Уровень жизни населения России и его региональные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:48, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть региональные особенности уровня жизни.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
. раскрыть содержание понятия "уровень жизни" в экономической литературе;
. произвести анализ и оценку основных показателей уровня жизни населения России;
. произвести анализ и оценку основных показателей уровня жизни населения Тюменской области.
. предложить меры по повышению уровня жизни населения.

Работа состоит из  1 файл

курсач МАКРОЭКОНОМИКА.rtf

— 706.88 Кб (Скачать документ)

Важнейшими элементами жизни являются жильё, социально - бытовое обслуживание, характеризуемые при помощи следующих основных показателей: средняя обеспеченность жильем в расчете на одного жителя, степень обеспеченности жилищного фонда современными удобствами, структура жилищного фонда по формам собственности (государственная, муниципальная, кооперативная , частная), отпуск воды коммунальным водопроводом населению на коммунально-бытовые нужды в расчете на одного жителя, число пассажиро-километров общественного транспорта на одного жителя. Сюда же следует отнести и основные показатели развития образования, здравоохранения, культуры, отдыха.

Уровень жизни населения

Главной целью в области социальной политики станет повышение благосостояния, уровня и качества жизни населения.

В области содействия росту заработной платы и охраны труда необходимо:

повышение минимального размера оплаты труда , поэтапное приближение МРОТ к прожиточному минимуму трудоспособного населения в соответствии с нормами федерального законодательства; увеличение уровня заработной платы работников бюджетных организаций с целью сближения их среднего размера оплаты труда с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетной сфере, переход на нормативное бюджетное финансирование, сокращение количества нарушений трудовых прав граждан, в первую очередь задолженности по оплате труда; введение новых систем оплаты труда работников бюджетных организаций .

В области содействия улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования будут решаться такие задачи, как:

повышение уровня пенсионного обеспечения с целью доведения размера социальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера;

развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения населения.

В области социальной поддержки и социального обслуживания:

развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите;

совершенствование системы социального обслуживания населения.

В целях достижения поставленных задач будут реализованы:

План действий по погашению и недопущению задолженности по выплате заработной платы работников предприятий и организаций;

Концепция повышения трудовой мотивации, занятости и снижения уровня бедности в Республике Саха (Якутия) на 2001-2010 годы, включающая в себя реализацию мероприятий Комплекса мер по повышению трудовой мотивации, занятости и снижения уровня бедности в Республике Саха (Якутия) на 2001-2010 годы в области оплаты труда и трудовых отношений , рынка труда, социальной поддержки населения;

План действий Правительства Республики Саха (Якутия) по сдерживанию темпов роста цен и тарифов для населения на 2007-2012 годы.

 

Таблица. Индикаторы:

Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Реальные располагаемые денежные доходы на душу населения, % к предыдущему году

105,4

103,6

104,0

104,6

105,2

105,5

Реальная начисленная заработная плата, % к предыдущему году

106,8

103,4

102,5

102,0

102,9

103,5

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения

20,4

19,9

19,4

19,0

18,6

18,3


 

Повышение уровня жизни населения является одним из главных условий улучшения демографической ситуации и положения семей с детьми.

Кроме того, в области демографии необходимо решение следующих задач:

создание благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми;

содействие снижению смертности;

укрепление системы социальной защиты семьи, защита прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей;

создание условий для гармоничного развития детей, проживающих в районах Севера и Арктики.

Разработана государственная целевая программа «Семья и дети Республики Саха (Якутия) на 2007-2012 годы» с объемом финансирования из республиканского бюджета в размере 315 млн. рублей.

 

Таблица. Индикаторы:

Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

65,5

65,6

65,7

65,8

65,9

66

Число родившихся на 1000 человек населения

14,4

15,1

15,4

15,6

15,9

16,1


 

 

 

2. Социально-экономическое положение России на современном этапе

 

.1 Анализ и оценка основных показателей уровня жизни населения России

 

Состав и структура показателей уровня жизни населения

В таблице 1 представлены данные ИРЧП РФ и составляющих его показателей в период с 2006г. по 2009г.

 

Таблица 1. ИРЧП и показатели его расчета для Российской Федерации

Год

ВВП долл. ППС

Индекс дохода

ОПЖ

Индекс долголетия

Грамотность

Доля учащихся в возрасте 7-24 лет, %

Индекс образования

ИРЧП

2006

7278

0,716

65,3

0,672

99,0

77

0,919

0,769

2007

7926

0,730

64,82

0,664

99,0

73,5

0,905

0,766

2008

8800

0,747

64,9

0,664

99,0

73,9

0,906

0,773

2009

9922

0,767

65,3

0,671

99,0

73,7

0,906

0,781


 

Таблица 2. Лечебно профилактические учреждения (на конец года)

 

2007

2008

2009

1

2

3

4

Число больничных учреждений тыс.

12,1

10,9

10,7

Число больничных коек тыс.

1716,5

1672,4

1671,6

Из общего числа больничных коек койки для больных детей тыс.

250,1

236,4

228,6

Число коек для беременных и рожениц тыс.

95,2

91,6

90,7

Число коек для гинекологических больных тыс.

101,4

97,7

98,1

Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений тыс.

21,1

21,1

21,3

Число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий тыс.

15,6

15,8

16,0

Число фельдшерских пунктов тыс.

44,8

44,7

44,6


 

 

За три года число больниц уменьшилось на 0,4 (или на 3,6%), число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений возросло на 0,9%, число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий увеличилось на 2,6%, а число фельдшерско-акушерских пунктов понизилось на 0,4%.

На мой взгляд, не смотря на вышеуказанные данные, объемы строительства медицинских учреждений увеличиваются. Например, если в 2007 г. было введено в действие больничных учреждений (коек) 7321, то в 2009 г.- на 2213 коек, или на 30,2% больше.

Почти такая же ситуация сложилась и с амбулаторно-поликлиническими учреждениями. По сравнению с 2007 г. в 2008 г. было введено в действие на 21268 посещений в смену, то в 2009 г. - на 3506, или на 16,5% больше. А если сравнить 2009 г. с 2008 г., то замечается значительное понижение ввода амбулаторно-поликлинических учреждений, то есть в 2008 г. было 27997 посещений в смену, что на 11,5% больше чем в 2009 г.

Трудное положение складывается с формированием и развитием школьной сети (см. таблицу 3).

 

Таблица 3. Государственные дневные общеобразовательные учреждения (на начало года)

 

2007

2008

2009

1

2

3

4

Число общеобразовательных учреждений, тыс.

67,3

66,9

66.4

В том числе: начальных

15,7

15,4

14,9

основных

13,2

13,0

12,7

средних (полных)

36,4

36,5

36,8

образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья

2,0

2,0

2,0


 

Данные таблицы показывают, что с 2007 г. по 2009 г. в России число дневных общеобразовательных школ сократилось на 0,9 (1,3%). Наиболее интенсивно идет процесс закрытия начальных (5,1%) и основных (3,8%) школ, что не скажешь о средних школах - темп прироста равен 1,1%, а в общеобразовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья ситуации стабильна в течение трех лет.

Я могу сказать исходя из собственного опыта, что многие здания общеобразовательных школ требуют капитального ремонта, часть находится в аварийном состоянии. В ряде мест школы, особенно начальные и базовые, размещаются в неприспособленных для работ с детьми внутри помещений. Несмотря на такое положение, объемы ввода в действие новых зданий общеобразовательных школ в последние годы снижаются. Характерной особенностью школьной сети является наличие в ней большого числа мелких и малокомплектных школ.

В таких учебных заведениях, как показывает практика, трудно обеспечить специализацию учителей. Им приходится совмещать преподавание многих предметов. Мелкие школы хуже оснащены техническими средствами обучения, лабораторным оборудованием, наглядными пособиями. С 2007 г. по 2009 г. количество дошкольных учреждений сократилось на 5,3 тыс. единиц (9,4%), в городах и поселках городского типа - на 2,4 (7,7%), в сельской местности - на 2,9 (11,3%). Одновременно наблюдается невысокая наполняемость многих дошкольных учреждений. В 2009 г. численность в дошкольных учреждениях составила 3408 тыс. - в городах и поселках городского типа, 855 тыс. - в сельской местности. Причин, вызывающих такое положение, много. Это и низкий уровень оплаты труда, удорожание услуг и др. Как мне кажется ситуация с высшими учебными заведениями несколько улучшилась в период с 2009\1 по 2010\3 г.г. их число не только не уменьшилось но даже увеличилось. Однако произошло это в основном из-за прироста негосударственных высших учебных заведений. В последние годы положение стало трудным и с детскими дошкольными учреждениями. Данные о развитии их сети представлены в таблице 3.

Таблица 3. Динамика числа школьных учреждений

 

2007

2008

2009

1

2

3

4

Число дошкольных учреждений тыс.

56,6

53,9

51,3

В том числе в городах и поселках городского типа

31,0

29,6

28,6

В сельской местности

25,6

24,3

22,7


 

Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения, по-прежнему остается обеспеченность жильем. В России жилищная проблема стоит очень остро. В очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий на начало 2010г. насчитывалось 11% от общего числа семей. Основным источником обеспечения населения жильем является новое жилищное строительство. За 2009г. в области построено за счет всех источников финансирования 30,3 млн. кв. метров. По сравнению с 2008 г. ввод жилья уменьшился на 5,3% (на 1.7% млн. кв. метров).

В последние годы происходит дальнейшая децентрализация финансирования жилищного строительства. В условиях ограниченности бюджетных финансовых ресурсов основными источниками финансирования жилищного строительства остаются средства населения, собственные средства предприятий и организаций. Исходя из своих наблюдений, я могу сказать, что финансовое положение большинства предприятий и организаций сложное; денежные средства на строительство жилья ограничены, поэтому население все в большей степени само ищет пути решения улучшения своих жилищных условий. Ввод индивидуальных жилищных домов осуществляется во всех городах и районах страны. Но сдерживающим фактором развития индивидуального жилищного строительства продолжает оставаться недостаток денежных средств у населения.

 

Таблица 4. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения

 

Март 2010г

В % к

I квартал 2010г. в % к I кварталу 2009г

Справочной

   

марту 2009г

февралю 2010г

 

март 2009г. в % к

I квартал 2009г. в % к I кварталу 2008г.

         

марту 2008г

февралю 2009г.

 

Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей

17392

110,0

103,4

113,7

118,1

105,3

114,0

Реальные располагаемые денежные доходы

 

104,2

102,3

107,4

104,5

103,1

100,7

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника:

             

Номинальная , рублей

20158

110,1

106,0

109,6

111,9

105,8

112,8

реальная

 

103,4

105,3

102,2

98,2

104,4

99,2

Информация о работе Уровень жизни населения России и его региональные особенности