьи. Указом Президента Республики Беларусь от 8 июня 2007 г. №268 «Об усилении государственной поддержки семей при рождении детей» с 1 июня 2007 г. размеры пособий в связи с рождением первого ребёнка увеличены с 2 до 5 бюджетов прожиточного минимума  в среднем на душу населения (895,5 тыс. руб.), при рождении второго – с 2 до 7, а при рождении 3-го и последующих– с 3 до 7 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения (1253,7 тыс. руб.).

Республика  Беларусь в качестве суверенного  государства добилась значительного прогресса в социально-экономическом развитии. По уровню человеческого развития среди стран СНГ Беларусь занимает второе место, уступая только России. Однако по сравнению с прошлыми годами наша страна в данном рейтинге  откатывается назад. Это свидетельствует о более высоких темпах роста уровня жизни в других странах.

Таким образом, Беларусь относится  к группе стран со средним уровнем  развития. В Республике Беларусь последовательно проводится социально ориентированная экономическая политика, главной целью которой является рост уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики. Наблюдаются высокие темпы роста денежных доходов населения. Уровень безработицы в Республике Беларусь самый низкий на постсоветском пространстве, наблюдается снижение уровня малообеспеченности. Наблюдается снижение материнской и младенческой смертности. Динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни населения, является положительной, и это говорит о последовательном повышении уровня его жизни.

 

3.2 Перспективы изменения уровня  жизни населения в Беларуси

 

Немаловажным  для повышения уровня жизни является проведение правильной социальной политики. Социальная политика – важнейшая  область деятельности государства на современном этапе. От решения социальных проблем зависит стабильность общества, а это является главной базой для эффективного развития экономики. Результативность экономической политики проверяется, прежде всего, уровнем жизни, как всего населения, так и различных социальных групп.

Основной  целью социальной политики является повышение уровня жизни населения, предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечивать свое благосостояние и благосостояние своей семьи.

Главная цель социальной политики — дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

Целевыми  ориентирами политики доходов населения  в прогнозируемом периоде, обеспечивающими достижение этой цели, будут:

- рост реальных денежных доходов населения — на 149—156 %;

- повышение уровня реальной заработной платы как основного источника формирования доходов населения и важного стимула трудовой активности работников — на 152—158 %;

- поэтапное повышение уровня минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, размеров социальных пособий — до величины бюджета прожиточного минимума;

Информация о работе Уровень жизни населения: понятие, показатели, факторы роста