Уровень жизни населения: понятие, показатели, факторы роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание

Под уровнем жизни подразумевают фактически сложившиеся условия жизнедеятельности и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг. Но не следует забывать и о том, что с ростом общественного производства и уровня развития производительных сил изменяется предпочтения и запросы людей, а, следовательно, должны изменяться параметры уровня жизни. Как и в какой степени изменяются эти параметры, что в большей мере оказывает свое влияние на их изменение и в связи с чем это возникает? Все эти вопросы, которые на протяжении долгих лет многих не оставляют в покое, не утрачивают своей актуальности. Ответы на них я постараюсь найти в данной работе, целью которой и является рассмотрения такой категории как «уровень жизни», исследование динамики уровня жизни населения Республики Беларусь через основные показатели.

Содержание

Введение
Уровень жизни: понятие, показатели
Уровень и качество жизни
Основные показатели уровня жизни
2. Распределение доходов: неравенство и бедность
Индекс развития человеческого потенциала: значение, методика расчёта
Сравнительная характеристика уровня человеческого развития в мире
3. Особенности состояния и динамика уровня жизни в Республике Беларусь
Динамика уровня жизни в Республике Беларусь
Перспективы изменения уровня жизни населения в Беларуси
Заключение

Список используемых источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 88.30 Кб (Скачать документ)

- предотвращение необоснованной дифференциации населения по уровню доходов (не более 1:6);

- социальная поддержка малообеспеченных категорий населения, дальнейшее совершенствование государственной адресной социальной помощи;

- совершенствование системы пенсионного обеспечения (повышение реального значения пенсии по возрасту в 1,52 раза);

-обеспечение в 2006—2010 годах сокращения уровня малообеспеченности в два раза;

- дальнейшее совершенствование системы поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.

Повышение реальных денежных доходов населения  будет осуществляться путем поддержки экономически активных групп населения, создания условий для усиления трудовой мотивации работников, содействия развитию малого предпринимательства. Важным направлением будет обеспечение существенного роста доходов сельского населения на основе повышения размеров оплаты их труда.

Предотвращению  необоснованной дифференциации населения  по уровню доходов будет способствовать дальнейшее совершенствование государственного регулирования оплаты труда по сферам и отраслям экономики.

Важнейшим направлением политики доходов является снижение уровня малообеспеченности на основе роста среднедушевых доходов, повышения всех видов гарантированных минимальных доходов. Выполнение прогнозных параметров роста денежных доходов населения при более быстрых темпах роста доходов малообеспеченных групп позволит в 2006—2010 годах обеспечить сокращение уровня малообеспеченности населения в два раза к предыдущему периоду. Для этой категории населения будут предусмотрены социальные гарантии.

Реализация  намеченных мер по росту ВВП и  реальным возможностям его использования позволит обеспечить в прогнозируемом периоде прирост реальных денежных доходов населения на 49— 56 %. Существенное повышение уровня денежных доходов будет способствовать расширению платежеспособного спроса, росту сбережений населения и их инвестированию в экономику, развитию сферы услуг.

Основной  целью государственной политики в области оплаты труда является превращение заработной платы в  надежный источник доходов и повышение ее роли как стимула трудовой активности работников.

Важнейшей функцией государства остается обеспечение  государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.

Для этого  необходимо обеспечить:

- создание экономических предпосылок для роста заработной платы, легализации всех трудовых доходов;

- опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;

- поэтапное повышение размера минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета;

- предотвращение необоснованной дифференциации по уровню заработной платы в разных сферах деятельности и на региональном уровне";

- развитие рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы.

В бюджетном  секторе необходимо сохранить государственное  регулирование оплаты труда. В реальном секторе экономики политика государства по повышению заработной платы должна реализовываться путем повышения государственных минимальных гарантий оплаты труда, совершенствования налоговой системы, повышения эффективности социального партнерства.

 Планируется повышение реальной  заработной платы в 1,52—1,58 раза. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата к концу 2010 года должна составить в долларовом эквиваленте около 500 долларов США. Совершенствованию и дальнейшему развитию адресной социальной помощи будет способствовать реализация Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан». Следует отметить, что его принятие не означает отхода от заявленной государством социальной политики. Это необходимый шаг в целях создания более справедливой и эффективной системы социальной поддержки, которая должна обеспечивать реальную защиту интересов граждан, испытывающих в ней потребность.

Таким образом, предотвращение бедности остается важнейшей задачей государственной социальной политики в Республике Беларусь на долгосрочную перспективу. Перспективы социальной политики направлены на повышение уровня жизни человека за счет стимулирования экономической активности населения. Изучение проблемы повышения уровня жизни человека и его благосостояния в формирующейся рыночной системе  связанно с развитием рыночной модели социальной политики. Для решения данной проблемы нужно изучить методологические и теоретические основы всей системы социально-экономических и общественных отношений, которые показывают динамику развития благосостояния человека и всей социальной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

  1. В основе современного развития стран лежит принцип, согласно которому экономика существует для людей, а не люди для экономики. Состояние экономики напрямую влияет на уровень жизни народа, поэтому экономическое развитие – не самоцель, а средство улучшения жизни народа. В этих условиях возрастает роль и значение прогнозирования уровня жизни населения как важнейшего инструмента государственного регулирования социальных процессов в стране направленных на развитие человеческого потенциала.
  2. Уровень жизни является важнейшим показателем, который характеризуется степенью удовлетворения различных потребностей человека. Данный показатель, отражает материальное, социальное, культурное благополучие населения. Для оценки степени удовлетворённости основных человеческих потребностей используются группы показателей и индикаторов. Основным фактором, обеспечивающим наиболее полное удовлетворение потребностей людей, а, следовательно, повышающим их уровень жизни, выступает развитие производства материальных благ и услуг, рост производительности труда. В экономической теории  выделяют 4 уровня жизни населения: достаток, нормальный уровень, бедность, нищета. Бедность в первую очередь связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. На уровень общественного благосостояния влияют все показатели, которые определяют уровень жизни.
  3. Индекс развития человеческого потенциала является общепризнанным универсальным сопоставимым показателем и используется при анализе социально-экономического положения в отдельных странах и в мире в целом. Он является сводным показателем, складывающимся в свою очередь из таких показателей, как ожидаемая продолжительность жизни; размер реального ВВП на душу населения; уровень образования и квалификации рабочей силы. ИРЧП имеет преимущества перед другими показателями межстрановых сравнений (ВВП, уровень дохода и др.), поскольку позволяет дать обобщённую оценку благосостояния общества и его духовного развития. Вместе с тем, ограниченное число показателей не позволяет глубоко и точно исследовать происходящие в обществе социальные и экономические процессы.
  4. Согласно «Докладу о развитии человека» за 2007 год, основой которого является ИРЧП, ситуация в мире является весьма неоднозначной. Индекс варьирует в пределах от 0,965 в Норвегии – страны, занимающей первую строчку рейтинга, до 0,311 в Нигере, обосновавшегося на последней 177-й позиции. В таких странах, как Сьерра-Леоне и Нигер  средняя продолжительность жизни составляет чуть более 40 лет, а в Японии – более 80. Республика Беларусь, согласно «Докладу о развитии человека» за 2007 г. занимает 67 позицию, однако по сравнению с прошлыми годами в данном рейтинге откатывает назад.
  5. Беларусь относится к группе стран со средним уровнем развития. В Республике Беларусь последовательно проводится социально ориентированная экономическая политика, главной целью которой является рост уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики. Наблюдаются высокие темпы роста денежных доходов населения. Уровень безработицы в Республике Беларусь самый низкий на постсоветском пространстве, наблюдается снижение уровня малообеспеченности. Наблюдается снижение материнской и младенческой смертности. Динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни населения, является положительной, и это говорит о последовательном повышении уровня его жизни.
  6. Предотвращение бедности остается важнейшей задачей государственной социальной политики в Республике Беларусь на долгосрочную перспективу. Изучение проблемы повышения уровня жизни человека и его благосостояния в формирующейся рыночной системе  связанно с развитием рыночной модели социальной политики. Для решения данной проблемы нужно изучить методологические и теоретические основы всей системы социально-экономических и общественных отношений, которые показывают динамику развития благосостояния человека и всей социальной системы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бондарь Н. Н., Терлиженко А. И. Социальная политика в РБ: Учеб. пособие. Мн.: 2005.
  2. Плотницкий М. И. Макроэкономика: Учеб. пособие. Москва: 2002.
  3. Рофе А. И., Жуков А. Л. Теоретические основы экономики и социологии труда: Учебник. Москва: 1999.
  4. Рофе А. И. Экономика и социология труда: Учеб. пособие. Москва, 1996.
  5. Румянцева Е. Е. Стратегия преодоления бедности: Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2001. Рыбалкин В.Е., Грибанич В. М. и др. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма. М., «Международные отношения», 2006.
  6. Мазин А. Л. Экономика труда: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  7. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах» Минск, 2008.
  8. Статистический сборник «Устремленность в будущее Беларусь 1995-2005» Минск, 2006.
  9. Отдел идеологической работы райисполкома  Справочно - информационный материал на тему «Возродим деревню - сохраним страну»
  10. Володин С. П. // Нар. Газета. 2006. 23 сентября. С.4.
  11.   Кольченко И. М. //Сов. Белоруссия. 2006. 14 октября. №195. С. 2.
  12.   Черковец О. В. Белорусский прорыв (Проблемы социально-экономического развития Республики Беларусь газами российского экономиста). Гродно, 2006.
  13.   Кузнецов Г. И. Качество жизни и труда в странах – членах Евросоюза// Охрана труда и социальное страхование. 2005. № 6. С.45.
  14. Отдел идеологической работы горисполкома  Основной вектор//Варяг-пресс. 2006. 18 октября. №161. С. 3.
  15. Рыбалкин В.Е., Грибанич В. М. и др. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма. М., «Международные отношения», 2006.
  16. Стражева Н. С. Беларусь и мир//Беларуская думка.-2007.-№2
  17. Доклад ООН об уровне человеческого развития, 2006 г.(www.un.org)
  18. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.// Экономический бюллетень НИЭИ-2007-№8.

 

Приложение А

 Показатели  и индикаторы уровня жизни  населения

Показатели уровня жизни

Индикаторы показателей

 Удовлетворение основных физических  потребностей

1.  Здоровье

    1. Общая смертность на 1 или 100 тыс. населения.
    2. Число детей, умерших в возрасте до одного года на 1000 родившихся.
    3. Ожидаемая продолжительность жизни.
    4. Заболеваемость с утратой трудоспособности.

Другие. 

2.  Питание

    1. Потребление основных продуктов питания.

Другие.

3.  Жилище

    1. Ввод в действие общей площади жилых домов.
    2. Общая площадь жилищ.
    3. Благоустройство жилищного фонда.
    4. Средний размер квартир.

Другие.

4.  Домашнее имущество.

    1. Обеспеченность населения предметами культурно- бытового и хозяйственного назначения.
    2. Продажа населению предметов культурно- бытового назначения.

Другие 

5.  Платные услуги

    1. Объем платных услуг населению.
    2. Структура платных услуг населению.
    3. Объем бытовых услуг.

Другие 

Удовлетворение  духовных потребностей

6.  Культурный уровень населения

    1. Уровень образования населения.
    2. Объем издаваемых книг и брошюр.
    3. Объем издаваемых журналов и других периодических изданий.
    4. Обеспеченность населения телевизорами.

Другие.

Удовлетворение  социальных потребностей

7.  Условия труда

    1. Потери рабочего времени в промышленности (в среднем на одного рабочего, дней).
    2. Изменение условий труда работников (занято условий труда работников (занято тяжелым физическим трудом и др.)
    3. Травматизм на производстве (число пострадавших при несчастных случаях с утратой трудоспособности на один рабочий день и более, и со смертельным исходом на 1000 работающих).

Другие.

8.  Условия отдыха

    1. Численность детей, отдохнувших в летних оздоровительных лагерях.

Другие.

9.  Социальное обеспечение

    1. Соотношение средних и минимальных размеров пенсий и оплаты труда.
    2. Соотношение средних размеров пособий на детей и их прожиточного минимума.
    3. Соотношение размеров пенсий и прожиточного минимума.

Другие.

10. Социально - бытовая обстановка

    1. Общая численность безработных.
    2. Смертность от несчастных случаев, отравлений и травм, убийств и др.
    3. Забастовки (число человеко-дней потерь рабочего времени, число участников).
    4. Число зарегистрированных преступлений.
    5. Объем сброса загрязненных сточных вод.
    6. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Другие.

11.  Доходы и расходы.

    1. Денежные доходы населения, в т.ч. по видам.
    2. Денежные расходы населения, в т.ч. по видам.
    3. Среднемесячная зарплата работающих в экономике, в т.ч. по отраслям, регионам и профессиям.
    4. Прирост сбережений населения во вкладах.

Другие.


Примечание. Источник: Рофе А. И. Экономика и социология труда: Учеб. пособие. Москва, 1996.

Приложение Б

Страна

Место по ИРЧП, 2006 год

Норвегия

1

Исландия

2

Австралия

3

Ирландия

4

Швеция

5

Канада

6

Япония

7

США

8

Швейцария

9

Голландия

10

Финляндия

11

Люксембург

12

Бельгия

13

Австрия

14

Дания

15

Франция

16

Италия

17

Великобритания

18

Испания

19

Новая Зеландия

20

Гонконг

22

Израиль

23

Южная Корея

26

Словения

27

Чехия

30

Польша

37

Эстония

40

Латвия

45

Литва

41

Россия

65

Беларусь

67

Украина

77

Казахстан

79

Армения

80

Китай

81

Азербайджан

99

Туркменистан

105

Вьетнам

109

ЮАР

121

Таджикистан

122

Индия

126

Пакистан

134

Бутан

135

Непал

138

Сьерра-Леоне

176

Нигер

177


Источник: Собственная разработка 

 

Приложение В

Источник: собственная разработка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Г

ВВП на душу населения рассчитанный в долларах по паритету покупательной способности, 2007 г.

Источник: собственная разработка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Д

 

 

Источник: собственная разработка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Е

 

 

Источник: собственная  разработка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Приложение Ж

Источник: собственная  разработка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Уровень жизни населения: понятие, показатели, факторы роста