Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:48, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть региональные особенности уровня жизни.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
. раскрыть содержание понятия "уровень жизни" в экономической литературе;
. произвести анализ и оценку основных показателей уровня жизни населения России;
. произвести анализ и оценку основных показателей уровня жизни населения Тюменской области.
. предложить меры по повышению уровня жизни населения.
Для решения поставленных задач необходимо, чтобы главными условиями предоставления социальной помощи населению считалось не только малообеспеченность и наличие трудной жизненной ситуации, с которой заявитель не смог справиться самостоятельно, используя все доступные способы, а также иные обстоятельства, объективно влияющие на оценку гражданами своего положения и уровня жизни.
Целями программы являются:
содействие гражданам, проживающим на территории России, в поддержании уровня жизни, создании условий для выхода из трудной жизненной ситуации;
содействие улучшению условий жизни пожилых людей и повышение ее качества;
содействие активному участию ветеранских организаций края в общественной жизни, работе с ветеранами и пенсионерами.
Реализация основной цели Программы достигается решением следующих задач:
предоставление единовременной адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
предоставление единовременной адресной материальной помощи социально незащищённым семьям, проживающим в домах с печным отоплением, требующим ремонта;
оказание дополнительных мер социальной поддержки для повышения качества жизни граждан пожилого возраста (материальная помощь на ремонт жилья одиноко проживающим пенсионерам старше 65 лет , компенсация расходов труженикам тыла на установку стационарных телефонов, адресная социальная помощь вдовам инвалидов и участников Великой Отечественной войны, умерших до 12 июня 1990 года, на установку (замену) памятника, надгробия;
компенсация расходов на проезд по территории Российской Федерации один раз в год реабилитированным лицам);
создание условий для участия ветеранских организаций в жизни общества, в организации и проведении консультативной и иной работы с ветеранами и пенсионерами посредством оказания социальной помощи.
Реализация долгосрочной целевой программы позволит экономично распределять денежные средства бюджета с учетом индивидуальной оценки ситуации в каждом случае, что в свою очередь обеспечит доступность государственной поддержки для нуждающихся в ней граждан в необходимой мере и даст равные с остальным населением возможности потребительского выбора.
Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной программы, должно стать снижение дифференциации в денежных доходах как между группами населения, так и между территориями края.
Таким образом, из проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:
качество и благосостояние населения как свойства, составляющие среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения, начинает постепенно повышаться благодаря различным социальным программам. Значит, государство заинтересованно в повышении благосостояния населения и улучшения качества его жизни.
по индексу развития человеческого потенциала Россия по своему рейтингу отходит все дальше и дальше от стран с высоким уровнем данного показателя. Следовательно, государству необходимо задуматься о влиянии на такие показатели, как: продолжительность жизни, уровень образования и ВВП на душу населения, которые и используются при расчете индекса.
государством принимаются различные меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.
Заключение
Анализ изменений в уровне жизни населения в России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Годы реформирования российской экономики сопровождались обвальным падением уровня жизни и интенсивным социальным расслоением населения , если судить по публикуемым Госкомстатом России официальным показателям реальных денежных доходов и их дифференциации. Общий объем розничного товарооборота и конечного потребления домохозяйств в физическом объеме сократился относительно незначительно, а средняя обеспеченность населения предметами длительного пользования и общей площадью жилищного фонда возросла. Одно это перечисление противоречивых тенденций показывает необходимость построения целостной картины измерения уровня жизни населения, как базы последующих прогнозных разработок.
Методология оценки уровня и качества жизни населения является важным аналитическим инструментом государственной социально-экономической политики, который позволяет:
. устанавливать ориентиры социально-экономической политики государства на перспективу;
. осуществлять анализ текущего уровня социально-экономического развития страны;
. оценивать уровень бедности;
. проводить межрегиональные сопоставления уровня и качества жизни населения.
Снижение жизненного уровня населения - неизбежное следствие столь масштабных преобразований, глубина падения - процесс регулируемый. Более эффективное государственное управление и регулирование на всех уровнях - федеральном, региональном, местном - и воздействие общества на государственную политику могли бы предотвратить широкое распространение бедности и возникновение негативных тенденций, неблагоприятно влияющих как на возможности экономического роста, так и на развитие общества.
По производственным показателям и по уровню жизни Тюменская область заслуженно занимает одну из лидирующих позиций в стране.
По уровню жизни Тюменская область (включая ХМАО и ЯМАО) находится на втором-третьем месте по уровню жизни в России.
Список использованной литературы
.Булатов А.С. Экономика: Учебник. - М.: Бек, 2008.
.Бобков В. Уровень социального неравенства // Экономист. - 2008. - №3.
. Васильев, В.П. Качество и уровень жизни населения Российской Федерации // В.П. Васильев. - М.: ЭКОС, 2007.
.Ржаницына Л.А. Бедность в России: причины, особенности, пути уменьшения // Экономист. - 2009.
.Региональные особенности уровня жизни населения // А.В. Цимбалист, В.Н. Сидорова. - 2008.
. Мироедов, А.А. Качество жизни в статистических показателях социально- экономического развития // А.А. Мироедов. - М.: Вопросы статистики, 2008.
. Прохоров, Н.В. Экология человека / Н.В. Прохоров. - М.: ЭКОС, 2007.
.Бобков В. Структура общества // Экономист. 2009.
.Маневич В.Е. Социально-экономическое положение России в зеркале научной периодики // Бизнес и банки. - 2007.
. Гусаров, В.М. Статистика: учеб. пособие / В.М. Гусаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
. Демографический ежегодник России. 2008. Росстат.
. Кошелев А.Н. Национальная экономика.2008.
.Крыжановская А.Г. Теоретические подходы к определению качества жизни населения. 2009.
.Тихонова Н. Неравенство как норма жизни//Литературная газета. - 2007.
.Выступление Дмитрия Медведева на II Общероссийском гражданском форуме 22 января 2008г.
.Байгереев М.В. Анализ российской бедности: причины, особенности и методика счета // Человек и труд. - 2007.
. Злобина, Г.Ю. Качество жизни: структурные составляющие и перспективные направления развития. 2007.
.Кудров В.М. Национальная Экономика России.2007.
.Диденко Н.И. Мировая экономика: методы анализа экономических процессов.2008.
. Социальное положение уровня жизни населения России. 2011. Росстат.
. Регионы России социально экономические показатели. 2011. Росстат.
Информация о работе Уровень жизни населения России и его региональные особенности