Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:48, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть региональные особенности уровня жизни.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
. раскрыть содержание понятия "уровень жизни" в экономической литературе;
. произвести анализ и оценку основных показателей уровня жизни населения России;
. произвести анализ и оценку основных показателей уровня жизни населения Тюменской области.
. предложить меры по повышению уровня жизни населения.
Важнейшими элементами жизни являются жильё, социально - бытовое обслуживание, характеризуемые при помощи следующих основных показателей: средняя обеспеченность жильем в расчете на одного жителя, степень обеспеченности жилищного фонда современными удобствами, структура жилищного фонда по формам собственности (государственная, муниципальная, кооперативная , частная), отпуск воды коммунальным водопроводом населению на коммунально-бытовые нужды в расчете на одного жителя, число пассажиро-километров общественного транспорта на одного жителя. Сюда же следует отнести и основные показатели развития образования, здравоохранения, культуры, отдыха.
Уровень жизни населения
Главной целью в области социальной политики станет повышение благосостояния, уровня и качества жизни населения.
В области содействия росту заработной платы и охраны труда необходимо:
повышение минимального размера оплаты труда , поэтапное приближение МРОТ к прожиточному минимуму трудоспособного населения в соответствии с нормами федерального законодательства; увеличение уровня заработной платы работников бюджетных организаций с целью сближения их среднего размера оплаты труда с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетной сфере, переход на нормативное бюджетное финансирование, сокращение количества нарушений трудовых прав граждан, в первую очередь задолженности по оплате труда; введение новых систем оплаты труда работников бюджетных организаций .
В области содействия улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования будут решаться такие задачи, как:
повышение уровня пенсионного обеспечения с целью доведения размера социальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера;
развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения населения.
В области социальной поддержки и социального обслуживания:
развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите;
совершенствование системы социального обслуживания населения.
В целях достижения поставленных задач будут реализованы:
План действий по погашению и недопущению задолженности по выплате заработной платы работников предприятий и организаций;
Концепция повышения трудовой мотивации, занятости и снижения уровня бедности в Республике Саха (Якутия) на 2001-2010 годы, включающая в себя реализацию мероприятий Комплекса мер по повышению трудовой мотивации, занятости и снижения уровня бедности в Республике Саха (Якутия) на 2001-2010 годы в области оплаты труда и трудовых отношений , рынка труда, социальной поддержки населения;
План действий Правительства Республики Саха (Якутия) по сдерживанию темпов роста цен и тарифов для населения на 2007-2012 годы.
Таблица. Индикаторы:
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Реальные располагаемые денежные доходы на душу населения, % к предыдущему году |
105,4 |
103,6 |
104,0 |
104,6 |
105,2 |
105,5 |
Реальная начисленная заработная плата, % к предыдущему году |
106,8 |
103,4 |
102,5 |
102,0 |
102,9 |
103,5 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения |
20,4 |
19,9 |
19,4 |
19,0 |
18,6 |
18,3 |
Повышение уровня жизни населения является одним из главных условий улучшения демографической ситуации и положения семей с детьми.
Кроме того, в области демографии необходимо решение следующих задач:
создание благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми;
содействие снижению смертности;
укрепление системы социальной защиты семьи, защита прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей;
создание условий для гармоничного развития детей, проживающих в районах Севера и Арктики.
Разработана государственная целевая программа «Семья и дети Республики Саха (Якутия) на 2007-2012 годы» с объемом финансирования из республиканского бюджета в размере 315 млн. рублей.
Таблица. Индикаторы:
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
65,5 |
65,6 |
65,7 |
65,8 |
65,9 |
66 |
Число родившихся на 1000 человек населения |
14,4 |
15,1 |
15,4 |
15,6 |
15,9 |
16,1 |
2. Социально-экономическое положение России на современном этапе
.1 Анализ и оценка основных показателей уровня жизни населения России
Состав и структура показателей уровня жизни населения
В таблице 1 представлены данные ИРЧП РФ и составляющих его показателей в период с 2006г. по 2009г.
Таблица 1. ИРЧП и показатели его расчета для Российской Федерации
Год |
ВВП долл. ППС |
Индекс дохода |
ОПЖ |
Индекс долголетия |
Грамотность |
Доля учащихся в возрасте 7-24 лет, % |
Индекс образования |
ИРЧП |
2006 |
7278 |
0,716 |
65,3 |
0,672 |
99,0 |
77 |
0,919 |
0,769 |
2007 |
7926 |
0,730 |
64,82 |
0,664 |
99,0 |
73,5 |
0,905 |
0,766 |
2008 |
8800 |
0,747 |
64,9 |
0,664 |
99,0 |
73,9 |
0,906 |
0,773 |
2009 |
9922 |
0,767 |
65,3 |
0,671 |
99,0 |
73,7 |
0,906 |
0,781 |
Таблица 2. Лечебно профилактические учреждения (на конец года)
2007 |
2008 |
2009 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Число больничных учреждений тыс. |
12,1 |
10,9 |
10,7 |
Число больничных коек тыс. |
1716,5 |
1672,4 |
1671,6 |
Из общего числа больничных коек койки для больных детей тыс. |
250,1 |
236,4 |
228,6 |
Число коек для беременных и рожениц тыс. |
95,2 |
91,6 |
90,7 |
Число коек для гинекологических больных тыс. |
101,4 |
97,7 |
98,1 |
Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений тыс. |
21,1 |
21,1 |
21,3 |
Число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий тыс. |
15,6 |
15,8 |
16,0 |
Число фельдшерских пунктов тыс. |
44,8 |
44,7 |
44,6 |
За три года число больниц уменьшилось на 0,4 (или на 3,6%), число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений возросло на 0,9%, число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий увеличилось на 2,6%, а число фельдшерско-акушерских пунктов понизилось на 0,4%.
На мой взгляд, не смотря на вышеуказанные данные, объемы строительства медицинских учреждений увеличиваются. Например, если в 2007 г. было введено в действие больничных учреждений (коек) 7321, то в 2009 г.- на 2213 коек, или на 30,2% больше.
Почти такая же ситуация сложилась и с амбулаторно-поликлиническими учреждениями. По сравнению с 2007 г. в 2008 г. было введено в действие на 21268 посещений в смену, то в 2009 г. - на 3506, или на 16,5% больше. А если сравнить 2009 г. с 2008 г., то замечается значительное понижение ввода амбулаторно-поликлинических учреждений, то есть в 2008 г. было 27997 посещений в смену, что на 11,5% больше чем в 2009 г.
Трудное положение складывается с формированием и развитием школьной сети (см. таблицу 3).
Таблица 3. Государственные дневные общеобразовательные учреждения (на начало года)
2007 |
2008 |
2009 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Число общеобразовательных учреждений, тыс. |
67,3 |
66,9 |
66.4 |
В том числе: начальных |
15,7 |
15,4 |
14,9 |
основных |
13,2 |
13,0 |
12,7 |
средних (полных) |
36,4 |
36,5 |
36,8 |
образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Данные таблицы показывают, что с 2007 г. по 2009 г. в России число дневных общеобразовательных школ сократилось на 0,9 (1,3%). Наиболее интенсивно идет процесс закрытия начальных (5,1%) и основных (3,8%) школ, что не скажешь о средних школах - темп прироста равен 1,1%, а в общеобразовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья ситуации стабильна в течение трех лет.
Я могу сказать исходя из собственного опыта, что многие здания общеобразовательных школ требуют капитального ремонта, часть находится в аварийном состоянии. В ряде мест школы, особенно начальные и базовые, размещаются в неприспособленных для работ с детьми внутри помещений. Несмотря на такое положение, объемы ввода в действие новых зданий общеобразовательных школ в последние годы снижаются. Характерной особенностью школьной сети является наличие в ней большого числа мелких и малокомплектных школ.
В таких учебных заведениях, как показывает практика, трудно обеспечить специализацию учителей. Им приходится совмещать преподавание многих предметов. Мелкие школы хуже оснащены техническими средствами обучения, лабораторным оборудованием, наглядными пособиями. С 2007 г. по 2009 г. количество дошкольных учреждений сократилось на 5,3 тыс. единиц (9,4%), в городах и поселках городского типа - на 2,4 (7,7%), в сельской местности - на 2,9 (11,3%). Одновременно наблюдается невысокая наполняемость многих дошкольных учреждений. В 2009 г. численность в дошкольных учреждениях составила 3408 тыс. - в городах и поселках городского типа, 855 тыс. - в сельской местности. Причин, вызывающих такое положение, много. Это и низкий уровень оплаты труда, удорожание услуг и др. Как мне кажется ситуация с высшими учебными заведениями несколько улучшилась в период с 2009\1 по 2010\3 г.г. их число не только не уменьшилось но даже увеличилось. Однако произошло это в основном из-за прироста негосударственных высших учебных заведений. В последние годы положение стало трудным и с детскими дошкольными учреждениями. Данные о развитии их сети представлены в таблице 3.
Таблица 3. Динамика числа школьных учреждений
2007 |
2008 |
2009 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Число дошкольных учреждений тыс. |
56,6 |
53,9 |
51,3 |
В том числе в городах и поселках городского типа |
31,0 |
29,6 |
28,6 |
В сельской местности |
25,6 |
24,3 |
22,7 |
Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения, по-прежнему остается обеспеченность жильем. В России жилищная проблема стоит очень остро. В очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий на начало 2010г. насчитывалось 11% от общего числа семей. Основным источником обеспечения населения жильем является новое жилищное строительство. За 2009г. в области построено за счет всех источников финансирования 30,3 млн. кв. метров. По сравнению с 2008 г. ввод жилья уменьшился на 5,3% (на 1.7% млн. кв. метров).
В последние годы происходит дальнейшая децентрализация финансирования жилищного строительства. В условиях ограниченности бюджетных финансовых ресурсов основными источниками финансирования жилищного строительства остаются средства населения, собственные средства предприятий и организаций. Исходя из своих наблюдений, я могу сказать, что финансовое положение большинства предприятий и организаций сложное; денежные средства на строительство жилья ограничены, поэтому население все в большей степени само ищет пути решения улучшения своих жилищных условий. Ввод индивидуальных жилищных домов осуществляется во всех городах и районах страны. Но сдерживающим фактором развития индивидуального жилищного строительства продолжает оставаться недостаток денежных средств у населения.
Таблица 4. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения
Март 2010г |
В % к |
I квартал 2010г. в % к I кварталу 2009г |
Справочной | ||||
марту 2009г |
февралю 2010г |
март 2009г. в % к |
I квартал 2009г. в % к I кварталу 2008г. | ||||
марту 2008г |
февралю 2009г. |
||||||
Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей |
17392 |
110,0 |
103,4 |
113,7 |
118,1 |
105,3 |
114,0 |
Реальные располагаемые денежные доходы |
104,2 |
102,3 |
107,4 |
104,5 |
103,1 |
100,7 | |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника: |
|||||||
Номинальная , рублей |
20158 |
110,1 |
106,0 |
109,6 |
111,9 |
105,8 |
112,8 |
реальная |
103,4 |
105,3 |
102,2 |
98,2 |
104,4 |
99,2 |
Информация о работе Уровень жизни населения России и его региональные особенности